Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Февраль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728 


ИСТОРИЯ РОССИИ новое | RSS


Главная ИСТОРИЯ РОССИИ Ц. П. АГАЯН. ВЕКОВАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Ц. П. АГАЯН. ВЕКОВАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Дата публикации: 01 января 2017
Автор: Г. Е. Трапезников, С. В. Хармандарян
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1483223556 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г. Е. Трапезников, С. В. Хармандарян, (c)

найти другие работы автора

Ч. 1. Ереван. 1970. 382 стр. Тираж 2000. Цена 1 руб. 54 коп.

Книга академика АН Армянской ССР Ц. П. Агаяна посвящена дружбе народов Закавказья, которая уходит своими корнями в далекое прошлое. Вековое взаимовлияние закавказских народов (армян, грузин, азербайджанцев, абхазцев, осетин и др.) отразилось в их быту, нравах и обычаях. Выражением дружбы народов Закавказья явилась их совместная борьба против многих иноземных захватчиков, собственных поработителей и особенно борьба за победу Советской власти. Дружба закавказских на-

стр. 152


родов прошла через суровые испытания. Иноземные захватчики, затем царизм и правящие эксплуататорские классы, буржуазно-националистические партии старались (и временами не без успеха) разъединить трудящихся Закавказья по национальному признаку, посеять между ними антагонизм, чтобы тем самым ослабить национально-освободительную и революционную борьбу трудового народа. Только Коммунистическая партия и Советская власть, осуществляя ленинскую национальную политику, создали все условия для развития и укрепления дружбы народов Закавказья.

Советские историки, особенно закавказские, освещают многие аспекты вековой дружбы народов Закавказья, но, как правило, рассматривают их в узких хронологических рамках. Ц. П. Агаян впервые в советской историографии исследует эту проблему в целом, на широком историческом фоне, с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Автор использует многочисленные архивные и литературные источники, периодическую печать Закавказья, он опирается на работы советских исследователей по истории закавказских народов на армянском, азербайджанском, грузинском и русском языках. Ц. П. Агаян приводит многочисленные факты, свидетельствующие о вековой дружбе народов Закавказья, высказывания революционеров, прогрессивных общественных деятелей - Налбандяна, Джабадари, Николадзе, Абовьяна, Чавчавадзе, Ахундова, Церетели и других. Методологической основой книги служит марксистско-ленинская оценка присоединения Закавказья к России как явления прогрессивного.

Автор анализирует истоки дружбы народов Закавказья и совершенно правильно констатирует, что образ жизни древнейших племен Закавказья, освоивших регион к югу от главного Кавказского хребта и создавших один из самых древних в СССР очагов цивилизации, способствовал появлению многих общих черт в их быту и культуре. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок в Триалети, Кировакане, Кизилванке (остатки жилищ, возделывание культур злаков, разведение домашних животных и другие). Общность судеб, потребности совместной обороны и борьбы против иноземных завоевателей (мидян, греков, римлян, парфян, сасанидов, византийцев, арабов, сельджуков, монголов, турок, персов) еще больше объединяли закавказские народы. Все это послужило основой и их культурного сближения. Народные эпические сказания и глубокая лирика классиков средневековой литературы Закавказья и Востока - Руставели, Низами, Фрика, Хагани, Нарекаци и других - являлись, как правильно отмечает автор, "духовной победой" братских народов края.

В книге показаны совместные азербайджано-армянские народные выступления против деспотической власти иноземных и местных феодалов, в частности в XVII в., подробно рассматриваются различные аспекты армяно-грузинской исторической дружбы, насчитывающей три тысячелетия. Автор указывает, что в условиях постоянного жестокого разорения, которому подвергалась Армения, "еще издревле армяне находили на грузинской земле приют и благодатную почву для развития своей культуры. Покровительство Грузинского государства, которое в XII - XIII вв. достигло значительного развития как в области экономики, так и культуры, оказало благотворное влияние на расцвет культуры северных районов Армении" (стр. 41). Книга проникнута подлинными чувствами интернационализма и дружбы народов. Автор пишет: "Духовная близость наших народов была запечатлена в искусстве, литературе и в особенности в многочисленных архитектурных памятниках. Общие объединяющие мотивы у народов Закавказья очень сильны. Но, к сожалению, отдельные исследователи иногда затевают спор о принадлежности этих памятников тому или иному народу. Между тем значение этих шедевров материальной культуры тем и велико, что лучшие представители наших предков, вложив в них свой ум и талант, подчеркнули духовное родство наших народов, глубокие корни их дружбы. И те, которые умалчивают это общее, а подчеркивают главным образом то, что нас разделяет, поступают против исторических факторов, становятся на путь фальсификации исторического прошлого братских народов" (стр.41).

Ц. П. Агаян уделяет большое внимание проблеме закавказско-русских отношений, становлению дружбы закавказских народов с русским народом, сочувственному отношению прогрессивной части русского общества к освободительному движению народов Закавказья, складыванию русской ориентации у закавказских народов. Вековая борьба народов края против турецких и персидских завоевателей все больше убеждала их, что помощи надо искать у великого северного соседа - у России. Автор подчеркивает

стр. 153


"усиление тяги к России не только народов христианской веры, но и мусульман Закавказья" (стр. 45). В XVIII в. происходит укрепление экономических и политических связей Грузии, Армении и Азербайджана с Россией. Царизм, конечно, преследовал на Кавказе свои захватнические и колонизаторские цели. Однако в тех исторических условиях для народов Закавказья присоединение к России было спасением от невыносимо жестокой султанской и шахской деспотии, сопровождаемой свирепыми национальными и религиозными гонениями. Поэтому присоединение Грузии, Азербайджана, Армении к России имело прогрессивное значение. Оно объективно не только спасло народы Закавказья от физической гибели, но и ускорило их экономическое и культурное развитие.

В книге отмечено участие армян, грузин, азербайджанцев в освобождении своей родины во время русско-турецких и русско-персидских войн, описываются также деяния сынов Закавказья, видных военачальников русской армии в период Отечественной войны 1812 года.

Исторический путь, пройденный народами Закавказья, показал, что только объединение Закавказья в одно экономическое целое и тесная связь с Россией создали условия для его успешного развития. Несмотря на гнет царизма, Закавказье в относительно короткий срок достигло более высокой степени развития, чем Турция и Иран, которые ранее властвовали над этим регионом и экономически преобладали над ним. Конечно, Закавказье все еще было отсталым краем в сравнении с Центральной Россией и другими странами Европы, но своему дальнейшему прогрессу оно было обязано политическому и экономическому объединению с Россией. Однако историческая прогрессивность присоединения Закавказья к России определяется не только отмеченными выше обстоятельствами, но главным образом тем, что народы Закавказья приобщились к революционному движению великого русского народа, в ходе которого закрепилась их дружба с другими народами обширной Российской империи, и с победой Великой Октябрьской социалистической революции они добились полного социального и национального освобождения.

В условиях развития капитализма в Закавказье усилился национализм - идеология и политика нарождающейся буржуазии, - который под прикрытием "общенациональных интересов" отстаивал интересы эксплуататорских классов своей нации. В конце XIX - начале XX в. зарождаются и буржуазно-националистические партии Закавказья. Национализм оправдывал угнетение национальных меньшинств, пренебрежительное отношение к другим нациям, разжигал национальную вражду, затемняющую классовое сознание трудящихся. В. И. Ленин в 1913 г. писал, что "буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга" 1 . В то же время в связи с развитием капитализма и образованием пролетарских центров создаются благоприятные условия для распространения марксизма в Закавказье; на рубеже XX в. в Закавказье зарождаются местные большевистские организации, которые постепенно крепнут и усиливают свое влияние среди многонациональных трудящихся масс. Значительную роль в этом сыграла постановка большевиками национального вопроса. Партия Ленина явилась знаменосцем интернационального сплочения трудящихся Закавказья. В книге обстоятельно освещена борьба трудящихся Закавказья за социальное и национальное освобождение во второй половине XIX в. и до 1917 г., дальнейшее развитие связей народов края под влиянием передовой русской культуры, зарождение местной большевистской печати на армянском, грузинском, азербайджанском и русском языках. Большое внимание автор уделяет непримиримой борьбе партии большевиков с национализмом и его носителями - буржуазно-националистическими партиями Закавказья.

В борьбе за свержение царизма и победу социалистической революции закавказские большевистские организации показывали образцы пролетарского решения национального вопроса - единственно правильного его решения, ведения на национальных языках ленинской пропаганды единства рабочих всех национальностей 2 . Автор подробно останавливается на руководящей и направляющей роли В. И. Ленина в создании и укреплении закавказских большевистских организаций, на его непосредственных контактах с деятелями партии в Закавказье.

В книге имеются и некоторые неточности. Так, автор ссылается на старое издание "Очерков истории СССР" (1956, стр. 191) для обоснования мысли, что на территории СССР классового общества первыми (во II тыс. до н. э.) достигли племена Закавказья. Между тем, по новым данным, классовые


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 123.

2 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 124; т. 25, стр. 386; т. 48, стр. 162.

стр. 154


общества на территории СССР возникли на юге Средней Азии в III тыс. до н. э. Неубедительно звучат строки, касающиеся отделения армянской и грузинской церквей; автор солидаризируется с мнением, что "поражение Армении и ослабление Грузии были результатом тех бессмысленных, неприятных разногласий, которые посеяло духовенство обеих национальностей во время разделения религии" (стр. 18). Говоря о боевом содружестве русских и армянских воинов, автор приводит пример (стр. 43) исторической Грюнвальдской битвы, где в составе объединенной славянской армии принимал участие и армянский полк. Следовало бы отметить, что этот армянский полк был составлен из армян Западной Украины и Польши. При освещении событий революционного движения в Закавказье после революции 1905 - 1907 гг. - в годы реакции и нового революционного подъема - автор ограничивается приведением фактов, относящихся только к Закавказью, не связывая их с общим положением в России.

Книга заканчивается рассмотрением событий кануна Великого Октября. На наш взгляд, было бы целесообразнее закончить ее установлением Советской власти в Закавказье, то есть показать борьбу многонациональных трудящихся масс Закавказья против буржуазно- националистических правительств меньшевиков, дашнаков, мусаватистов и иностранных интервентов в 1918 - 1921 годах. Это явилось бы более органическим завершением исследования.

В целом книга направлена против националистической идеологии. Ц. П. Агаян берет за основу и подчеркивает главным образом то общее, что объединяло и объединяет народы Закавказья в ходе их исторического развития.

Опубликовано 01 января 2017 года


Система Orphus


Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Г. Е. Трапезников, С. В. Хармандарян, Ц. П. АГАЯН. ВЕКОВАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 января 2017. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/rushistory/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483223556&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 22.02.2017.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Г. Е. Трапезников, С. В. Хармандарян, Ц. П. АГАЯН. ВЕКОВАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 01 января 2017. URL: http://portalus.ru/modules/rushistory/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483223556&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 22.02.2017).

наверх

Автору публикации:


Распечатать публикацию (версия для печати)

© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Ваше мнение о публикации?

World Library

Проект для детей старше 12 лет!

Научная цифровая библиотека Порталус: опубликовать статью, опубликовать исследование, опубликовать книгу

 

 
РЕКЛАМА: узнать расценки на рекламу
ТЕХПОДДЕРЖКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: eewc@yandex.ru
АВТОРАМ, ДЕЯТЕЛЯМ НАУКИ: регистрация, статистика публикаций
Copyright @ 2004-2017, Научная цифровая библиотека "Порталус". Все права защищены.