Рейтинг
Порталус

Рецензии. П. С. КАБЫТОВ. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА (1900 - 1917 гг.)

Дата публикации: 27 июля 2018
Автор(ы): Я. Л. Клейн
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Номер публикации: №1532708938


Я. Л. Клейн, (c)

Изд-во Саратовского ун-та. 1982. 200 с.

В последнее десятилетие исследователи все больше обращаются к анализу социально- экономических процессов, в том числе и аграрных, в пределах экономико-географических регионов. Без таких исследований невозможно решить актуальные проблемы типологии социально-экономического развития России. Активизировалось и изучение экономической жизни Поволжья в эпоху империализма 1 . До последнего времени внимание историков-аграрников привлекали в основном классовая борьба крестьянства, столыпинская земельная реформа, а ряд столь же важных проблем, таких, как развитие производительных сил деревни, экономический строй крестьянского и помещичьего хозяйств, оставался в стороне.

Монография доцента Куйбышевского университета кандидата исторических наук П. С. Кабытова по постановке вопросов, охвату тем и характеру используемых источников смыкается с подобными ей работами по другим районам страны. В ней обобщены результаты частных исследований историков-аграрников Поволжья, ряд вопросов освещен впервые. Книга дает наиболее полное представление о сельском хозяйстве Поволжья в период империализма.

В книге преобладает производственно-экономический аспект, что вполне оправдано состоянием историографии. Автор поставил задачи проследить изменения в землевладении и землепользовании, выявить сдвиги в развитии зернового производства и животноводства, проанализировать формы и степень распространения наемного труда и применения сельскохозяйственных орудий и машин, показать степень классового расслоения деревни в период империализма (с. 9). Этим задачам подчинена структура книги: каждой из названных тем посвящена глава или раздел. Впервые столь большой круг вопросов рассмотрен на материалах пяти губерний Поволжья.

Определение границ района при региональных исследованиях - задача сложная, в частности вопрос о границах Среднего и Нижнего Поволжья до сих пор остается дискуссионным. Решение П. С. Кабытова исследовать аграрные отношения в пределах Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Пензенской губерний может быть оспорено, видимо, лишь относительно последней. Пензенская губ. не выходила к Волге, а по типу аграрной структуры, как это установлено методами многомерного математического анализа, относилась к Центрально-Черноземному району 2 . Что касается Астраханской губ. (некоторые сведения о ней приведены в книге), то по специализации хозяйства она резко отличалась от прочих поволжских губерний (с. 75).

Исследованием охвачено предоктябрьское 20-летие, но по многим показателям сравнение проведено и за больший срок. Характеристика почвенной структуры и климата, анализ автором демографических процессов (гл. 1) помогают получить представление об условиях развития производительных сил в Поволжье и обосновать положения о разных типах развития его северной и южной зон, о наличии аграрного перенаселения.

В книге подробно рассмотрено развитие земледелия и животноводства - главных отраслей сельского хозяйства - на основе таких известных и солидных источников, как урожайная статистика Центрального статистического комитета МВД, Всероссийские сельскохозяйственные переписи 1916 и 1917 гг., отчеты губернских ветеринарных инспекторов, а также данные земской и губернской статистики. Статистические показатели сведены в 19 таблиц, которые служат основанием для выводов о характере развития производительных сил. Автором отмечены расширение посевных площадей, изменение их структуры в сторону углубления специализации и приспособления к потребностям и запросам рынка, появление многопольной системы земледелия, некоторое улучшение инвентаря и агротехники (с. 80,. 83, 84, 90). Следствием этих


1 См., напр., сборники статей Средневолжского объединения аграрников: Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. Йошкар-Ола. 1978; Историография и источники по аграрной истории Среднего Поволжья. Саранск. 1981; Сельское хозяйство и крестьянство Среднего Поволжья в периоды феодализма и капитализма. Чебоксары. 1982; Патрушев А. С. Марийская деревня в период империализма. Йошкар-Ола. 1974.

2 Ковальченко И. Д., Бородкин Л. И. Аграрная типология губерний Европейской России на рубеже XIX-XX веков. -История СССР, 1979, N 1, с 81.

стр. 126


сдвигов был рост валовых сборов зерна и картофеля, урожайности и товарности зернового производства (с. 99, 102, 109).

При всей тщательности анализа, доказательности основных выводов эта часть работы вызывает, однако, замечания. Поскольку Поволжье неоднородно по типу аграрной эволюции, а административное деление на губернии не совпадало с экономическим районированием, могли бы быть полезными, кроме общих выводов, вытекающих из погубернских данных, еще и промежуточные итоги по зонам на основе по-уездных показателей (источники позволяют это сделать). Такой прием помог бы яснее представить результаты двух путей развития аграрного капитализма и уточнить аграрную типологию района. Отметив, что сельское хозяйство Поволжья развивалось экстенсивно (с. 101, 171), П. С. Кабытов не делает вывода о кризисе экстенсивных методов хозяйствования у помещиков и крестьян. Основания же для этого были: автор приводит сведения о кризисе трехполья, а прогресс зернового производства связывает с интенсивными факторами.

П. С. Кабытов не оставил в стороне такой важный показатель развития капитализма в сельском хозяйстве, как рост товарности производства. Однако, назвав два метода исчисления товарности зернового производства (точнее, две разновидности одного метода, основанного на определении потребности сельского населения в сельскохозяйственных продуктах), автор сделал расчет, видимо, по совершенно иной методике, приняв за товарную массу сумму зерна, вывезенного из пределов указанных губерний и потребленного местными винокуренными и пивоваренными заводами (с. 107 - 109). К сожалению, остался нерешенным трудный вопрос об уровне товарности других отраслей сельского хозяйства, в том числе животноводства, и разных типов хозяйств. Думается, что грешит преувеличением тезис автора о новом этапе в эволюции систем земледелия в Поволжье в связи со столыпинской реформой, организацией опытных полей и участков в хозяйствах землеустроенных хуторян и отрубников (с. 95).

По мнению П. С. Кабытова, в поволжской деревне существовало сложное сочетание американского и прусского путей развития капитализма, причем борьба между типами буржуазной аграрной эволюции не закончилась победой того или другого (с. 5, 28, 74). Это положение подтверждается тщательным анализом структуры землевладения и землепользования, из которого следует, что к 1917 г. в Поволжье сохранилась сословная собственность, причем довольно значительным был удельный вес помещичьего, а преобладало надельное землевладение. К этому можно добавить, что доля собственно общинного землевладения уменьшилась, особенно в южной зоне. Представляют интерес данные о наемном труде в земледелии: о численности местных наемных рабочих, составе рынка рабочей силы и распространении типичных форм найма (с. 134 - 136).

Сопоставляя помещичье и крестьянское хозяйство, автор отметил, что последнее развивалось в условиях тяжкого налогового гнета, частых неурожаев и острой нехватки земли, которую не могла компенсировать продовольственная аренда, и находилось в кризисном положении (с. 104). Тем не менее именно крестьяне давали большую часть сельскохозяйственной продукции, роль же помещичьего хозяйства в производстве неуклонно падала. Переход помещиков к капиталистическим методам хозяйствования к 1917 г. не завершился. Такие пережиточные явления, как кабальные формы аренды, применение отработок первого и второго видов в крупных имениях, оживление деятельности общины при сохранении помещичьего землевладения, тормозили развитие капитализма и создавали условия для первой социальной войны. В целом же, как считает П. С. Кабытов, в Поволжье капитализм пронизал и вовлек в сферу своего действия все социально-экономические типы хозяйств: здесь проявились общие закономерности развития аграрного капитализма в России (с. 159, 170).

Проследив расслоение крестьянства по материалам военно-конских переписей 1899, 1905, 1912 гг., автор пришел к выводу, что степные уезды района по темпам образования сельской буржуазии приближались к наиболее развитым южным губерниям России (с. 172); что в Поволжье формировались условия и для второй социальной войны. На основании подворной переписи крестьянских хозяйств в 1910 - 1911 гг. П. С. Кабытов выделил в Симбирской губ. пять социальных групп (по величине посева) : пролетарские, полупролетарские, мелкотоварные, середняцкие и кулацкие (с. 162). Думается, что нет причин рассматривать мелкотоварные хозяйства отдельно от середняцких. В Поволжье в этот период

стр. 127


выделялись следующие пять групп хозяйств: пролетарские, полупролетарские, середняцкие (они же и мелкотоварные), зажиточные крестьянские (товарные, эпизодически применявшие наемный труд), капиталистические (с постоянным применением наемного труда). Кстати, наличие последних двух групп автор фактически признает.

В книге показано, что обострение кризисных явлений в сельском хозяйстве в годы первой мировой войны ускорило созревание здесь материальных предпосылок для социалистической революции.

Рассматриваемая работа восполняет некоторые пробелы в изучении сельского хозяйства Поволжья за период империализма. Она послужит хорошей базой для дальнейшего исследования аграрных отношений в регионе. В частности, ждут еще решения такие вопросы, как влияние монополистического капитала на развитие сельскохозяйственного производства, уровень товарности разных типов хозяйств и выделение самих этих типов по комплексу признаков.

 

Опубликовано на Порталусе 27 июля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама