Рейтинг
Порталус

© Строительство старой и новой Москвы. ИСТОРИЯ АРБАТА

Дата публикации: 01 июня 2014
Автор(ы): Т. САЗАЙТИ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Борьба классов, № 7-8, Август 1934, C. 238-239
Номер публикации: №1401647460


Т. САЗАЙТИ, (c)

 

Арбат и улицы, составляющие его продолжение в обе стороны, являются одной из важнейших магистралей, осуществляющих связь большого жилого и промышленного массива (Дорогомилово, Фили, Кунцево, а также Брянский вокзал, Студенческий городок и др.) с центром города.

 

Неширокий и кривой Арбат, имеющий в своей проезжей части около 14 м, с большим количеством пересечений, проездов и переулков, носит на себе отчетливые следы своего исторического происхождения подобно многим другим улицам старой, купеческой и дворянской Москвы.

 

Арбат существует с конца XIII в. Самое слово "Арбат" некоторые историки считают словом восточного происхождения, и означает оно пригород, предместье; другие производят его от слова "арба", связывая его с производством арб.

 

Арбатская площадь играла роль известного центра общественной жизни, особенно церковной. Здесь же размещались питейные заведения, собирались всякие сборы и т. д.

 

На Арбатской площади разыгралось немало исторических событий: здесь в 1440 г. было разбито войско казанского царя; в 1610 г. взволновавшееся население требовало низложения Шуйского; в 1612 г. ополченцы Пожарского дрались с поляками и т. д. Но от архитектуры старой Москвы площадь ничего не сохранила, разве только небольшие размеры и крайне неправильные формы. Современная Арбатская площадь представляет собой один из самых сложных транспортных узлов.

 

Направление собственно Арбата определялось в значительной степени оврагом Сивцев-Вражек. Крымские татары, как правило, двигались к Кремлю по Арбату, переходя Москва-реку у Крымского брода и идя по нынешним Зубовскому и Смоленскому бульварам. Прямого пути к Кремлю от Крымского брода не существовало, так как овраг у Пречистенки мешал этому.

 

Еще в конце XVII в. Арбат был значительно шире, но после пожара 1812 г. он ранее других начал застраиваться. Наспех воздвигаемые дома и особенно церкви (церковь Николы) захватывали территорию улицы, сужая проезжую часть.

 

Район старого Арбата - это гнездо московского дворянства. Характерно, что впротивовес соседнему району - Красной Пресне - революционные бои 1905 г. охватили этот район лишь в части кольца "Б" и примыкавших к нему переулков, связанных с Красной Пресней однородным рабочим населением. Что касается центра района, то, как известно, расположенное здесь Александровское военное училище в 1917 г. было базой белогвардейских сил.

 

Внешний вид Арбата поражает отсутствием цельного архитектурного облика, что характерно, впрочем, почти для всех московских улиц. Арбат застроен домами, крайне различными по высоте и характеру оформления, эклектически смешивающего все стили - от готики до модерна.

 

Невыразителен внешний облик Арбатской площади, которая с архитектурной точки зрения не является площадью в строгом смысле слова, так как не оформлена четкими границами.

 

Улицы, составляющие продолжение Арбата, застроены малоэтажными домами и имеют вид типичных провинциальных улиц. На самом Арбате также нет выдающихся, монументальных строений.

 

Старая купеческо-дворянская Москва не нуждалась в широких благоустроенных улицах. Ничтожный в тот период транспорт с его неприхотливыми требованиями мог кое-как работать и в рамках узких улиц, размеры которых в большей мере зависели от произвола владельцев прилегавших участков. В последующие годы роста и развития города проблема расширения улиц была для капиталистической Москвы неразрешимой.

 
стр. 238

 

Согласно проекту реконструкции Арбат расширяется от 21 до 32 м. Такое расширение улицы не разрешает полностью транспортной проблемы, а между тем ее дальнейшему расширению препятствуют существующие капитальные застройки. Поэтому параллельно разработан проект создания Нового Арбата, где будет проходить основное движение, направленное из центра города на Можайское шоссе - Фили - Кунцево. Новый Арбат получит свое начало у Арбатской площади, пробьет жилой массив с выходом на Собачью площадку, пойдет по расширенному Кречетниковскому переулку и, пересекая Новинский бульвар, выйдет по Б. Новинскому переулку на Москва-реку; за Москва-реку вновь пробивается жилая застройка Дорогомилова с выходом на Дорогомиловскую площадь и далее - на Можайское шоссе.

 

Некогда здесь проходила дорога второстепенного значения. Но уже к XVIII в. она была застроена разными усадьбами.

 

Реконструкция Арбата даст две магистрали. Общим началом для них будет улица Коминтерна, расширенная за счет левой стороны с 24 до 45 м, причем на Арбатской площади пассажиропотоки будут распределяться между Старым и Новым Арбатом. Ширина последнего запроектирована до Новинского бульвара в 40 м и до Москва-реки в 80 м с учетом возможности организации всех видов движения. Уже сейчас на Старом Арбате существует только автобусное, пешеходное и движение легковых машин, а трамвайные рельсы сняты.

 

На реконструированном Арбате кварталы будут укрупнены, почти все переулки, выходящие на магистраль, будут закрыты для проезда, проезды будут попадаться лишь в промежутках 400 - 600 м, что значительно увеличит скорость уличного движения.

 

На месте старых домов вырастут 5 - 6-этажные здания, строго отвечающие санитарным требованиям. Улица Коминтерна, примыкающая непосредственно к центру, получит монументальное и нарядное оформление. Арбатская площадь отводится под общественные здания в 6 - 8 этажей. Площадь увеличивается примерно в 3 1/2 раза - до 2,5 га, с приданием ей четких прямоугольных очертаний.

 

Смоленская площадь также реконструируется. Она примет форму трапеции размером около 2,5 га. Площадь застроится преимущественно жилыми зданиями в 6 - 8 этажей; центром ее явится строящееся здание гостиницы ОПТЭ, которому в архитектурном отношении будут подчинены остальные здания. Резко изменит свое лицо и Смоленская улица. Представляя собой естественное продолжение Смоленской площади, она откроет широкую перспективу на Москва-реку, Дорогомилово и на площадь Брянского вокзала.

 

Застройка Нового Арбата запроектирована жилыми зданиями повышенной этажности, от 6 до 8 этажей. В начале улицы, у Арбатской площади, поднимутся башни в 12 этажей. На месте пересечения новоарбатской магистрали с Москва-рекой образуется Новоарбатская площадь размером 2,8 га.

 

В центре площади будет выситься здание общественно-культурного характера, создающее единый архитектурный облик набережной, нового моста и всей площади. На всем своем протяжении Новый Арбат будет окаймлен зеленой полосой деревьев, кроме того во многих местах создаются обширные зеленые массивы, которые придадут особую привлекательность этой новой улице.

 

Новые магистрали будут технически хорошо оснащены, начиная от устройства нового моста через Москва-реку, устройства всех видов подземных сооружений, прокладки новых трамвайных линий и кончая внешним благоустройством.

 

Реконструированный Арбат станет одной из лучших магистралей новой, социалистической Москвы.

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама