Рейтинг
Порталус

П. С. ГУСЯТНИКОВ. НАЗРЕВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Дата публикации: 16 апреля 2016
Автор(ы): Ю. В. КУРСКОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1961, C. 151-152
Номер публикации: №1460796485


Ю. В. КУРСКОВ, (c)

Соцэкгиз. 1959. 184 стр. Тираж 7000. Цена 27 коп.

 

Одним из важнейших этапов освободительной борьбы в России является период назревания революционного кризиса в 1901 - 1904 годах. Обобщающих работ на эту тему до сих пор не было, между тем такая литература нужна. Вот почему следует положительно оценить выход в свет научно-популярной работы преподавателя Петрозаводского университета П. С. Гусятникова.

 

В первой главе книги рассказывается о социально-экономических предпосылках назревания революционного кризиса в начале XX века. Следующие главы посвящены рабочему, крестьянскому и оппозиционному движениям в стране накануне первой русской революции, причем основное внимание уделено развитию пролетарского движения. В заключительной, пятой главе показано углубление революционного кризиса в период начавшейся в 1904 г. русско-японской войны.

 

П. С. Гусятников пишет об основных процессах, происходивших в экономике России: концентрации производства и рабочего класса, создании первых монополистических объединений. Технико-экономическая отсталость страды в большой степени объяснялась наличием многочисленных пережитков крепостничества и засильем иностранного капитала. Остатки средневековья обусловили особую глубину и остроту экономического кризиса 1900 - 1903 годов. Рассказывая о тяжелых условиях труда рабочих, автор подчеркивает, что пролетариат России был кровно заинтересован в быстрейшей ликвидации феодальных пережитков в стране, в свержении самодержавного строя и завоевании демократических свобод. В книге рассматриваются и такие сюжеты, как положение крестьянства и антинародная национальная политика царизма. Правда, следовало бы значительно полнее раскрыть особенности национального вопроса в России (стр. 31, 32), тем более, что история революционного и оппозиционного движения на окраинах страны автором не рассматривается.

 

Рабочее движение в 1901 - 1903 гг. прослежено в соответствии с ленинской периодизацией. Достоинство книги - в широком привлечении материалов "Искры" как источника по истории борьбы рабочего класса и крестьянства. Рабочее движение развивалось под непосредственным воздействием "Искры", под руководством революционных социал-демократов и созданной В. И. Лениным в 1903 г. партии большевиков. Выросла политическая зрелость рабочего класса, который начал осознавать свою роль вождя освободительной борьбы против царизма. В марте 1901 г. в Киеве в демонстрации

 
стр. 151

 

демократического студенчества участвовало уже до 15 тыс. рабочих (стр. 54). Наряду с политическими демонстрациями важнейшей школой сплочения и классовой солидарности пролетариата являлись стачки (стр. 49). В 1903 г. рабочий класс стал применять новую, более высокую форму борьбы - всеобщую стачку. Всеобщую стачку рабочих южных городов России в 1903 г. В. И. Ленин назвал прологом революции 1905 - 1907 годов. Говоря о работе II съезда партии, автор рассматривает главным образом его решения по ряду тактических вопросов (об отношении к либеральной буржуазии, к эсерам, к учащейся молодежи, о демонстрациях и др.), которые непосредственно вытекали из практики революционной борьбы.

 

События в России, куда переместился центр мирового революционного движения, вызвали горячее сочувствие и поддержку пролетариата и прогрессивной интеллигенции Западной Европы. П. С. Гусятников обобщил многочисленные материалы "Искры", показывающие пролетарскую солидарность трудящихся (стр. 67).

 

Рабочий класс своим примером, непосредственной поддержкой и руководством оказывал огромное влияние на крестьянство. Громадную роль в пропаганде лозунгов партии по крестьянскому вопросу, в революционном воспитании трудящихся масс деревни сыграли материалы "Искры" и ленинская брошюра "К деревенской бедноте". В ходе массового движения складывались элементы революционного союза рабочих и крестьян.

 

Рассказывая об оппозиционном движении, П. С. Гусятников приводит малоизвестные интересные материалы (например, о массовых студенческих выступлениях, стр. 141- 147). Революционная социал-демократия поддерживала непролетарские слои населения, памятуя ленинское положение о необходимости со стороны пролетарской партии поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существовавшего в России общественного и политического порядка1 . Против самодержавия все более активно выступала в начале XX в. трудовая интеллигенция. "Искре" и социал-демократическому движению оказывали поддержку видные представители русской культуры - А. М. Горький, В. В. Стасов, В. Г. Короленко, В. И. Качалов и др. Из воспоминаний Е. Д. Стасовой, записанных автором, видно, какую большую помощь в доставке "Искры" в Петербург оказывал В. В. Стасов, который по просьбе Е. Д. Стасовой выписывал несколько экземпляров газеты в адрес Публичной библиотеки (стр. 150).

 

В заключительной части книга раскрыты попытки царизма "удержать революцию" путем войны с Японией. Но революционный кризис в стране углублялся, росли авторитет и влияние большевиков в массах, чему в немалой степени способствовала антивоенная деятельность большевистской партии. Накопленный в годы революционного кризиса опыт политической и теоретической борьбы, разносторонней организаторской работы в массах позволил большевикам выступить в 1905 - 1907 гг. с ясной и смелой политической программой по всем вопросам стратегии и тактики.

 

В книге есть ряд недостатков. Теоретической основой для решения поставленных автором вопросов были произведения В. И. Ленина. Однако в научно-популярной работе следовало бы, по нашему мнению, уделить больше места изложению ленинского учения о революционной ситуации. Это, несомненно, подняло бы научный уровень книги в целом. Нужно было бы также ввести в работу историографический очерк, а в конце дать подробный список литературы и источников.

 

Книга П. С. Гусятникова может быть использована преподавателям!", студентами, а также слушателями сети партийного просвещения.

 

 

1 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 6, стр. 17.

Опубликовано на Порталусе 16 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама