Рейтинг
Порталус

СКВОЗЬ ПЛАСТЫ ИСТОРИИ

Дата публикации: 13 декабря 2013
Автор(ы): А.Б. ЛАГУТИН, ответственный хранитель Музея археологии Москвы
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1386943922


А.Б. ЛАГУТИН, ответственный хранитель Музея археологии Москвы, (c)

Осенью 1997 г., в дни празднования 850-летия столицы, был открыт Музей археологии Москвы (филиал Музея истории города) -пожалуй, единственный в своем роде в России. Находится он целиком под землей, и все его экспонаты извлечены из земли.

Расположен музей в самом центре, под Манежной площадью, и это не случайно. В 1992-1996 гг. здесь прошли самые масштабные по площади и по объему раскопки за всю историю московской археологии: исследована большая часть 7-метрового культурного слоя. Специалисты работали в так называемом спасательном режиме, т.е. изучали древние напластования, подлежащие уничтожению в ходе предстоящего строительства подземного торгового комплекса "Охотный ряд". (Изыскания проводил Центр археологических исследований Москвы под руководством А.Г. Векслера.)

Среди более сотни архитектурных сооружений, выявленных в процессе раскопок, наиболее впечатляющие - остатки Воскресенского моста XVII-XVIII вв. через реку Неглинную. Переправа через нее у Воскресенских ворот появилась, вероятно, не позднее XV в. - именно здесь начиналась дорога, связывающая Москву со всей Северо-Западной Русью. Первым же крупным городом на этом пути была Тверь. Отсюда и название дороги "Тверская", а также современной улицы, образовавшейся вдоль нее.

Во время возведения моста в XVII в., к сожалению, уничтожено все, что сохранилось от переправ XV-XVI вв., которые, по мнению ученых, были деревянными. Так что самые ранние строительные остатки, исследованные археологами, относятся к белокаменному мосту начала XVII в. А над ними открыты белокаменные арки более позднего, возведенного в 1740-1742 гг. по проекту русского архитектора П.И. Гейдена. Во время реконструкции Москвы, начавшейся после пожара 1812 г., мост разделил участь реки Неглинной и "ушел" под землю.

Эта находка навела на мысль о создании музея Воскресенского моста и экспозиции вокруг него, рассказывающей о раскопках на Манежной площади. Однако при подготовительных работах устроители решили организовать полномасштабный музей, освещающий итоги всего археологического изучения столицы. Авторами экспозиции стали сотрудники Музея истории Москвы во главе с заведующей отделом археологии Т.В. Скоробогатовой и главным художником В.М. Ханиным.

В центре экспозиции - два Воскресенских моста (XVII и XVIII вв.). В основу их реконструкции, проведенной специалистами мастерской N 13 Института "Моспроект-2" под руководством архитектора В.Ф. Коршунова, легли результаты раскопок и соответствующие документы, сохранившиеся со времен сооружения и "жизни" мостов. А рядом - подлинные фрагменты деревянной мостовой Тверской дороги.

Кроме этих уникальных памятников строительного мастерства, посетители музея могут увидеть наиболее интересные археологические находки, обнаруженные на территории современной столицы и связанные с историей города с древнейших времен до начала XX в.

В малом зале представлены самые ранние материалы, относящиеся к эпохе неолита, отстоящей от нас на 6 тыс. лет. Именно тогда, судя по всему, началось интенсивное освоение человеком территории сегодняшней Москвы. Здесь же - шлифованные каменные топоры фатьяновской культуры (ранний бронзовый век, II тыс. до н.э.)(*) -одной из многочисленных загадок археологии. За годы ее исследования обнаружены и раскопаны десятки могильников, а вот с поселениями дело обстоит несравнимо хуже. Лишь немногочисленные их следы известны ученым. Споры о причинах такого странного явления не утихают уже много лет.

Немало неразрешенных вопросов таит в себе и дьяковская культура, просуществовавшая на территории столицы с VIII в. до н.э. по VIII в. н.э. Она замечательна по целому ряду причин. Прежде всего дьяковцы - первые обитатели Московского края, об этнической принадлежности которых могут судить ученые. В ранний период это были угро-финские племена - "родственники" современных поволжских и приуральских народов (марийцев, удмуртов и пр.). В конце I тыс. до н.э. их постепенно начали сменять представители балтийской языковой семьи - предки латышей и литовцев.

К тому же уникальна концентрация населения на территориях, занятых дьяковцами. Они освоили практически каждый удобный для укрепленного поселка мыс на берегах среднерусских рек. Исключения не составил и Боровицкий холм, где стоит сейчас Кремль. Но самое известное и лучше всех изученное археологами их поселение - Дьяково городище - находится недалеко от станции метро "Коломенская". Раскопки памятника многие годы ведет экспедиция Института археологии РАН под руководством кандидата исторических наук Н.А. Кренке(*). Результаты этих раскопок также представлены в витринах музея: глиняные сосуды, бронзовые украшения, железные и костяные орудия труда и охоты. Встречаются среди них и предметы, чье назначение пока непонятно ученым - миниатюрные сосуды, так называемые "грузики", "рогатые кирпичи" и др. Впрочем, есть вопросы и посложнее. Например, отсутствие кладбищ или причина исчезновения дья- ковцев. Известно только, что в VIII в. н.э. они просто ушли неизвестно куда. Никто их не вытеснял - ни люди, ни природные катаклизмы.

После их ухода в Московском крае наступают "темные века". Далекие предки большинства из современных москвичей - славяне-вятичи - пришли сюда лишь в конце Х в. А предшествующие два столетия, по сведениям археологов, здесь практически никто не жил.

Именно "темными веками" объясняется и своеобразная хронологическая лакуна в экспозиции нашего Музея. Следующая, после дьяковской, ее часть посвящена уже упомянутым вятичам. В малом зале представлены находки, показывающие различные стороны их жизни. Прежде всего внимание привлекают разнообразные ювелирные изделия, в их числе импортные вещи, скажем, сирийские стеклянные бусы, но есть и сугубо местные, например, семилопастные вятические височные кольца -своеобразные подвески, крепившиеся к широкой головной повязке. Они характерны только для вятичей. Подобные вещи ученые называют этноопределяющими.

И, наконец, еще одна витрина в том же зале связана с самыми ранними культурными напластованиями Манежной площади, исследованными во время раскопок 1992-1996 гг. Эти слои датируются XII-XIII вв., т.е. временем от основания города до его разорения монголо-татарами в 1237 г.

Пожалуй, особый интерес вызывают многочисленные обломки южнорусских стеклянных браслетов и импортной малоазийской средневековой амфоры. И то, и другое в культурных напластованиях русских городов встречается только до монгольского нашествия (такие категории вещей специалисты называют хроноиндикаторами, или времяопределителями). Исчезновение из обращения южнорусских стеклянных изделий ученые объясняют так: в центрах их производства - Киеве и Смоленске - во время разорения полчищами Батыя были перебиты или угнаны в плен почти все мастера-стеклоделы. По поводу амфор существует оригинальная теория ведущего специалиста Центра археологических исследований Москвы В.Ю. Коваля. Он считает, что до нашествия именно в них ввозили на Русь вино греческие купцы из Малой Азии. После того, как русские княжества стали восстанавливать свои внешнеэкономические связи, торговлю вином на юге Восточной Европы уже полностью монополизировали купцы из Северной Италии, в первую очередь из Генуи. Они же продавали вино не в амфорах, а в бочках...

Центральный зал Музея посвящен XV-XVII вв., когда город уже стал признанным общерусским центром. Именно этим временем датируется большая

--------------------------------------------------------------------------------
* Названия археологических культур, как правило, связаны с населенными пунктами, недалеко от которых раскопаны первые относящиеся к ним памятники. Например, первый изученный могильник фатьяновской культуры находился у деревни Фатьяново близ Ярославля (прим. авт.).

* См.: Н.А. Кренке. От неолита до средневековья. - Наука в России, 1996, N 6 (прим. ред.).

--------------------------------------------------------------------------------
часть культурных напластований Манежной площади, да и всего центра столицы. Археологические находки данного периода разбиты в нашей экспозиции на два блока. Один иллюстрирует первые масштабные исследования, проходившие в 40- 50-х годах нашего века под руководством археологов А.Ф. Дубыни-на и М.Г. Рабиновича и предшествовавшие строительству гостиницы "Россия". Другой блок посвящен последним глобальным работам на Манежной площади.

Среди многочисленных вещей, характеризующих разные стороны жизни москвичей, отмечу великолепный бронзовый нательный образок "Святаго Георгия со змием" из слоя XVII в. (Манежная площадь). Находка показалась ученым настолько значимой, что именно этот вариант современного герба Москвы стал неофициальным символом Музея археологии.

С неспокойным XVII в. связаны и выдающиеся московские клады, выставленные в экспозиции. Всего их пять, и каждый по-своему уникален.

Клад со старого Гостиного двора, безусловно, самый интересный с научной точки зрения. Кроме того, это самый "молодой" клад по времени находки -он обнаружен в апреле 1996 г. при раскопках гигантского древнего торгово-гостиничного комплекса, расположенного в Китай-городе, в одном квартале от Васильевского спуска между улицами Варварка и Ильинка. Как и на Манежной площади, работы проводил Центр археологических исследований Москвы под руководством А.Г. Векс-лера при участии сотрудников Музея истории города. И то, что клад открыт именно археологами, выгодно отличает его от многих других, полученных специалистами из вторых рук - прежде всего от строителей, а иногда и вовсе от случайных людей. В таких ситуациях всегда остается сомнение в том, что к ученым попал весь клад. А стало быть, нет возможности уверенно датировать его - вдруг самая поздняя монетка не дошла до нас.

Этот клад был спрятан в 40-х годах XVII в. под полом глубокого подвала богатого московского дома. В две небольшие ямки поставлены два сосуда - глиняный и бронзовый, где и содержались сокровища. Здесь более 95 тыс. мелких серебряных русских монеток XV-XVII вв., 335 крупных европейских серебряных монет (талеров) того же времени и 16 удивительной красоты богато украшенных парадных серебряных сосудов. Для сравнения скажу: коллекция русских серебряных монет, хранящаяся в Государственном Историческом музее, насчитывает порядка 70 тыс. экземпляров.

Наше собрание талеров вообще беспрецедентно для России. Кстати, среди них всего несколько дублей, остальные индивидуальны. Они великолепно иллюстрируют монетную чеканку Северной и Центральной Европы той поры. А дата, оттиснутая на самом "младшем" талере -1640, считается условным годом сокрытия всего клада.

Другой клад, выявленный при строительных работах 1970 г. в Ипатьевском переулке(*), уже без малого 30 лет держит первенство среди московских кладов по чистому весу серебряных монет различного достоинства (2, 4 и 8 реалов). Грубо отчеканенные в южноамериканских колониях Испании в

--------------------------------------------------------------------------------
* В XVI-XVII вв. Ипатская улица проходила вдоль Китайгородском стены и соединяла Ильинку и Варварку (прим. ред.).
--------------------------------------------------------------------------------
30-е годы XVII в. (причем одна монета оказалась фальшивой), они были спрятаны в глубоком подвале дома. К сожалению, нам, видимо, никогда не узнать, какими неведомыми торговыми путями они попали сюда. Но о масштабах и объемах средневековой торговли и экономических связей судить можно.

Кроме этих двух гигантских, в экспозиции музея есть еще два сравнительно небольших монетных клада. Один, обнаруженный строителями во время работ на Пятницкой улице (район Замоскворечья) в 1993 г., на первый взгляд выглядит стандартно для XVIII в. Он был спрятан в небольшом узкогорлом глиняном сосуде - кубышке, которые москвичи часто использовали как копилки. В него входило 726 мелких русских серебряных монет и 21 золотая монетка времени правления царя Василия Шуйского. Это последнее обстоятельство и делает клад уникальным. Дело в том, что мелкие русские монеты с XIV по конец XVIII в. были, как правило, серебряные - ныне их собрано несколько сотен тысяч. Золотые же чеканили всего однажды из-за дефицита серебра в начале XVII в. и в очень небольших количествах (ученым известно менее полусотни).

Другой из упомянутых небольших кладов включает 106 русских серебряных рублей XVIII - начала XIX в. Интересен он тем, что замечательно иллюстрирует отечественную монетную чеканку времени правления российских императоров от Петра I (1689-1725 гг.) до Александра I (1801-1825 гг.).

Отдельно стоит сказать о кладе, найденном в том же Ипатьевском переулке рядом с "Испанским". У него две особенности. Во-первых, в нем нет ни грамма драгоценных металлов. Его содержимое - различные металлические инструменты, хозяйственная утварь и предметы вооружения начала XVII в. Во-вторых, его никто никогда не прятал. Все вещи были сложены в бочонок, стоявший в погребе богатого дома, сгоревшего во время одного из московских пожаров. Погреб завалило горелыми бревнами, досками, золой и углем. А спустя 250 лет вещи достались археологам. Их ценность для ученых никак не меньше иных монетных коллекций, поскольку они позволяют судить о самых разных сторонах жизни наших предков. К сельскому хозяйству относятся сошники пахотных орудий. Строительное ремесло представлено различными плотницкими топорами. С вооружением средневекового воина связаны остроконечный русский шлем, маленький боевой топорик, ствол пищали (средневекового ружья), воинские стремена восточного образца. Есть и кухонная утварь: бронзовый сосуд, напоминающий по форме традиционный русский чугунок, чугунная сковорода и уникальный для России голландский рукомой (умывальник). Однако почему все эти вещи были собраны вместе в деревянном бочонке? Пожалуй, единственным разумным предположением по этому поводу может быть переезд, которому помешал пожар.

География кладов и других находок, как видно из описания, достаточно обширна и охватывает практически весь центр столицы. Чтобы не запутаться в ней и наглядней представить себе средневековую Москву, в центральном зале музея установлен макет Кремля и Китай-города, где отражена градостроительная ситуация начала XVII в. Он - плод длительной научной работы заведующего сектором средневековой Москвы Музея истории города С.Н. Таценко. Каждый дом, каждая церковь стоят здесь на своем историческом месте. Подсветка показывает важнейшие объекты, находившиеся тогда на этой территории, и места, где обнаружены крупнейшие клады.

С XVII-XVIII вв. связана еще одна часть экспозиции, расположенная на обзорной галерее центрального зала. Это материалы раскопок на необычном участке Манежной площади -кладбище Моисеевского монастыря XVII-XVIII вв. Территория большого средневекового некрополя (по Моховой улице напротив гостиницы "Нацио-наль") также попала в зону котлована торгового центра.

Археологи получили интереснейшую информацию о русских погребальных обычаях и собрали уникальную коллекцию культовых предметов, с которыми можно познакомиться в нашем музее. Это разнообразные тельные кресты - деревянные, костяные, бронзовые и даже янтарные. Они имеют огромную научную ценность, так как великолепно иллюстрируют историю такой отрасли прикладного искусства, как мелкая пластика. Кроме того, здесь представлены сосуды- бальзамарии, или "слезницы" (их по традиции ставили в гроб), монашеские четки и предметы погребального облачения инокинь Моисеевского монастыря, дошедшие до нас благодаря великолепной сохранности органики во влажном московском культурном слое.

На галерее также выставлены находки, происходящие из культурных напластований нового времени, т.е. XVIII, XIX и даже начала XX в. Отдельно хочется отметить экспонируемую тут небольшую часть обширной коллекции товарных свинцовых пломб с Манежной площади, которая издавна была торговой. Данная коллекция - уникальный источник по истории внешней и внутренней торговли России. Ведь значительная часть пломб "прибыла" в Москву из разных уголков страны и даже мира.

Опубликовано на Порталусе 13 декабря 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама