Рейтинг
Порталус

Основные тенденции развития местного налогообложения в РФ

Дата публикации: 21 июля 2010
Автор(ы): Бочарникова Светлана Викторовна
Публикатор: bocharnikova
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1279700504


Бочарникова Светлана Викторовна, (c)

Основные тенденции развития местного налогообложения в РФ
Бочарникова Светлана Викторовна
студентка 4 курса
Института Управления, Бизнеса и Права
Одной из основных задач комплексного социально - экономического развития муниципальных образований является укрепление налоговой базы местных бюджетов. В целом обобщение опыта различных стран по установлению местных налогов свидетельствует о том, что наиболее предпочтительными местными налогами являются подоходные налоги с физических лиц и налоги на имущество граждан. Налог на имущество предприятий и налог на прибыль корпораций могут применяться для финансирования той или иной доли местных услуг, которая направлена на удовлетворение потребностей этих предприятий.
Достоинство налога на имущество предприятий состоит в том, что можно относительно легко оценить налоговую базу в каждом муниципальном образовании, если компания имеет многочисленную филиальную сеть. Напротив, распределение прибыли между отдельными муниципальными образованиями – весьма сложная задача.
Учитывая предпочтительность использования в местном налогообложении подоходного налога с физических лиц и налога на имущество граждан, следует также отметить, что эти налоги используются, как правило, в комплексе, что весьма оправдано. Если представить, что налог на имущество граждан выступает единственным местным налогом, то, поскольку он слабо связан с платёжеспособностью населения и на этом основании его ставки являются умеренными, налоговые поступления в местный бюджет будут незначительными по сравнению с расходами местных органов. Если единственный местный налог – подоходный налог с физических лиц, то поскольку от его уплаты обычно освобождаются малоимущие слои населения, возникает опасность существенного разрыва между действительными потребностями населения муниципалитета и уровнем местных услуг.
Использование местного налога на недвижимость предполагает необходимость решения ряда проблем, связанных с определением:
- налоговой базы. Налоговая база может основываться на оценке ежегодной рыночной стоимости или стоимости основного капитала. Целесообразно использовать ту налоговую базу, для определения которой имеются наиболее доступные данные. Если домовладение сдаётся в аренду, в качестве налоговой базы предпочтительно использовать ежегодную стоимость. Если в домовладении проживают сами владельцы, лучше использовать стоимость основного капитала. Налоговая база, как правило, включает стоимость земли, зданий, сооружений и иного недвижимого имущества;
- частоты проведения переоценки стоимости имущества. Её целесообразно проводить достаточно часто, чтобы налоговая база соответствовала реальной стоимости имущества, однако при этом необходимо свести к минимуму неудобства для собственника при каждой переоценке;
- видов собственности, не подлежащих налогообложению. От уплаты налога обычно освобождаются земли сельскохозяйственного назначения, земли, используемые религиозными, благотворительными организациями, образовательными, общественными учреждениями, больницами, управленческими службами;
- лиц, на которых будет возложена функция оценки и сбора налогов;
- лиц, которые должны платить налоги за арендуемую собственность -владельцев или арендаторов. Если налог взимается с владельца, последний будет стремиться переложить часть налогового бремени на арендаторов путём увеличения арендной платы. В большинстве стран оплата этого налога возлагается на владельца;
- системы скидок, которая может быть введена для оказания помощи малоимущим слоям населения. Следует отметить, что при взимании налога с владельцев труднее оказать помощь малоимущим нанимателям, чем в случае выплаты налога непосредственно нанимателям;
- порядок и сроки уплаты налога. Целесообразно, чтобы платежи налога были частыми и небольшими.
При использовании налога на доходы физических лиц необходимо определить:
- бюджет, в который зачисляется налоговый оклад, поскольку возникает вопрос, какому муниципальному образованию будет поступать налог: тому, где налогоплательщик работает, или тому, где он проживает. Если, например, налог будет уплачиваться по первому принципу, то есть, выступать в форме налога с заработной платы, он будет стимулировать граждан жить в районах с высокими налоговыми ставками, а работать в районах с низкими налоговыми ставками. Существуют и другие варианты налогообложения. Так, в Швейцарии некоторые кантоны разрешают своим местным органам власти облагать граждан как приживающих на их территории, так и работающих на ней;
- лиц, ответственных за проведение оценки налоговых сумм и сбор налогов;
- состав объекта налогообложения: оплата труда или плюс к ней доходы с капитала. Налогообложение доходов с капитала с административной точки зрения может быть затруднительным. С целью решения проблемы могут использоваться единые ставки, равные и средним ставкам местного подоходного налога, а затем налоговые поступления могут распределяться между муниципальными образованиями пропорционально численности населения;
- единую или прогрессивую шкалу налогообложения. При этом следует учитывать, что при установлении единых налоговых ставок права местных органов управления могут быть сведены лишь к освобождению от уплаты налога лиц с уровнем доходов ниже фиксированного минимума. Население местных органов власти правами по установлению прогрессивных налоговых ставок неоправданно увеличит их полномочия по перераспределению доходов, которые должны быть возложены на центральное правительство. Наиболее целесообразным вариантом может стать разрешение местным властям облагать налогом фиксированную часть суммы, которую каждый гражданин выплачивает в качестве общенационального подоходного налога, или установление фиксированной доли от федерального налога.
Анализ практики функционирования муниципальных образований разных стран свидетельствует о том, что в ряде случаев реально собранная сумма местных налогов может существенно отличаться от расчётной. При этом местные органы власти сталкиваются с серьёзными финансовыми трудностями.
В одних странах единственным способом покрытия возникшего дефицита является использование местными органами временных займов. К таким странам относится Норвегия. В других центральные правительства оказывают муниципальным образованиям определённую поддержку. Так, в Дании правительство перечисляет муниципальным образованиям не реально собранную с налогоплательщиков данной территории сумму подоходного налога, а ту сумму, которую местные власти рассчитывали получить. Разница между планируемой и расчётной суммой рассматривается как правительственный заем данному муниципальному образованию, погашение которого осуществляется в течение двух лет с выплатой процентов. В Швеции разница между общей суммой налога, собранной правительством на конкретной территории, и суммой, перечисляемой муниципальному образованию, прибавляется или вычитается из трансфертов, переводимых муниципальному образованию через два года.
Анализ мировой практики местного налогообложения позволяет выявить основные тенденции в данной области и в этом свете оценить изменения, происходящие в сфере местных налогов в России.
В целях установления дополнительных доходных источников местных бюджетов требуется корректировка Бюджетного кодекса, новая редакция которого вступила в силу с 1 января 2009 года. В 2008 году, по данным Минфина России, налоговые доходы составляли 41,8 процентов (579,5 млрд. руб.) в структуре собственных доходов местных бюджетов. При этом в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов основную долю занимали отчисления от налога на доходы физических лиц – 66,8 процентов, а доходы от местных налогов составляли лишь 12,2 процентов (70,7 млрд. руб.), в том числе земельный налог 11,0 процентов и налог на имущество физических лиц – 1,2 процента.
Реальным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от местных налогов, в том числе за счет совершенствования порядка и условий взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц. Значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождено от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом часть земель вообще не учитывается как объект налогообложения.
В целях исправления такого положения необходимо исключить практику предоставления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам с одновременной отменой существующих льгот по этим налогам, установленных на федеральном уровне. Такой подход позволит вести полный государственный учет земель и создаст побудительный мотив у федеральных органов государственной власти вовлекать их в хозяйственный оборот.
Совершенствование законодательного регулирования земельных отношений может осуществляться в следующих направлениях:
- предоставление органам местного самоуправления поселений права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
- улучшения порядка разграничения государственной собственности на землю с тем, чтобы установить больше оснований для отнесения земельных участков к муниципальной собственности, а также установить критерии для разграничения свободных, не занятых имущественными объектами земель.
Поступления от налога на имущество организаций частично направляются по установленным субъектом Российской Федерации нормативам отчислений в местные бюджеты. Установленные федеральным законодательством льготы по налогу на имущество организаций, в частности, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ведут к значительной потере доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях увеличения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц целесообразна разработка законодательного акта по установлению сроков регистрации объектов строительства, включая земельные участки и внесению изменений в законодательство в целях установления механизма привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.
Требует немедленного решения вопрос о закреплении за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 90 процентов. При передаче указанного налога в местные бюджеты общий объем их налоговых доходов возрастет на 10,3 процента.
Важное значение для становления экономики сельских поселений имеет также совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством установления в качестве налоговой базы кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, а также передачи субъектам Российской Федерации полномочия по установлению налоговых ставок по единому сельскохозяйственному налогу в зависимости от особенностей ведения хозяйственной деятельности налогоплательщиками.
Особенно важное значение имеет для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц – наиболее равномерно распределенному налогу с немобильной налоговой базой. Действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим, местные бюджеты недополучают финансовые ресурсы для развития инфраструктуры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг.
Кроме того, налоговые вычеты (социальные, имущественные) по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, а не по месту его работы. И, таким образом, возврат сумм налога должен производиться из того бюджета, в который он не поступал.
В связи с изложенным, правомерно установить порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а не по месту регистрации или фактического нахождения организации, в которой он работает, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует информация о налогооблагаемой базе по налогу на доходы физических лиц за исключением статистического показателя по фонду оплаты труда. Отсутствие вышеназванных показателей создает трудности в работе по увеличению налоговой базы по данному налогу. Очень важно установление в Налоговом кодексе обязательности представления отчетности по налогу на доходы физических лиц, предусмотрев в ней такие показатели, как налогооблагаемая база, сумма начисленного и уплаченного налога, ввести обязанность налоговых агентов по представлению ежеквартальных отчетов о фактических суммах начисленного, удержанного и перечисленного налога на доходы физических лиц.
Многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями выдвигается предложение о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Оно основано на том, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.
Дифференцированная шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц позволяет более равномерно перераспределять налоговую нагрузку, реализовать целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, а также обеспечение гарантированной компенсации выпадающих доходов бюджетов при применении единой налоговой ставки за счет уплаты налога высокодоходными категориями граждан.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам необходимо введение налога на недвижимость в качестве местного налога. Местный налог на недвижимость заменит для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов недвижимости.
Необходимо внесение изменений в налоговое и административное законодательство в целях установления механизма привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости, а также упрощения и унификации оценки данных объектов для взимания имущественных налогов.
Вместе с тем, было бы целесообразно в целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц разработать законодательные акты по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества, включая земельные участки, утвердить Правительством Российской Федерации методику определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, приближенную к реальным рыночным ценам.
Значительной проблемой является то, что в последние годы значительно ухудшился информационный обмен между налоговыми и финансовыми органами. Сокращается периодичность составления налоговой отчетности по налогооблагаемой базе, уменьшается перечень налогов, по которым она составляется практически по всем налоговым источникам, формирующим доходную часть консолидированных бюджетов субъектов Федерации.
В связи с этим было бы целесообразно закрепление в Налоговом кодексе положения об обязанности налоговых органов представлять в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налоговых платежей в соответствующий бюджет, о задолженности по налоговым платежам.
Успешная реализация федеральных законов, обеспечивающих реализацию реформы федеративных отношений и местного самоуправления, во многом зависит от эффективности работы администраторов доходов бюджетов и иных контролирующих органов, от организации их взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Опубликовано на Порталусе 21 июля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): налог, налогообложение, местный бюджет



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама