Рейтинг
Порталус

© РОССИЙСКИЕ СОКРОВИЩА. Алмазный тыл президента Ельцина

Дата публикации: 02 апреля 2016
Автор(ы): Виктор КАШКАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Источник: (c) Правда-5, 10-25-97
Номер публикации: №1459624597


Виктор КАШКАЕВ, (c)

На фото: © РОССИЙСКИЕ СОКРОВИЩА. Алмазный тыл президента Ельцина, автор: admin

1997-й год. В Москве, в "Президент-отеле" подписано торговое соглашение между Россией и корпорацией "Де Бирс" об экспорте необработанных ювелирных алмазов. На первый взгляд, - рядовое экономическое событие. Но тот, кто хоть немного знает действительное положение дел, ни в коем случае рядовым его не назовет. Это большая победа тех, кто хочет использовать богатства России на благо ее народов, а не ради создания сверхприбылей двум-трем десяткам зарубежных фирм (в основном израильских), занимающихся огранкой алмазов.

Почти два года тайные и явные лоббисты диамантеров (производителей бриллиантов) срывали подписание очередного торгового соглашения (хотя между СССР и "Де Бирс" они действовали с конца 50-х годов по декабрь 1995-го). Защищались прежде всего, конечно, интересы иностранных огранщиков. Но не забывала нынешняя наша власть и о себе.

Надоело слушать об управленческой немощи Б. Ельцина, о его административной импотенции. Им, мол, управляют, ему подсовывают документы, а он, не читая, подмахивает их. Может, какие-то подмахивает. Но только не те, что затрагивают его личные интересы. Тут он всегда начеку, все прекрасно понимает и отдает полный отчет в том, что делает.

Яркое тому подтверждение -- его указ N 740 о правилах вывоза из России и ввоза в нее алмазов.

Указа этого ждали давно. При отсутствии закона о драгметаллах и драгкамнях, который пять лет (!) не дают принять заинтересованные силы (последний раз его "утопил" сам Президент, наложив вето на свой же собственный текст, который перед тем требовал от парламента принять), указ должен был расставить не только точки, но и все другие знаки препинания в алмазно-бриллиантовых проблемах, защитив интересы как рынка, так и государства.

Совпало ожидаемое с действительностью? Примерно, как человек со своей тенью. Ну, скажем, государственные интересы. В чем они есть и как они защищаются указом? Чтобы лучше понять, маленькое отступление.

Россия добывает почти четвертую часть алмазов от общемирового объема, занимая второе место. А у кого первое? Не у страны. И даже не у группы стран. У корпорации, имя которой "Де Бирс". Возникшая более века назад, она стала наиболее заметной в течение последних 60 лет. С того момента, когда создала ЦСО (центральную сбытовую организацию) и постепенно приучила мир к продаже алмазов только из одного канала: из своих кладовых. К выгоде, естественно, собственной, но что поразительно, и к большой выгоде стран-производителей. Алмаз ведь не картошка. Это завтрашний бриллиант, а тот, как известно, всего лишь предмет роскоши и доступен не каждому. По мнению экспертов, бриллиант - первое, от чего отказывается общество еще на подступах к депрессии, и последнее, что начинает приобретать после экономического выздоровления. Проще выиграть деньги в тут, на т.н. игроматах, нежели на купле-продаже бриллиантов. Уж, поверьте! Зарабатывает огромные барыши на камнях именно "Де Бирс". Так что надо очень хорошо стараться, чтобы не допустить обвала рынка в результате его перенасыщения. Об этом, кстати, писал еще несколько веков назад Адам Смит, рассуждая об алмазах.

С чем "Де Бирс" успешно справляется. За последние 60 лет добыча алмазов в мире выросла в 20 раз. Казалось, и цены должны, если не упасть, то сохраниться на прежнем уровне. Однако они выросли. Да еще как. В 1500 раз! К удовольствию стран, добывающих алмазы (а их меньше десятка), и самой "Де Бирс". Но к большому раздражению производителей бриллиантов, которые издавна сосредоточились в Израиле, Бельгии США. В странах, где не добывается ни одного карата алмазов и чьи фирмы вынуждены покупать драгоценные камни на мировом рынке, чтобы сделать дорогие престижные украшения. А купить сырые ювелирные алмазы можно только через "Де Бирс". Теперь понятно, какая алмазная кость торчит в бриллиантовом горле? Естественно, задача диамантеров -- разрушить строго организованный одноканальный рынок. Как? Рассорить страны-добытчики с "Де Бирс", навязывая мысль, что картель их грабит и что, если бы они самостоятельно продавали алмазы на мировом рынке, выгоды было бы больше. (Не напоминает ли это гвалт заинтересованных СМИ, когда они также призывали российских производителей алюминия броситься каждому на мировой рынок? К чему это привело -- все знают. Отечественная алюминиевая промышленность развалена, а ее остатки -- в иностранных руках).

Таков один из приемов диамантеров, имеющий целью разрушить строго организованный не в их пользу рынок алмазов. Второй способ -- организовать тайные каналы приобретения алмазов в обход "Де Бирс".

То и другое успешно делалось в России на протяжении последних четырех лет. Ряд отечественных СМИ "демократического" толка методично вдалбливали в головы как рядовых, так и руководящих россиян мысль, что сотрудничество с "Де Бирс" -- это ущемление государственных интересов, что отношения с картелем надо разорвать и все, что делалось в стране "до того", должно быть разрушено.

Конечно, в прошлом было допущено немало ошибок. Но и разумного люди, руководившие страной, сделали немало. Особенно это касается алмазно-бриллиантовой отрасли. После открытия якутских месторождений весь мир замер. Если СССР поддастся на зарубежный шепот о самостоятельном выходе на мировой алмазный рынок, и начнет торговать, то рынок этот рухнет, и диамантерам можно будет скупить огромное количество казмней по дешевке. Однако этого не произошло. В 1959 году в Советский Союз приехал Филипп Опенгеймер, -- брат хозяина южноафриканского концерна Роберта Опенгеймера. Он провел ряд встреч с руководством страны. И несмотря на идеологическое противостояние, было достигнуто экономическое согласие, которое потом оформилось в документ -- торговое соглашение. Поскольку у нас не было никакой торговой сети в мире, а создание ее стоило огромных денег и многих лет труда, руководство страны пришло к выводу, что экономически целесообразней торговать через "Де Бирс". Советский Союз брал на себя обязательство чуть больше половины добываемых алмазов продавать "Де Бирс", а картель гарантировал высокую цену независимо от конъюнктуры мирового рынка.

На объемы хотелось бы обратить внимание специально, поскольку, начиная с 1992 года и по сей день, они методично искажаются в СМИ определенной ориентации. На пресс-конференции после недавнего подписания соглашения были названы точные цифры, но они, похоже, никого не заинтересовали. Подрывники сотрудничества России и "Де Бирс" заявляет, что наша страна всегда продавала 95 процентов добываемых алмазов и только 5 процентов реализовывала самостоятельно, чтобы проверить цены. На самом деле мы продавали 95 процентов не от всего объема, а только от той его части, которая предназначалась для экспорта (плюс 5 процентов -- те самые свободные продажи). А на экспорт шло около 60 процентов добываемых алмазов. 40 процентов оставалось в стране.

Так продолжалось более тридцати лет к обоюдной выгоде: ведь мы продавали алмазов (причем, наши камни в массе своей -- не самого лучшего качества) на 1 млрд. долларов США ежегодно!

Нужно ли было и тогда, и в последующие годы отвоевывать во взаимоотношениях с "Де Бирсом" более лучшие для страны условия? Конечно. На алмазном рынке, как на любом другом, действует много факторов, способных повлиять на цену. Начиная от качества драгоценных камней и кончая умением преподнести товар. Первое, как уже сказано, у нас не очень. Добывая на протяжении десятилетий около 26 процентов алмазов от мирового уровня, мы не могли сказать, что и качество у нас таких же параметров. Наряду с хорошими ювелирными камнями, имеющими очень высокую цену, основная масса подходила под определение "середнятина". Но "Де Бирс" брала весь срез якутских алмазов, платя хорошую цену.

А дальше начинались действия ее специалистов, которые вели дело так, что ни сама компания не оставалась в накладе, ни страны-продавцы, ни даже диамантеры (хотя кому не хочется купить дешевле, продать дороже!).

Так что возможности добиваться от "Де Бирс" улучшения условий сначала у советской, затем у российской стороны были и, наверное, останутся надолго. Например, картель не поощряет развитие ограночной индустрии в тех странах, где покупает алмазы. И только с нашей страной "Де Бирс" пришлось считаться. По инициативе А. Косыгина началось строительство нескольких ограночных заводов под одним именем "Кристалл". Они неплохо развивались (вот им и предназначались те самые 40 процентов алмазов), пока их не раздавили ельцинские реформы. Сегодня действует один смоленский завод, да компания "Алроса" в содружестве с администрацией Алтайского края поднимает из экономических руин барнаульский. Все остальные погибли.

Но во всякой борьбе важно правильно рассчитать свои силы. Можно навыставлять таких условий, после которых вас пошлют очень далеко. Это раньше, когда у России оставались после СССР огромные запасы, в частности, алмазов в Госфонде, плюс текущая добыча давала четверть мирового объема, "Де Бирс" осторожничала. Теперь положение иное. Ельцинская власть распродала все, что можно. В документах Счетной палаты РФ записано дословно: "золотой запас Госфонда страны уже исчерпан"; "запасы ювелирных алмазов в Госфонде России ввиду их реализации в значительных объемах в ближайшие 1--1,5 года будут полностью исчерпаны".

Поэтому ставить "Де Бирс", главный принцип которой -- сохранение одноканального рынка, в двусмысленное положение, как это делает указ, открывающий второй легальный канал продажи алмазов из России через "Алмазювелирэкспорт", было рискованно. Корпорация явно не могла согласиться с этим. Что, кстати говоря, и подтвердилось. На пресс- конференции после подписания соглашения, о котором шла речь вначале, представители и российского правительства, и компании "Алроса", и "Де Бирс" в один голос говорили, что соглашение предусматривает одноканальный путь алмазов из России, через "Алросу". А как же тогда указ с его вторым каналом? Опять власть собралась обманывать партнера, как это делала раньше?Ведь в каждом предыдущем соглашении, в том числе последнем, которое действовало до конца 1995 года и соблюдать которое ельцинское правительство обязывалось, поскольку России стала правопреемником СССР, черным по белому было записано: картель только в том случае гарантирует высокие стабильные цены, если из страны алмазы будут уходить лишь через "Де Бирс". А первое, с чего начала нынешняя власть -- это с распродажи драгоценностей из государственных хранилищ. В том числе -- огромного количества ювелирных алмазов в обход "Де Бирс".

Организатором распродажи выступил созданный по инициативе Б. Ельцина "Роскомдрагмет", во главе которого президент поставил своего доверенного (еще по Свердловску) человека -- Е. Бычкова. А чтобы придать сносный вид скукоженной физиономии лжи, в качестве покупателей Бычков объявил созданные по его инициативе совместные предприятия. Когда он пришел к руководству отраслью, в стране насчитывалось всего 3 СП. Через два с половиной года их стало, по данным Счетной палаты РФ, свыше 150. У большинства уставной капитал умещался в 500--1000 долларов, рабочих мест два-три десятка (многие вообще стояли закрытыми на замок). Однако закупали они алмазов из государственных хранилищ на миллионы долларов. Зачем, если не было даже теоретической возможности обработать? Затем, чтобы переправить огромную массу алмазов за границу. Под именем давальческого сырья. Только на этом страна стала терять огромные средства. До прихода нынешнего режима к власти запасы алмазов у нас оценивались мировыми специалистами в 8 млрд. долларов, и было их в 3 раза больше, чем во всех закромах мирового монополиста "Де Бирс". Через короткое время запасы стали составлять всего 60 процентов от того, что имел картель, и стоимость оставшегося богатства составляла чуть больше 2 млрд. долларов, ибо вывезено было самое лучшее, что накопила страна за десятки лет. Зато Израиль, где нет алмазов, стал их экспортером (вспомните одного из недавних лидеров по экспорту цветных металлов -- крошечную Эстонию). Ежегодно, по официальным сведениям, Израиль начал продавать алмазов за рубеж почти на 700 миллионов долларов.

Поэтому, развернув, с одной стороны, оголтелый крик против дальнейшего сотрудничества с "Де Бирс", а, с другой -- открыв параллельную с официальной продажу сырых алмазов совместным предприятиям и стоящим за ними фирмам огранщиков, власть России подорвала и свой авторитет в деловом мире, и, как говорилось выше, опустошила запасы страны: При этом огромная часть средств проходила мимо отечественного бюджета. Если государственно-акционерная компания "Алмазы России-Саха" ("Алроса"), продавав "Де Бирс" алмазов из текущей добычи на 1 млрд. долларов США, почти всю прибыль отдавала в виде налогов, то основная часть прибыли от "левого" вывоза алмазов, а он сравнялся с легальным, оставалась за границей. Это -- данные Счетной палаты, и мы к ним еще вернемся. Сейчас -- об указе и защищаемых им интересах.

Несмотря на обилие ласкающих служб слов о государственном контроле, о наведении порядка и т. д., на самом деле -- это очередная уловка власти с целью сохранить себя и напустить туману для легковерных. Ведь никто пока что не обратил внимания, как под видом усиления государственного контроля за обращением алмазов, защиты национальных интересов указ сохранил все те негласные возможности накопления огромных средств для нужд исполнительной власти, которые уже апробировались неоднократно, в том числе во время избирательной кампании Б. Ельцина.

Напомним, в указе записано, что алмазы из России на внешний рынок могут продаваться двумя структурами. Традиционно -- компанией "Алроса" для корпорации "Де Бирс" из своей текущей добычи. По установленным правительством квотам, под зорким оком государственных контролеров, через специальные таможенные посты. И параллельно еще одним торговцем -- предприятием "Алмазювелирэкспорт". Из опустевших государственных хранилищ, которые должны заполнять добытчики, поставляя сюда камни с особыми свойствами, специальных размеров. И дело не в том, что продаваться на внешнем рынке они опять будут по специальным решениям президента. Главное -- куда деньги пойдут. Для непосвященных ответ вроде бы ясен: на нужды государства, куда же еще! В январе 1993 года Б. Ельцин издал указ, согласно которому вся валютная выручка от экспорта драгоценных камней и металлов из Госфонда России должна зачисляться на специальный счет Минфина и использоваться правительством страны для решения самых важнейших народнохозяйственных задач.

Другой вопрос -- как понимаются нужды государства. И здесь мы снова обратимся к документам Счетной палаты РФ. А они открывают много любопытного в распродаже драгоценностей страны и в расходовании полученных гигантских средств. За 1995-й и первый квартал 1996-го года было продано ценностей на 2 млрд. долларов США. Из них на таинственный спецсчет поступило 1,75 млрд. долларов. При этом только часть средств оказалась в поле зрения законодателей. Так, бюджетом на 1995 год предусматривалось получить от продажи драгоценностей из Госфонда 4,9 трлн. рублей. В действительности было продано на 13 с лишним трлн. И парламент молча взирал на нарушение исполнительной властью установленного им закона.

Однако, как выяснилось, это были цветочки. На следующий год -- год президентских выборов -- правительство даже не показало, что собирается получить какие-либо доходы от продажи драгоценностей. На самом же деле началась обвальная распродажа. Только за первую половину года было распродано ценностей почти на 12 трлн. рублей. И все они прошли мимо парламента. Прибавив половину этих средств к упомянутому выше 1,75 млрд. долларов, мы получим цифру, сопоставимую с теми кредитами, которые выпрашивает власть страны якобы для решения острейших проблем.

А куда же пошли эти астрономические средства? Аудиторы Счетной палаты дают ответ: на выплату задолженности по зарплатам, на тушение забастовочных пожаров и на проведение президентских выборов.

Так вот, оказывается, какие для нынешнего режима первоочередные задачи. Ради которых распродавалось и будет распродаваться с помощью нового указа богатство страны? Президентские выборы! Знал ли об этом парламент? Конечно! Документы проверок Счетной палаты поступили в Госдуму и в Совет Федерации. Никакой реакции! Можно сказать, законодатели спокойно проглотили тайную распродажу драгоценностей из госзапасов. Проглотят ли они и новый "алмазный" Указ Б. Ельцина, зная теперь о целях, которые финансируются со спецсчета Минфина?

Опубликовано на Порталусе 02 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): алмазный рынок, Де Бирс



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама