Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЭКОНОМИКА РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 22.08.18


ГУБЕРНСКИЕ И УЕЗДНЫЕ КОМБЕДЫ

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор: А. А. ЧЕРНОБАЕВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1518267483 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. А. ЧЕРНОБАЕВ, (c)

найти другие работы автора

Огромную роль в развитии социалистической революции, упрочении Советской власти в деревне, решении продовольственного вопроса сыграли комитеты бедноты. Подводя итоги первого года пролетарской диктатуры, В. И. Ленин отмечал, что вопрос об организации деревенской бедноты - самый важный вопрос нашего внутреннего строительства и даже самый главный вопрос всей нашей революции1 .

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 июня 1918 г. "Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями", законодательно оформивший стремление трудящегося крестьянства к объединению, предусматривал создание волостных и сельских комбедов2 . Наряду с ними возникли губернские и уездные комитеты бедноты, история создания и деятельности которых изучена еще недостаточно полно. Многие исследователи совершенно не касаются данного вопроса, другие ограничиваются отдельными примерами. Крайне противоречива оценка значения губернских и уездных комбедов. Одни авторы считали, что их создание - следствие неверного толкования местными партийными и советскими органами декрета от 11 июня, что они вносили лишь затрудняющий работу продкомов параллелизм3 . Другие-утверждали, что организация губернских и уездных комбедов отвечала назревшей потребности "бедняцкого населения к созданию своих классовых организаций" и что они сыграли большую организующую роль4 . Часть современных историков придерживается мнения, аналогичного первой точке зрения5 , а другие положительно оценивают деятельность губернских и уездных комбедов6 . Ниже предпринята попытка систематизировать имеющиеся данные о возникновении и деятельности губернских и уездных комитетов бедноты, получивших в 1918 г. сравнительно широкое распространение во многих губерниях РСФСР.

Массовое создание волостных и сельских комбедов привело к возникновению в ряде случаев губернских и уездных комитетов бедноты. Необходимость их организации диктовалась самой жизнью, практикой комбедовского движения. Член коллегии Народного комиссариата земледелия РСФСР А. Х. Митрофанов .писал в то время: "Комитеты бедноты могут быть сильны и в полной мере выполнить возложенную на них задачу только в том случае, если они будут объединены между собою по уездам и губерниям"7 . Волостные и сельские комбеды сразу же после своего образования обращались в вышестоящие советские органы за указаниями, инструкциями и разъяснениями по самым разнообразным вопросам. Кто должен был отвечать на них? Какой орган (президиум исполкома, отдел


1 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 175.

2 "Декреты Советской власти". Т. II. М. 1959, стр. 413.

3 А. В. Шестаков. Вступительная статья. "Комбеды РСФСР". Сборник декретов и документов о комитетах бедноты. М. 1933, стр. 18, 43; С. Л. Ронин. Вступительная статья. "Комбеды Воронежской и Курской областей". Материалы по истории комитетов бедноты. Воронеж. 1935, стр. 33.

4 В. Н. Аверьев. Вступительная статья. "Комитеты бедноты". Сборник материалов. Т. I. М.-Л. 1933, стр. 18; Е. А. Соколова. Комитеты деревенской бедноты. Л. 1940, стр. 37 - 38.

5 Г. А. Вульфсон. Организация комитетов деревенской бедноты в РСФСР летом 1918 года. "Ученые записки" Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской, 1961, т. 95, вып. 8, стр. 313; М. А. Кибардин, Е. И. Медведев, А. А. Шишкин. Октябрь в деревне. Казань. 1967, стр. 67 - 69, и др.

6 Б. С. Павлов. Комитеты бедноты Московской губернии и их роль в развертывании социалистической революции в деревне. Канд. дисс. М. 1951, стр. 211; А. Ф. Данилевский. Коммунистическая партия в борьбе за упрочение Советской власти в деревне в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 - 1920 гг.). Докт. дисс. М. 1967, стр. 208, и др.

7 "Голос трудового крестьянства", 14.IX.1918.

стр. 200


внутренних дел или продотдел) должен был осуществлять повседневное руководство организацией и деятельностью комбедов? Эти и многие другие вопросы требовали безотлагательного решения. 14 августа 1918 г. председатель Псковского губкома РКП(б) К. В. Гей отмечал на заседании губисполкома, что вопрос о том, кто именно должен ведать организацией комитетов деревенской бедноты, еще не выяснен. "По этому вопросу поступают бумаги и запросы, но неизвестно, куда их нужно направлять"8 . Естественно, что во многих губерниях по инициативе местных большевистских организаций были учреждены специальные органы - губернские и уездные комбеды, призванные возглавить процесс организации низовых комбедов.

В период подготовки декрета от 11 июня В. И. Ленин считал возможным создание органа, который бы во всероссийском масштабе руководил организацией и деятельностью комбедов. В одной из его поправок к проекту декрета говорится: "Для общего руководства образованием, составом и деятельностью комитетов бедноты учреждается постоянное совещание из двух представителей К[омисса]риата продовольствия и одного представителя К[омисса]риата земледелия. Все местные Совдепы, продовольственные] органы и к[омите]ты бедноты, а равно все прочие органы Советской власти подчиняются указаниям этого совещания в соответственных] вопросах"9 .

Губкомбеды активно действовали в Московской, Орловской и Тамбовской губерниях. В Саратовской губ. функции губкомбеда выполнял подотдел комбедов, организованный при губпродкомиссариате10 . Решения о создании губкомбедов принимали Калужский и Курский губпродкомы11 , однако никаких данных об их работе пока не обнаружено. Укомбеды появились в Астраханской, Воронежской, Иваново- Вознесенской, Казанской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Петроградской, Самарской, Северо-Двинской, Тверской и многих других губерниях. Назывались они по-разному: "уездное бюро комбедов" (Орловская губ.), "уездная избирательная комиссия" (Псковская губ.), "коллегия по организации комбедов" (Вытегорский уезд Олонецкой губ.), "уездный исполком комбедов" (Балашовский уезд Саратовской губ.) и т. д.

Наибольшее распространение организация укомбедов получила в Московской области, где, по нашим подсчетам, они были созданы в 9 губерниях из 14. Если рассматривать численность укомбедов по отдельным губерниям Московской области, то она составляла12 : в Воронежской - 2 (Алексеевский, Валуйский), Иваново-Вознесенской - 3 (Кинешемский, Тейковский, Шуйский), Курской - 5 (Дмитриевский, Корочанский, Курский, Рыльский, Щигровский), Московской -14 (во всех уездах), Нижегородской - 1 (Васильсурский), Орловской и Тамбовской - по 12 (во всех уездах), Тверской - 3 (Бежецкий, Вышневолоцкий, Тверской)13 , Тульской - 12 (во всех уездах), итого - 64. Всего в губерниях Московской области было 159 уездов14 , следовательно, даже по нашим далеко не полным данным, укомбеды существовали в 40% уездов Центра страны.

В ряде губерний партийные и советские органы выступили против организации укомбедов. 14 октября 1918 г. на заседании междуведомственной комиссии по вопросу о комитетах бедноты отмечалось: "Во Владимирской губернии была тенденция организовать уездные комбеды, но благодаря тому, что там руководит т. Островская, председатель Владимирского губернского комитета партии, правильно нашедшая на практике формы и пределы развития комитетов бедноты, организация уездного ко-


8 Государственный архив Псковской области (ГАПО), ф. 590, оп. 1, д. 26, л. 52.

9 "Декреты Советской власти". Т. II, стр. 413.

10 "Гражданская война в Поволжье". Казань. 1974, стр. 164, 170.

11 "Комбеды РСФСР", стр. 87; "Комитеты деревенской бедноты Московской области". Сборник материалов и документов. М. 1938, стр. 190.

12 ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 2, д. 92, л. 295; оп. 3, д. 419, л. 19; "Вечерние известия Московского Совета", 15.ХI.1918; "1918 год в Иваново- Вознесенской губернии". Хроника событий. Иваново-Вознесенск. 1930, стр. 346; "Комитеты бедноты". Т. I, стр. 145 - 153; т. II, стр. 34, 174; "Комбеды Воронежской и Курской областей", стр. 36, 37, 59, 68, 93, 144, 146, 148, 149, 202, 217, 235, 236, 280, 287 - 289; "Комитеты деревенской бедноты Московской области", стр. 242, 255, 346 - 351; "Очерки истории Марийской организации КПСС". Йошкар-Ола. 1968, стр. 86.

13 I Тверской губернский съезд комбедов (27 - 29 сентября 1918 г.) постановил: "Уездные и губернский комитеты бедноты не организуются". В соответствии с этим решением укомбеды в губернии были ликвидированы (см. "Комитеты деревенской бедноты Московской области", стр. 245, 339 - 340).

14 По Курской губернии учтено лишь 12 уездов.

стр. 201


митета бедноты была приостановлена"15 . Воронежский губпродкомиссар даже привлек организаторов одного из укомбедов к ответственности "за нарушение законов Советской власти"16 . В то же время заведующий орготделом губпродкома в отчете за октябрь писал: "Иногда уездные продовольственные комитеты уделяли слишком мало внимания комитетам бедноты, плохо осведомляя их и руководствуя ими. Объяснялось это большим количеством своей собственной работы и отсутствием специального органа, ведающего комитетами бедноты"17 . Этот вывод является косвенным признанием необходимости создания укомбедов.

Сразу после своего возникновения губернские и уездные комбеды приступали к активной деятельности, руководствуясь указаниями местных большевистских организаций. На общих собраниях коммунистов и заседаниях партийных комитетов заслушивались отчеты о работе комбедов, решались кадровые вопросы и т. д. В одном из постановлений Московского окружного комитета РКП(б) подчеркивалось: "1) Губернский комитет бедноты контролируется окружным комитетом; 2) Губернский комитет бедноты пользуется партийными аппаратами для наблюдения за комбедами и их реорганизацией, устанавливая в каждом комитете бедноты коммуниста для организационной и агитационной работы"18 .

Непосредственное руководство губернскими и уездными комбедами возлагалось обычно на продовольственные отделы (комитеты, комиссариаты). Так, в инструкции по организации укомбедов, утвержденной президиумом Московского губисполкома, отмечалось: "Все свои действия уездные комитеты бедноты координируют с местными продовольственными органами, под строгим контролем губсовдепа и его продовольственного отдела"19 . В Псковской губ. председателями укомбедов были уездные комиссары продовольствия, в Курской - укомбеды являлись отделами уездных продкомов20 . Вместе с тем губернские и уездные комбеды, учитывая многообразие стоявших перед ними задач, работали в тесном контакте и с другими отделами исполкомов. "Уездное и губернское бюро комитетов бедноты, - говорилось в инструкции Курского губпродкома по организации комбедов, - работают в области продовольственной под непосредственным руководством упродкомов и губпродкомов, в других же отраслях своей деятельности работают в контакте с соответствующими отделами уездных и губернских исполкомов"21 . "Что касается взаимоотношений укомбеда с исполкомом, - сообщал Тульскому губкому РКП(б) и губисполкому Белевский укомбед, - то эти отношения самые дружеские, да иные и немыслимы, так как исполком и укомбед состоят исключительно из коммунистов и работа обеих организаций проходит в теснейшем контакте"22 .

В ведение губернских и уездных комбедов перешла значительная часть тех функций по организации и руководству низовыми комбедами, которые до этого выполняли исполкомы Советов и продкомы. В постановлении Московской губпродколлегии от 19 августа 1918 г. отмечалось, что президиуму губкомбеда поручается "вести направляющую работу всех комитетов бедноты на местах, разрешать все те вопросы, которые могут у них возникать при исполнении ими возложенных на них поручений"23 . Члены президиума губкомбеда приглашались на заседания окружного комитета РКП (б), губисполкома и губпродколлегии, выступали на уездных съездах комбедов. На регулярных совещаниях губкомбеда с руководителями уездных комитетов бедноты заслушивались доклады с мест, принимались решения об основных направлениях работы низовых комбедов.

Аналогичные задачи, но в пределах уезда, решали укомбеды. Уездный комитет бедноты, записано в протоколе заседания Вышневолоцкого исполкома (Тверской губ.) от 19 сентября, должен работать в контакте с отделом снабжения уисполкома и им финансироваться24 . 14 ноября Чистопольский исполком (Казанской губ.) постановил: укомбеду немедленно "приступить к организационной работе, установив связь


15 "Комбеды РСФСР", стр. 245.

16 "Комитеты деревенской бедноты Московской области", стр. 39.

17 "Комбеды Воронежской и Курской областей", стр. 213.

18 Партийный архив МГК и МК КПСС, ф. 2 (копии), оп. 1, д. 15, л. 95.

19 "Правда", 2.VIII.1918.

20 "Комитеты деревенской бедноты Северной области". Сборник документов. Л. 1947, стр. 35; "Комбеды Воронежской и Курской областей", стр. 73.

21 "Комбеды РСФСР", стр. 90.

22 "Комитеты деревенской бедноты Московской области", стр. 177.

23 Государственный архив Московской области (ГАМО), ф. 2078, оп. 1, д. 3, л. 69.

24 ЦГАОР СССР. ф. 393, оп. 3, д. 419, л. 19.

стр. 202


со всеми волостными и сельскими комитетами деревенской бедноты"25 . Шуйский укомбед (Иваново-Вознесенской губ.) определял свои задачи следующим образом: "а) прием посетителей и разъяснение вопросов, касающихся деятельности комдербеда; б) ведение переписки по делам комбеда; в) направление деятельности и инструктирование комбеда; г) изыскание средств для комбеда и распределение их согласно [указаниям] упродкома; д) способствование проведению в жизнь всех мероприятий центральной и местной власти; е) организация [и] направление деятельности городских и уличных комбедов; ж) другие дела, касающиеся деятельности комитетов бедноты"26 .

Под руководством местных большевистских организаций и исполкомов Советов губернские и уездные комбеды осуществляли контроль за работой низовых Советов и комитетов бедноты, вели борьбу со спекуляцией, заботились о снабжении бедноты, об учете и реализации урожая, содействовали продовольственным органам в проведении хлебной монополии. Велика их роль в организации сельских партячеек, коллективных и советских хозяйств, развертывании в деревне культурно-просветительной работы. Председатель Великолукской уездной избирательной комиссии Н. Брыкин сообщал 24 августа 1918 г. в Псковский губ-исполком, что работа проходит интенсивно, "беднота сплотилась и без преувеличения уездная комиссия доносит: настроение Октябрьское, кулаки на местах окончательно сломлены, хлеб у них отбирается без всякой пощады. Полевые работы проходят великолепно"27 .

Во главе губернских и уездных комбедов стояли, как правило, опытные, закаленные в революционной борьбе коммунисты, такие, как рабочий Г. В. Щербаков (Балашовский укомбед Саратовской губ.), Е. М. Баранов (Трубчевский укомбед Орловской губ.), бывший матрос Черноморского флота Г. К. Морозов (председатель подотдела комбедов Саратовского губпродкомиссариата), С. Ф. Юдин (член президиума Московского губкомбеда). Многие комбедовские активисты, например, председатель Васильсурского укомбеда (Нижегородской губ.) большевик С. Г. Зубов, погибли в борьбе с кулаками.

В начальный период своей деятельности губернские и уездные комбеды были подлинными штабами по объединению деревенской бедноты. Их важная организующая роль несомненна. Однако постепенно в их работе стали проявляться и негативные моменты. Параллельное существование комбедов и Советов вело к некоторому распылению сил, требовало дополнительных расходов. В ряде случаев, например, в Воронежской губ., происходили острые трения между продовольственными и комбедовскими работниками. В деятельности укомбедов порой допускались серьезные ошибки (превышение власти, увлечение административно-принудительными методами в управлении, антисередняцкие перегибы). Когда это выявилось, Наркомпрод разослал на места телеграмму, в которой говорилось, что губернские и уездные комбеды "не предусмотрены декретом и образование их не должно допускаться. Могут существовать при уездном, губернском Совдепе осведомительные и организационные бюро, объединяющие деятельность комбедов"28 . 4 ноября подобное предписание было получено продовольственным отделом Московского губисполкома и Московским губкомбедом29 .

В соответствии с указаниями Наркомпрода началась ликвидация или реорганизация губернских и уездных комбедов в осведомительные отделы при продкомах. 27 ноября продотдел Шуйского Совета сообщал всем волкомбедам уезда: "Уездный комитет бедноты, как не предусмотренный декретом, распускается, а вместо него организовано при продовольственном комитете осведомительное бюро"30 . В Московской


25 Партийный архив Татарского обкома КПСС (ТПА), ф. 1215, оп. 1, д. 13, л. 77.

26 "Комитеты бедноты". Т. I, стр. 151. Городские, уличные, районные, поселковые, местечковые комитеты бедноты были созданы в 1918 г. во многих губерниях страны (ЛГАОРСС, ф. 142, оп. 3, д. 128, лл. 87, 93, 98; ТПА, ф. 21, оп. 1, д. 2, л. 22 и др.). Общую численность их привести невозможно, ибо в документальных публикациях и исследованиях данные о них обычно не приводятся. В этом отношении характерно примечание на стр. 347 сборника документов "Комбеды Воронежской и Курской областей": "Материалы о городских комбедах не включены в данный сборник, так как выходят за рамки его целевой установки. Необходимо отметить, что горкомбеды были организованы почти во всех городских поселениях ЦЧО".

27 ГАПО, ф. 590, оп. 1, д. 109, л. 55; см. также Н. Брыкин. Правда нового века. "Нева", 1958, N 6.

28 "Комитеты бедноты". Т. I, стр. 169.

29 ГАМО, ф. 4847, оп. 1, д. 2, л. 363.

30 Государственный архив Ивановской области, ф. 1845, оп. 1, д. 7, л. 84.

стр. 203


губ. уездные и губернский комитеты бедноты были упразднены 8 декабря специальным решением губернского съезда Советов, комбедов и районных комитетов РКП(б)31 . Одновременно ликвидировались городские, уличные, районные, поселковые, посадские, местечковые комбеды32 .

Анализ различных источников убеждает, что губернские и уездные комбеды, возникшие летом и осенью 1918 г. во многих губерниях Советской России, способствовали упрочению завоеваний социалистической революции, сплочению пролетарских и полупролетарских элементов деревни вокруг Коммунистической партии. Подобно сельским и волостным комбедам, они были чрезвычайными, временными органами пролетарской диктатуры, сыгравшими определенную роль в привлечении бедноты к практическому участию в управлении.


31 ГАМО, ф. 680, оп. 3, д. 56, л. 3.

32 Изучение истории создания и деятельности городских, районных, поселковых и т. п. комбедов позволит глубже проследить процесс вовлечения в социалистическое строительство в 1918 г., наряду с крестьянством, других союзников рабочего класса, так называемых "средних слоев". Эта проблема до сих пор специально не исследовалась, хотя Ленин, большевики придавали огромное значение привлечению на сторону революции промежуточных непролетарских социальных групп и прослоек (см. В. А. Куталия. В. И. Ленин о политической армии социалистической революции. Л. 1978, стр. 63 - 71).

Опубликовано 10 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...