аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

Ё ќЌќћ» ј –ќ——»» есть новые публикации за сегодн€ \\ 22.08.18


‘»ЌјЌ—ќ¬џ…  јѕ»“јЋ ¬ ∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќћ —“–ќ»“≈Ћ№—“¬≈ –ќ——»» Ќј јЌ”Ќ≈ ѕ≈–¬ќ… ћ»–ќ¬ќ… ¬ќ…Ќџ

ƒата публикации: 10 феврал€ 2018
јвтор: ». Ќ. Ѕќ√ќЋ≈ѕќ¬ј
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: Ё ќЌќћ» ј –ќ——»»
Ќомер публикации: є1518268146 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


». Ќ. Ѕќ√ќЋ≈ѕќ¬ј, (c)

найти другие работы автора

–азработка истории частных железных дорог в годы предвоенного промышленного подъема (1909 - 1913 гг.) представл€ет интерес дл€ понимани€ процессов монополизации важнейших отраслей капиталистической экономики и формировани€ финансового капитала в –оссии. —пецифика железнодорожного строительства, требовавша€ привлечени€ больших капиталовложений на длительный срок, диктовала необходимость обращатьс€ к помощи банков. ќтсюда вытекала тесна€ и прочна€ св€зь железнодорожных предпри€тий с банками. ѕоэтому на примере частного железнодорожного транспорта можно рельефно проследить, как "банки перерастают из скромной роли посредников в всесильных монополистов"1 , показать возникновение и развитие финансового капитала и методы его действи€.

ѕроблема монополизации частного железнодорожного транспорта и раньше привлекала внимание советских исследователей. ». ‘. √индин и Ћ. ≈. Ўепелев проследили некоторые св€зи, существовавшие между банковскими монополи€ми и частными железнодорожными обществами2 . ј. ћ. —оловьева предприн€ла первую попытку вы€вить формы св€зи банковских монополий с частными железнодорожными предпри€ти€ми в конце XIX - начале XX в., а также определить место и роль иностранного капитала в железнодорожном строительстве –оссии накануне первой мировой войны. ¬вед€ в научный оборот материалы фондов петербургских коммерческих банков - –усско-јзиатского, ѕетербургского международного, ѕетербургского частного и др., - ј. ћ. —оловьева пришла к выводу, что в финансировании железнодорожного строительства русские и иностранные капиталы выступали в тесном союзе, причем русским банкам принадлежала руковод€ща€ роль в основании новых железнодорожных обществ и получении концессий, а французским - в реализации железнодорожных облигационных займов3 . ќна подвергла также обоснованной критике данные ѕ. ¬. ќл€ о доле иностранного капитала в железнодорожном строительстве –оссии накануне первой мировой войны4 . ¬ывод о решающей роли русских коммерческих банков в железнодорожном строительстве


1 ¬. ». Ћенин. ѕ——. “. 27, стр. 326.

2 "». ‘. √индин. Ѕанки и промышленность в –оссии. ћ. -Ћ. 1927, стр. 171 - 173, ». ‘. √индин, Ћ. ≈. Ўепелев. Ѕанковские монополии в –оссии накануне ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции. "»сторические записки". “. 66. ћ. 1960, стр. 87 - 88.

3 ј. ћ. —оловьева.   вопросу о роли финансового капитала в железнодорожном строительстве –оссии накануне первой мировой войны. "»сторические записки". “. 55. ћ. 1956, стр. 188.

4 ѕ. ¬. ќль. »ностранные капиталы в –оссии. ѕтгр. 1922, стр. 298; ј. ћ. —оловьева. ”каз. соч., стр. 190.

стр. 52


нашел подтверждение и в статье Ќ. ». Ћебедика5 . –оль банковского капитала в железнодорожном строительстве на —еверном  авказе исследована ¬. ¬. ∆уравлевым6 . »стори€ финансировани€ казной железнодорожного строительства нашла отражение в работах ј. ѕ. ѕогребинского7 .

–аботы советских историков по проблеме монополизации частного железнодорожного транспорта разрушают представление о полной зависимости русских банков от иностранных капиталов, которое существовало в нашей литературе еще в 20-е годы. Ѕлагодар€ привлечению новых архивных материалов теперь можно представить действительную картину сложных взаимоотношений русских и иностранных банков в деле финансировани€ частного железнодорожного строительства. ƒл€ изучени€ процесса монополизации частного железнодорожного транспорта большой интерес представл€ет учредительска€ де€тельность русских банков в годы предвоенного промышленного подъема. ќднако эта проблема пока еще остаетс€ полностью не изученной. ¬ данной статье предприн€та попытка восполнить этот пробел и показать учредительскую де€тельность двух крупнейших банков - –усско- јзиатского и ѕетербургского международного в предвоенный период.

ѕредвоенный период ознаменовалс€ интенсивным ростом акционерных железнодорожных обществ, чему в немалой степени способствовал закон "ќ мерах к привлечению частных капиталов к делу железнодорожного строительства в –оссии", прин€тый 10 июн€ 1905 года8 . ќн обеспечивал финансовую помощь образующимс€ частным железнодорожным обществам. — 1908 по 1913 г. возникло 23 новых железнодорожных общества с гарантированными облигационными капиталами дл€ строительства 8,2 тыс. верст железных дорог.

¬ учреждении и финансировании новых железнодорожных обществ активное участие принимали крупнейшие банковские монополии. »нтерес их к частному железнодорожному строительству был вызван прежде всего возможностью получить громадные прибыли при проведении учредительско-эмиссионных, финансовых, посреднических и прочих операций. Ѕанки обычно принимали вклады от железнодорожных обществ по низким процентам (3,5 - 5%), а взимали за кредиты 7,5% и выше. Ёта разница в процентах и составл€ла прибыль банков. ѕоэтому они охотно финансировали сооружение железных дорог, тем более, что реализованные по облигаци€м и акци€м суммы помещались у них на текущие счета и на вклады. ѕри этом все доходы от реализации выпускаемых бумаг, комиссионные и т. д. оседали в банках.

¬ предвоенные годы ведуща€ роль в осуществлении финансовых операций частных железнодорожных обществ принадлежала, главным образом, –усско- јзиатскому и ѕетербургскому международному банкам.   железнодорожным предпри€ти€м, в учреждении и финансировании которых –усско-јзиатский банк и его партнеры играли руковод€щую роль, относились јчинск- ћинусинска€, «ападно-”ральска€,  ахетинска€, —емиреченска€, “роицка€, —еверо-¬осточно-”ральска€ и „ерноморска€ железные дороги. ќдним из методов, примен€вшихс€ банком дл€ получени€ прав на строительство железнодорожных линий,


5 Ќ. ». Ћебедик. »з истории образовани€ и де€тельности акционерного общества јрмавир-“уапсинской железной дороги (1909 - 1917). "ќб особенност€х империализма в –оссии". ћ. 1963.

6 ¬. ¬. ∆уравлев. ∆елезные дороги —еверного  авказа в период капитализма. јвтореф. канд. дисс. ћ. 1964.

7 ј. ѕ. ѕогребинский. ќчерки истории финансов дореволюционной –оссии. ћ. 1954; его же. √осударственные финансы царской –оссии в эпоху империализма. ћ. 1968.

8 ѕолное собрание законов –оссийской империи. —обрание третье. “. XXV. —ѕЅ. 1908, N 26 385, стр. 447 - 448.

стр. 53


была покупка концессий у первоначальных учредителей. ѕоказательна в этой св€зи истори€ учреждени€ обществ  ахетинской и јчинск-ћинусинской железных дорог.

”став акционерного общества  ахетинской железной дороги был прин€т 21 июн€ 1910 года. —огласно уставу, обществу предоставл€лось право строительства и эксплуатации этой дороги в течение 81 года со дн€ открыти€ регул€рного движени€. јкционерный капитал общества составл€л 1,8 млн. рублей9 . ”чредител€ми общества выступили представители двор€нства “ифлисской губернии в лице губернского предводител€ двор€нства, камергера двора кн. √. ј. Ѕагратион-ƒавыдова, а также кн€зей ƒ. Ё. „елокаева, √. ѕ. “уманова и ». «. јндроникова. ѕолучив концессию на постройку дороги, учредители вступили в соглашение с –усско-јзиатским банком, подписав 23 декабр€ 1910 г. договор о передаче банку прав на организацию и финансирование общества.

ѕередача концессии банку была осуществлена на следующих услови€х: он принимал участие в реализации акционерного капитала общества; как владелец большинства акций был об€зан сразу же после образовани€ общества приступить к производству окончательных изысканий; нес ответственность за реализацию облигационного капитала; был об€зан возвратить учредител€м в течение трех дней после подписани€ соглашени€ сумму в размере 64 тыс. руб., затраченную на предварительные изыскани€; был об€зан в течение мес€ца после открыти€ регул€рного движени€ по  ахетинской железной дороге сдать учредител€м 5500 акций на сумму 550 тыс. рублей10 . јкционерный капитал общества этой дороги распредел€лс€ между –усско-јзиатским банком, владевшим 17700 акци€ми на сумму 1770 тыс. руб. (98% акционерного капитала), ƒ. Ё. „елокаевым, державшим 200 акций на сумму 20 тыс. руб., и √. ѕ. “умановым, державшим 100 акций на сумму 10 тыс. рублей11 .

«а уступку учредительских прав первоначальные учредители общества получили директорские места в его правлении. ƒиректорами и кандидатами в директора правлени€ были избраны: «. ƒ. јвалов, ¬. ј. ¬иноградов, ј. Ё. —альманович, ћ. Ќ. √урвич, кн. ƒ. Ё. „елокаев (кандидат в директора). ¬озглавил общество вице-президент —ибирского торгового банка ‘. ј. Ћипский.

¬ 1912 г. обществу был разрешен выпуск гарантированного правительством 4,5% облигационного займа на нарицательный капитал в 13230 тыс. руб., или 1,4 млн. фунтов стерлингов12 . –еализацию займа прин€ла на себ€ группа русских и английских банков в составе –усско-јзиатского, –усского торгово- промышленного банков, банковской фирмы  рисп и  ° и јнгло-–усского треста13 . ѕодписка на облигации общества была объ€влена по курсу 97,5%14 . «айм был размещен на английском денежном рынке по курсу 94,75%15 .

¬опрос о строительстве јчинск-ћинусинской железной дороги впервые обсуждалс€ в декабре 1906 г. на совещании "по вопросу о развитии и улучшении сообщени€ в —ибири", созванном иркутским генерал-губернатором —еливановым16 . ѕостройка дороги была продиктована потребност€ми экономического развити€ —ибири. ћинусинский район нар€ду с јлтайским и Ќовониколаевским €вл€лс€ крупнейшим


9 ÷√»ј ———–, ф. 630, оп. 2, д. 966, л. 24.

10 “ам же, лл. 9 - 10.

11 “ам же, ф. 634, оп. 1, д. 77, л. 1.

12 "Ѕиржа", 1912, N 16, стр. 10.

13 ÷√»ј ———–, ф. 634, оп. 1, д. 77, л. 46.

14 “ам же, л. 32.

15 “ам же, л. 46.

16 “ам же, ф. 1276, оп. 8, д. 247, л. 5.

стр. 54


центром торгового земледели€, на долю которого приходилось свыше 50% всех зерновых, вывозимых из ≈нисейской губернии17 . ќтсутствие железных дорог в —ибири тормозило экономическое развитие этого кра€ и преп€тствовало выходу местного хлеба и сырь€ на широкий внутренний и внешний рынки. ¬от почему совещание признало "сооружение ћинусинской линии крайне желательным в цел€х колонизационного, промышленного и торгового развити€ кра€"18 . ¬ апреле 1910 г. были произведены изыскани€ железнодорожной линии от ст. »тат —ибирской железной дороги до г. ћинусинска, завершившиес€ к февралю 1911 года.

“огда же был подн€т вопрос перед министерством финансов о разрешении образовать акционерное общество дл€ строительства этой дороги19 . 24 августа 1912 г. последовало "высочайшее" утверждение устава общества. ¬ качестве его первоначальных учредителей выступили ј. ј. Ѕаландин, ¬. ј. Ѕаландина и инженер путей сообщени€ √. ¬. јдрианов20 . Ќа организацию общества претендовал –усско-јзиатский и —ибирский торговый банки. „лен правлени€ последнего ћ. ј. —оловейчик, стрем€сь получить концессию, предложил учредител€м общества за переуступку концессии без директорства 500 тыс. руб., причем 100 тыс. уплачивались при подписании договора, 200 тыс. - в 1913 г. и 200 тыс. - после реализации облигаций21 .

ќднако права на концессию были переданы –усско-јзиатскому банку. 16 марта 1913 г. учредители общества заключили с этим банком ƒоговор о передаче ему концессии на строительство дороги на следующих услови€х: банк принимал на себ€ финансирование и организацию общества; за переуступку концессии он возвращал учредител€м ту сумму, котора€ была затрачена на экономические и коммерческие исследовани€; об€зывалс€ предоставить учредител€м места членов правлени€ с содержанием в 8 тыс. руб. в год (в случае отказа банка от введени€ учредителей в состав правлени€ вознаграждение концессионеров увеличивалось до 150 тыс. руб.); банк предоставл€л им право приобрести акции общества на сумму до 600 тыс. рублей22 .

¬ мае 1913 г. –усско-јзиатский банк образовал синдикат дл€ реализации акционерного капитала общества на сумму 3755 тыс. рублей23 . ƒл€ участи€ в синдикате этот банк привлек –усский торгово-промышленный, ѕетербургский частный, –усско-французский банки и "‘ранцузский кредит". Ќа долю каждого участника синдиката первоначально приходилось 20% акционерного капитала, или 7510 акций24 . Ќо ввиду того, что министерство финансов отказалось предоставить банку "‘ранцузский кредит" права на реализацию облигационного капитала общества јчинск-ћинусинской железной дороги, последний вышел из состава синдиката, и его дол€ была распределена между русскими банками25 , ¬ 1914 г. –усско-јзиатский банк сосредоточил в своих руках 8850 акций общества дороги, ѕетербургский частный - 8987, русский торгово-промышленный - 8959 и –усско-французский банк - 8987 акций26 .

–еализацию 4,5% облигационного капитала общества на сумму 22725 тыс. руб. прин€ла на себ€ группа русских и французских банков в составе –усско- јзиатского, ѕетербургского частного, –усского тор-


17 "  проекту железнодорожной линии јчинск-≈нисейск". (Ёкономическа€ записка). —ѕЅ. 1914, стр. 9.

18 ÷√»ј ———–, ф. 1276, оп. 8, д. 247, л. 5.

19 “ам же.

20 “ам же, ф. 268, оп. 3, д. 1195, л. 7.

21 “ам же, ф. 630, оп. 2, д. 932, л. 34 об.

22 “ам же, лл. 1 - 2об.

23 “ам же, д. 933, л. 4.

24 “ам же, ф. 634, оп. 1, д.. 101, л. 9.

25 “ам же, ф. 630, оп. 2, д. 933, л. 9.

26 “ам же, ф. 634, оп. 1, д. 111, л. 55.

стр. 55


гово-промышленного, ѕетербургского международного, ѕетербургского учетного и ссудного, —ибирского, јзовско-ƒонского, ¬олжско- амского, –усского дл€ внешней торговли, ћосковского купеческого, ѕарижско- Ќидерландского, "Ќациональной учетной конторы" и "√енерального общества". ќблигационный капитал был реализован по курсу 90,75% нарицательной стоимости27 .

‘инансовые св€зи акционерного общества јчинск-ћинусинской железной дороги с –усско-јзиатским и другими банками подкрепл€лись персональной унией. ¬озглавл€л общество член совета съездов промышленности и торговли ј. ј. Ѕубликов, представл€вший интересы финансовой группы –усско- јзиатского банка. ƒва места в правлении общества –усско-јзиатский банк уступил своему партнеру по реализации акционерного капитала дороги –усско- ‘ранцузскому банку. ѕредседатель правлени€ последнего ¬. ¬. јндреев занимал пост директора, а член правлени€ ¬. ј. «иссерман был избран кандидатом в директора28 .

¬ 1910 г. –усско-јзиатский банк заключил соглашение с —ибирским торговым банком об учреждении общества “роицкой железной дороги. ѕредседатель правлени€ первого ј. ». ѕутилов и член правлени€ второго ћ. ј. —оловейчик выступили в качестве учредителей общества, устав которого был утвержден 13 апрел€ 1910 года29 . ќбществу предоставл€лось право строительства и эксплуатации железнодорожной линии от ст. ѕолетаеве —амаро-«латоустовской железной дороги до г. “роицка прот€женностью 104 версты. ќно имело право владени€ дорогой в течение 81 года со дн€ открыти€ по ней регул€рного движени€30 . јкционерный капитал общества первоначально составл€л 800 тыс. руб. нарицательных. ќблигационный капитал был создан путем выпуска гарантированных правительством 4,5% облигаций на сумму 5632 тыс. рублей. ¬ 1912 г. в св€зи с окончанием строительства линии ѕолетаево - “роицк обществу разрешили постройку “роицк- устанайской линии прот€женностью 167 верст и ќренбург-ќрской железной дороги прот€женностью 310 верст31 . ƒл€ строительства новых линий правление общества произвело дополнительный выпуск акционерного капитала на сумму 5132 тыс. рублей32 .

–усско-јзиатский и —ибирский торговый банки гарантировали реализацию акционерного капитала и €вл€лись владельцами крупных пакетов акций общества “роицкой железной дороги33 . ћежду этими банками шла упорна€ борьба за руководство делами общества. ¬ 1913 г. в руках –усско- јзиатского банка было сосредоточено » 665 его акций, но в 1914 г. ведуща€ роль в нем перешла к —ибирскому торговому банку. »нтересы его в обществе представл€ли вице-директор банка ‘. ј. Ћипский, занимавший пост председател€ правлени€ общества, директор банка я. ’.  узнецов и вице- директор банка Ћ. ћ. «андберг.

¬ годы предвоенного промышленного подъема к финансовой группе –усско- јзиатского банка нар€ду с —ибирским торговым банком примыкали еще два - ѕетербургский частный и –усский торгово-промышленный банки. ¬ 1911 г. между –усско-јзиатским и ѕетербургским частным банками было заключено соглашение о совместном участии в финансировании р€да железнодорожных и промышленных предпри€тий. –уководство синдикатами по железнодорожным делам предоставл€лось


27 “ам же, лл. 31, 41.

28 "Ѕанки и биржа", 1913, N 19, стр. 13.

29 ÷√»ј ———–, ф. 966, оп. 1, д. 13, л. 22.

30 “ам же, ф. 1276, оп. 5, д. 360, лл. 25 - 25об.

31 "Ѕанки и биржа", 1913, N 11, стр. 7.

32 “ам же, N 32, стр. 18.

33 "Ѕиржа", 1913, N 24, стр. 16; N 49, стр. 10; 1914, N 22, стр. 12.

стр. 56


–усско-јзиатскому банку, а по промышленным - ѕетербургскому частному34 .

16 сент€бр€ 1912 г. был утвержден устав ќбщества железнодорожных ветвей, образованного дл€ строительства и эксплуатации 12 линий, общей прот€женностью 583 версты. —троительна€ стоимость их была определена в размере 28 млн. рублей35 . ѕетербургский частный банк вз€л в свои руки финансирование нового общества. ƒл€ реализации его акционерного капитала, определенного в размере 4 млн. руб., банк привлек синдикат французских банков. ѕоследние захватили в свои руки 74% акционерного капитала общества. ќстальные 26% приходились на долю русских банков: ѕетербургского частного, –усско-јзиатского, –усского торгово- промышленного, јзовско-ƒонского, ѕетербургского учетного и ссудного, –усского дл€ внешней торговли и ћосковского соединенного36 . ¬ состав правлени€ ќбщества железнодорожных ветвей входили представители французских банков - ј. —. √езар, Ћ. Ё. √ибер (банкирский дом ћ. ћ. “альман и  °), ќ. ‘редерике и ѕ. √. ƒарси (ѕарижский союзный банк) - и русских банков: ј. ј. ƒавидов (председатель правлени€ ѕетербургского частного банка) и ¬. ¬. ћаксимов (учредитель общества)37 .

¬ июне 1913 г. ѕетербургским частным банком был образован эмиссионный консорциум-синдикат акций ќбщества железнодорожных ветвей дл€ приобретени€ и последующей реализации 19 тыс. акций по цене 140 руб. за каждую. —рок действи€ синдиката устанавливалс€ до 1 €нвар€ 1914 года. ƒл€ участи€ в синдикате банк привлек –усский торгово-промышленный банк и банкирский дом ћ. ћ. “альман и  ° в ѕариже. –уководство синдикатом осуществл€ли банкирский дом ћ. ћ. “альман и  ° и ѕетербургский частный банк, за что им отчисл€лось 10% с чистой прибыли38 .

ѕетербургский частный банк участвовал и в синдикате дл€ биржевых операций с облигаци€ми ќбщества железнодорожных ветвей. ¬ июне 1913 г. ѕарижский союзный банк образовал синдикат дл€ покупки и последующей реализации 4,5% облигации этого общества на сумму 27434812 руб. номинальных. —рок действи€ синдиката был установлен до 30 но€бр€ 1913 года. ƒол€ участи€ русских банков определ€лась в размере 64%, ѕарижского союзного банка - 36%39 . –уководил синдикатом ѕарижский союзный банк, за что получал комиссионное вознаграждение в размере 10% с чистой прибыли.

¬ 1911 г. ѕетербургский частный банк предложил –усско-јзиатскому банку прин€ть совместное участие в организации общества Ѕелорусской железной дороги. ƒол€ –усско-јзиатского банка устанавливалась в размере 50% всего предпри€ти€40 . „ерез два года ѕетербургский частный, –усско- јзиатский и –усский торгово-промышленный банки образовали синдикат в размере 100 тыс. руб. на изыскательные работы, св€занные со строительством этой дороги. Ќа долю –усско-јзиатского банка падала 1/3 всего дела41 .

¬ предвоенные годы –усско-јзиатский банк нередко выступал в тесном контакте с ѕетербургским международным банком, участву€ в организации наиболее крупных железнодорожных обществ, провод€ совместно эмиссионные и кредитные операции. ƒл€ проведени€ эмис-


34 “ам же, 1911, N 15, стр. 8.

35 ÷√»ј ———–, ф. 597, оп. 2, д. 168, л. 10об; д. 189, л. 135; ф. 268, оп. 3, д. 1288, л. 19об.

36 “ам же, ф. 597, оп. 2, д. 189, лл. 14, 33, 44, 66.

37 “ам же, л. 15.

38 “ам же, ф. 634, оп. 1, д. 96, л. 47об.

39 “ам же, л. 3.

40 “ам же, ф. 630, оп. 2, д. 939, л. 5.

41 “ам же, л. 25.

стр. 57


сии железнодорожных обществ –усско-јзиатский и ѕетербургский международный банки образовывали банковские железнодорожные синдикаты, за что получали огромные сверхприбыли в виде комиссионного вознаграждени€ (от 5 до 10% прибыли синдиката).

 рупнейший банковский железнодорожный синдикат был образован в 1911 году. ¬ состав его вошло дев€ть петербургских банков: –усско-јзиатский, ѕетербургский международный, ¬олжско- амский, –усский дл€ внешней торговли, –усский торгово-промышленный, ѕетербургский учетный и ссудный, —ибирский торговый, ѕетербургский частный и јзовско-ƒонской. —индикату удалось захватить в свои руки крупные железнодорожные концессии на строительство —еверо-¬осточно-”ральской (“авдинской), «ападно-”ральской (Ћысьва - Ѕерд€уш), јлтайской, —емиреченской (јрысь - ¬ерный) и „ерноморской железных дорог. ћежду участниками синдиката были поделены "сферы вли€ни€": –усско-јзиатскому банку предоставл€лась руковод€ща€ роль в организации и финансировании —еверо-¬осточно-”ральской и —емиреченской железных дорог; за —ибирским банком закрепл€лось руководство «ападно-”ральской железной дорогой; ѕетербургскому международному и ѕетербургскому учетному и ссудному банкам было предоставлено руководство јлтайской железной дорогой; в учреждении общества „ерноморской железной дороги ведуща€ роль принадлежала –усско- јзиатскому и ѕетербургскому международному банкам.

Ќа первом заседании синдиката42 , когда происходил предварительный раздел "сфер вли€ни€", банку "‘ранцузский кредит", выступавшему в тесном контакте с ѕетербургским частным банком, было предоставлено право на финансирование —еверо-¬осточно-”ральской и јлтайской железных дорог. 12 июл€ 1911 г. учредители общества —еверо-¬осточно-”ральской железной дороги в лице ј. ѕ. ћатвеева и —. ѕ. ‘армаковского заключили с банком "‘ранцузский кредит" договор о передаче последнему прав на учреждение и реализацию акционерного и облигационного капиталов общества43 .   реализации капиталов общества этой дороги "‘ранцузский кредит" привлек русские банки: –усско-јзиатский банк, ѕетербургский международный, —ибирский, –усский торгово-промышленный, ѕетербургский частный, јзовско-ƒонской, ¬олжско- амский, ѕетербургский учетный и ссудный, –усский дл€ внешней торговли. ƒол€ участи€ русских банков в акционерном капитале дороги была установлена в размере 60%, а "‘ранцузского кредита" первоначально составл€ла 20%, а затем в качестве компенсации за отказ от финансировани€ јлтайской железной дороги была увеличена до 40%. ƒол€ участи€ "‘ранцузского кредита" в облигационном капитале дороги составл€ла 75%, а на группу русских банков приходилось 25% участи€44 .

¬ августе 1911 г. между русскими и французскими банками было заключено новое соглашение о реализации капиталов общества —еверо-¬осточно- ”ральской железной дороги, согласно которому руководство по ее финансированию возлагалось на группу –усско-јзиатского банка45 . ¬ св€зи с возрастающей ролью последнего в правлении общества этой дороги был введен вице-директор ѕетербургского управлени€ –усско-јзиатского банка —. ¬. ѕеннацио. –уководство синдикатом русских банков в деле реализации акционерного капитала «ападно-”ральской железной дороги было возложено на –усско-јзиатский и —ибир-


42 —м. об этом: ј. ћ. —оловьева. –оль банковского капитала в железнодорожном строительстве –оссии накануне первой мировой войны. "ћатериалы по истории ———–. ƒокументы по истории монополистического капитализма в –оссии". ћ. 1959, стр. 584 - 588.

43 ÷√»ј ———–, ф. 634, оп. 1, д. 90, л. 70.

44 “ам же, ф. 595, оп. 2, д. 181, лл. 37 - 38.

45 “ам же, лл. 33 - 36,

стр. 58


ский торговый банки. ƒол€ участи€ русских банков в акционерном капитале «ападно-”ральской железной дороги составл€ла 40%, а на долю французских банков (ѕарижско-Ќидерландского, "Ќациональной учетной конторы", "Ћионского кредита", "√енерального общества") приходилось 20%. ќстальные 40% падали на учредител€ общества46 . 18 июн€ (1 июл€) 1912 г. правление общества «ападно-”ральской железной дороги заключило договор с синдикатом русских и французских банков о реализации 4,5% облигационного капитала на сумму 33 млн. руб. по курсу 94%. ƒол€ русских банков в облигационном капитале дороги устанавливалась в размере 30%, а дол€ французской группы банков выражалась в следующих пропорци€х: ѕарижско- Ќидерландского - 19,25%, "Ќациональной учетной конторы" - 13,3%, "Ћионского кредита" - 19,25%, "√енерального общества" - 18,2%47 " –уководство синдикатом французских банков в деле реализации облигационного капитала дороги осуществл€л ѕарижско-Ќидерландский банк.

¬ 1912 г. председатель правлени€ –усско-јзиатского банка ј. ».. ѕутилов и инженер путей сообщени€ ј. ј. Ѕунге выступили учредител€ми общества —емиреченской железной дороги. ќсновной капитал его был образован путем первоначального выпуска акций на сумму 5072 тыс. руб. и 4,5% облигаций, гарантированных правительством на сумму 45 648 тыс. рублей48 .   реализации акционерного и облигационного капиталов общества правление привлекло синдикат русских и французских банков. ƒол€ участи€ русских банков в акционерном капитале дороги составл€ла 80%, а на французскую группу банков приходилось 20%49 . «ато дол€ участи€ французских банков в облигационном капитале дороги составл€ла 70% (ѕарижско- Ќидерландский банк - 19,25%, "Ќациональна€ учетна€ контора" - 13,3%, "Ћионский кредит" - 19,25%, "√енеральное общество" - 18,2%), а на группу дев€ти русских банков падало 30% облигационного капитала50 .

Ётот банковский синдикат принимал участие не только в реализации основных капиталов общества, но и в устранении конкурентов на строительство —емиреченской железной дороги. Ќа заседании, состо€вшемс€ 16 августа 1911 г., директору –усского торгово-промышленного банка ». ћ.  ону было поручено договоритьс€ с претендентом на строительство дороги кн. —.  удашевым об отказе от соискательства, за что синдикат предлагал ему "отступные" в размере 10 тыс. рублей51 . –уководство делами общества финансова€ группа –усско-јзиатского банка осуществл€ла через своих представителей: Ё.  . √рубе - председател€ правлени€ —ибирского торгового банка и ј.  . ƒрейера52 .

¬ 1912 г. возник вопрос об организации общества „ерноморской железной дороги. –уковод€щую роль в учреждении и финансировании здесь играли –усско-јзиатский и ѕетербургский международный банки. ѕредседатель правлени€ первого ј. ». ѕутилов и председатель правлени€ второго —. —. ’рулев совместно с инженером путей сообщени€ Ќ. Ќ. ѕерцовым выступили в качестве учредителей общества.   учредительному собранию акционеров общества, состо€вшемус€ 20 окт€бр€ 1912 г., все акции на сумму 6913 тыс. руб. были реализованы банковским синдикатом, в котором, кроме –усско- јзиатского и ѕетербургского международного банков, участвовали –усский дл€ внешней торговли, ѕетербургский учетный и ссудный, јзовско-ƒонской,


46 “ам же, ф. 616, оп. 1, д. 470, л. 30.

47 “ам же, л. 31.

48 “ам же, ф. 630, оп. 2, д. 1048, л. 27.

49 “ам же.

50 “ам же, л. 27об.

51 “ам же, ф. 634, оп. 1, д. 81, л. 13; ф. 630, оп. 2. д. 1046, л. 19.

52 “ам же, ф. 630, оп. 2, д. 1046, л. 161.

стр. 59


–усский торгово-промышленный, ѕетербургский частный, —ибирский торговый и ¬олжско- амский банки53 . ¬ 1912 г. в банковский синдикат по строительству дороги вошла группа французских банков во главе с ѕарижско- Ќидерландским. ƒол€ их участи€ в акционерном капитале дороги составила 20% от всей суммы54 .

–еализацию облигационного капитала общества прин€ла на себ€ группа французских банков во главе с ѕарижско-Ќидерландским банком, 13 июн€ 1913 г. министр финансов утвердил договор, заключенный между синдикатом французских и русских банков и правлением общества „ерноморской железной дороги, относительно реализации 4,5% гарантированного правительством облигационного капитала общества на сумму 38408625 руб. по выпускной цене 94%, а в пользу общества 90,62%55 . ƒол€ русских банков в прибыл€х по реализации облигационного капитала общества устанавливалась в размере 30%, а ѕарижско-Ќидерландского - 19,25%, "Ќациональной учетной конторы" - в 13,3%, "Ћионского кредита" - 19,25%, "√енерального общества" - в 18,2%. –еализаци€ облигационного капитала общества принесла банкам 57232076 руб. учредительской прибыли56 .

∆елезнодорожное строительство привлекало банковские монополии именно возможностью получени€ колоссальных прибылей при учреждении новых обществ, проведении эмиссий облигационного капитала, финансовых и прочих операций.  онцентраци€ железнодорожных капиталов в виде вкладов была не менее важным источником, из которого банки черпали денежные средства дл€ различного рода финансово-спекул€тивных операций. Ќакануне первой мировой войны 25 коммерческих банков сосредоточили на своих счетах капиталы 32 железнодорожных предпри€тий на общую сумму 400,5 млн. руб., причем на долю –усско-јзиатского банка приходилось 82,7% млн. руб. (более 20% всей суммы железнодорожных вкладов), ѕетербургского международного - 41,6 млн. руб., а ѕетербургского частного - 40 млн. рублей57 .

ѕриведенные данные об учредительстве железнодорожных обществ в годы предвоенного промышленного подъема свидетельствуют об интенсивном процессе сращивани€ банковского капитала с железнодорожным, который происходил в форме участи€ банков в акционерном капитале железнодорожных обществ, образовани€ банками эмиссионных консорциумов, установлени€ личной унии руководителей банков и железнодорожных предпри€тий. –уковод€ща€ роль в осуществлении финансовых операций новых железнодорожных обществ принадлежала главным образом –усско-јзиатскому и ѕетербургскому международному банкам. ¬ предвоенные годы первый из них в той или иной степени контролировал дес€ть новых железнодорожных обществ, а второй - п€ть. — ѕетербургским международным банком в учреждении и финансировании р€да железнодорожных обществ сотрудничали ѕетербургский учетный и ссудный, а с –усско-јзиатским - —ибирский и ѕетербургский частный банки. ¬ то же врем€ каждый из субучастников двух крупнейших банковских монополий выступал независимо по отношению к другим железнодорожным обществам. — русскими банками сотрудничали французские, как правило, осуществл€вшие руководство по реализации железнодорожных облигационных капиталов.


53 “ам же, ф. 376, оп. 1, д. 118, л. 1.

54 “ам же. ф. 616, оп. 1, д. 469, л. 39; ф. 634, оп. 1, д. 86, лл. 29, 10 - 10об.; ф. 376, оп. 1, д. 1290, л. 63.

55 “ам же, ф. 376. оп. 1, д. 306, л. 6.

56 “ам же, ф. 616, оп. 1, д. 469, л. 40; ф. 376, оп. 1, д. 306, л. 6.

57 “ам же, ф. 268, оп. 3, д. 1495, лл. 6 - 9.

 

ќпубликовано 10 феврал€ 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.


¬аше мнение?


«агрузка...