Рейтинг
Порталус

О МЕСТЕ КАЗНИ И ПОГРЕБЕНИЯ С. Т. РАЗИНА

Дата публикации: 16 апреля 2016
Автор(ы): М. Я. ПОПОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1961, C. 208-212
Номер публикации: №1460800897


М. Я. ПОПОВ, (c)

18 июня 1961 г. исполнилось 290 лет со дня казни Степана Тимофеевича Разина, смелого предводителя крупнейшего народного восстания XVII века. В. И. Ленин в речи, произнесенной с Лобного места на открытии временного памятника С. Т. Разину 1 мая 1919 г. говорил: "Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу"1 .

 

Как известно, перед казнью С. Т. Разина в течение четырех дней допрашивали с применением пыток. Голландец Б. Койэтт, посетивший Москву в 1676 г., сообщает, что

 

 

1 В. И. Ленин. Соч. Т. 29, стр. 304.

 
стр. 208

 

С. Т. Разин и его брат Фрол "при стечении многих тысяч народа... были доставлены в город и в Московский земский двор или в городскую ратушу. Их предали страшным пыткам и, через четыре дня по их прибытии, отвезли на место казни, чтобы здесь, по приговору, предать смерти. Стенька, выказавший большую твердость, был четвертован... Таков был конец Стеньки Разина, заставившего трепетать всю Московию"2 . В отписке московского стряпчего, очевидца событий А. Горяинова, вологодскому архиепископу Симону содержится я другое важное известие: "А ныне, государь, привезли к Москве Донские казаки Стеньку Разина и с братом, и бояря ныне безпрестанно за тем седят: с двора съезждяютъ на первом часе дни, а розъезждяются часу в тринадцатом дни. По два дни разбойника пытали"3 . Речь идет о Земском дворе (Земском приказе)4 , где помещалась "Временная следственная тюрьма, именуемая также ямою"5 .

 

Официальные сведения не упоминают о месте казни С. Разила, В смертном приговоре по делу Степана и Фрола Разиных, прочитанном на месте казни 6 (18) июня 1671 г., говорится, что С. Т. Разина "по указу великого государя бояря приговорили казнить злою смертию, четвертовать, а тебе, Фролку, голову отсечь"6 . Видимо, исполнителям приговора не надо было давать дополнительных указаний о месте казни, так как это было ясно само по себе. В "Соликамском летописце" имеется следующая примечательная запись: "1671. Стенька Разин разбойник в Москве живой разсечен, псам на съедение отдан"7 . Более подробно о казни рассказывает очевидец, немецкий профессор Конрад Самуэль Шуртцфлейш: "Его голова, руки и ноги были надеты на заостренные колья, а туловище, брошенное (ради его позора и в пример другим) собакам, терзаемое и пожираемое ими, представляло отвратительное зрелище"8 . Из опасения народных волнений в момент казни С. Т. Разина, по свидетельству другого очевидца, Райтенфельса, "площадь была окружена тройным рядом преданнейших солдат, и только иностранцы допускались в среду вооруженного места, а на перекрестках по всему городу стояли отряды войска"9 .

 

Вопрос о том, в каком именно месте Мотивы совершилась казнь С. Т. Разина, долгое время оставался спорным. Мнение историков по данному вопросу не было единым еще издавна. А. Н. Попов, Н. И. Костомаров, Н. Н. Фирсов, С. И. Тхоржевский, специально занимавшиеся исследованием разинского восстания и биографией его предводителя, считали, что казнь состоялась на Красной площади10 . Ряд виднейших дореволюционных историков (С. М. Соловьев и др.) в своих трудах и лекционных курсах предпочитали воздерживаться от столь категорических утверждений, поскольку имелись свидетельства русских и иностранцев о том, что смертный приговор был приведен в исполнение не на Красной, а на Болотной площади за Москвою-рекой11.

 

 

2 "Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу". СПБ. 1900, стр. 456.

 

3 "Вологодские епархиальные ведомости" N 20, 15 октября 1867 г., стр. 688.

 

4 Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича. СПБ. 1906, стр. 112 - 113.

 

5 "Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского". Ч. П. М. 1827, стр. 331.

 

6 Б. Д. Греков. Новые материалы о движении С. Разина. "Летопись занятий Постоянной историко-археографической комиссии за 1926 г.". Вып. 34. Л. 1927, стр. 215; "Чтения в Обществе истории и древностей российских" ("ЧОИДР"), Кн. 3. М. 1895, стр. 21.

 

7 "Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей". СПБ. 1821, стр. 210.

 

8 C. S. Schurtzfleisch. Стенько Разинъ - Донски Козакъ изменник, id est Stephanus Razin - Donicus Cosacus Perduellis. Wittenbergae. 1674, p. 30. "Каторга и ссылка", 1932, N 3, стр. 132.

 

9 "ЧОИДР". Кн. III, отдел 2. М. 1905, стр. 119.

 

10 Н. И. Костомаров. Бунт Стеньки Разина. Собр. соч. Т. П. СПБ. 1903, стр. 496 - 497; А. Н. Попов. История возмущения Стеньки Разина. М. 1857, стр. 119; Н. Н. Фирсов. Разин и разиновщина. Казань. 1930, стр. 41; С. И. Тхоржевский. Стенька Разин. Исторический очерк. Птгр. 1923, стр. 97.

 

11 "Повествование о России". Кн. VI, отдел I. "Царь Алексей Михайлович". Изд. Московского университета. 1843, стр. 162; "Ядро Российской истории, сочиненное Андреем Яковлевичем Хилковым". Изд. Московского университета. 1770, стр. 363; "Посольство Кунраада фан-Кленка...", стр. 446, 513 - 514; "Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией". Т. IV. СПБ. 1842. N 274, стр. 528 - 531.

 
стр. 209

 

Можно назвать авторов, которые еще сравнительно недавно писали, что казнили С. Т. Разина не на Красной, а на Болотной площади. Это пытался, например, доказать известный журналист и бытописатель, знаток старой Москвы, В. А. Гиляровский в своем очерке "Где казнен Степан Разин"12 . В. А. Гиляровский ссылается при этом на "Повествование о России", где сказано, что С. Т. Разин, "разбитый покорившимися Донскими казаками, предводительствуемыми атаманом Корнилием Яковлевым, был взят, отослан в Москву и там на Болоте четвертован июня 6"13 . "Самым же верным подтверждением казни Разина на Болоте, - пишет В. А. Гиляровский, - можно считать сообщение жившего тогда в Москве, а может быть и очевидца казни, царского стольника Андрея Хилкова, написавшего книгу "Ядро Российской истории", где напечатано, что "Атаман Степан Разин... июня в 2-й день в Москву на ругательной телеге везен был, а потом на Болоте четвертован того же месяца в 6-й день"14 .

 

Однако действительным автором "Ядра Российской истории" был отнюдь не А. Я. Хилков, а А. И. Манкиев, который не мог быть очевидцем казни С. Т. Разина15 . Неизвестный автор "Повествования о России" свои сообщения о С. Т. Разине заимствовал из того же "Ядра Российской истории", сочинения, которое не отличается точностью фактов. Например, в нем говорится, что С. Т. Разин был "от войск государевых в году Рождества Христова 1671 пойман"16 . Но ведь достоверно известно другое: С. Т. Разин был захвачен путем обмана домовитым казачеством и выдан им царскому правительству.

 

Еще в 1932 г. М. Сменцовский резонно возразил В. А. Гиляровскому в своей статье "К истории казни Ст. Разина", в которой он отстаивал мнение, что С. Т. Разина казнили на Красной площади, где вообще в XVII в. совершались все казни. Причем последние производились отнюдь не на Лобном месте, как иногда ошибочно думают. "Лобное место в Москве... никогда не было местом казни.., - говорится в "Толковом словаре" В. Даля, - ...казни происходили близ, на площади Китай-города"17 . "Здесь именно, на площади Китай-города, - пишет М. Сменцовский, - и сложил свою буйную голову С. Т. Разин"18 . В недавно изданной книге Б. В. Лунина, посвященной жизни и деятельности С. Т. Разина, снова затронут вопрос о месте его казни. Автор отстаивает мнение, что казнь состоялась на Красной площади19 , но, к сожалению, он не опирается на документы.

 

Какие же материалы свидетельствуют косвенно или прямо о месте казни и погребения С. Т. Разина? К числу косвенных источников принадлежат два документа. Это, во-первых, "Статейный список о привозе в Москву и о казни самозванца Воробьева, назвавшегося царевичем Симеоном Алексеевичем"20 , который дает возможность воспроизвести по аналогии как общую картину, так и подробности казни Разина. В "Списке" воспроизводится церемония привоза в Москву С. Т. Разина и описывается, как происходила казнь И. А. Воробьева 17 сентября 1674 г.: "И бояря, по указу Великого Государя, велели того вора... вершить на Красной площади... того же числа вели того вора, самозванца Ивашка Воробьева с Земского двора, скована, на чепях и в кандалах... и ему вору... вычетчи наказ во весь мир, велели его вора казнить, четвертовать и по кольям ростыкать, за его воровство". После казни останки И. А. Воробьева перенесли на Болотную площадь в Замоскворечье: "Тогож числа Великий Государь... того вора, самозванца Ивашку Воробьева, как три дня минет, перенесть на Болото и поставить его на кольях возле вора ж и изменника Стеньки Разина; а туловище его велено земским ярыжкам схоронить, отвезчи от города версты с три во рву, и кол воткнуть для знаку"21 .

 

 

12 "Красная Нива", 1926, N 25, стр. 18.

 

13 "Повествование о России". Кн. VI, отдел I, стр. 162.

 

14 "Красная Нива", 1926, N 25, стр. 18; "Ядро Российской истории", стр. 362- 363.

 

15 "Описание Славяно-Российских рукописей графа Ф. А. Толстова". М. 1825, стр. 629, N 27; "Библиографические записки". Т. I. 1858, стр. 33 - 40.

 

16 "Ядро Российской истории", стр. 362.

 

17 В. Даль. Толковый словарь. Т. II. СПБ. 1912, стр. 673.

 

18 "Каторга и ссылка", 1932, N 3, стр. 129.

 

19 Б. В. Лунин. Степан Разин. Краткий исторический очерк. Ростов-на-Дону. 1960, стр. 59.

 

20 "Акты исторические". Т. IV. стр. 528 - 531.

 

21 Там же стр. 530 - 531.

 
стр. 210

 

В прямой связи с цитируемым документом находится и другой важный источник, который не был в должной мере использован историками под этим утлом зрения, а именно - "Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу", изданное в Амстердаме в 1677 г. на голландском языке и переведенное на русский язык только в 1900 году. Автор этого сочинения Валтасар Койэтт посетил Москву в 1676 г. в качестве секретаря голландского посольства и являлся очевидцем казни брата С. Т. Разина Фрола 28 мая 1676 года. "Его повезли, - пишет он о казни Фрола Разина, - через Покровские ворота на Земский двор, а отсюда, в сопровождении судей и сотни стрельцов, к месту казни, где казнили его брата. Здесь прочитали приговор, назначавший ему обезглавление и постановлявший, что голова его будет посажена на шест. Когда голову его отрубили топором, как здесь принято, и посадили на кол, все разошлись по домам"22 . О казни Фрола Разина на Болоте в этих записях не говорится ни слова. Б. Койатт, подробно описавший историю восстания С. Т. Разина, ни разу не упомянул о Болотной площади как месте его казни.

 

К числу косвенных источников, подтверждающих, что казнь С. Т. Разина состоялась на Красной площади, надо отнести также исторические песни русского народа. Все они неизменно подчеркивают, что казнь С. Т. Разина происходила на Красной площади23 .

 

К прямым доказательствам о месте казни С. Т. Разина принадлежат четыре источника:

 

1. Записки неизвестного по имени английского моржа, очевидца событий, под названием "Известия, касающиеся подробностей бунта, недавно поднятого в Московии Стенькою Разиным". Они издавались в Англии дважды в 1671 и 1672 годах. Здесь говорится: "Когда же палач намеревался приступить к исполнению своей обязанности, то он (С. Т. Разин. - М. В. ) перекрестился несколько раз, обращаясь лицом к церкви, называемой Пречистыя Божией Матери Казанской. Затем он поклонился трижды, на три стороны, собравшемуся вокруг народу, говоря "прости"24 . Упоминание Казанского собора в описании очевидца казни С. Т. Разина подтверждает, как нам кажется, что он был четвертован на Красной, а не на Болотной площади, расположенной в низине Замоскворечья, откуда Казанский собор не мог быть виден.

 

2. Источниками, прямо подтверждающими факт казни С. Т. Разина на Красной площади, являются два письма очевидца событий московского стряпчего Акинфия Горяинова. Они написаны в начале июня 1671 г. и долгое время оставались неизвестными или забытыми. Одно из писем адресовано Савватию Горяинову, настоятелю Толгского монастыря (под Ярославлем), а другое - архиепископу вологодскому Симону, стряпчим которого был автор писем. А. Горяинов, сообщая о привозе в Москву С. Т. Разина, писал: "А на Красной площади изготовлены ямы и колы вострены. По оба дни сказано ему вершение, по се число не вершен. А в город он везен: зделана ларь на четырех колесах, а по краям поставлены два столба да поперешное бревно, да над головою ешо другое поперешное бревно; то он был на ларь поставлен, чтобы всякому было видно, а к бревнам и к столбам был прикован. А брат его был прикован на чепях, а шол пеш, а ноги скованы"25 .

 

3. О том, что С. Т. Разин сложил свою голову именно на Красной площади, говорит и "Сокращенная повесть о Стеньке Разине"26 поэта и драматурга А. П. Сумарокова. Последний пишет: "Стенька Разин казаками привезен... оттуда в Москву, где он на большой площади в Китае к удовольствию всего народа казнен жестокою и пристойною ему смертью в 1671 году"27 . "Повесть" была напечатана в 1774 г. в связи с Пугачевским восстанием и преследовала "обличительные" цели политического характера.

 

 

22 "Посольство Кунраада фан-Кленка...", стр. 513 - 514.

 

23 См., например, П. В. Киреевский. Песни былевые, исторические от Грозного царя до Петра 1-го. Ч. II, вып. 7. М. 1868, стр. 41; В. К. Соколова. Русские исторические песни XVI-XVII вв. М. 1960, стр. 178.

 

24 "ЧОИДР". Кн. 3. М. 1895, стр. 15.

 

25 "Вологодские епархиальные ведомости" N 20, 15 октября 1867, г., стр. 688 - 689; "Ярославские губернские ведомости" N 38, 21 сентября 1872 г., стр. 144.

 

26 "История Ваньки Каина со всеми его сысками, розысками и сумасбродною свадьбою". СПБ. 1815. Приложение, стр. 3 - 17.

 

27 "Сокращенная повесть о Стеньке Разине". Соч. А. Сумарокова. СПБ. 1774, стр. 12 - 13.

 
стр. 211

 

А. П. Сумароков, видимо, располагал документами, позволявшими ему говорить о Красной площади как месте казня С. Т. Разина.

 

4. В 1960 г. в одном из дел Разрядного приказа в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) Е. А. Швецова обнаружила любопытный, местами неразборчивый текст ("Выпись в доклад в Разрядный приказ"), в котором говорится о казни С. Т. Разина: "По злобе де своей проклятой и по лукавству начинания своего месть принял на Москве на Красной площади...". После четвертования его руки, ноги и голова "на показание всем" были "вздеты на высокие деревья и поставлены за Москвой рекой на площади до исчезнутия"28 . Обнаруженный документ вносит ясность в вопрос о том, почему в некоторых описаниях современников местом казни называлась Болотная площадь за Москвой-рекой. Кроме того, упомянутая архивная находка еще раз подтверждает, что богатое песенное наследие русского народа, несмотря на поздние наслоения, остается все же в своей основе правдивым свидетельством об исторических событиях.

 

Как же долго оставались на кольях на Болотной площади останки С. Т. Разина и были ли они впоследствии погребены? До сих пор никто такого вопроса, насколько нам известно, не поднимал. В связи с этим следует обратить внимание на запись от 29 февраля 1676 г. в дневнике упоминавшегося выше Валтасара Койэтта. "После обеда, - писал он, - мы выехали в санях, чтобы видеть голову и четвертованные останки трупа Стеньки Разина, который перед тем восстал против царя, а также голошу молодого человека, которого Стенька Разин выдавал за старшего царевича или сына царя: этот последний, по прибытии сюда, также был казнен, а голова его была выставлена напоказ"29 .

 

Таким образом, останки С. Т. Разина оставались на кольях вплоть до весны 1676 года. В течение какого времени после этого они находились на Болотной площади, сказать сейчас трудно. Но что они здесь не остались "до исчезнутия", а были погребены на Татарском кладбище, говорит упоминание в летописи XVIII в., хранящейся в ЦГАДА, обнаруженное в 1960 г. В. Н. Шумиловым. Татарское кладбище было расположено в Замоскворечье, поблизости от двора крымского хана, на территории нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. Предание земле останков С. Т. Разина на мусульманском кладбище объясняется тем, что он еще задолго до казни был отлучен от церкви с целью изоляции его от народных масс.

 

Следует, на наш взгляд, предпринять поиски местонахождения могилы С. Т. Разина. Кроме того, необходимо наконец серьезно подумать о постановке в Москве монумента этому борцу за свободу.

 

 

28 "Крестьянская война под предводительством Степана Разина". Т. III, док. N 394 (находится в издательстве).

 

29 "Посольство Кувраада фан-Кленка...", стр. 446.

Опубликовано на Порталусе 16 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама