Рейтинг
Порталус

РОССИЯ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1851 ГОДА

Дата публикации: 02 ноября 2018
Автор(ы): Д. М. ЗАРЕЦКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1986-07-31
Номер публикации: №1541154159


Д. М. ЗАРЕЦКАЯ, (c)

1 мая 1851 г. в Лондоне торжественно открылась первая в истории Всемирная выставка. На церемонии, собравшей 25 тыс. человек, королева Виктория в присутствии двора, министров, архиепископов, дипломатического корпуса приняла отчет о действиях организаторов выставки. Под стеклянными сводами выставочного павильона, вошедшего в историю архитектуры под названием "Хрустальный дворец"1 , были собраны предметы со всего мира. 39 государств Европы, Азии, Африки, Америки представили около 800 тыс. экспонатов2 . Выставка действовала около полугода. По словам Ч. Диккенса, зрители были изумлены художественными уникумами и массовой фабричной продукцией, утонченными предметами роскоши и экзотическими диковинками Океании, паровым молотом Круппа и саксонским фарфором, электрическим телеграфом Сименса и русскими дорожными экипажами3 , демонстрировавшимися там.

История региональных выставок меньшего масштаба восходит к ярмаркам позднего средневековья и национальным промышленным выставкам конца XVIII - начала XIX века4 . К середине XIX в. крупная машинная промышленность "связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок"5 .

Растущее международное разделение труда, возникновение новых отраслей промышленности и ее углубляющаяся специализация создали возможность проведения международных выставок, на которых были представлены одна или несколько отраслей промышленности. Всемирные выставки отличались от международных предельно широким экономико-географическим представительством и универсальностью экспозиций, отражавших уровень развития не только производства, науки, техники, но и культуры6 .

Приоритет идеи проведения всемирной выставки приписывается Франции, где в 40-е годы XIX в. выдвигались проекты организации такой выставки. Организатором первой из них оказалась, однако, Англия. Для ее буржуазии, настойчиво добивавшейся снижения таможенных тарифов других государств, это была удобная возможность продемонстрировать всему миру преимущества свободной торговли и достигнутых с ее помощью успехов в развитии промышленности. Лондонская выставка, ставшая олицетворением доктрины фритредерства, влилась в общее русло английской коммерческой дипломатии. Организаторами выставки были представители торгово-промышленных кругов Англии, которые и финансировали это мероприятие. Компанию по ее устройству возглавляло Королевское общество искусств и торговли под председательством принца Альберта. Но у выставки оказалось и немало противников, особенно среди протекционистов7 , а также земельной аристократии, которой была невыгодна свобода торговли8 .

В январе 1850 г. через английского посла в Петербурге Россия получила предложение участвовать в выставке. Прежде чем принять приглашение, Николай I ознакомился с мнениями своих министров, которые обсуждали этот вопрос в подведомственных учреждениях. Возникали разногласия относительно пользы участия в выставке. Для окончательного решения вопроса был создан комитет в составе министров иностранных дел, финансов и государственных имуществ. Наиболее активную позицию занимал министр государственных имуществ П. Д. Киселев, который считал выставку важным средством "сблизить-


1 Площадь, покрытая стеклом, составляла 18 акров, длина здания - 1851 фут (Лондонская всемирная выставка. СПб. 1851, с. 14).

2 Киттары М. Я. Отчет о путешествии в Лондон и на всемирную выставку. Казань. 1851, с. 19.

3 Gibbs-Smith C. H. Great Exhibition of 1851. Lnd. 1950, p. 31.

4 Петелин В. Г. Первая выставка мануфактурных изделий России. - Вопросы истории, 1981, N 3.

5 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4, с. 326.

6 В пользу такого разграничения всемирных и международных выставок свидетельствуют современная им периодика и литература. Резюмируя их позиции, русское справочное издание Брокгауза и Ефрона исключило международные выставки, иногда ошибочно называемые всемирными, из числа таковых, например, выставки в Сиднее 1879 г., Мельбурне 1880 и 1889 гг., Амстердаме 1883 г., Лондоне 1886 г., Брюсселе 1897 г., Париже 1900 г. и др.

7 Dalzell R. American Participation in the Great Exhibition of 1851. Amhurst. 1960, p. 26.

8 Gibbs-Smith C. H. Op. cit., p. 26.

стр. 180


ся с заграничными потребителями и найти новых между жителями тех стран, которые доселе еще не были в постоянных с нами торговых отношениях"9 .

В марте 1850 г. в Петербурге была создана специальная комиссия для организации русского отдела на выставке, а также вспомогательная комиссия при Южном обществе сельского хозяйства в Одессе. Петербургская комиссия состояла из двух отделений: хозяйственного и мануфактурного.

Пресса подробно информировала о подготовке к выставке: наиболее интересных ожидаемых экспонатах, предполагаемом прибытии коронованных особ, ценах на билеты, увеличении платы в лондонских гостиницах, даже о модах лондонского сезона. С января 1851 г. почти в каждом номере "Санкт- Петербургских" и "Московских ведомостей" можно было найти материалы о всемирной выставке. Предстоявшая выставка вызвала широкий резонанс в обществе. В газетах, журналах, афишах печатались объявления об открытии курсов английского языка для желающих поехать в Лондон. Однако попасть на Лондонскую выставку могли только состоятельные (билет на пароход стоил от 50 до 75 руб.) и, конечно, "благонадежные" лица: прошения о разрешении поездки рассматривались на самом высоком официальном уровне. "Всем вообще фабрикантам и торгующим, которые пожелают отправиться на Лондонскую выставку", выдавались беспошлинные заграничные паспорта10 .

Царское правительство было заинтересовано в расширении деловых контактов, коммерческих связей с Западом. С целью изучения состояния и организации производства за границей оно командировало в Лондон специалистов в области промышленности, торговли и сельского хозяйства, горных инженеров, преподавателей университетов. Каждый из них должен был выполнить задания по закупке машин, станков, чертежей, составлению отчетов по разделам выставки, изучению технологических процессов на предприятиях Англии, определению спроса на русские товары.

Экспонаты, прошедшие экспертизу петербургской комиссии, были отправлены в 1851 г. в Лондон с открытием навигации первым пароходом. Предметы, отобранные одесской комиссией, были посланы еще в ноябре 1850 года. Минуя петербургскую комиссию, были направлены в Лондон экспонаты, собранные в Архангельской губернии. Ее губернатор сообщал в министерство внутренних дел, что английский консул принимает на себя труд по пересылке экспонатов из здешнего края ". Такая показная любезность официального представителя Англии была наглядным подтверждением заинтересованности английских промышленников в русском сырье. Расходы по хранению экспонатов, транспортировке их в Лондон и обратно правительство полностью приняло на свой счет12 . Для этих целей потребовалось почти 29 тыс. руб., или 70% общей суммы, отпущенной казначейством на участие России в Лондонской выставке.

Экспонаты, присланные из России, разместились на площади в 13 тыс. кв. футов13 . По сравнению с пространством, отведенным другим странам, площадь русского отдела была мала (в 2 раза меньше бельгийского отдела и почти в 6 раза меньше французского, не говоря уже об Англии, которая располагала половиной выставочного павильона). Однако даже сравнительно небольшая территория русского отдела не была заполнена полностью14 .

Комиссии по участию России в Лондонской выставке не удалось привлечь к ней значительного числа помещиков, купцов и промышленников. Их пассивность объяснялась общим состоянием экономики России. В атмосфере кризиса крепостного хозяйства никакие усилия правительственной комиссии и льготы, предоставляемые экспонентам, не могли обеспечить заинтересованность в мероприятии, не сулящем прямых практических выгод. В своих отказах от участия в выставке промышленники ссылались на несоответствие их продукции требованиям, предъявленным к цене, качеству, новизне экспонатов всемирной выставки, на трудности транспортировки и плохое состояние дорог; подчеркивали тяжесть рас-


9 ЦГИА СССР, ф. 398, оп. 15, д. 4850 л. 45.

10 Московские ведомости, 1851, N 8.

11 ЦГИА СССР, ф. 1287, оп. 6, д. 732, л. 8.

12 Кроме того, почти наполовину был удешевлен провоз экспонатов по территории России, бесплатными были страхование экспонатов и установление их на выставке.

13 ЦГИА СССР, ф. 18, оп. 2, д. 1774, лл. 45, 115.

14 Отчет о действиях распорядительного комитета по устройству русского отдела Лондонской всемирной выставки 1862 года. СПб. 1864, с. 6.

стр. 181


ходов на содержание посессионных и крепостных крестьян; выражали опасения по поводу того, что из-за "неизвестности многих местных условий", влияющих на увеличение стоимости их товаров, сравнение с европейскими образцами на выставке будет невыгодным15 . За "местными условиями", затруднявшими конкуренцию российской продукции с европейскими товарами, в действительности скрывались крепостнические порядки, сковывавшие развитие отечественной промышленности.

Тем не менее в Лондонской выставке приняли участие около 400 экспонентов из России. Чего только не было в русском отделе: образцы зерна и муки, вина и варенья, кожи, шерсти и пуха, пеньки и канатов, руды и чугуна, всевозможные ткани и одежда, кавказские бурки и сибирские валенки, меха и драгоценные изделия, фарфоровая посуда и художественные изделия, писчая бумага и литографии русских древностей, конская упряжь, музыкальные инструменты и пр. Все экспонаты, согласно классификации, принятой для удобства работы международного жюри, были разделены на 30 классов16 . Большинство из них принадлежало к разряду "сырые материалы".

Естественно, что Россия, выступавшая на мировом рынке как аграрная страна, широко представила сельскохозяйственное сырье. Экспозиция русского отдела давала представление о разнообразии плодов ее земледелия: рядом с рожью, овсом и ячменем Севера можно было увидеть кукурузу, шафран и хлопок Юга. Одобрение жюри получили манная и гречневая крупы, "неоднократно испытанные в разных блюдах", которые понравились англичанам17 . Любопытство посетителей вызвала черная икра, с которой большинство англичан было незнакомо.

В широком ассортименте на выставке были представлены образцы льна, пеньки, щетины, пуха, кожи. Эти товары вызывали интерес особенно у Англии, в импорте промышленного сырья которой Россия занимала первое место. Не случайно в английском официальном руководстве по выставке самым привлекательным объектом в русском отделе была названа сельскохозяйственная коллекция в виде пирамиды из снопов различных злаков и трав, которая получила затем от международного жюри медаль второй степени18 . Из 130 наград около одной трети были присуждены русским экспонентам за продукцию сельского хозяйства19 .

Русский отдел выделялся также предметами роскоши. Крепостную Россию показали в сиянии дворцовых зеркал, резных орнаментов, мраморных, изваяний и хрустальных люстр дворянских особняков. А. И. Кошелев, выражая мнение многих русских посетителей выставки, писал: "Мы блеснули по части роскоши и как будто посовестились показать наш настоящий вседневный быт"20 . Неудивительно, что все три высшие награды выставки, полученные русскими экспонентами, относились к атрибутам дворянского быта. Были награждены придворные ювелиры, владелец фабрики серебряных изделий и член Академии художеств И. Сазиков и владелец малахитовой фабрики Демидов. Описания этих предметов преобладали и в отзывах иностранной прессы об экспозиции России.

Сенсацией стали малахитовые двери, выставленные Демидовым. Интерес к ним публики и журналистов не ослабевал в течение всего времени работы выставки. Чтобы покрыть двери вышиной в 18 футов, потребовалось около 30 тыс. кусочков малахита, подобранных и склеенных по оттенкам и естественному рисунку камня. 350 работников трудились с 5 час. утра до 12 ночи целый год. Цена предметов, выставленных фабрикой Демидова (украшения, шкатулки, огромные вазы, чаши и т. д.), достигала около 0,5 млн. руб. и составляла четверть стоимости всех экспонатов русского отдела21 . "Невиданным до сих пор явлением в истории искусства", "одним из самых удиви-


15 ЦГИА СССР, ф. 37, оп. 1, д. 289, л. 58.

16 Международное жюри Лондонской выставки выделяло лучшие экспонаты, поощряло экспонентов медалями и денежными премиями. Число представителей каждой страны в жюри из 304 присяжных зависело от занимаемого ею пространства на выставке. От России в нем участвовало семь человек.

17 Лоде Э. Е. Заметки о Лондонской выставке. СПб. 1852, с. 10.

18 Routledge's Guide through the Great Exhibition Containing a Desckription of Every Principle Object of Interest. Lnd. 1851, p. 221.

19 См. Обозрение Лондонской выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб. 1852, с. 202, 212.

20 Кошелев А. И. Поездка русского земледельца в Англию и на всемирную выставку. М. 1852, с. 19.

21 Донесения профессора Дерптского университета Фридлендера о посещении им Лондонской всемирной выставки. СПб.

стр. 182


тельных и редких явлений на выставке всех народов"22 называли в английских газетах изделия из малахита. Получили награды вазы из яшмы Екатеринбургской гранильной фабрики (доставленные потом в Эрмитаж), были отмечены художественные достоинства многих фарфоровых изделий.

Получили высокую оценку и изделия русских ювелиров. Особенно выделялась шкатулка с мозаикой, изготовленная на Петергофской гранильной фабрике. В разное время дня на этой шкатулке улавливалась удивительная игра лучей, оживлявших камни. Внимание посетителей привлекали также изделия из серебра и бронзы. Обращал на себя взоры громадный подсвечник (высотой в 2,5 аршина и весом в 8 пуд.) работы Сазикова, выполненный в виде скульптурной группы на исторический сюжет: Дмитрий Донской, пришедший в себя после тяжелого ранения, полученного в начале битвы, выслушивает известие о победе на Куликовом поле от воина, держащего под уздцы коня. Фигуры моделировали знаменитые скульпторы П. К. Клодт и И. П. Витали. По этой группе можно было изучать древнюю одежду и вооружение русских воинов: благодаря совершенству чеканки были видны каждый гвоздь в шлеме и каждое кольцо в кольчуге23 . Публику на выставке изумляли чистота рисунка, вкус русских мастеров, тот оригинальный "византийский стиль", с которым Западная Европа была почти незнакома. Авторы "Обозрения" писали, что на Лондонской выставке европейская публика убедилась в наступлении "новой эпохи русского стиля". Члены английской Королевской комиссии уверяли, что русские художественные произведения значительно содействовали успеху выставки24 .

Та часть русского отдела, в которой демонстрировалась мануфактурная продукция, была гораздо беднее и менее интересной для посетителей выставки. Здесь преобладали изделия текстильной промышленности и почти полностью отсутствовали экспонаты машиностроения и химической промышленности. Структурный состав русского отдела и множество изделий ручного труда свидетельствовали о состоянии промышленности России. Лучше других было представлено хлопчатобумажное производство, в котором, как отмечал В. И. Ленин, еще до освобождения крестьян от крепостной зависимости сложилась капиталистическая организация труда25 . Ситец, миткаль, плис, по мнению авторов "Обозрения", не уступали по качеству даже английским26 . Особое одобрение заслужили парча, шелк и бархат. Английская королева восторгалась московским шелком и золотым шитьем, превосходящими изделия знаменитых французских мастеров27 . Французы признавали достоинство русских экспонатов, способных вынести конкуренцию с их товарами: "Шелк, бархат, тафта и плюш вызывают восхищение"28.

По классу "машин для мануфактурных производств" в русском отделе были выставлены лишь станки для пробы парусных полотен, жаккардовый станок, петербургская шелкомотальная машина. На фоне английского машинного отделения, в котором были представлены в действии паровые машины всех видов и размеров, российские экспонаты выглядели более чем скромно. В рутине косности и бюрократизма чиновничьей Российской империи гасли искры таланта русских умельцев и изобретателей. Автор очерка о машиностроении, вошедшего в "Обзор... мануфактурной промышленности", А. Ершов писал, что "жаловаться на малоспособность русского человека к механическому делу не приходится"; с горечью напоминал он о "великом механике Кулибине", труды которого "при других условиях годились бы не для одной кунсткамеры, а, вероятно, имели бы такое же значение для России и, может быть, для всей Европы, как труды Уатта и Фултона"29 . На промышленных выставках России уже появлялись оригинальные изобретения


1851, с. 9. По окончании выставки малахитовые двери были приобретены за 10 тыс. ф. ст. (около 60 тыс. руб. серебром) банкиром Гопе, владельцем лучшей в Англии коллекции драгоценных камней (Московские ведомости, 1851, N 102; Обозрение Лондонской выставки, с. 192). Князь Эстергази купил на выставке одну из самых больших малахитовых ваз (Московские ведомости, 1851, N 113).

22 Санкт-Петербургские ведомости, 1851, N 154.

23 Московские ведомости, 1851, N 52.

24 Обозрение Лондонской выставки,, 191 - 192.

25 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 1, с. 520.

26 Обозрение Лондонской выставки, с. 54.

27 Gibbs-Smith C. H. Op. cit., p. 12.

28 Киттары М. Я. Из письма к редактору. - Отечественные записки, 1851, т. 78, с. 120.

29 Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности. Т. II. СПб. 1863, с. 11 - 12.

стр. 183


русских механиков-самоучек, но на всемирную выставку они не попали вследствие косности чиновников.

По классу "ископаемых и горнозаводских продуктов" Россия представила образцы угля, различных руд, продукцию металлургии. В выставке участвовали казенные заводы Гороблагодатского, Златоустовского, Алтайского, Кавказского округов, несколько крупнейших уральских заводчиков. Английские газеты писали о русском железе, пользующемся большой славой и "занимающем важном место в истории национальной английской промышленности"30 . Ведь в значительной мере на нем совершался ранее промышленный переворот в Англии. Однако ко времени проведения выставки русская металлургия уже утратила былую привлекательность для промышленности Запада. Применение крепостного труда, отсталая технология, выплавка металла на древесном угле отрицательно сказывались на качестве и цене продукции. О сравнительном отставании металлургии России говорили и образцы вооружения ее армии, присланные на выставку. Агент министерства финансов в Лондоне писал в петербургскую комиссию, что произведения России по этой части не выражают прогресса и усовершенствований в промышленности31 .

По классу "оружие и огнестрельные снаряды" Россия представила продукцию Кушвинской и Златоустовской фабрик, уральских заводов, Кавказских оружейных мастерских, частных экспонентов. Среди множества кинжалов, шашек, сабель, богато украшенных эфесов были выставлены только одно ружье и два пистолетных ствола. "Производство оружия... - подчеркивал Ф. Энгельс, - основывается на производстве вообще"32 ; преобладание средневековых клинков над современной боевой техникой, отражая уровень развития отечественной промышленности, как бы предсказывало печальный исход Крымской войны.

Вместе с тем Лондонская выставка явилась одним из наглядных свидетельств "экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма", того непреложного факта, что "помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйства"33 . Там осуществлялось не только сравнение продукции, техники и технологии. Неотвратимым становилось сопоставление социальных условий производства. В официальных отчетах и корреспонденциях, публикациях прессы и частной переписке русских посетителей выставки (по данным британского департамента внутренних дел, за время работы выставки Англию посетили 854 русских)34 , промышленные успехи европейских государств так или иначе связывались с их капиталистической основой. Даже царские чиновники вынуждены были объяснить это "отсутствием особого класса людей, занимающихся исключительно мануфактурами"35 . Участие России в выставке дало новые импульсы не только для широкого обсуждения проблем развития ее производительных сил, но и заострило внимание русской общественности на состоянии производственных отношений, сдерживающих это развитие. Перед Россией все настоятельнее вставал вопрос об отмене крепостного права.

На последующих всемирных выставках русские отделы отражали уже сравнительно быстрое развитие капитализма в пореформенной стране. На Парижской выставке 1867 г. Европа уже заговорила об успехах России, ставших еще более зримыми в дальнейшем.

Первая Всемирная выставка положила начало развитию новых форм международного культурного и технического обмена. Его полноправным участником выступала Россия. Эта и последующие выставки способствовали широкому знакомству западной публики с русским искусством, самобытной культурой народов России. Именно на всемирных выставках впервые стали звучать выражение "русская школа живописи" и имена русских художников - И. Е. Репина, В. Г. Перова, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского, десятков других. Посетители выставок впервые знакомились на русских музыкальных концертах с творчеством М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского,


30 Санкт-Петербургские ведомости, 1851, N 156.

31 ЦГИА СССР, ф. 37, оп. 1, д. 289, л. 205.

32 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20, с. 170.

33 Ленин В. И. ПСС. Т. 20, с. 173.

34 Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations. Report by the Juries on the Subjects in the Thirty Classes into Which the Exhibition Was Divided. Vol. 4. Lnd. 1851, p. 114.

35 Обозрение Лондонской выставки, с. 182.

стр. 184


М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. На этих выставках получило мировую известность русское декоративно-прикладное искусство. Работы народных умельцев приобретались иностранными музеями и художественными галереями, воспроизводились в десятках иллюстрированных журналов Англии, Франции, Германии, Америки.

Опубликовано на Порталусе 02 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): РОССИЯ НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ 1851 ГОДА



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама