Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


Итоги российских реформ 1990-х: взгляд социолога На фото: Итоги российских реформ 1990-х: взгляд социолога, автор: maskaev

Публикация №1096039382 24 сентября 2004

Реальные экономические и социальные изменения в России за последние два с половиной года не были прямым результатом деятельности ни "правительства реформ" Гайдара, ни сменившего его "правительства практиков" Черномырдина. Это косвенный результат очередной неудачной попытки заставить страну жить по теоретической схеме. Реформаторы-идеалисты, движимые сугубо марксистской идеей доминирования экономических законов над социально-политической и административной реальностями, создали условия для того, чтобы освободить социальные группы, сформированные реальным социализмом, от пут каких-либо законов. Теперь в борьбе отраслевых и региональных групп с федеральной властью и между собой возникают новые правила, которые лет через десять, наверное, новое поколение университетских экономистов будет изучать, называя российскими модификациями общеэкономических законов.

Полная версия публикации

Возможны ли в России свободные экономические зоны? На фото: Возможны ли в России свободные экономические зоны?, автор: maskaev

Публикация №1096039360 24 сентября 2004

Очевидно, что создание и обеспечение деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) означает необходимость решения правовых, юридико-организационных проблем. Имеющийся у автора личный опыт выдвижения концепции правового обеспечения программы создания на территории России конкретной CЭЗ показывает, что существует по меньшей мере несколько групп системно увязанных вопросов, решение которых становится условием успешного функционирования СЭЗ.

Полная версия публикации

Состояние сферы НИОКР в России На фото: Состояние сферы НИОКР в России, автор: maskaev

Публикация №1096039339 24 сентября 2004

Факт глубокого структурного и общесистемного кризиса российской науки уже давно признан всеми специалистами. Вместе с тем, было бы неправомерно считать этот кризис исключительно следствием радикальных экономических преобразований 90-х годов. Оценивая политику государства в сфере исследований и разработок, необходимо учитывать особенности национального научно-иннова­ци­онного комплекса, унаследованного Россией от СССР, и весь комплекс проблем, сформировавшийся к моменту начала рыночных реформ.

Полная версия публикации

Экономические проблемы российской оборонной промышленности На фото: Экономические проблемы российской оборонной промышленности, автор: maskaev

Публикация №1096039297 24 сентября 2004

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий. Его развитие являлось краеугольным камнем экономической политики партийного и государственного руководства СССР на протяжении всей его истории. ВПК, как составной части экономики страны, всегда отдавался приоритет в выделении финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Военно-промышленный комплекс СССР обеспечивал не только собственные оборонные нужды, но и страны Варшавского договора, Северную Корею, Вьетнам, Кубу, а также многие развивающиеся страны, исходя из политических соображений. Поэтому поставка вооружения и военной техники (ВиВТ) в эти страны осуществлялась зачастую по заниженным ценам, в долг, а в ряде случаев и на безвозмездной основе.

Полная версия публикации

Финансово-промышленные группы России На фото: Финансово-промышленные группы России, автор: maskaev

Публикация №1096039264 24 сентября 2004

В период существования командно-административной системы хозяйственные связи между экономическими агентами обеспечивались как деятельностью планирующих органов, так и неформальными связями между предприятиями. Однако сами неформальные связи существовали именно в контексте централизованной структуры управления промышленностью. Уже первые годы перестройки обнаружили отсутствие альтернативной системы организации контрактов между промышленными предприятиями. С 1987 г. основной причиной неблагополучного состояния предприятий становится такой фактор, как разрыв традиционных хозяйственных связей. Его влияние еще больше возросло в ходе приватизации, объектом которой было предприятие как таковое, вне структуры его поставок и сбыта. Известно, что такая политика приватизации существенно стимулировала конкуренцию, предотвратив возникновение на базе министерств и объединений СССР системы сверхкрупных промышленных монополий1. Однако одновременно ослабли и вертикальные связи в российской промышленности.

Полная версия публикации

Финансы Российских предприятий На фото: Финансы Российских предприятий, автор: maskaev

Публикация №1096039236 24 сентября 2004

Действия российских предприятий промышленности и других отраслей в условиях нарастающего финансового кризиса соответствовали той вполне рациональной модели поведения, которая сложилась в 90-е годы. Как было показано в предыдущем “Обзоре экономической политики”, эта модель в значительной мере отражает принципиальную незавершенность реформ в области отношений собственности[1]. В этой связи важно разделить интересы всех участников процесса принятия финансовых решений.

Полная версия публикации

Небанковские финансовые институты России На фото: Небанковские финансовые институты России, автор: maskaev

Публикация №1096039205 24 сентября 2004

Финансовый кризис особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998 г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов и непрекращающееся “бегст­во” капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призваны сыграть страховая система и коллективные инвесторы в лице паевых инвестиционных фондов.

Полная версия публикации

Банковское регулирование в России На фото: Банковское регулирование в России, автор: maskaev

Публикация №1096039180 24 сентября 2004

Основные усилия Центрального банка в течение последних лет фокусировались на решении ряда важных задач, включая снижение уровня инфляции, поддержание курса рубля, совершенствование регулирования банковской системы. Главная роль в деятельности ЦБ отводилась денежно-кредитной политике. Вместе с тем ЦБ заметно продвинулся и в сфере банковского регулирования. Меры, предпринятые ЦБ, включали в себя укрепление системы банковского надзора и политики лицензирования банков, введение нового плана счетов на основе международных стандартов, совершенствование системы экономических нормативов, позволявших оценивать финансовое положение банков. Путем последовательного снижения процентных ставок в 1997 г. ЦБ пытался стимулировать расширение деятельности банков в реальном секторе.

Полная версия публикации

Банковская система России На фото: Банковская система России, автор: maskaev

Публикация №1096039141 24 сентября 2004

Глобализация мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, в 80–90-е годы участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.

Полная версия публикации

Экономика образования в России На фото: Экономика образования в России, автор: maskaev

Публикация №1096039085 24 сентября 2004

В 90-е годы экономическое положение системы образования было, как это ни странно, относительно благополучным. Хотя реальные бюджетные расходы на образование и сокращались, но медленнее, чем по другим видам непроцентных расходов; в результате доля расходов на образование в консолидированном бюджете увеличилась с 11,9% в 1994 г. до 13,4% в 1997 г. и даже в 1998 г. составила около 13% общей суммы расходов. Сохранялся высокий спрос на образовательные услуги, который был сформирован еще при советской власти. После некоторого спада в первой половине 90-х, начиная с 1995 г. спрос на образование (прежде всего профессиональное) стал резко возрастать, что выражается в быстром увеличении всех количественных показателей, характеризующих состояние этой сферы, – в частности, численности учебных заведений, учащихся и преподавателей. В результате довольно значительно возросли расходы населения на образование (опять-таки в первую очередь профессиональное), что во многом, если не полностью, компенсировало сокращение бюджетного финансирования этой сферы.

Полная версия публикации

Экономика здравоохранения России На фото: Экономика здравоохранения России, автор: maskaev

Публикация №1096039051 24 сентября 2004

В 1998 г. исполнилось пять лет введению в действие Федерального закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Закон призван был обеспечить переход от системы прямого бюджетного финансирования больниц, поликлиник, диспансеров и т.п. к системе, ориентированной, по замыслу, не на учреждение, а на пациента. Предполагалось, что обязательное медицинское страхование позволит покончить с застарелыми болезнями советского здравоохранения: перманентной нехваткой средств в сочетании с их заведомо нерациональным использованием и глубоким неравенством в доступе к медицинской помощи в сочетании с отсутствием конкуренции, которое оправдывали именно стремлением к равенству.

Полная версия публикации

Политика российского правительства в сфере доходов населения в 1998 году На фото: Политика российского правительства в сфере доходов населения в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096038990 24 сентября 2004

На протяжении 1998 г. государственная политика в области регулирования доходов строилась на прежней парадигме этого регулирования, затрагивающей доходы ограниченного круга социальных групп населения. Речь идет о заработной плате лиц наемного труда, занятых в бюджетной сфере, пенсионных выплатах (включая инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и пр.), а также пособиях, выплачиваемых безработным, низкообеспеченным домохозяйствам и прочим беднейшим социальным группам. В отношении этих групп – как до, так и после августовского кризиса – политика правительства преследовала цель поддержания их доходов на неизменном уровне. Но если в первой половине года правительству в известной мере удавалось реализовать эту цель, то в условиях экономического кризиса ни финансовых ресурсов, ни имеющихся у правительства инструментов регулирования оказалось явно недостаточно, чтобы предотвратить существенное падение доходов названных групп.

Полная версия публикации

Экономическое поведение населения России в 1998 году На фото: Экономическое поведение населения России в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096034142 24 сентября 2004

Сфера личного потребления является одной из важнейших сфер экономики, на которую, в конечном счете, воздействуют любые экономические процессы, в том числе проводимые в России рыночные реформы. Развитие личного потребления в период перехода к рыночной экономике в значительной степени зависело от того состояния, в котором население находилось накануне реформ. С момента начала реформ в 1992 г. в эволюции личного потребления можно выделить несколько периодов, каждый из которых был достаточно однороден с точки зрения темпов роста, а также изменений структуры потребительских расходов и личных сбережений. По мере перехода от одного периода к другому влияние распределительной системы потребления, существовавшей в советский период, ослабевало, и поведение домашних хозяйств во все большей степени определялось рыночными факторами. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что даже 7 лет реформ не смогли полностью избавить сферу потребления от этого влияния, и лицам, формирующим экономическую политику правительства, по-прежнему необходимо учитывать этот фактор.

Полная версия публикации

Административные ограничения конкуренции в России На фото: Административные ограничения конкуренции в России, автор: maskaev

Публикация №1096034077 24 сентября 2004

Развитие рыночных преобразований в экономике и активизация роли государства в процессе экономических реформ требуют более пристального внимания к проблеме барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок. Анализ продуктовых и географических рынков с точки зрения наличия и степени значимости тех или иных барьеров для входа позволяет выработать и реализовать практические меры по их устранению (снижению), наиболее эффективные с точки зрения государства и хозяйствующих субъектов.

Полная версия публикации

Региональная бюджетная политика России в 1998 году На фото: Региональная бюджетная политика России в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096033996 24 сентября 2004

Бюджетно-финансовый кризис, разразившийся в 1998 г., не обошел стороной региональные и местные бюджеты. Доходы субфедеральных бюджетов значительно сократились по сравнению с 1997 г. (см. табл. 1). Одновременно в 1998 г. резко сузились возможности использования региональных долговых обязательств всех видов, что вынудило регионы пойти на уменьшение дефицитов бюджетов (см. рис. 1). Эти два процесса обусловили, в свою очередь, значительное уменьшение расходов субфедеральных бюджетов, в основном за счет уменьшения расходов на народного хозяйства.

Полная версия публикации

Проблемы налоговой реформы в России в 1990-х годах На фото: Проблемы налоговой реформы в России в 1990-х годах, автор: maskaev

Публикация №1096033911 24 сентября 2004

На протяжении последних лет налоговая реформа провозглашается одной из важнейших задач российского правительства. Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывает нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и является, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. И хотя в целом перечень основных налогов и налоговые ставки, действующие в России, сопоставимы с системами, принятыми в других странах, проблема создания эффективной и стабильной налоговой системы, соответствующей рыночным условиям, до сих пор остается нерешенной. Спустя семь лет после начала реформ многие основные понятия, правила начисления и учета налогов, а также методы контроля над налогоплательщиками в значительной степени определяются принципами плановой экономики и не учитывают тенденций развития правовых, межбюджетных и международных отношений России.

Полная версия публикации

Бюджетные расходы России в 1998 году На фото: Бюджетные расходы России в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096033777 24 сентября 2004

Вопрос о роли государства в экономике и оптимальных масштабах государственного сектора является дискуссионным, и однозначный ответ на него не получен. Доля государственных расходов к ВВП варьирует от 10% (Китай) до 50% (Нидерланды и некоторые скандинавские страны). Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки, и поэтому ни одна из них не может быть охарактеризована как безусловно положительная. В России расходы расширенного правительства, включающие средства бюджетных и внебюджетных фондов, составляли в 1996 г. 43% по отношению к ВВП, в 1997 г. – 45%, в 1998 г. – 39%.

Полная версия публикации

Бюджетные доходы России в 1998 году На фото: Бюджетные доходы России в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096033722 24 сентября 2004

Преобразования в бюджетно-налоговой политике, намеченные на 1998 г. и назревавшие в течение нескольких последних лет, были основаны на принятии комплекса мер по совершенствованию налоговой системы и повышению налоговой дисциплины. Целью этих преобразований было стимулирование развития производства и снижение налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков. Основой этих преобразований стал проект Налогового кодекса. Он предусматривал упрощение налогового законодательства, сокращение числа налогов, пересмотр и сокращение налоговых льгот (под­роб­нее см. главу “Проблемы налоговой реформы”).

Полная версия публикации

Экономика России в 1998 году: обострение кризиса На фото: Экономика России в 1998 году: обострение кризиса, автор: maskaev

Публикация №1096027145 24 сентября 2004

К концу 1997 г. динамика ряда ведущих макроэкономических показателей приобрела характеристики, которые выглядели достаточно обнадеживающе. Так, впервые за годы реформ, в 1997 г. был достигнут положительный прирост валового внутреннего продукта (+0,8%). Объем производства в промышленности в реальном исчислении увеличился (также впервые с начала реформ) на 2,0%. Особое значение имел рост производства в такой крупнейшей и важнейшей отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, где объем выпуска увеличился на 3,5%, прежде всего – за счет роста производства в автомобильной промышленности (прирост составил +12,6%), приборостроении (+5,8%) и промышленности средств связи (+23,2%).

Полная версия публикации

Макроэкономические проблемы России в1998 году На фото: Макроэкономические проблемы России в1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096027066 24 сентября 2004

Августовский кризис 1998 г. подвел черту под очередным этапом трансформации российской экономики, начало которого условно можно отнести к середине 1996 г., к переизбранию президента Ельцина на второй срок. Этот период, в частности, характеризовался относительно низкой инфляцией, которая в месячном выражении составляла в среднем менее 1%, а всего с июля 1996 г. по июль 1998 г. потребительские цены выросли примерно на 21%. Примерно такими же темпами изменялся и номинальный курс рубля, что означало его стабилизацию в реальном выражении. Эти процессы происходили на фоне стабилизации производства валового внутреннего продукта и в первую очередь – промышленного производства, причем в 1997 г. даже наметился его рост (на 2%).

Полная версия публикации

Финансовая политика России в 1998 году На фото: Финансовая политика России в 1998 году, автор: maskaev

Публикация №1096026998 24 сентября 2004

Государственная финансовая политика является важнейшей ча­стью экономической политики. При этом если общее экономиче­ское законодательство, определяющее основы деятельности реаль­ного сектора, формирует “базис” экономической политики, то фи­нансовая политика, являясь своего рода “надстройкой”, влияет на текущее поведение хозяйствующих субъектов. Один из главных во­просов экономической политики сводится к следующему: всегда ли предпочтительно проведение “вообще правильной” финансовой политики? Или, при определенных обстоятельствах, целесообразно отступать от общих принципов, приспосабливаясь к достигнутому уровню экономического развития, а иначе государство с высокой вероятностью столкнется с финансовым кризисом? По всей види­мости, российский опыт подтвердил последнюю гипотезу.

Полная версия публикации

Либеральная экономическая реформа в России: возможна ли вторая попытка? На фото: Либеральная экономическая реформа в России: возможна ли вторая попытка?, автор: maskaev

Публикация №1096026853 24 сентября 2004

Оценку экономической реформы 92 г. в России можно производить по разным критериям. В настоящей статье речь пойдет об успехе или неудаче, а о самом характере реформы и перспективах ее продолжения. Е. Гайдар, с чьим именем связывают ее начало, едва ли имеет право сетовать на превратности судьбы. Он ушел ровно тогда и так, когда и как собирался уйти. В одном из телеинтервью в начале своего вице-премьерства он назвал оптимальное время своей отставки - конец 1992 г. и причину - отклонение парламентом представленного правительством проекта бюджета на 1993 г. Все произошло почти в полном соответствии с пожеланиями: отставка 14 декабря 1992 г. по причине несогласия Съезда с экономической политикой правительства.

Полная версия публикации

Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания На фото: Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания, автор: maskaev

Публикация №1096026765 24 сентября 2004

Игнорирование фигуры предпринимателя-новатора, способного осуществить прорыв к новому, - традиция, берущая свое начало в экономической науке от Адама Смита и многократно усиленная марксизмом. Только после социологических исследования М. Вебера стало ясно, что "вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот."

Полная версия публикации

ЕС и Россия: соглашение о торговле текстильными товарами На фото: ЕС и Россия: соглашение о торговле текстильными товарами, автор: maskaev

Публикация №1096026525 24 сентября 2004

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, с одной стороны, и ЕВРОПЕЙСКОЙ СОББЩЕСТВО, с другой стороны, далее именуемы “Стороны”,

ЖЕЛАЯ способствовать, имея в виду постоянное сотрудничество и на условиях, обеспечивающих предсказуемость торговли, обоюдному росту, упорядоченному и взаимовыгодному развитию торговли текстильными товарами между Российской Федерацией (далее “Россия”) и Европейским Сообществом (далее “Сообщество”),

НАМЕРЕВАЯСЬ по возможности наиболее полно учитывать серьезные экономические и социальные проблемы, существующие в настоящее время в текстильной промышленности России и Сообщества ...

Полная версия публикации

Заметки российского экономиста На фото: Заметки российского экономиста, автор: maskaev

Публикация №1096026486 24 сентября 2004

Распространенные в России на всех уровнях власти и общества экономические мифы о том, что главные факторы подъема экономики и роста инвестиций – это наличие научно-технических достижений и обилие природных и дешевых людских ресурсов, создают ложные ориентиры развития и не приводят к перемещению капитала в экономику России.

Полная версия публикации

Эмиграция из России На фото: Эмиграция из России, автор: maskaev

Публикация №1096026458 24 сентября 2004

Миграционная политика государства (и иммиграционная как ее составная часть), стала фактором, во многом определяющим развитие отдельных стран и целых регионов на протяжении ХХ столетия. Соединенные Штаты Америки, где в начале ХХ века проживало 67 млн. человек, продемонстрировали удвоение численности населения к 1940 г., и оно еще раз удвоилось в период между 1940 и 1995 годами со 132 млн. до 265 млн. жителей.

Полная версия публикации

Антимонопольная политика в странах-членах СНГ На фото: Антимонопольная политика в странах-членах СНГ, автор: maskaev

Публикация №1096026406 24 сентября 2004

Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХYII века. В России же (а затем и во многих странах СНГ) первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в России, а также и в странах СНГ проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

Полная версия публикации

Куда ведут дороги из Черноморских проливов? На фото: Куда ведут дороги из Черноморских проливов? , автор: maskaev

Публикация №1096021712 24 сентября 2004

Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы по своему правовому статусу являются международными, а по принадлежности — турецкими.

В районе Черного и Азовского морей кроме Турции расположены пять государств: Россия, Украина, Румыния, Болгария и Грузия, для которых эти проливы являются единственным выходом в Мировой океан, а также входом для доступа судов в их порты.

Полная версия публикации


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама