Рейтинг
Порталус

РАБОТА КАФЕДРЫ ИСТОРИИ СССР МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дата публикации: 01 апреля 2016
Автор(ы): И. В. ДУБРОВИНА, Г. Ф. СЕМЕНЮК
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1960, C. 168-170
Номер публикации: №1459539029


И. В. ДУБРОВИНА, Г. Ф. СЕМЕНЮК, (c)

Коммунистическая партия и Советское правительство призывают преподавателей истории как можно активнее включиться в сотрудничестве с научными работниками и преподавателями вузов в научную разработку вопросов истории местного края, шире применять краеведческий материал в обучении и воспитании детей.

 

В этой связи большое значение имеет опыт работы кафедры истории СССР Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской. За последние годы она многое сделала в области изучения истории Московского края. В 1959/60 учебном году, после выхода в свет постановления ЦК КПСС "О некоторых изменениях в преподавании истории в школе", члены кафедры приняли участие в создании коллективного сборника "Очерки по истории Московского края".

 

В жизни кафедры видное место занимает помощь краеведам Московской области, как учителям, так и любителям. Члены кафедры и аспиранты выступают для учителей с лекциями по истории Московского края, дают консультации, осуществляют научное руководство в их краеведческой работе, а также практически помогают создавать историко-краеведческие кружки и музеи в школах. Под руководством членов кафедры учителями истории написан ряд исследований, из которых надо отметить как наиболее интересные работы М. И. Эдемского "Участие рабочих Купавинской фабрики в революционном движении в 1900 - 1917 годах" (Купавинская школа) и А. И. Меркулова "Люберецкий завод сельскохозяйственных машин в советское время" (Люберецкая школа).

 

В Московской области много краеведов-любителей, фактически лишенных какого-либо научного руководства. Учитывая это, кафедра приняла решение организовать этих краеведов и объединить их усилия. С этой целью летом прошлого года была проведена историко-краеведческая экспедиция с широким участием студентов и аспирантов. Экспедиция посетила Истру, Звенигород, Серпухов, Коломну, Подольск, Ногинск и другие города области. Было выявлено состояние научно-краеведческой работы на местах, обследованы музеи и архивы, установлены связи с краеведами-любителями, собран богатый материал, характеризующий краеведческую работу.

 

На основе результатов экспедиции 30 октября 1959 г. в институте была проведена научно-методическая конференция по изучению истории Московского края. На конференции были заслушаны доклады: "Из истории краеведения Московской области" (проф. А. И. Козаченко), "Использование краеведческого материала на уроках истории в VIII-X классах" (учитель звенигородской школы В. С. Морошкин), "Из опыта организации и деятельности историко-краеведческого музея в школе" (учитель Люблинской школы Э. М. Бернштейн), "О формах работы историко-краеведческого кружка" (учительница Дмитровской школы Р. Г. Лагун).

 

Была организована выставка наглядных пособий по краеведению, изготовленных учащимися школ Московской области. Большой интерес представляли альбомы, составленные учащимися, газеты краеведческих кружков, рукописные журналы по истории родного города, отдельных колхозов и предприятий. Так, Дмитровская школа N 1 представила на выставку 5 номеров журнала "Вестник истории", рукопись "История города Дмитрова" объемом в 5 печатных листов и экспонаты для 6 стендов на тему "Социалистическое строительство в Дмитровском районе".

 

Конференция свидетельствовала о том, что историко-краеведческие кружки занимают важное место в коммунистическом воспитании учащихся. Походы по родному краю, встречи с участниками революционных событий, ветеранами труда, старыми большевиками и комсомольцами 20-х годов, с колхозниками и рабочими, с ударниками довоенных пятилеток и членами бригад коммунистического труда содействуют углублению знаний школьников по истории Советского государства. Ученики широко знакомятся с историей своей Родины, становятся живыми свидетелями ее успехов. Собранный ими материал используется на уроках и для создания школьных краеведческих музеев. Нередко такие музеи становятся достоянием всего города или района: Так , краеведческий музей Люблинской

 
стр. 168

 

школы N 3 фактически стал городским музеем.

 

Многочисленные выступления на конференции показали, что опыт работы учителей по изучению родного края и использованию местного материала на уроках истории заслуживает самого серьезного внимания.

 

Подводя итоги конференции, кафедра постановила провести слет юных краеведов-историков Московской области. Слет юных историков-краеведов состоялся 30 марта 1960 г., в дни школьных весенних каникул, и вызвал большой отклик. В слете участвовали 200 человек из 13 районов и 10 городов области. Помимо школьников, здесь были учителя истории, руководители пионерских и комсомольских организаций, работники отделов народного образования. Участники слета заслушали 17 сообщений. Вот некоторые из тем сообщений: "Как мы изучаем историю колхоза имени В. И. Ленина Люберецкого района" (кружок новокузьминской школы N 3); "Мы собирали материал по истории партизанского движения в Волоколамском районе в годы Великой Отечественной войны" (кружок средней школы г. Волоколамска); "Кружковцы пропагандируют историю родного края" (кружок школы N 1 г. Дмитрова); "Мы организовали музей в Лотошинском районе" (кружок средней школы N 556 г. Москвы).

 

Содержательные сообщения юных краеведов были встречены с большим интересом. Они позволяют судить о богатстве методических приемов различных кружков. Школьники с увлечением занимаются краеведением.

 

Слет показал, что изучение истории Московского края укрепляет любовь нашей молодежи к родным местам, к великой социалистической Родине.

 

Обсудив итоги слета, кафедра решила провести в начале будущего учебного года второй слет юных историков-краеведов.

 

Тесные связи с краеведами области позволили кафедре провести научную конференцию краеведов-учителей по истории Московского края. Это начинание кафедры поддержали Московский комитет КПСС, областной отдел народного образования, райкомы партии и районные отделы народного образования области. Участие в подготовке конференции приняли научные сотрудники Московского областного краеведческого музея.

 

Конференция состоялась 31 марта. В ее работах приняли участие 149 человек - преподаватели Московского областного педагогического института, педагогических вузов Рязани, Калуги, Коломны, Мурома, Московского городского института им. В. П. Потемкина, Высшей школы профдвижения, учителя Московской области, директора школ, научные работники районных музеев области, аспиранты и студенты. Большой интерес проявили к конференции рабочие, служащие, пенсионеры - активные участники революционного движения и социалистического строительства, работники советского государственного аппарата.

 

Программа работы конференции была очень обширна. На пленарном и четырех секционных заседаниях (истории советского общества, истории досоветского общества, археологии и атеистической) было заслушано 19 докладов. Особое внимание уделялось истории Московской области советского периода. Были заслушаны доклады общего характера ("Об изучении истории Московского края" - профессор А. И. Козаченко, "Основные этапы установления Советской власти в Московской губернии" - доцент В. Т. Круть, "О сборе материалов по истории Московского края" - директор Московского областного краеведческого музея Д. В. Петков), а также по истории отдельных фабрик, заводов, колхозов ("Из истории Коломенского машиностроительного завода" - доцент кафедры истории Коломенского педагогического института Е. П. Ефремцев, "Из истории передового колхоза имени В. И. Ленина Люберецкого района" - учитель С. П. Креймерман). Большой интерес вызвали доклады по истории революционного движения ("Революционное движение на Купавинской фабрике в 1905 - 1917 гг." - учитель М. И. Эдемский, "1905 год в городе Яхроме" - помощник мастера прядильно-ткацкой фабрики В. Е. Каплин), истории городов и сел ("История социалистического города Ступино" - бывший председатель горисполкома Т. М. Горб, "Из истории села Ярополец" - учитель И. М. Смирнов), истории Великой Отечественной войны ("О партизанском движении в Волоколамском районе в годы Великой Отечественной войны" - учитель Б. С. Грузинов, бывший партизан, "Дмитровский район в Великой Отечественной войне" - учительница Р. Г. Лагун), истории Отечественной войны 1812 г. ("Партизанское Движение в Звенигородском уезде в Отечественной войне 1812 года" - учитель В. С. Морошкин).

 
стр. 169

 

На секции археологии были сделаны доклады учителями Ю. В. Куртовым "Из истории первобытнообщинного строя на территории Московского края", И. А. Клевцовой "Некоторые итоги восстановления типа вятичей по черепам (в условиях школы)", Ю. А. Красновым "Археологическое обследование Кунцевского района". Атеистическая секция заслушала и обсудила доклады учителя А. И. Соколова "История Иосифо-Волоколамского монастыря", директора Московского областного краеведческого музея Д. В. Петкова "Из истории Ново-Иерусалимского монастыря", учителя Ю. В. Куртова "Использование материалов по истории Люберецкого района для атеистической пропаганды".

 

В большинстве докладов содержался богатый фактический материал. Например, помощник мастера прядильно-ткацкой фабрики в Яхроме В. Е. Каплин сообщил аудитории неизвестный до сих пор факт о том, что Яхромская фабрика в 1905 г. в течение 12 дней находилась в руках рабочих и руководил ею рабочий, которого бастовавшие ткачи и прядильщики выбрали своим директором. На подавление восстания на фабрике царскими властями были направлены войска. В. Е. Каплин разыскал всех оставшихся в живых участников событий 1905 г. на фабрике, записал их воспоминания, изучил и ряд других материалов. Это позволило ему написать содержательное исследование.

 

Участники конференции высказали пожелание проводить научные конференции по изучению Московского края регулярно, не реже раза в квартал. Были внесены предложения и о том, чтобы конференция в будущем проводились не только в Москве, но и в других местах области и носили тематический характер (например, по истории фабрик и заводов, колхозов Московской области и др.). Подчеркивалась необходимость организации консультаций для учителей и краеведов-любителей, систематического научного руководства деятельностью краеведов со стороны работников высшей школы. "Конференция дала нам очень много, - сказал учитель Скородумов (Шаховской район). - Я вношу предложение - объединиться учителям области, работающим над изучением аналогичных вопросов истории Московского крал и совместными усилиями создать коллективное исследование".

 

Учитывая, что большинство докладов написано на основе первоисточников, в том числе архивных, и вносит определенный вклад в изучение истории Московского края, конференция вынесла постановление опубликовать их.

 

Конференция встретила широкий отклик в Московской области. "Конференция историков-краеведов, - писала 9 апреля газета "Коломенская правда", - заложила прочную организационную основу для их работы. Коломенские краеведы теперь должны активизировать свою деятельность". После проведения конференции кафедра истории СССР стала получать многочисленные отклики с мест. Коломенский педагогический институт совместно с ГК КПСС принял решение провести по примеру кафедры истории СССР Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской общее собрание краеведов Коломны и ее района. Ступинский горком КПСС и работники районного отдела народного образования, заслушав сообщение о результатах работы конференции, наметили провести в мае районную конференцию краеведов и обратились к историческому факультету МОПИ с просьбой оказать им помощь.

 

Кафедра истории СССР Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской положила начало большому и нужному движению учителей-историков. Задача работников высшей школы в области историко-краеведческой работы в настоящее время состоит в том, чтобы объединить силы учителей истории и краеведов-любителей, широко использовать их ценную инициативу для разработки актуальных проблем советской исторической науки, обогатить ее новыми данными, полученными на основе глубокого изучения нового местного материала, а также помочь учителям в дальнейшем совершенствовании исторического образования в средней школе.

Опубликовано на Порталусе 01 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама