Рейтинг
Порталус

Рецензии. Б. Н. МИРОНОВ. ВНУТРЕННИЙ РЫНОК РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Дата публикации: 21 февраля 2018
Автор(ы): Академик АН Эстонской ССР Ю. Ю. Кахк
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1519233376


Академик АН Эстонской ССР Ю. Ю. Кахк, (c)

Б. Н. МИРОНОВ. Внутренний рынок России во второй половине XVIII- первой половине XIX в. Л. Изд-во "Наука". Ленинградское отделение. 1981. 259 с.

Проблемы перехода от феодализма к капитализму находятся в центре внимания советских историков. Их внимание привлекает ряд комплексных вопросов - экономических, социальных, политических, культурных и даже бытовых. Один из них, при этом из наиболее существенных, - становление и развитие всероссийского рынка. На важность изучения внутреннего рынка обратил внимание еще В. И. Ленин. "Степень развития внутреннего рынка, - писал он, - есть степень развития капитализма в стране" 1 . Неудивительно, что и проблеме всероссийского рынка посвящено немало книг и статей. Но тем не менее до сих пор исследователи в этом вопросе не пришли к "единому знаменателю". В новой монографии кандидата исторических наук Б. Н. Миронова (Ленинградское отделение Института истории СССР АН СССР) нарисована яркая картина структуры и функционирования этого рынка.

Автор опирается в первую очередь на массовые источники: хозяйственные анкеты, топографические описания губерний, географические словари, материалы центральных учреждений (коллегий, министерств и др.). Кроме того, использована специальная (экономическая, статистическая) литература XVIII и XIX веков. На основе этих источников Б. Н. Миронов создал массив данных по исследуемым проблемам. При этом он обратил большое внимание на критику и сопоставление информации из разных источников. Трудно даже оценить эту огромную работу: ведь в монографии исследуется несколько тысяч объектов (ярмарки, базары, лавки и т.п.).

Дело не ограничивается критикой источников. Автор умело применяет математические и статистические методы обработки - в особенности корреляционный и контентный анализ. При этом работа ориентирована на "обыкновенного" историка: аргументация и выводы даны, как правило, без "математики". Коэффициенты корреляции и поясняющие ход квантитативной обработки материала замечания приведены или в подстрочных ссылках, или же очень ненавязчиво в тексте. Для историков, знакомых с квантитативными методами,


1 Ленин В. И. ПСС. Т. 3, с. 60.

стр. 138


такие заметки служат дополнительными доказательствами. Такая форма изложения является достоинством монографии. Автор проделал со своим материалом и еще одну необходимую (но трудоемкую) операцию: он идентифицировал населенные пункты, и все сведения в монографии даны по административному делению России в начале 1861-х годов, а затем обобщены по 16 регионам (их список с перечислением входящих в регионы губерний приведен на с. 52).

Вся эта кропотливая подготовительная работа привела к интересным и важным результатам. За выводами автора стоит огромный, предварительно тщательно разработанный фактический материал. Приведем наиболее общие из полученных результатов. К 1750-м годам 48% всех городов России было охвачено ярмарочной, 69% базарной и 69% стационарной (лавочной) торговлей - всего одной или несколькими формами упомянутых видов торговли - 84 %. В 1850-х годах соответствующие цифры были следующие: 79, 82, 94 и 97% (с. 56 - 57, табл. 1). Хотя в сельской местности численность ярмарок и базаров за 100 лет росла почти в 2 раза быстрее, чем в городах (с. 62 - 63, табл. 2), только 1% из всех сел и деревень был к 1860 г. охвачен перечисленными видами торговли: на селе оснозным видом торговли осталась непериодиче:кая (развозно- разносная) торговля. Большие изменения произошли за сто лет и в географических различиях плотности торговой сети: за это время различия между регионом с наиболее плотной торговой сетью и регионом с наименее плотной торговой сетью сильно сократились, т. е. торговая сеть стала за столетие более однородной.

Самые интересные данные и выводы сосредоточены во второй части монографии, где описывается функционирование внутреннего рынка. Он уже во второй половине XVIII в., как показывает Б. Н. Миронов, был посредником и при реализации производителями (крестьяне, ремесленники, помещики, промышленники) их продукции и при снабжении населения (в первую очередь крестьян и городских жителей) необходимыми для его жизни продуктами и изделиями. Особенностью торговли в России было наличие многочисленных звеньев посредников.

Для решения проблемы о наличии всероссийского рынка по крайней мере уже в середине XVIII в. чрезвычайно важны данные о непосредственных торговых связях между отдельными местными рынками и регионами. Автор привел многочисленные данные,, свидетельствующие о существовании таких связей. Одними из важных звеньев таких связей служили крупные межрегиональные ярмарки, которые, в свою очередь, были связаны как с региональными ярмарками и непосредственно или в большей части косвенно (через последние) с местными ярмарками. Очень интересным явлением было существование т. н. ярмарочных кругов или цепей. В таких цепях ярмарки сменяли друг друга с такой последовательностью, что одни и те же купцы со своими товарами могли переходить с одной ярмарки на другую. Благодаря усилиям Б. Н. Миронова перед нами открылась широкая картина прямых и косвенных торговых связей (с. 205) в России во второй половине XVIII и в первой половине XIX века.

Но, к сожалению, при выяснении некоторых теоретически интересных проблем автор остановился как бы на полпути. Во-первых, не совсем ясно и убедительно интерпретировано им значение "цепей ярмарок". Свидетельствует ли это о зрелости и высоком уровне развития товарных отношений? Или это больше говорит о том простом факте, что из-за низкого уровня транспортных связей товары "везти назад было невыгодно" (с. 227)? Автору хорошо удалось показать, что "двусторонние торговые связи существовали уже в 1780-е годы почти между всеми районами России" (с. 236 - 237). Но он совсем не затрагивает вопроса о том, когда эти связи начались (может быть, они были уже в 1710-е или даже 1670-е годы?). Автор дает много интересного материала о динамике развития товарных отношений. Но в конце он почему-то оставляет неиспользованной возможность сравнить результаты матричного анализа торговых связей в 1780-е годы с результатами такого же (или аналогичного) анализа данных середины или второй половины XIX века. Ведь какое-то расширение и углубление рыночных связей, как утверждает сам автор (с. 242), в первой половине XIX в. имело место, и очень важно получить как можно более точную количественную и качественную картину этой динамики.

Рецензируемая монография - большой успех в деле изучения сложной проблемы развития всероссийского рынка. Но, как говорится, поиск продолжается.

Опубликовано на Порталусе 21 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама