Рейтинг
Порталус

НАУЧНАЯ СЕССИЯ ПО ВОПРОСАМ ИСТОРИИ КАБАРДИНСКОГО НАРОДА

Дата публикации: 22 февраля 2016
Автор(ы): ГРУППА ИСТОРИКОВ КАБАРДЫ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1953, C. 150-153
Номер публикации: №1456120528


ГРУППА ИСТОРИКОВ КАБАРДЫ, (c)

В конце августа в Нальчике состоялась седьмая сессия Кабардинского научно-исследовательского института, посвященная задачам изучения истории кабардинского народа в свете решений XIX съезда КПСС. Эта сессия вызвала большой интерес не только в самой Кабардинской АССР, но и за её пределами. В работе сессии приняли активное участие представители многих центральных и соседних кавказских научно-исследовательских учреждений и учебных заведений: представители институтов истории и этнографии Академии наук СССР, институтов истории Азербайджанской и Грузинской академий наук, Дагестанского филиала Академии наук СССР, Черкесского и Северо-Осетинского институтов, Московского и Тбилисского университетов и ряда педагогических институтов.

 

С докладом по вопросу "Задачи Кабардинского научно-исследовательского института в свете решений XIX съезда КПСС" выступил секретарь Кабардинского обкома КПСС Х. М. Бербеков. Докладчик проанализировал результаты деятельности института за последние три года, уделив главное внимание недостаткам в разработке истории кабардинского народа.

 

Отметив некоторые успехи историков Кабарды, докладчик подробно проанализировал допущенные ими серьёзные ошибки. Главная задача историков республики - написание двухтомной истории Кабарды (с древнейших времён до наших дней) - выполняется крайне медленно, сроки окончания этой ответственной работы переносятся из года в год. Отдельные враждебные элементы, подвизавшиеся в прошлом в институте, сознательно извращали историю кабардинского народа, затушёвывали классовую борьбу в история Кабарды, принижали значение Великой Октябрьской социалистической революции и помощи великого русского народа. Некоторые историки изображали реакционные феодально-националистические восстания в Кабарде конца XVIII и XIX вв., как национально-освободительные движения.

 

Докладчик отметил ошибки в книге тов. Кабанова "Нальчик - столица советской

 
стр. 150

 

Кабарды". В ней не раскрывается прогрессивное значение присоединения Кабарды к России, а говорится о "политическом завоевании Кабарды", указывается на то, что репрессивные меры царских сатрапов якобы вызвали "озлобление и ненависть горцев против всего русского народа". В статье тов. Накова "О советском патриотизме трудящихся Кабарды" не показана роль русского народа в освободительной борьбе Кабарды против турецко-крымских поработителей, не вскрыты исторические корни дружбы русского и кабардинского народов, а также не отмечена дружба кабардинского народа с другими народами Кавказа. Докладчик указал, что до сих пор не дана правильная оценка работам Шоры Ногмова, Кази Атажукина, В. Кудашева и других кабардинских авторов, в работах которых имеются серьёзные недостатки и ошибки. Буржуазно-националистические ошибки и извращения не находили должного отпора со стороны работников научных учреждений Кабардинской АССР, а некоторые работы, выпущенные этими учреждениями, имели серьёзные идейно-политические пороки.

 

Перед сотрудниками научно-исследовательских учреждений стоит задача - создать исторические работы, в которых не допускались бы буржуазно-националистические ошибки и извращения и которые представляли бы подлинно научную, правдивую историю кабардинского народа. К числу слабо изученных проблем, по мнению докладчика, относятся вопросы о влиянии передовой русской экономики и культуры на развитие кабардинского народа, о взаимоотношении кавказских народов (Кабарды, Осетии, Черкесии, Дагестана), о национально-освободительных движениях этих народов.

 

Доклад Х. М. Бербекова вызвал оживлённый обмен мнениями. Участники сессии самокритично подошли к оценке своей научной деятельности, подвергли критике недостатки, имеющиеся в деятельности института, внесли ряд ценных предложений. Вместе с тем они критиковали Институт истории Академии наук СССР за то, что он не оказывает помощи в работе местным научным учреждениям. Зав. кафедрой истории СССР Кабардинского педагогического института, кандидат исторических наук В. И. Крикунов отметил равнодушное отношение Института истории Академии наук СССР к его просьбе о помощи в написании докторской диссертации. Критические замечания были высказаны в адрес журнала "Вопросы истории", который не подверг рецензированию печатную продукцию по истории Кабарды.

 

Проф Н. А. Смирнов (Москва) поднял ряд важных вопросов, связанных с изучением истории кабардинского народа, указал, что, правдиво освещая историю взаимоотношений народов СССР, советская историческая наука будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы между ними. Проф. Смирнов отметил, что в работах историков имеет место недооценка роли народных масс. Задача состоит в том, чтобы ярче показать творческие силы кабардинского народа, его прогрессивные национальные традиции, огромное значение присоединения кабардинского народа и других кавказских народов к России, совместную борьбу трудовых масс Кавказа под руководством русского пролетариата против царизма и империализма.

 

Вместе с тем проф. Смирнов отметил, что к разработке истории Кабарды слабо привлекаются имеющиеся в республике национальные кадры. Проф. Смирнов признал справедливой критику местными историками его брошюры "Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI - XVIII вв.", изданной в 1948 г. в Нальчике, и выразил уверенность в том, что деловое обсуждение и творческие научные дискуссии помогут дальнейшему развитию исторической науки.

 

Старший научный сотрудник Музея этнографии народов СССР Е. Н. Студенецкая (Ленинград) обратила внимание участников сессии на необходимость более тесной связи Кабардинского научно-исследовательского института с центральными научными учреждениями. Желательна совместная работа институтов над общими проблемами в области этнографии. До революции кабардинский народ не имел своей письменности, и потому этнографический материал является важнейшим научным источником. Е. Н. Студенецкая предложила создать сеть научных корреспондентов, которые будут вести сбор этнографического и исторического материала в Кабарде.

 

Старший научный сотрудник Института этнографии Академии наук СССР кандидат исторических наук тов. Лавров отметил важность разработки вопроса о происхождении кабардинского народа, указал на необходимость дать обстоятельную марксистскую оценку трудов Шоры Ногмова с учётом всех новых источников, которые стали теперь известны. Кроме того он предложил раскрыть вопрос о прогрессивном характере присоединения Кабарды к России с учётом не только исторических, но и этнографических фактов.

 

Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Грузинской ССР кандидат исторических наук тов. Анчабадзе поднял вопрос о необходимости публикации этнографических материалов и других источников по истории Кабарды, имеющихся в настоящее время в различных хранилищах страны. Он указал на важность более глубокого изучения исторических связей между народами Кавказа, в частности Грузии и Кабарды.

 

По докладу Бербекова сессия приняла решение, в котором дала характеристику состояния исторической науки в Кабарде и определила её задачи на ближайшее время.

 

Вторым вопросом повестки дня сессии было обсуждение макета книги проф. С. К. Бушуева "История Кабарды" (с древнейших времён до конца XIX в.). Заведующий сектором истории Кабардинского научно-исследовательского института, кандидат исторических наук П. А. Лебедев выступил с

 
стр. 151

 

докладом по этому вопросу, в котором обобщил содержание рецензий, полученных институтом. Он отметил, что работа проф. Бушуева представляет попытку дать систематическое изложение истории Кабарды с древнейших времён до конца XIX в., причём автор рассматривает историю Кабарды в связи с историей России. Однако эта работа ещё не является марксистско-ленинской историей кабардинского народа. История Кабарды сводится в ней преимущественно к деятельности отдельных князей-феодалов. Истории народных масс - непосредственных производителей материальных благ - не дано вовсе. Основы производственных отношений при феодализме, конкретные формы эксплуатации, положение угнетённых классов и развитие классовой борьбы в книге С. К. Бушуева не показаны. Работа носит преимущественно описательный характер. В ней нет попытки выяснить закономерности экономического развития общества. Автор не раскрыл реакционного характера некоторых движений в Кабарде. Многие положения, выдвинутые автором, слабо аргументированы. Работа перегружена второстепенным материалом и заполнена цитатами, которые часто приводятся механически, без всякого анализа и проверки.

 

С замечаниями по работе С. К. Бушуева выступили Н. А. Смирнов, Сумбат-Заде, Б. В. Скитский, М. Тотоев, З. В. Анчабадзе, Е. П. Алексеева, Е. Н. Кушева, Л. И. Лавров, И. Ф. Мужев, Х. Т. Кумыков, П. Г. Акритас, Х. Сабанчиев и др.

 

Большой интерес вызвал вопрос об общественном строе Кабарды до крестьянской реформы 1861 года. По этому вопросу на сессии разгорелись горячие споры, причём участники в подтверждение своих точек зрения привели много интересных данных. Кандидат исторических наук А. И. Краснов (Пятигорский педагогический институт) отметил, что до сих пор нет единства в вопросе определения общественного строя у горцев Северного Кавказа. Некоторые учёные признают наличие в Кабарде развитых феодальных отношений, другие считают, что кавказские горцы, в том числе и кабардинцы, являлась скотоводами-кочевниками, стоявшими на уровне родовых отношений. По мнению А. И. Краснова, основным занятием кабардинцев накануне реформы было скотоводство, а земля была в общественной собственности всего народа; у кабардинцев господствовали патриархально-родовые отношения. Однако эта точка зрения А. И. Краснова встретила решительные возражения большинства выступавших.

 

Л. И. Лавров привёл конкретные факты наличия феодализма в Кабарде, указав, что хотя феодальная собственность на землю и не выступала тогда в открытой форме, но, несомненно, в XVIII - XIX вв. она уже, существовала. Е. Н. Студенецкая отметила, что феодальная собственность на землю складывалась по-разному у населения, жившего в горах, и у населения, жившего на равнинах, где земли было много и где скотоводство являлось ведущей отраслью, что земельные отношения имели свою специфику. По мнению проф. Б. В. Скитского, необходимо учитывать, что в 50 - 60-х годах XIX в. в политике царизма произошли изменения. После подавления реакционного восстания Шамиля и окончательного присоединения Северного Кавказа к России царское правительство, в силу сокращения земельной площади, отошедшей под строительство крепостей и под казачьи поселения, отказалось признавать за кабардинскими князьями право на землю. Общественные отношения у кабардинцев Б. В. Скитский определяет как феодальные.

 

На такой же точке зрения стоит Х. Т. Кумыков (ст. преподаватель Кабардинского педагогического института). В своём интересном выступлении он отметил наличие развитого института земельной собственности и феодальных отношений в Кабарде в дореформенный период, основываясь на глубоком изучении архивных материалов Государственного архива Кабардинской АССР, на статистических данных хозяйственного развития Кабарды. Р. Г. Гугов (Кабардинский педагогический институт) в доказательство существования института феодального землевладения в Кабарде привёл ряд документов из архивных фондов, главным образом заявления кабардинских феодалов, отстаивавших свои права на землю.

 

Кандидат исторических наук Е. Н. Кушева (Институт истории Академии наук СССР) подвергла критике мнение историков, утверждавших наличие в Кабарде "чистого" феодализма в XVI - XVII веках. Социальный строй в Кабарде, по мнению Е. Н. Кушевой, был в основном феодальный, но с полупатриархальными пережитками. Она привела факты о развитии земледелия и скотоводства у кабардинцев и сделала вывод, что главным занятием кабардинцев было скотоводство. Е. Н. Кушева поставила вопрос о необходимости изучить конкретные особенности феодальной собственности на землю и феодальной ренты в Кабарде.

 

З. В. Анчабадзе отметил, что у некоторых народов Северного Кавказа была феодальная собственность на землю; общественные отношения в Кабарде являлись полуфеодальными-полупатриархальными. Вместе с тем он высказал мысль, что феодализм в Кабарде был более развит, чем у других народов Северного Кавказа.

 

Профессор Сумбат-Заде (Институт истории Академии наук Азербайджанской ССР), признавая наличие феодализма в Кабарде, отметил, что при решении запутанного вопроса о феодальной собственности у народов Северного Кавказа следует принять во внимание такой факт, как влияние на обычное право горцев мусульманской религии, отрицающей частную собственность на землю. Проф. Н. А. Смирнов отметил, что нельзя противопоставлять скотоводство земледелию, как это делают некоторые товарищи. Земледелие и скотоводство у кабардинцев были основными формами единого сельскохозяйственного производства.

 

Таким образом, на сессии Кабардинского

 
стр. 152

 

научно-исследовательского института был поднят, важный вопрос об общественном строе Кабарды накануне реформы. Однако в ходе обсуждения не были выявлены до конца особенности феодализма в Кабарде, степень его развития, специфика форм феодального землевладения.

 

Большой интерес на сессии вызвал вопрос о происхождении кабардинцев и времени их выделения из общей массы адыгских племён и переселении на занимаемую в настоящее время территорию.

 

Сессия пришла к выводу, что С. К. Бушуев не сумел создать доброкачественную работу по истории кабардинского народа. Вместе с тем дискуссия, развернувшаяся на сессии, показала, что ряд важнейших вопросов истории Кабарды ещё не получил своего решения.

 

Только коллективными усилиями местных историков с помощью сотрудников Академии наук СССР и других исторических центров можно правильно решить спорные вопросы и всесторонне исследовать на основе марксистско-ленинской теории конкретные исторические материалы.

Опубликовано на Порталусе 22 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама