Рейтинг
Порталус

Р. П. ТОЛМАЧЕВА. КОЛХОЗЫ УРАЛА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946 - 1950 гг.); Р. П. ТОЛМАЧЕВА. КОЛХОЗЫ УРАЛА В 50-Е ГОДЫ

Дата публикации: 17 мая 2018
Автор(ы): И. Е. Зеленин, О. М. Вербицкая
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1526553655


И. Е. Зеленин, О. М. Вербицкая, (c)

Р. П. ТОЛМАЧЕВА. Колхозы Урала в первые послевоенные годы (1946 - 1950 гг.). Изд-во Томского университета. 1979. 221 с.; Р. П. ТОЛМАЧЕВА. Колхозы Урала в 50-е годы. Изд-во Томского университета. 1981. 191 с.

Рецензируемые монографии можно рассматривать как две части общего исследования по истории колхозов одного из крупнейших регионов Российской Федерации и всей страны 1 . Охватываемый ими период, особенно первые послевоенные годы, нашел широкое отражение в работах советских аграрников 2 . В региональном плане изучение этой темы почти не велось 3 , хотя она, как и ряд общих проблем развития сельского хозяйства и колхозов в 50- х годах, нуждается в специальной разработке.


1 В примечании ко второй книге автор указывает, что данная монография является продолжением ее работы "Колхозы Урала в первые послевоенные годы" (с. 8).

2 См.: Волков И. М. Трудовой подвиг советского крестьянства в послевоенные годы. Колхозы СССР в 1946 - 1950 гг. М. 1972; Тюрина А. П. Формирование кадров специалистов и организаторов колхозного производства (1946 - 1958 гг.). М. 1973; Коркоценко Д. И., Куликов В. И. Коммунистическая партия в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1946 - 1958 гг.). М. 1974; Вылцан М. А. Восстановление и развитие материально-технической базы колхозного строя (1945 - 1958). М. 1976; Зеленин И. Е. Общественно-политическая жизнь советской деревни. 1946 - 1958 гг. М. 1978; Советская деревня в первые послевоенные годы. 1946 - 1950. М. 1978; и др.

3 См.: Павлов Н. П. Крестьянство Удмуртии (1946 - 1970). Историко-социологические очерки. Ижевск. 1975; Ульянов Л. Н. Трудовой подвиг рабочего класса и крестьянства Сибири, 1945 - 1953 гг. Томск. 1979.

стр. 121


Рассматриваемые в книгах периоды относятся к важнейшим этапам в жизни советского общества, в том числе и деревни: первый связан главным образом с процессом восстановления народного хозяйства страны, второй - с дальнейшим развитием и упрочением социализма, завершением создания условий для вступления советского общества в стадию зрелого социализма.

Объектом исследования являются пять областей Уральского региона (Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Челябинская), располагающих значительными сельскохозяйственными угодьями: на их территории в предвоенные годы размещалось 10,5 тыс. колхозов, за которыми было закреплено свыше 24 млн. га земель, проживало более 3 млн. колхозников (кн. 1, с. 12, 21). Автор исследует широкий круг проблем: аграрная политика партии, восстановление и развитие производительных сил и производства колхозов, социальные изменения в колхозной деревне.

Работу отличает богатая и разнообразная источниковая база. Обстоятельно использованы документы и материалы местных партийных и государственных архивов, годовые отчеты колхозов и МТС, хранящиеся в ЦГАНХ СССР, привлечены данные бюджетных обследований колхозных дворов из фонда ЦГА РСФСР. Автор широко опирается и на опубликованные статистические сборники, прессу. На основе главным образом архивных источников Р. П. Толмачева составила несколько десятков таблиц, в которых воспроизведена динамика экономических и социальных процессов колхозного строительства по каждой области и по региону в целом.

В исследовании показана руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, деятельность областных и районных комитетов партии, первичных партийных организаций колхозов и МТС по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, развитию колхозной демократии, восстановлению и развитию сельского хозяйства. На конкретном материале раскрывается напряженная трудовая деятельность колхозного крестьянства, руководителей и специалистов колхозов, направленная на выполнение и перевыполнение заданий пятилетних планов в области сельского хозяйства.

Р. П. Толмачева выявляет специфические черты развития производительных сил и производства колхозов в целом по региону и по областям. В работе подчеркнуты особая активность и значительные результаты шефства рабочего класса над крестьянством, особенно в Свердловской, Челябинской и Пермской областях; рассказывается о создании уже во второй половине 40-х годов вокруг крупнейших промышленных центров Урала пригородных зон по производству овощей, картофеля и животноводческой продукции в целях лучшего снабжения городского населения продуктами питания; в связи с преимущественно индустриальным характером экономики большинства областей Урала отмечаются особенности миграционных процессов из деревни в город, усиленная урбанизация региона, большие достижения Оренбургской, Челябинской и Курганской областей в освоении целинных и залежных земель (кн. 1, с. 33, 110 - 111, 124; кн. 2, с. 88 - 93). Р. П. Толмачева приходит к выводу, что к концу четвертой пятилетки колхозное производство Урала было в основном восстановлено, хотя посевные площади колхозов не достигли предвоенного объема, снизилось поголовье скота в личном пользовании (кн. 1, с. 101, 110 - 111, 120, 122).

В 50-е годы значительных успехов достигли колхозные животноводы: к концу десятилетия валовая продукция мяса в колхозах возросла более чем в 2 раза, молока - в 3,2 раза, яиц - в 3,3 раза. Соответствующим образом увеличились и заготовки. Анализируя факторы этого роста, автор устанавливает, что основной из них - повышение продуктивности скота (кн. 2, с. 112, 118 - 121). Земледельческие отрасли развивались медленнее и главным образом за счет расширения посевных площадей, в том числе и освоения целинных и залежных земель. Валовые сборы зерна в колхозах Урала в 1956 г. превысили показатели 1950 г. на 39% (при росте посевных площадей на 23%), а к концу 50-х годов несколько снизились, главным образом в связи с преобразованием части колхозов в совхозы (кн. 2, с. 88 - 90, 97 - 100). Среди факторов, повлиявших на снижение урожайности, называются и такие, как сокращение темпов лесопосадок, уменьшение парового клина в областях, подверженных засухе, необоснованное расширение посевов кукурузы, в чем нашли проявление субъективизм и волюнтаризм в руководстве сельским хозяйством (кн. 2, с. 94 - 95, 104).

Значительное внимание Р. П. Толмачева уделяет анализу социальных процессов развития колхозной деревни: общественно-политической активности крестьянства, повы-

стр. 122


шению его материального благосостояния и культурного уровня, изменениям в численности и составе колхозного населения. Правомерно, что в конце второй книги последний из названных сюжетов рассматривается за все годы исследуемого периода. Здесь приводится конкретный материал о миграции колхозного населения, динамике его численности, половозрастном составе, трудоспособных работниках. Выясняется, что на протяжении 50-х годов доля колхозников среди жителей села на Урале уменьшилась на 45% с колебаниями по отдельным областям от 8 до 50%. Основным контингентом мигрантов была молодежь, выбывавшая в город на учебу и оседавшая там (кн. 2, с. 182 - 186). Рассматривает автор и основные формы подготовки и переподготовки кадров, обеспеченность колхозного производства механизаторами, специалистами сельского хозяйства, полеводами и животноводами (кн. 2, с. 69, 81).

В то же время работа перегружена статистическими данными, многочисленными таблицами (их около 70), порой излишне громоздкими, плохо оформленными: они не имеют заголовка, автор не всегда исчисляет данные о темпах роста или снижения показателей, нередко лишь из текста можно узнать, что означают приводимые в той или иной таблице величины (см., напр., кн. 1, с. 47, 50, 122, 123 - 124, 141; кн. 2, с. 118, 119, 122). В то же время при обилии статистического материала по колхозам почти полностью отсутствуют данные по сельскому хозяйству региона в целом. Ни в первой, ни во второй книге не приведены даже данные об удельном весе колхозного производства в регионе. Если применительно к четвертой пятилетке, когда в колхозах производилась основная масса сельскохозяйственной продукции, этот пробел работы менее ощутим, то для второй половины 50-х годов, когда значительно возросла роль государственного сектора в сельском хозяйстве (в связи с организацией новых совхозов на целине, преобразованием части колхозов в совхозы и т. д.), отсутствие таких показателей не позволяет объективно оценить общие итоги развития сельского хозяйства региона. Остаются открытыми вопросы: в какой мере вновь созданные совхозы сумели компенсировать недобор зерна в колхозном секторе? Насколько эффективной в экономическом отношении была эта мера? Каковы, наконец, общие итоги развития сельского хозяйства региона к концу 50-х годов?

Итоговый вывод автора о том, что к тому времени "были достигнуты некоторые успехи в развитии колхозного земледелия и животноводства уральского региона" (кн. 2, с. 188), принижает значение происшедших сдвигов в развитии сельского хозяйства, колхозного производства. Как известно, на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что после сентябрьского (1953 г.) Пленума и вплоть до 1959 г. "происходил заметный подъем сельского хозяйства" 4 . Этот вывод подкрепляется соответствующими данными: в 1958 г. валовая продукция сельского хозяйства страны превысила уровень 1950 г. на 58%, а продукция животноводства - на 74% 5 . Р. П. Толмачева критикует тех исследователей, которые развитие сельского хозяйства СССР в 1953 - 1958 гг. определяли как период "крутого подъема" и при этом не вскрывали имевшиеся тогда недостатки (см. кн. 2, с. 5). О термине "крутой подъем" можно, конечно, спорить, но что он был довольно существенным, в том числе и в колхозах, во всем сельском хозяйстве Уральского региона, сомневаться не приходится. Это подтверждается и данными Р. П. Толмачевой о росте животноводческой продукции в колхозах Урала (в 2 - 3,3 раза). Что же касается зернового производства, то следует учитывать, что 1958 г. (с которым автор сопоставляет данные за 1950 г.) был для Урала неблагоприятным по погодным условиям. За период же с 1953 по 1959 г. рост валовой продукции зерна в Уральском регионе составил 16,6% 6 .

Некоторые положения работы слабо обоснованы конкретными данными. Например, вывод о том, что в 50-е годы "была в основном решена проблема обеспечения сельского хозяйства Урала кадрами механизаторов" (кн. 2, с. 71), подкрепляется цифрами об обеспеченности этими кадра-


4 Пленум ЦК КПСС 24 - 26 марта 1965 г. Стеногр. отч. М. 1965, с. 7.

5 Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М. 1971, с. 35.

6 Сельское хозяйство СССР. Стат. сб. М. 1960, с. 212 - 214. К сожалению, автор не оперирует для сравнения показателями среднегодовых валовых сборов и урожайности за определенные периоды, наиболее объективно характеризующими развитие сельскохозяйственного производства на различных этапах. Этот метод широко используется в статистических справочниках ЦСУ по сельскому хозяйству последних лет, в том числе и применительно к Уральскому региону.

стр. 123


ми колхозов только двух областей; при этом ничего не говорится о качестве подготовки механизаторов. Недостаточно разработан автором вопрос о структуре колхозных кадров, о соотношении между социально-профессиональными группами, тенденциями развития основной из этих групп, включающей колхозников, занятых ручным и маломеханизированным трудом. Нуждается в пояснении примечание к табл. 6 (кн. 2, с. 47) о корректировке автором некоторых (каких?) данных областных статистических сборников с учетом материалов текущих архивов статуправлений (почему?). В работе имеют место и неточности фактического характера (см., напр., кн. 2, с. 5, 25, 40, 46 - 47, 86, 103, 134).

В целом рецензируемые книги являются ценным исследованием по истории колхозного строительства и крестьянства Урала, будут содействовать дальнейшей разработке этой темы, созданию обобщающих трудов.

Опубликовано на Порталусе 17 мая 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама