Рейтинг
Порталус

ПАМЯТНИКИ КУЛИКОВА ПОЛЯ

Дата публикации: 19 декабря 2016
Автор(ы): В. Н. АШУРКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1482095484


В. Н. АШУРКОВ, (c)

Одной из примечательных страниц истории нашей Родины явилась битва на Куликовом поле, закончившаяся победой русских войск над монголо- татарскими захватчиками. Здесь, на поле, что лежит ныне в Куркинском районе, Тульской области, неподалеку от впадения р. Непрядвы в Дон, в 1380 г. была "сеча страшная", после которой Дон три дня и три ночи тек, "темен от крови". Русские полки преследовали и уничтожали врага на протяжении 50 верст от поля брани, а на месте шатра хана Мамая, который стоял на Красном холме Куликова поля, позднее воздвигли памятник русским воинам. Но появлению последнего предшествовала долгая история...

Миновали столетия, и только курганы у Непрядвы и церковь села Монастырщины (на месте той, которая некогда была поставлена воинами Дмитрия Донского) напоминали о прошлом1 . Беспримерный подвиг народных масс, разгромивших в 1812 г. армию Наполеона, пробудил интерес к событиям, как бы близким "славной памяти двенадцатого года" (А. С. Пушкин). В 1818 г. в Москве состоялось открытие памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Под впечатлением этого тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 г. поднял вопрос о создании памятника на Куликовом поле как месте, "на котором освобождена и прославлена Россия". Губернские жители, изъявив готовность почтить память "сынов отечества", предложили "воззвать ко всем сословиям" о сборе необходимых средств. Генерал-губернатор Тульской, Орловской, Рязанской губерний А. Д. Балашов поддержал местную инициативу и вскоре получил в столице согласие на возведение памятника2 .

В августе 1820 г. Балашов написал письмо к И. П. Мартосу, автору памятника Минину и Пожарскому в Москве, с предложением разработать проект памятника героям Куликовской битвы. В ответном письме от 22 августа 1820 г.3 скульптор Мартос поделился своим замыслом. Он предполагал воздвигнуть памятник Дмитрию Донскому, а "составлять в нем главное" должна была скульптура полководца. В конце октября проект памятника был готов и представлен Балашову4 . Мартос трактовал образ Дмитрия Донского "в виде героя сражающегося" и вопреки традиции изображал князя в одежде простого воина. Это, по мнению автора, было "не противно даже самому вероятию: ибо в его время простые воины дрались нередко только в шишаках, легких латах и рубашках - в день же Куликовской битвы он сражался как простой воин". Тем самым, по мысли Мартоса, фигура князя становилась обобщенным образом русского воина, олицетворением героического подвига народа. Пьедестал, чтобы "общая масса памятника имела более игры и легкости", делался с пролетом, и памятник становился триумфальной аркой с завершающей ее монументальной скульптурной группой.

Однако идея скульптора не встретила поддержки со стороны комитета министров, который постановил воздвигнуть на Куликовом поле обелиск, "подобно тому, как во многих местах, где были замечательные сражения, существуют". 27 августа 1824 г. было разрешено "открыть подписку повсеместно в государстве" для сбора средств на памятник и инвалидный дом для ветеранов войны 1812 г., которым поручалось охранять памятник и "возвещать древнюю отечественную славу". Согласно с этим, комитет до строительству комплекса памятников во главе с Балашовым наметил создание на Куликовом поле мемориального ансамбля, состоявшего из обелиска (из гранита или чугуна) на Красном холме, церкви во имя Сергия Радонежского, инвалидного дома близ слияния Непрядвы и Дона5 . Новый проект памятника выполнил архитектор А. М. Мельников, не проявив, однако, при этом особой оригинальности. По его замыслу, на пьедестале должен был возвышаться гранитный обелиск с беломраморным барельефом, на котором изображалось, как соратники сообщают раненому князю Дмитрию "о совершенном поражении татар". Масштаб памятника мало отвечал условиям местности, а сюжет барельефа не выражал


1 См. М. Н. Макаров. Село Рождествено-Монастырщина и поле Куликово. М. 1826; И. Афремов. Куликово поле. М. 1849; Е. А. Луцкий. Куликово поле. "Исторический журнал", 1940, N 9.

2 М. Т. Яблочков. Памятник на Куликовом поле. "Тульская старина", 1902, N 9, стр. 3 - 7.

3 Государственный архив Тульской области (ГАТО), ф. 90, оп. 1, д. 621, лл. 6 - 7.

4 "Старина и новизна". Исторический сборник ревнителей русского исторического просвещения. Кн. 9. СПБ. 1905, стр. 1 - 6 (в публикации имеется рисунок памятника).

5 А. П. Берже. Памятник вел. кн. Дмитрию Донскому на Куликовом поле. "Русская старина", 1880, N 10, стр. 437 - 440.

стр. 217


того пафоса борьбы и победы, какой был в проекте Мартоса. Все же комитет министров одобрил проект (с заменой барельефа надписью) и назначил сумму для его исполнения в 49160 рублей6.

Сбор пожертвований на строительство памятника героям Куликовской битвы тем временем продолжался. Если дворяне и купцы давали "от избытков", то простые люди несли тяжело доставшиеся им копейки. Создание памятника стало всенародным делом, было собрано 380 тыс. рублей. В сентябре 1827 г. Балашов обратился за разрешением начать строительство, но царь Николай I оставил дело "до времени"... Только в 1835 г. он, отвергнув прежние проекты, повелел, наконец, Академии художеств подготовить новые. Из всех представленных был одобрен проект А. П. Брюллова. Задуманные им здания отвечали официально принятому стилю: четырехстолпный храм, перекрытый сводами, завершался массивным барабаном с луковичной главой; примыкавшие к храму галереи, образуя внутренний двор, связывали его с жилыми помещениями и службами. Перед главным фасадом возводился обелиск. С претворением в жизнь этого проекта все же не спешили, считая, что имелось недостаточно капитала, и ждали, "когда он умножится".

В феврале 1845 г. Николай I распорядился при строительстве памятника на Куликовом поле ограничиться "возведением одного только обелиска" и определил на это 50 - 60 тыс. руб., остальные же средства приказал употребить "на образование дворянского юношества"7 . В окончательном варианте проекта Брюллова памятник представлял собой чугунный, несколько суженный кверху столп (высотой 28 м) на трехступенчатом основании. Он состоял из многогранного базиса, делимого на ниши пилястрами, украшенными щитами с московским гербом и шлемами. В одной из ниш была надпись: "Победителю татар великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому признательное потомство. Лето от Рождества Христова 1848 года". По верхней части базиса шел текст псалма, по преданию, читанного князем перед боем. На базисе возвышались поставленные в три яруса мощные пучки коринфских колонн, завершавшиеся широким фризом из дубовых листьев и золоченой главой с крестом8 , 20 апреля 1847 г. царь утвердил проект. Произвести отливку, доставку и установку памятника на месте за 52778 руб. серебром взялся Петербургский машиностроительный завод К. Берда, известный своим художественным литьем9 . Оригинальная конструкция монумента была разработана бывшим управляющим Александровского чугунолитейного завода А. А. Фулоном. Указывая на трудности отливки и монтажа "весьма крупных деталей", он предложил выполнить памятник из девяти составных частей ("сростов"), разделенных на трети. Основой для сборки этих частей воедино служил опорный внутренний полый чугунный столб. К нему крестовинами с болтами крепились детали памятника. Памятник явился одной из монументальных художественных отливок первой половины XIX века10 . Вес его достигал примерно 428 тонн.

По санному пути детали памятника доставлялись из Петербурга в г. Епифань, а оттуда к Красному холму, где с весны 1848 г. развернулись монтажные работы. В декабре следующего года комиссия приняла памятник, признав, что он выполнен "с особой отчетливостью и во всем согласно чертежа"11 . Открытие его было намечено надень годовщины Куликовской битвы с участием почетных гостей. Для его охраны определили двух солдат - ветеранов 1812 года. Однако торжество 8 сентября 1850 г. было нарушено неожиданным происшествием. На поле собралось множество крестьян, и когда в палатке, где состоялся парадный завтрак, провозгласили "Ура!", крестьяне решили, что "объявлена воля", и ринулись туда. Жандармы оказались бессильны. Палатка повалилась под напором толпы. "Спокойствие" с трудом удалось восстановить12 .

Прошло полвека. Тульские церковники давно желали, чтобы близ "мертвого безгласного монумента" был построен храм во имя Сергия Радонежского. Дворянство поддержало "пастырей духовных". Генерал-адъютант царя граф Олсуфьев в 1902 г. привлек к составлению проекта талантливого архитектора А. В. Щусева, ставшего впоследствии выдающимся советским зодчим, который прославил себя как создатель Мавзолея В. И. Ленина13 . А. В. Щусев


6 М. Т. Яблочков. Указ. соч., стр. 6 - 7.

7 ЦГВИА СССР, ф. 405, оп. 99, д. 1674, ч. I, лл. 161 - 162.

8 Там же, д. 1670, л. 98.

9 Там же, д. 1674, ч. I, л. 296.

10 Там же, лл. 272 - 275.

11 Там же, л. 407.

12 Д. Д. Оболенский. Наброски из прошлого. "Исторический вестник", 1893, кн. 12, стр. 661 - 662.

13 См. Н. Б. Соколов. А. В. Щусев. М. 1952; Е. В. Дружина- Георгиевская,

стр. 218


предполагал возвести храм с трапезною в стиле древних церковных зданий. Западный фасад имел бы звонницу над главным входом, а по углам - башни с шатровыми перекрытиями. Однако этот проект не удовлетворил автора, и он продолжил работу. В окончательном варианте (1911 г.) каждая из башен получила особую трактовку. "Я изменил верх второй башни - вместо купола шлем,.. Оставить обе башни одинаковыми - это ложно-классично, робко..."14 , - писал А. В. Щусев. В здании не было ничего от официальной церковности. Весь облик его, близкий к древним "градам" и кремлям, напоминал о борьбе, о подвиге предков здесь, на поле Куликовом. Своеобразие композиции, ее логичность, простота и жизнерадостность ярко проявились в созданной Щусевым церкви, сделали ее подлинным произведением искусства.

Закладка храма назначалась на 8 сентября 1910 г., но из-за эпидемии, возникшей в Епифанском уезде, ее отложили "до более благоприятного времени"15 . Она состоялась в июне 1913 года. В последующем году церковь была "построена вчерне". Начавшаяся затем первая мировая война замедлила ход работ. Имело значение и то, что Ю. В. Олсуфьев, председатель строительного комитета, не считался с замыслами зодчего и пытался навязать ему свои решения. Это вызывало конфликты. 15 февраля 1915 г. Олсуфьев писал Щусеву: "Мне слишком дорог общий замысел постройки, чтобы умалять ее, скажу откровенно, неудачной деталью. Вы мне простите, но шлема я выполнить не могу и не буду". В ответном письме возмущенный Щусев заявил, что прекращает выдачу чертежей и наблюдение за стройкой до выяснения вопроса. Если этого не последует, он откажется от авторства, и "строительный комитет может со спокойной душой завершить сознательный вандализм"16 .

Заявляя так, Щусев, по-видимому, знал, что "для укрепления нравственных начал в народе" Олсуфьев вознамерился наскоро построить близ церкви монастырь. Величавый храм-памятник, прекрасно вписывавшийся в просторы Куликова поля, оказался бы среди случайных, безликих построек и потерял бы свою художественную выразительность. Однако зодчему все же пришлось пойти на компромисс: он отказался от шлемовидного перекрытия южной башни, заменив его шатром, и уступил в некоторых других деталях. Предстояла окончательная отделка здания. Пятиярусный иконостас (не сохранился) был заказан Д. С. Стеллецкому, известному своими стилизациями иконописи XVII в., и В. А. Комаровскому. Нетерпеливые церковники уже намечали день освящения храма17 . Но царская Россия доживала последние дни.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции просторы Куликова поля, как и все прилегающие к нему помещичьи земли, стали достоянием народа. Исторические памятники Куликова поля взяло под охрану Советское государство, и они стали теперь служить делу просвещения и патриотического воспитания масс. Но только с завершением гражданской войны в СССР и переходом к мирному строительству на поле Куликовом появились первые экскурсанты. В отделе истории Тульского областного краеведческого музея (основан в 1927 г.) была развернута экспозиция Куликовской битвы. В 1939 - 1940 гг. музей провел экспедицию для обследования состояния памятников и исторических мест. Осенью 1940 г. в здании церкви была открыта выставка к 560-летию битвы. Намечалось дальнейшее развертывание исследовательской и культурно-массовой работы.

Война, навязанная Советскому Союзу фашистами летом 1941 г., на время прервала эту деятельность. Грозная опасность возникла, в частности, и для памятников Куликова поля, когда осенью 1941 г. вражеские войска, стремясь прорваться к Москве, предприняли обход Тулы. В числе временно занятых противником пунктов оказалась и Епифань. Близ Куликова поля развернулись упорные бои. Советские воины успешно отразили атаки врага. А 5 - 6 декабря началось наше контрнаступление под Москвой. 10-я армия генерала Ф. И. Голикова, прорвав линию немецкой обороны на Верхнем Дону, заставила гитлеровцев бежать...

Наряду с другими историческими местами нашей Родины Куликово поле с его памятниками приобрело ныне широкую изве-


Я. А. Кронфельд. Зодчий Щусев. М. 1955.

14 Е. В. Дружина-Георгиевская, Я. А. Кромфельд. Указ. соч., стр. 24.

15 ГАТО, ф. 90, оп. 3, д. 325 за 1910 - 1913 гг., лл. 1, 3, 4; "Нива", 1913, N 27, стр. 540.

16 Центральные государственные научно-реставрационные мастерские, шифр 197, инв. 39. Пояснительная записка к проекту реставрации храма- памятника на Куликовом поле, лл. 14 - 16.

17 Церковь целиком отделана не была; оборудована была лишь ее северная башня.

стр. 219


стность. Только в 1969 г. здесь побывало 10 тыс. человек. Среди них - туристы из Москвы, Ленинграда, Риги, Киева, Минска, Рязани, Брянска, многих других городов Советского Союза, из стран социалистической системы. С особым чувством осматривали эти места гости из героического Вьетнама... Интерес к памятникам Куликова поля растет с каждым годом. Это в определенной степени помогает им как бы обрести новую жизнь, органически войти в нашу эпоху. Сейчас по проекту Центральных государственных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР Тульская мастерская ведет большие работы по восстановлению церкви согласно чертежам А. В. Щусева, в стенах которой будет создан мемориальный музей Куликовской битвы. Реставрируется и памятник на Красном холме.

Советские люди ревностно чтят героическое прошлое народов нашей страны, которое навсегда останется грозным предостережением современным агрессорам, стремящимся ввергнуть мир в новые губительные войны. Великий подвиг, совершенный русским народом около 600 лет тому назад на широких просторах Куликова поля, навеки сохранится в памяти потомства.

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама