АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
Итоги российских реформ 1990-х: взгляд социолога
Публикация №1096039382 24 сентября 2004 /
Реальные экономические и социальные изменения в России за последние два с половиной года не были прямым результатом деятельности ни "правительства реформ" Гайдара, ни сменившего его "правительства практиков" Черномырдина. Это косвенный результат очередной неудачной попытки заставить страну жить по теоретической схеме. Реформаторы-идеалисты, движимые сугубо марксистской идеей доминирования экономических законов над социально-политической и административной реальностями, создали условия для того, чтобы освободить социальные группы, сформированные реальным социализмом, от пут каких-либо законов. Теперь в борьбе отраслевых и региональных групп с федеральной властью и между собой возникают новые правила, которые лет через десять, наверное, новое поколение университетских экономистов будет изучать, называя российскими модификациями общеэкономических законов.
Возможны ли в России свободные экономические зоны?
Публикация №1096039360 24 сентября 2004 /
Очевидно, что создание и обеспечение деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) означает необходимость решения правовых, юридико-организационных проблем. Имеющийся у автора личный опыт выдвижения концепции правового обеспечения программы создания на территории России конкретной CЭЗ показывает, что существует по меньшей мере несколько групп системно увязанных вопросов, решение которых становится условием успешного функционирования СЭЗ.
Состояние сферы НИОКР в России
Публикация №1096039339 24 сентября 2004 /
Факт глубокого структурного и общесистемного кризиса российской науки уже давно признан всеми специалистами. Вместе с тем, было бы неправомерно считать этот кризис исключительно следствием радикальных экономических преобразований 90-х годов. Оценивая политику государства в сфере исследований и разработок, необходимо учитывать особенности национального научно-инновационного комплекса, унаследованного Россией от СССР, и весь комплекс проблем, сформировавшийся к моменту начала рыночных реформ.
Экономические проблемы российской оборонной промышленности
Публикация №1096039297 24 сентября 2004 /
Военно-промышленный комплекс (ВПК) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий. Его развитие являлось краеугольным камнем экономической политики партийного и государственного руководства СССР на протяжении всей его истории. ВПК, как составной части экономики страны, всегда отдавался приоритет в выделении финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Военно-промышленный комплекс СССР обеспечивал не только собственные оборонные нужды, но и страны Варшавского договора, Северную Корею, Вьетнам, Кубу, а также многие развивающиеся страны, исходя из политических соображений. Поэтому поставка вооружения и военной техники (ВиВТ) в эти страны осуществлялась зачастую по заниженным ценам, в долг, а в ряде случаев и на безвозмездной основе.
Финансово-промышленные группы России
Публикация №1096039264 24 сентября 2004 /
В период существования командно-административной системы хозяйственные связи между экономическими агентами обеспечивались как деятельностью планирующих органов, так и неформальными связями между предприятиями. Однако сами неформальные связи существовали именно в контексте централизованной структуры управления промышленностью. Уже первые годы перестройки обнаружили отсутствие альтернативной системы организации контрактов между промышленными предприятиями. С 1987 г. основной причиной неблагополучного состояния предприятий становится такой фактор, как разрыв традиционных хозяйственных связей. Его влияние еще больше возросло в ходе приватизации, объектом которой было предприятие как таковое, вне структуры его поставок и сбыта. Известно, что такая политика приватизации существенно стимулировала конкуренцию, предотвратив возникновение на базе министерств и объединений СССР системы сверхкрупных промышленных монополий1. Однако одновременно ослабли и вертикальные связи в российской промышленности.
Финансы Российских предприятий
Публикация №1096039236 24 сентября 2004 /
Действия российских предприятий промышленности и других отраслей в условиях нарастающего финансового кризиса соответствовали той вполне рациональной модели поведения, которая сложилась в 90-е годы. Как было показано в предыдущем “Обзоре экономической политики”, эта модель в значительной мере отражает принципиальную незавершенность реформ в области отношений собственности[1]. В этой связи важно разделить интересы всех участников процесса принятия финансовых решений.
Небанковские финансовые институты России
Публикация №1096039205 24 сентября 2004 /
Финансовый кризис особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998 г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов и непрекращающееся “бегство” капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призваны сыграть страховая система и коллективные инвесторы в лице паевых инвестиционных фондов.
Банковское регулирование в России
Публикация №1096039180 24 сентября 2004 /
Основные усилия Центрального банка в течение последних лет фокусировались на решении ряда важных задач, включая снижение уровня инфляции, поддержание курса рубля, совершенствование регулирования банковской системы. Главная роль в деятельности ЦБ отводилась денежно-кредитной политике. Вместе с тем ЦБ заметно продвинулся и в сфере банковского регулирования. Меры, предпринятые ЦБ, включали в себя укрепление системы банковского надзора и политики лицензирования банков, введение нового плана счетов на основе международных стандартов, совершенствование системы экономических нормативов, позволявших оценивать финансовое положение банков. Путем последовательного снижения процентных ставок в 1997 г. ЦБ пытался стимулировать расширение деятельности банков в реальном секторе.
Публикация №1096039141 24 сентября 2004 /
Глобализация мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, в 80–90-е годы участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.
Экономика образования в России
Публикация №1096039085 24 сентября 2004 /
В 90-е годы экономическое положение системы образования было, как это ни странно, относительно благополучным. Хотя реальные бюджетные расходы на образование и сокращались, но медленнее, чем по другим видам непроцентных расходов; в результате доля расходов на образование в консолидированном бюджете увеличилась с 11,9% в 1994 г. до 13,4% в 1997 г. и даже в 1998 г. составила около 13% общей суммы расходов. Сохранялся высокий спрос на образовательные услуги, который был сформирован еще при советской власти. После некоторого спада в первой половине 90-х, начиная с 1995 г. спрос на образование (прежде всего профессиональное) стал резко возрастать, что выражается в быстром увеличении всех количественных показателей, характеризующих состояние этой сферы, – в частности, численности учебных заведений, учащихся и преподавателей. В результате довольно значительно возросли расходы населения на образование (опять-таки в первую очередь профессиональное), что во многом, если не полностью, компенсировало сокращение бюджетного финансирования этой сферы.
Экономика здравоохранения России
Публикация №1096039051 24 сентября 2004 /
В 1998 г. исполнилось пять лет введению в действие Федерального закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Закон призван был обеспечить переход от системы прямого бюджетного финансирования больниц, поликлиник, диспансеров и т.п. к системе, ориентированной, по замыслу, не на учреждение, а на пациента. Предполагалось, что обязательное медицинское страхование позволит покончить с застарелыми болезнями советского здравоохранения: перманентной нехваткой средств в сочетании с их заведомо нерациональным использованием и глубоким неравенством в доступе к медицинской помощи в сочетании с отсутствием конкуренции, которое оправдывали именно стремлением к равенству.
Политика российского правительства в сфере доходов населения в 1998 году
Публикация №1096038990 24 сентября 2004 /
На протяжении 1998 г. государственная политика в области регулирования доходов строилась на прежней парадигме этого регулирования, затрагивающей доходы ограниченного круга социальных групп населения. Речь идет о заработной плате лиц наемного труда, занятых в бюджетной сфере, пенсионных выплатах (включая инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и пр.), а также пособиях, выплачиваемых безработным, низкообеспеченным домохозяйствам и прочим беднейшим социальным группам. В отношении этих групп – как до, так и после августовского кризиса – политика правительства преследовала цель поддержания их доходов на неизменном уровне. Но если в первой половине года правительству в известной мере удавалось реализовать эту цель, то в условиях экономического кризиса ни финансовых ресурсов, ни имеющихся у правительства инструментов регулирования оказалось явно недостаточно, чтобы предотвратить существенное падение доходов названных групп.
Экономическое поведение населения России в 1998 году
Публикация №1096034142 24 сентября 2004 /
Сфера личного потребления является одной из важнейших сфер экономики, на которую, в конечном счете, воздействуют любые экономические процессы, в том числе проводимые в России рыночные реформы. Развитие личного потребления в период перехода к рыночной экономике в значительной степени зависело от того состояния, в котором население находилось накануне реформ. С момента начала реформ в 1992 г. в эволюции личного потребления можно выделить несколько периодов, каждый из которых был достаточно однороден с точки зрения темпов роста, а также изменений структуры потребительских расходов и личных сбережений. По мере перехода от одного периода к другому влияние распределительной системы потребления, существовавшей в советский период, ослабевало, и поведение домашних хозяйств во все большей степени определялось рыночными факторами. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что даже 7 лет реформ не смогли полностью избавить сферу потребления от этого влияния, и лицам, формирующим экономическую политику правительства, по-прежнему необходимо учитывать этот фактор.
Административные ограничения конкуренции в России
Публикация №1096034077 24 сентября 2004 /
Развитие рыночных преобразований в экономике и активизация роли государства в процессе экономических реформ требуют более пристального внимания к проблеме барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок. Анализ продуктовых и географических рынков с точки зрения наличия и степени значимости тех или иных барьеров для входа позволяет выработать и реализовать практические меры по их устранению (снижению), наиболее эффективные с точки зрения государства и хозяйствующих субъектов.
Региональная бюджетная политика России в 1998 году
Публикация №1096033996 24 сентября 2004 /
Бюджетно-финансовый кризис, разразившийся в 1998 г., не обошел стороной региональные и местные бюджеты. Доходы субфедеральных бюджетов значительно сократились по сравнению с 1997 г. (см. табл. 1). Одновременно в 1998 г. резко сузились возможности использования региональных долговых обязательств всех видов, что вынудило регионы пойти на уменьшение дефицитов бюджетов (см. рис. 1). Эти два процесса обусловили, в свою очередь, значительное уменьшение расходов субфедеральных бюджетов, в основном за счет уменьшения расходов на народного хозяйства.
Проблемы налоговой реформы в России в 1990-х годах
Публикация №1096033911 24 сентября 2004 /
На протяжении последних лет налоговая реформа провозглашается одной из важнейших задач российского правительства. Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывает нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и является, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. И хотя в целом перечень основных налогов и налоговые ставки, действующие в России, сопоставимы с системами, принятыми в других странах, проблема создания эффективной и стабильной налоговой системы, соответствующей рыночным условиям, до сих пор остается нерешенной. Спустя семь лет после начала реформ многие основные понятия, правила начисления и учета налогов, а также методы контроля над налогоплательщиками в значительной степени определяются принципами плановой экономики и не учитывают тенденций развития правовых, межбюджетных и международных отношений России.
Бюджетные расходы России в 1998 году
Публикация №1096033777 24 сентября 2004 /
Вопрос о роли государства в экономике и оптимальных масштабах государственного сектора является дискуссионным, и однозначный ответ на него не получен. Доля государственных расходов к ВВП варьирует от 10% (Китай) до 50% (Нидерланды и некоторые скандинавские страны). Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки, и поэтому ни одна из них не может быть охарактеризована как безусловно положительная. В России расходы расширенного правительства, включающие средства бюджетных и внебюджетных фондов, составляли в 1996 г. 43% по отношению к ВВП, в 1997 г. – 45%, в 1998 г. – 39%.
Бюджетные доходы России в 1998 году
Публикация №1096033722 24 сентября 2004 /
Преобразования в бюджетно-налоговой политике, намеченные на 1998 г. и назревавшие в течение нескольких последних лет, были основаны на принятии комплекса мер по совершенствованию налоговой системы и повышению налоговой дисциплины. Целью этих преобразований было стимулирование развития производства и снижение налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков. Основой этих преобразований стал проект Налогового кодекса. Он предусматривал упрощение налогового законодательства, сокращение числа налогов, пересмотр и сокращение налоговых льгот (подробнее см. главу “Проблемы налоговой реформы”).
Экономика России в 1998 году: обострение кризиса
Публикация №1096027145 24 сентября 2004 /
К концу 1997 г. динамика ряда ведущих макроэкономических показателей приобрела характеристики, которые выглядели достаточно обнадеживающе. Так, впервые за годы реформ, в 1997 г. был достигнут положительный прирост валового внутреннего продукта (+0,8%). Объем производства в промышленности в реальном исчислении увеличился (также впервые с начала реформ) на 2,0%. Особое значение имел рост производства в такой крупнейшей и важнейшей отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, где объем выпуска увеличился на 3,5%, прежде всего – за счет роста производства в автомобильной промышленности (прирост составил +12,6%), приборостроении (+5,8%) и промышленности средств связи (+23,2%).
Макроэкономические проблемы России в1998 году
Публикация №1096027066 24 сентября 2004 /
Августовский кризис 1998 г. подвел черту под очередным этапом трансформации российской экономики, начало которого условно можно отнести к середине 1996 г., к переизбранию президента Ельцина на второй срок. Этот период, в частности, характеризовался относительно низкой инфляцией, которая в месячном выражении составляла в среднем менее 1%, а всего с июля 1996 г. по июль 1998 г. потребительские цены выросли примерно на 21%. Примерно такими же темпами изменялся и номинальный курс рубля, что означало его стабилизацию в реальном выражении. Эти процессы происходили на фоне стабилизации производства валового внутреннего продукта и в первую очередь – промышленного производства, причем в 1997 г. даже наметился его рост (на 2%).
Финансовая политика России в 1998 году
Публикация №1096026998 24 сентября 2004 /
Государственная финансовая политика является важнейшей частью экономической политики. При этом если общее экономическое законодательство, определяющее основы деятельности реального сектора, формирует “базис” экономической политики, то финансовая политика, являясь своего рода “надстройкой”, влияет на текущее поведение хозяйствующих субъектов. Один из главных вопросов экономической политики сводится к следующему: всегда ли предпочтительно проведение “вообще правильной” финансовой политики? Или, при определенных обстоятельствах, целесообразно отступать от общих принципов, приспосабливаясь к достигнутому уровню экономического развития, а иначе государство с высокой вероятностью столкнется с финансовым кризисом? По всей видимости, российский опыт подтвердил последнюю гипотезу.
Либеральная экономическая реформа в России: возможна ли вторая попытка?
Публикация №1096026853 24 сентября 2004 /
Оценку экономической реформы 92 г. в России можно производить по разным критериям. В настоящей статье речь пойдет об успехе или неудаче, а о самом характере реформы и перспективах ее продолжения. Е. Гайдар, с чьим именем связывают ее начало, едва ли имеет право сетовать на превратности судьбы. Он ушел ровно тогда и так, когда и как собирался уйти. В одном из телеинтервью в начале своего вице-премьерства он назвал оптимальное время своей отставки - конец 1992 г. и причину - отклонение парламентом представленного правительством проекта бюджета на 1993 г. Все произошло почти в полном соответствии с пожеланиями: отставка 14 декабря 1992 г. по причине несогласия Съезда с экономической политикой правительства.
Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания
Публикация №1096026765 24 сентября 2004 /
Игнорирование фигуры предпринимателя-новатора, способного осуществить прорыв к новому, - традиция, берущая свое начало в экономической науке от Адама Смита и многократно усиленная марксизмом. Только после социологических исследования М. Вебера стало ясно, что "вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот."
ЕС и Россия: соглашение о торговле текстильными товарами
Публикация №1096026525 24 сентября 2004 /
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, с одной стороны, и ЕВРОПЕЙСКОЙ СОББЩЕСТВО, с другой стороны, далее именуемы “Стороны”,
ЖЕЛАЯ способствовать, имея в виду постоянное сотрудничество и на условиях, обеспечивающих предсказуемость торговли, обоюдному росту, упорядоченному и взаимовыгодному развитию торговли текстильными товарами между Российской Федерацией (далее “Россия”) и Европейским Сообществом (далее “Сообщество”),
НАМЕРЕВАЯСЬ по возможности наиболее полно учитывать серьезные экономические и социальные проблемы, существующие в настоящее время в текстильной промышленности России и Сообщества ...
Заметки российского экономиста
Публикация №1096026486 24 сентября 2004 /
Распространенные в России на всех уровнях власти и общества экономические мифы о том, что главные факторы подъема экономики и роста инвестиций – это наличие научно-технических достижений и обилие природных и дешевых людских ресурсов, создают ложные ориентиры развития и не приводят к перемещению капитала в экономику России.
Публикация №1096026458 24 сентября 2004 /
Миграционная политика государства (и иммиграционная как ее составная часть), стала фактором, во многом определяющим развитие отдельных стран и целых регионов на протяжении ХХ столетия. Соединенные Штаты Америки, где в начале ХХ века проживало 67 млн. человек, продемонстрировали удвоение численности населения к 1940 г., и оно еще раз удвоилось в период между 1940 и 1995 годами со 132 млн. до 265 млн. жителей.
Антимонопольная политика в странах-членах СНГ
Публикация №1096026406 24 сентября 2004 /
Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХYII века. В России же (а затем и во многих странах СНГ) первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в России, а также и в странах СНГ проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
Куда ведут дороги из Черноморских проливов?
Публикация №1096021712 24 сентября 2004 /
Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы по своему правовому статусу являются международными, а по принадлежности — турецкими.
В районе Черного и Азовского морей кроме Турции расположены пять государств: Россия, Украина, Румыния, Болгария и Грузия, для которых эти проливы являются единственным выходом в Мировой океан, а также входом для доступа судов в их порты.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK