Рейтинг
Порталус

"ОРДЕН ИУДЫ"

Дата публикации: 25 декабря 2016
Автор(ы): Г. В. ЗАЩУК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1482621273


Г. В. ЗАЩУК, (c)

Среди бумаг и служебной переписки начала XVIII в. сохранилось распоряжение, привлекающее к себе внимание странностью текста. Адресовано оно в Ижорскую канцелярию, ведавшую вопросами управления Ижорской землей1 . Скреплено оно подписью А. Д. Меншикова, генерал- губернатора Ингерманландии. Ижорская канцелярия помещалась тогда на Потешном дворе, в подмосковном селе Семеновском. Долгие годы ею управлял дьяк (позднее "президент") Щукин. Приказание гласило: "Господин Президент! По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится". И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно. Из обозу от Полтавы июля 11-го дня 1709 года"2 . Это было написано вскоре после Полтавской победы, когда светлейший князь Меншиков, только что возведенный в фельдмаршалы, деятельно готовился к походу в Польшу с русской конницей, одновременно занимаясь отправкой в тыл пленных шведов и громадных трофеев. В Ижорской канцелярии, по получении распоряжения об изготовлении диковинной монеты была сделана запись: "И по тому его Великого государя указу к делу той монеты отдано из Ижорской канцелярии от расходу расходчика Семена Баженова серебряного дела мастеру Матвею Алексееву серебра ефимками, четвертаками и полуефимками двенадцать фунтов да на угар полфунта, итого двенадцать фунтов с полфучтом"3 . Выдача серебра была оформлена как "государев указ". Дело в том, что Меншиков нередко писал свои распоряжения по прямому указанию царя.

Совершая с русской кавалерией поход в Польшу, Меншиков, однако, про иудину монету не забывал и торопил с ее отливкой. 26 июля из Киева он посылает Щукину новое напоминание: "Господин Президент. О которой серебряной монете напред сего от нас писано о том ныне паки подтверждаем, дабы ее как наискорее сделав прислали вы к нам конечно немедленно"4 . В Польше из местечка Полонное Щукину опять 9 августа отправляется письмо по этому же поводу: "Господин Президент. Прежде сего через два письма к вам мы писали о деле большой серебряной монеты и о скорой оной к нам присылки, но по се число ни на единое письмо отповеди от вас не имеем. Того ради еще сим подтверждаем: как наискорее ту монету сделав при-


1 Ижорская канцелярия иначе называлась Ингерманландской. В состав Ижорской земли входили губернии: Эстляндская, Петербургская, Новгородская, Тверская, Псковская, Олонецкая и Ярославская.

2 См. С. Ф. Платонов. Орден Иуды 1709 года. "Летопись занятий постоянной историко-архёографической комиссии". Т. I. Л. 1927, стр. 194.

3 "Труды" Рязанской ученой архивной комиссии. Т. IX. Вып. 1. Рязань. 1894, стр. 69.

4 С. Ф. Платонов. Указ. соч., стр. 194.

стр. 212


шлите к нам с нарочным немедленно" 5 . Щукин изготовил медаль и отправил ее из Москвы 4 сентября, как было приказано, со специальным посланцем вслед Меншикову. В первых числах октября в Торуни подьячий Протопопов доставил медаль фельдмаршалу, о чем Щукин был уведомлен письмом от 10 октября: "Письмо ваше от 4 дня прошлого сентября из Москвы писанное и серебряную монету мы получили через подьячего Протопопова, который отпущен к вам с сим по-прежнему. Об ином ни о чем ныне к вам писать не имеем"6 . На этом переписка о загадочной монете - "ордене Иуды"- исчерпывается, и никаких других о ней упоминаний в официальных бумагах больше нет.

Как известно, в России до Петра I специальных орденов не существовало. За службу и заслуги награждали поместьями, шубами, кафтанами, мехами, кубками, монетами. Вернувшись из-за границы в 1698 г., Петр I учредил первый русский орден Андрея Первозванного', который предназначался исключительно для награждения, по усмотрению царя, высших военных деятелей и государственных сановников. Первый орден Андрея Первозванного7 царь вручил 10 марта 1699 г. будущему генерал-адмиралу (с 1700 г.) ф. А. Головину8 . Сам Петр I в списке андреевских кавалеров занял шестое место, когда 6 мая 1703 г. в чине капитана бомбардирской роты, командуя небольшими канонерскими лодками, захватил в устье Невы два шведских корабля 9 . Орден на него был возложен Головиным "яко первым сего ордена кавалером" 10 .

А вот со вторым андреевским кавалером вышла досадная промашка. Петр I лично 8 февраля 1700 г. в Москве украсил этим орденом гетмана И. С. Мазепу "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы"11 .

Когда Мазепа перешел на сторону шведов, царь приказал отрешить его от гетманства. Этот акт был проделан в Глухове в присутствии царя. При этом не было забыто, что изменник был андреевским кавалером: ведь на звезде ордена сиял девиз "За веру и верность". Церемониал отрешения был обставлен со всей наивной театральностью, свойственной той эпохе. Канцлер граф Г. И. Головкин подробно описал его в письме к находившемуся тогда в Стамбуле графу П. А. Толстому. 5 ноября 1708 г. на специально выстроенный помост внесли "персону", изображавшую гетмана в полный рост, в костюме и с саблей. Через правое плечо куклы была надета голубая андреевская лента. На левой стороне груди сверкала орденская звезда. На помост взошли андреевские кавалеры Головкин и Меншиков, разорвали кавалерский диплом Мазепы и сорвали с чучела ленту и орден, "которого он через изменнические свои поступки себя недостойным ныне сочинил", - писал Головкин. Потом было прочитано длинное послание, где излагались благодеяния Петра I, долговременное доверие его к гетману и черная неблагодарность последнего 12 . Затем "персона" была сброшена с помоста. Ее схватили палачи и потащили к сооруженной неподалеку виселице. Здесь палач разорвал герб Мазепы, переломил его саблю, обломками ударил чучело, а затем повесил его 13 . А 12 ноября в том же Глухове, в присутствии царя и вельмож, Мазепа был предан анафеме14 . Так Петр I мстил изменнику-гетману. Именно в то время у царя и могла зародиться идея противопоставления ордена Андрея Первозванного (за верность) позорному "ордену Иуды" (за измену). У Петра образ Мазепы ассоциировался с образом евангельского Иуды-предателя. "Нужда повелевает объявить, - писал он генерал-адмиралу графу Ф. М. Апраксину, - что учинил новый Иуда Мазепа, который 21 год был в верности мне, ныне при гробе стал изменник и предатель своего народа"15 . В письме рязанскому митрополиту Стефану Яворскому царь также называет гетмана "втарый Июда" 16 .

И вот 27 июня 1709 г. русские знамена осеняет Полтавская победа. Карл XII с остатками разбитых шведских войск уходит к Днепру. С ним и Мазепа. 30 июня Карл бросает свою армию под Переволочной, пере-


5 Там же, стр. 195.

6 Там же.

7 "Полное собрание законов Российской империи" (далее - ПСЗ). Т. XXIV, N 17908.

8 Д. Бантыш-Каменский. Историческое собрание списков кавалеров четырех российских императорских орденов. М. 1814, стр. 57.

9 ПСЗ. Т. IV, N 1931.

10 Д. Бантыш-Каменский. Указ. соч., стр. 64.

11 Там же, стр. 60.

12 Н. И. Костомаров. Собрание сочинений. Т. XVI. Кн. 6. СПБ. 1905, стр. 642.

13 "Письма и бумаги имп. Петра Великого". Т. 8. Вып. 2. М. -Л. 1951, стр. 910.

14 "Труды" имп. Русского военно-исторического общества (далее - ИРВИО). Т. IV. СПБ. 1909, стр. 16.

15 "Письма и бумаги имп. Петра Великого". Т. 8. Вып. 1. М. -Л. 1948, стр. 253.

16 Там же, стр. 261.

стр. 213


правляется через Днепр и по совету Мазепы, хорошо знавшего южные степи, устремляется к турецкой границе. Изменник сопутствует ему. Петр I, приехав в Переволочну, отправляет 1 июля в погоню за "полтавскими недобитками" бригадира Кропотова с двумя драгунскими полками, а 2 июля - генерал-майора Волконского с 2 тыс. "доброконных драгун"17 . Возникает реальная возможность захватить изменника, балканскому дается письменная инструкция за подписью Меншикова, составленная по указанию царя. В ней среди прочих имелся такой пункт: "3. Вуде же бог поможет, что он господин генерал-майор его, короля догонит, и тогда его взять и привести к нам... и между тем обходится с ним, яко с монархом честно, учтиво. 4. ...будет изменник Мазепа и его взять, вести за крепким караулом и смотреть того, чтоб он каким способом сам себя не умертвил"18 . Но Волконский пошел по ложному следу, и беглецы, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры.

Разгневанный царь настойчиво добивается выдачи Мазепы, развив с этой целью активную дипломатическую деятельность. Головкин 28 июня сообщает русскому послу в Турции Толстому о полтавской победе и поручает ему ходатайствовать перед Оттоманской Портой о выдаче Мазепы19 . Спустя два дня, по личному распоряжению Петра I, Головкин вызывает к себе попавшего в плен под Полтавой шведского министра графа Пипера и предлагает написать письмо шведскому королю с предложением разменять Пипера на Мазепу20 . Письмо было составлено и доложено Петру I, а затем с пленным шведским генералом Направлено Карлу XII в бендеры. 3 июля Головкин докладывает царю21 о том, что им написано силистрийскому сераскиру Юсуп-паше, очаковскому паше Абдул-Рахману и молдавскому господарю о том, чтобы "изменника Мазепу весьма искали, поймать и за караул взять"22 . На следующий день аналогичное письмо отправляется крымскому хану Девлет-Гирею II23 . Одновременно турецкому султану Ахмеду III пишутся подряд три царские грамоты - от 10 июля24 , 14 июля25 и 27 июля26 - с одной настойчивой просьбой: "...изменника Мазепу... в нашу сторону выдать". Толстой добивается аудиенции у султана, вручает ему грамоты царя и просит не принимать под свое покровительство изменника. Зная склонность султанских высших чиновников к взяткам, Толстой предлагает главе мусульманского духовенства великому муфтию 300 тыс. талеров за содействие в удовлетворении царской просьбы27 . По этому же поводу посылается царская грамота австрийскому императору Иосифу I28 . Следует отметить, что первое распоряжение Меншикова Щукину об изготовлении "монеты" Датировано 11 июля, то есть послано в период самых настойчивых просьб о выдаче Мазепы. Сопоставление приведенных, фактов и дат позволяет сделать вывод, что столь необычная "награда" - "орден Иуды" весом в десять фунтов серебра - предназначалась именно Мазепе29 . Для Петра I была характерна склонность к острому политическому действию, носившему подчас характер публичного посрамления противников. Достаточно вспомнить доставку праха Милославского на свиньях под эшафот, на котором казнили стрельцов; "всешутейший и всепьянейший" собор с целым клиром пародийных священнослужителей; свадьбы шутов и т. д. Мазепа же ускользнул от царской мести, скончавшись 22 августа в Бендерах. С его смертью "орден Иуды" потерял свой политический смысл.

Но вот что случилось дальше. Датский король Фредерик IV после Полтавской победы направил Петру I в качестве своего посланника морского командора датской службы Ю Юля. Последний прибыл морским путем в ноябре 1709 г. в Нарву, где ожидал проезда царя из Польши в Петербург. 30 ноября 1709 г. в доме нарвского обер-коменданта К. А. Нарышкина состоялось первое свидание Юля с Петром I. Педантичный датчанин вел обстоятельный дневник, занося в Него впечатления обо всем, увиденном им в России. Особенно


17 "Труды" ИРВИО. Т. III. СПБ. 1909, стр. 302, 304.

18 И. Голиков. Деяний Петра Великого. Ч. XIII. М. 1789, стр. 29 - 30.

19 "Письма и бумаги ими. Петра Великого. Т. 9. Вып. 2. 1962, стр, 997 - 998.

20 Там же, стр. 1013.

21 Там же, стр, 1012 - 1013.

22 Там же. Т. 9. Вып. 1, стр. 242.

23 Там же. Вып. 2, стр. 1074 - 1075.

24 Там же. Вып. 1, стр. 280 - 282.

25 Там же, стр. 289 - 290.

26 Там же, стр. 311 - 313.

27 Н. И. Костомаров. Указ. соч., стр. 710.

28 "Письма и бумаги ими. Петра Великого". Т. 9. Вып. 1, стр, 248.

29 Это мнение высказал впервые С. Ф. Платонов; его же придерживался и И. Г. Спасский (см. "Иностранные и русские ордена до 1917 года". Л. 1963, стр. 110).

стр. 214


подробно описал он царский двор. Юля очень поразили царские шуты и их поведение: "Было при нем [Петре I] несколько бояр и князей, которых он держал в качестве шутов. Они орали, кричали, дудели, свистели, пели и курили в той самой комнате, где находился царь. А он беседовал то со мной, то с кем- либо другим, оставляя без внимания их орание и крики"30 . На следующий день посланник снова был приглашен к царскому столу, и внимание его опять привлекли диковинные шуты: "В числе прочих шутов был один, по имени князь Шаховской, звали его кавалером ордена Иуды, потому что он носил иногда на груди изображение Иуды, на большой серебряной цепи, надевавшейся кругом шеи и весившей 14 фунтов"31 . По описанию Юля, Иуда на медали был изображен висящим на осине. На недоуменный вопрос датского посланника о необычном ордене и его кавалере царь рассказал ему, что Шаховской. - один из умнейших людей в России, но обуян "мятежным, духом": когда однажды в присутствии царя зашел разговор о предательстве Иуды, то Шаховской заявил, что Иуда взял слишком скромную плату - 30 сребреников, а мог. бы оценить свое предательство значительно дороже. Петр рассудил по этим словам, что Шаховской тоже способен продать Христа и в наказание за такое вольнодумство повелел сделать его кавалером ордена Иуды. По-видимому, на груди Шаховского датский дипломат и увидел "большую серебряную монету", предназначавшуюся для Мазепы. Описание внешнего вида медали, приводимое ним в дневнике, совпадает с тем, что должен был изготовить Щукин по заказу Меншикова (разница только в весе).

Многие члены старинного княжеского рода Шаховских занимали в разные эпохи высокие государственные посты. Однако, князь Ю. Ф. Шаховской, имея чин стальника и находясь в свите Петра I, выполнял лишь мелкие поручения, связанные главным образом с увеселениями. Он был постоянным членом "всепьянейшего собара" под именем "архидиакона Гедеона"32 , в окружении царя никакой роли не играл, увеселяя компанию смешными выходками. Выполняя роль шута, Шаховской являлся фигурой не только малопочтенной, но и откровенно презренной. На царском пиршестве 1 июля 1710 г. в Выборге, по случаю него взятия русскими войсками, среди разных увеселений "князь Шаховской, тот, что носит орден Иуды, добровольна принимал пощечины за червонцы, кто больше даст"33 - записал в своем дневнике Юль. Когда осенью 1709 г. Меншикову доставили орден, тогда Мазепа был уже мертв. Отправлять его обратно на переплавку значило признать пустоту затеи и царский промах, - что было негоже. Среди свиты царя, сопровождавшей его в дипломатической поездке к польскому и прусскому дворам, находился и Шаховской. Беззастенчиво алчный, - он скорее всего просто выпросил ставший никчемным орден - тяжелое серебряное изделие, прибавив к своему родовому Княжескому титулу прозвище "кавалер ордена Иуды". Дальнейших упоминаний об "ордене Иуды" мы в литературе не встречали, и судьба его нам неизвестна.


30 "Записки Юста Юля Датского посланника при Петре Великом". М. 1900, стр. 91 - 92.

31 Там же, стр. 93.

32 Н. Устрялов. История царствования Петра Великого. Т. IV. Ч: II. СПБ. 1863, стр. 114.

33 "Записки Юста Юля...", стр. 220.

 

Опубликовано на Порталусе 25 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ОРДЕН ИУДЫ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама