Рейтинг
Порталус

Культура исламского мира: штрихи к историческому портрету.

Дата публикации: 13 марта 2012
Публикатор: serii marshal
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1331630412


Культура исламского мира: штрихи к историческому портрету.

Культуру Востока, тем более если мы говорим о кавказском регионе, невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 900 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в
зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке. Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма). Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки. Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна ( или сонна) , состоящая из священных преданий ( хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др.
С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки, как национально- религиозного центра еще более возросло. В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга.
Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии.
Ислам постепенно стал и очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —медресе — представляли собой своего рода духовные академии.
Кто имеет хотя бы небольшое представление о мусульманской культуре, знает, какую роль она играла в религиозно-правовой и этической жизни мусульман на протяжении классического периода, и в значительной мере не утратила своего значения и сейчас. «Что такое хорошо и что такое плохо» и как строить свое поведение, чтобы оно было как можно ближе к благу и как можно дальше от зла — вопрос едва ли не основной не только для мусульманина, но и для любого человека. Именно в этой сфере, связанной с самыми насущными, ежедневными проблемами человека, попробую проанализировать роль, место и значимость культуры вообще в жизни не только мусульманина.
Отдельные ветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырьмя рёбрами — верный признак узбека или таджика. Черкеска и папаха всегда выдавала в мужчине представителя народов Кавказа. Многие из нас по форме, сочетании цветов, пошивочному орнаменту и прилагаемой к нему форме ношения оружия могут и сегодня различить в костюме аварца от кабардинца, чеченца от кумыка, адыга от лезгина и т.д. Разновидности тюбетейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика, узбека, курда и др.. Общеизвестный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто обмотанная тюрбаном (в Египте и Судане — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костюма в разных странах. А прекрасные по орнаменту, пошиву, украшений и материалу женские костюмы представительниц народов Кавказа настолько разнообразны, что по ним можно писать сотни книг и диссертаций. Головные уборы женщин и сегодня в дагестанских аулах могут выдать в них

==============
Большинство элементов этих костюмов возникли в доисламскую эпоху. Однако в Средние века и Новое время они распространялись как исламские и в таком виде были заимствованы татарами, жителями Западной и Восточной Африки и другими народами. В Средние века в Египте, Марокко, Ираке, Палестине, Иране и на Мальдивских островах производили много такой одежды и продавали её жителям окраин исламского мира. А когда ислам начал распространяться в Волжской Булгарии (в начале X в.), в её столице — городе Булгар уже работал портной из Багдада — столицы халифов. В то время у мусульман появился настоящий халат (не путать со среднеазиатским чупоном) — парадная одежда из дорогих тканей. Сейчас её носят исламские законоведы — кади, муфтии, имамы, у шиитов — духовные лица. Халат подпоясывают шёлковым шарфом (это тоже арабское слово), часто с золотой и серебряной отделкой. В Средние века для халифов драгоценные одежды не шили, а ткали целиком, и стоили они баснословно дорого.
Одежда мусульман очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиям ислама — скрывать тело и покрывать голову. В мечети мусульмане молятся с покрытой головой и без обуви. Самый удобный для этого головной убор — древняя восточная шапочка, которая аспространилась и в тех регионах, где её прежде не знали. Со временем появились её разновидности: татарская тюбетейка, турецкая феска, индонезийская шапочка и др. Мусульманин, совершивший паломничество в Мекку, по традиции носит на голове чалму.
В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя. Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и строительства, в том числе использования местных строительных материалов. В областях древних цивилизаций это был обожжённый кирпич, в горном Дагестане — камень, в Волжской Булгарии — брёвна, в Суданском поясе Африки — глина в сочетании с древесными стволами, на Мальдивских островах — блоки, вырезанные из коралловых рифов, и т. д. После принятия ислама жители этих стран продолжали применять традиционный строительный материал даже для постройки мечетей. Однако со временем по ближневосточному образцу стали изготовлять кирпич. Города, возникшие в доисламскую эпоху, после завоевания их мусульманами приобрели мусульманские черты: например, «глухие», без окон, стены домов, обращённые на улицу. Однако города Южной Аравии и сама священная Мекка сохранили свою древнюю планировку и архитектуру: в них нет бань и караван-сараев, а здания строили окнами на улицу. Кроме того, некоторые мусульманские города образовались на месте арабских военных лагерей. Другие, преимущественно в арабских странах, были основаны недалеко от шумных и беспокойных столиц и служили летними резиденциями халифов и эмиров. Такова, в частности, Махаса близ Бухары. Позднее эта идея — через Арабскую Испанию — была заимствована европейскими монархами.
Величайшие города исламского мира — столицы халифов Аббасидской династии Багдад и Каир основаны в период расцвета исламской цивилизации. Багдад появился в 762 г. на месте иранского базарного села, а Каир—в 969 г. рядом со старым египетским городом Фустат, бывшим арабским военным лагерем. Позднее рядом с Багдадом построены летние резиденции удивительной красоты: Самарра и Джафария на реке Тигр.
В Тропической Африке и Северной Евразии мусульманские поселения были первыми настоящими городами. Они состояли из резиденции правителя, квартала купцов-мусульман, иногда резиденции царицы — матери царя. В Золотой Орде русские, некоторые крымские и кавказские города сохранили немусульманский характер, но другие — от низовьев Днестра до низовьев Сырдарьи — были типично мусульманскими. Некоторые из них, в том числе Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) в Нижнем Поволжье, строились по среднеазиатскому образцу и строго по плану. И также по плану все города Золотой Орды были уничтожены Тимуром в конце XIV столетия.
Первую в истории мечеть построили ещё при жизни Пророка Мухаммада в Медине, где и был похоронен Мухаммад; второй мечетью стал Ал-Харам — бывший храм Кааба в Мекке; третья воздвигнута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме — Куббат ас-Сах-ра (Купол Скалы). К этим трём мечетям мусульмане совершают паломничества — хаджж. В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городе Луксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой в мечети превращали христианские храмы, например бывший храм Софии Константинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума в Дербенте в VIII в. была также переделана из христианской церкви.
Однако большинство мечетей было построено заново от самого фундамента, хотя нередко в строительстве использовались мраморные колонны и каменные блоки, оставшиеся от прежних построек (в основном в странах Средиземноморья). Среди них знаменитая огромная и прекрасная мечеть Омейядов в Дамаске (вторая половина VII в.), внутри которой можно увидеть гробницу Яхьи — Иоанна Крестителя, и большая мечеть в тунисском городе Кайруане (вторая половина VII—IX вв.) — первая мечеть стран Магриба. В наиболее почитаемой мечети в Мекке находится чёрный камень Каабы, сохранившийся с древнейших времён.
На весь мир славятся мечети Каира, которые никогда не разрушали завоеватели или безбожники — случай нечастый в истории. Старейшие из них двухэтажная мечеть Амра (VII в.) простой и суровой архитектуры; мечеть эмира Ибн Тулуна (IX в.) с минаретом (XIII в.); огромный и величественный храм Ал-Азхар (X—XVI вв.), в котором возник самый знаменитый мусульманский университет; не менее величественная мечеть халифа ал-Хакима (XI в.); нарядные мечети и мечети-мавзолеи султанов-мамлюков. Архитектуру и декор последних копировали не только мусульмане всего мира; узоры мечети Узбекия угадываются на шапке Мономаха — короне великих князей Московских и царей.
Несмотря на различия архитектурного стиля, внутри каждой мечети должна быть молитвенная ниша — михраб, — которая указывает направление на Мекку; лицом к ней мусульмане молятся. На минарете это направление указывают рожки полумесяца. Внутри мечети нет никаких изображений — только изречения из Корана на арабском языке да кафедра проповедника — минбар, — на которой лежит том Корана.
Мусульманские гробницы по форме подражают мечетям, тем более что некоторые гробницы являются мечетями. В казахских степях мазары (гробницы), целые их ансамбли — некрополи выглядели единственными городскими строениями среди бескрайней степи, кочевое население которой жило в юртах. Знаменитый культовый комплекс Самарканда Ша-хи-Зинда с гробницами государей и знати, не менее знаменитый гигантский некрополь Каира с монументальными гробницами мамлюкских султанов и эмиров, некрополи в других странах исламского мира поражают своими размерами и пышностью. Гробницы шиитских имамов в Южном Ираке и Иране не только величественные архитектурные памятники, но и объекты поклонения, места паломничества миллионов людей.
Наиболее интересны в архитектурном отношении усыпальницы великих правителей: Исмаила Самани в Бухаре, Салах ад-Дина близ Дамаска, Тимура в Самарканде. Первая из них отличается благородной простотой форм, чёткостью пропорций, чисто той цвета, две другие — причудливыми формами и многоцветием. Размерами и роскошью их затмевает гробница современного национального тунисского лидера Хабиба Бургибы в городе Монастир. Но самая знаменитая и красивая усыпальница исламского мира — Тадж-Махал в Дели, сооружённая по приказу султана Шах-Джахана в 1630—1652 гг. над захоронением его жены Мумтаз-Махал.
Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Больше всего их в арабских и южноазиатских странах и сравнительно мало в тюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае, Девичья башня в Баку, замки Хивы, Гиссара, Арк в Бухаре, загородная Махаса под Бухарой и др. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб, «харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним мужчинам.
Во дворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковая архитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чаще специально высаживали деревья: в одних странах чинары, в других финиковые пальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин и тюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружали фонтаны и беседки... При этом руководствовались симметрией, символикой растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.
Непременную часть внутреннего убранства помещений наряду с низкой мебелью и жаровнями для обогрева составляли ковры. В степях Евразии — более простые килимы и кошмы, украшенные крупными цветными аппликациями, в Африке и на Мальдийских островах — циновки из пальмовых листьев и трав. Восток исламского мира славится туркменскими, таджикскими, афганскими, белуджийскими коврами, Малая Азия — турецкими, а запад — марокканскими и тунисскими. Все они отличаются не только по рисунку и колориту, но и по технике завязывания узелков. В мечети Омейядов в Дамаске расстелены огромные пурпурные ковры... Но самые знаменитые среди них — персидские. Существует много разновидностей этих великолепных ковров; их ткут из шерсти и шёлка. Искусство миниатюры, каллиграфии и мелодики
Искусство и художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях — на бумаге или на печатях — арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. До сих пор в Пакистане и некоторых других странах есть мастера (и мастерицы), создающие изящные, хотя и очень условные фигуры животных и людей из буквенной арабской вязи. Сходный характер имела тугра — сложная фигура из слов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Свою туфу имели египетский и турецкий султаны, крымский хан, мусульманские правители в Индии и Восточной Африке. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри. Орнаменты бывают живописные (рисованные), резные по камню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами — простыми или с глазурованной поверхностью разных цветов и оттенков; последнее характерно для Средней Азии, Ирана, Ирака периода позднего Средневековья. Этому есть аналогия в музыке и танце — арабески. Музыкальная культура исламской цивилизации сформировалась на основе древних музыкальных культур Ближнего Востока. Ещё в доисламскую эпоху они составляли одно целое («восточная музыка» внутри христианского мира) и отличались высоким уровнем своего развития, разнообразием музыкальных инструментов, богатством форм, сочетанием изысканной мелодики с ритмом. В период первого расцвета исламской цивилизации (Багдадский халифат; VII—IX вв.) в Багдаде, Каире, Дамаске, Бухаре, Кордове, Саламанке и других её центрах при дворах знати всегда были певцы, певицы, музыканты. Музыка стала предметом научного изучения и одной из дисциплин в высшей школе (позднее европейцы ввели её в своих университетах; недаром названия нот — это слегка искажённые названия арабских букв).
Ещё шире распространилась исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана, призыва к молитве (азан), поэм о рождении Пророка Мухаммада и т. д. Высокого уровня развития достигли военная музыка и музыкальное сопровождение государственных церемоний и шествий. Египетские, а затем и турецкие оркестры с их маршами оказали заметное влияние на развитие музыкальных культур не только исламского мира, но европейских и южноазиатских стран, а также России.
Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние арабские и иранские корни. При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты — в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны. В мусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо.
Нередко песню, сочинённую поэтом, вскоре напевал весь город, где он жил, а затем она становилась популярной в других городах и странах. Персидский поэт Фирдоуси создал первое мусульманское эпическое произведение — поэму «Шахнаме». Иранцы наряду с арабами начали создавать замечательную поэзию суфиев, которая могла восприниматься как воспевание любви и вина, но имела мистический смысл любви к Богу и духовного опьянения. Из арабско-иранского центра исламской цивилизации на её окраины передавались лучшие образцы поэзии. В подражание им в Средней Азии, Турции, Индии и на севере Нигерии появлялись произведения на двух, трёх языках, а иногда даже на четырёх. Позже появилась художественная проза, сначала в виде назидательных рассказов на арабском языке. Самое знаменитое произведение арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Волшебная сказка в стихах или рифмованной прозе — изобретение исламской цивилизации. В период упадка арабской культуры деловые письма, исторические и приключенческие произведения, даже надписи на монетах и печатях стали писать цветистым языком с рифмами, парами синонимов, изысканными метафорами — так же, как художественную прозу.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера - это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
И в этом факторе культура исламского мира, ее многовековые ценности, неповторимость и уникальность играет важнейшую воспитательную, позитивную и созидательную роль.


Магомедрасулов Магомедрасул Магомедович,
Заместитель министра культуры РД












Опубликовано на Порталусе 13 марта 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама