аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

»—“ќ–»я –ќ——»» есть новые публикации за сегодн€ \\ 22.08.17

 ќ√ƒј »  ј  — Ћјƒџ¬јЋ»—№ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ќ ѕјћя“Ќ» ј’ –”—— ќ… »—“ќ–»»

ƒата публикации: 15 июл€ 2017
јвтор: ј. ј. ‘ќ–ћќ«ќ¬
ѕубликатор: Ўамолдин јлексей јркадьевич
–убрика: »—“ќ–»я –ќ——»»
Ќомер публикации: є1500112012 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ј. ј. ‘ќ–ћќ«ќ¬, (c)

найти другие работы автора

—ейчас едва ли не каждый знает, что в наших населенных пунктах и в их окрестност€х сохранилось немало пам€тников русской истории. Ќа стенах древних зданий мы видим таблички с указанием, что это пам€тники архитектуры, охран€ющиес€ государством. ¬ краеведческих музе€х можно осмотреть оружие, украшени€, сосуды, найденные при раскопках древних городов, курганов и городищ. »зображени€ предметов старины помещены в учебниках. Ќо так было не всегда. ≈ще 1,5 - 2 столети€ назад вопрос о пам€тниках русской истории сто€л иначе. ћногие вообще сомневались в том, что такие пам€тники существуют. ƒругие, предполага€, что они есть, не могли сказать, где же именно они наход€тс€. ќстатки старины не были ни вы€влены, ни учтены, ни описаны; раскопки еще не развернулись; реставраци€ древних зданий не проводилась; музеев не существовало.

¬ древнерусских летопис€х не раз говоритс€ о курганах, насыпанных над могилами кн€зей1 . ¬ письменных источниках встречаютс€ упоминани€ о городищах, наскальных рисунках, каменных изва€ни€х, следах древних горных разработок. ќднако врем€ создани€, научна€ ценность этих древностей и их св€зь с событи€ми русской истории оставались дл€ авторов не€сными. “олько с XVIII в. экспедиции јкадемии наук зан€лись целеустремленным изучением –оссии. ѕри этом большое внимание удел€лось пам€тникам старины. Ќачались раскопки. ¬ книгах по€вились рисунки древностей - первые археологические публикации. Ќо все экспедиции работали на окраинах –оссии - в —ибири, на  авказе и т. д. ÷ентральные же районы страны, где должны были сохранитьс€ пам€тники, непо-


1 —м ћ.  .  аргер. ƒревний  иев. “. 1. ћ. -Ћ. 1958, стр. 12 - 14.

стр. 203


средственно св€занные с прошлым русского народа, специально не изучались и не описывались2 . ѕоказательно, что, когда в 1740 г. ¬. Ќ. “атищев решил подобрать иллюстрации к своей "»стории –оссийской", он смог назвать лишь "некоторых древних строений чертежи: города Ѕолгар, —арай и на ƒону разоренные, где еще многие руины, пам€ти достойные наход€тс€", столп в Ѕил€рске, церкви во ¬ладимире и ёрьеве3 . Ѕольшинство этих пам€тников пр€мого отношени€ к русской истории не имеет.

ѕрошло три четверти столети€. ¬ 1817 г. акад. ‘. ѕ. јделунг выступил с "предложением об учреждении русского национального музе€". —осто€ть он должен был из "статуй татарских и монгольских, порубежных камней, надписей, печатей, утварей и пр.". ¬ дальнейшем изложении упоминались греческие и римские скульптуры4 . » здесь, следовательно, речь шла главным образом об остатках старины, найденных в пределах –оссии, но не о русских пам€тниках в узком смысле слова. Ќачинани€ “атищева и јделунга свидетельствуют о возникшей в XVIII - начале XIX в. потребности вы€вить пам€тники национальной истории. ¬ 1783 - 1784 гг. был осуществлен выпуск "исторической серии медалей". Ќа них изображены крепости »зборска и Ћадоги, курганы —инеуса, “рувора, ќлега, »гор€ и ярополка5 . Ёта работа не сопровождалась какими-либо изыскани€ми дл€ проверки летописных известий либо местных легенд о том, что такой-то курган действительно насыпан над прахом такого-то кн€з€. Ќо, хот€ изображени€ на медал€х и представл€ют собой плод фантазии художника, впервые русские исторические пам€тники были сочтены заслуживающими увековечени€.

Ќаиболее серьезным и широким был план описани€ отечественных древностей, выдвинутый в 1775 г. Ќ. ». Ќовиковым. ¬след за "–усской исторической вивлиофикой" он хотел выпустить "—окровище российских древностей" в восьми част€х по 15 печатных листов кажда€, содержащих описание "соборов, церквей, монастырей, что в них достопримечательного", а также древних гербов, монет и т. д.6 . «амысел осуществлен не был. »сторические издани€ Ќовикова не находили подписчиков.  роме того, помешал Ќовикову запрет со стороны церкви7 .

„то примечательного в замысле Ќовикова? ќн €вно обусловлен общими установками просветител€, боровшегос€ с галломанией и выступавшего с патриотической проповедью. ¬ 1784 г. Ќовиков писал: "Ќадо прежде узнать свое отечество. –осси€нин должен вникнуть в древний вкус многих старинных кремлевских строений, прежде нежели рассматривать станет луврскую колоннаду... Ќе должно спрашивать у иностранцев об их достопам€тност€х, если не можем рассказать им о своей земле"8 . «а год до того, как был выдвинут проект "—окровища российских древностей", в сатирическом журнале " ошелек" Ќовиков поместил "ѕисьмо к издателю" собственного сочинени€. јвтору письма претит интерес к русской старине: "—кажите мне, были ли в –оссии науки и художества, чем все просвещенные народы слав€тс€?.. ¬о всех част€х наук, художеств и просвещени€ были ли великие люди? Ќикак". ќбщее представление о русской истории этот корреспондент " ошелька" получил из французских книг (узнав оттуда, в частности, что татарское иго сверг »ван √розный!), хот€ и слышал, что есть какой-то "—инопсис", который читают купцы да уездные двор€не9 . — такими-то людьми, как воображаемый сочинитель письма, - двор€нами, бывавшими за границей, читавшими французские книги, но не знавшими ни своей страны, ни ее истории, и спорил Ќовиков, стрем€сь противопоставить им обсто€тельный рассказ о прошлом –оссии и ее культурном наследии.

¬ отличие от татищевского списка пам€тников центр т€жести у Ќовикова перенесен с археологических объектов на древности, сосредоточенные в церквах и монастыр€х.  ак известно, именно там, в уцелевших от пожаров старинных каменных постройках, сохран€лись фрески, иконы, произведени€


2 ѕодробнее см. ј. ј. ‘ормозов. ќчерки по истории русской археологии. ћ. 1961, стр. 31 - 39.

3 —. Ћ. ѕештич. –усска€ историографи€ XVIII века. „. 1. Ћ. 1961, стр. 230.

4 ‘. ѕ. јделунг. ѕредложение об учреждении русского национального музе€. "—ын ќтечества", 1817, ч. 37, N XIV, стр. 63.

5 ¬. ѕ. —мирнов. ќписание русских медалей. —ѕЅ. 1908, стр. 27 - 58.

6 ѕисьма ј. ѕ. —умарокова, ћ. ћ. ўербатова, Ќ. ». Ќовикова к √. ¬.  озицкому. "Ћетописи русской литературы и древности, издаваемые Ќиколаем “ихонравовым". “. 4. 1862. "—месь", стр. 46.

7 "ƒневник ». ћ. —негирева". „. 1. ћ. 1904, стр. 299.

8 "ќбщие примечани€ о путешестви€х" ("ѕоко€щийс€ трудолюбец, периодическое издание, служащее продолжением "¬ечерней «ари". „. II. 1784, стр. 128).

9 "—атирические журналы Ќ. ». Ќовикова". ћ.-Ћ. 1951, стр. 491 - 493.

стр. 204


прикладного искусства и рукописи. Ёто привлекало к монастыр€м внимание пытливых людей, интересовавшихс€ историей. ≈ще в 1722 г., когда —инод распор€дилс€ сн€ть с икон привески и монеты и употребить эти не прин€тые в православном культе украшени€ на изготовление церковной утвари, ѕетр I повелел послать в те районы, "которые не были в московское раззорение за пол€ки, знающих людей, дабы то пересмотрели, что гораздо старое и куриозное"10 .

ѕроект Ќовикова по обследованию монастырей и описанию хран€щихс€ там пам€тников старины предвосхищал археографическую экспедицию јЌ во главе с ѕ. ћ. —троевым, проведенную в 1829 - 1832 гг., и предшествовавшие ей поездки ѕ. ћ. —троева и  . ‘.  алайдовича 1817 - 1818 гг., но с тем отличием, что основное внимание обращалось не на письменные, а на вещественные пам€тники. »звестно, что с Ќ. ». Ќовиковым и его кругом был св€зан ¬. ». Ѕаженов, которому принадлежит одна из самых ранних характеристик старомосковской архитектуры11 . ¬ 1773 г., то есть примерно тогда же, когда возник проект Ќовикова, в "—лове, говоренном перед народом... на день заложени€ императорского  ремлевского дворца". Ѕаженов назвал выдающимис€ произведени€ми зодчества такие здани€, как ћеншикова башн€, колокольн€ Ќоводевичьего монастыр€, церкви ”спени€ на ѕокровке, Ќикола Ѕольшой крест, »вана ¬оина,  адашевска€ и др. Ёта речь была напечатана как раз Ќовиковым. ≈сть сведени€, что Ѕаженов хотел издать альбом, посв€щенный пам€тникам русской архитектуры, но осуществить этот замысел не удалось 12 . “от факт, что проекты Ќовикова и Ѕаженова воплотились в жизнь лишь в XIX в., не случаен. ќба замечательных де€тел€ XVIII столети€ опередили свою эпоху. Ќужно было, чтобы предварительно подн€лось на новый уровень все русское общество.

 ак на человека, проводившего в жизнь в первой трети XIX в. новиковский замысел изучени€ древностей, сосредоточенных в монастыр€х, можно указать на другого участника кружка Ќовикова, члена –оссийской академии ≈вгени€ (≈фима јлексеевича) Ѕолховитинова. Ќачинавший свою де€тельность с перевода "ќписани€ жизни древних философов", Ѕолховитинов стал впоследствии видным церковным де€телем, остава€сь в жизни человеком с сугубо светскими интересами, литературными и историческими13 . Ќа прот€жении почти полувека он сменил несколько церковных кафедр (1804 - 1808 гг. в Ќовгороде, 1808 - 1813 гг. в ¬ологде, 1813 - 1816 гг. в  алуге, 1816 - 1822 гг. в ѕскове, 1822 - 1837 гг. в  иеве), всюду кропотливо собирал сведени€ о древност€х и публиковал статьи и книги о них14 . ¬ его работах нет глубоких идей, обобщений и исторической критики, это добросовестные описани€ пам€тников и каталоги древностей, хранившихс€ в церквах и монастыр€х. —оставление подобных обзоров было тогда первоочередной задачей, поскольку прежде всего надо было показать читател€м, что пам€тники русской истории существуют, а затем уже объ€сн€ть, где и как их искать. ¬ период пребывани€ в  иеве Ѕолховитинов способствовал организации раскопок города, широко развернувшихс€ в 1820-е - 1830-е годы. ¬ 1824 г. были открыты остатки ƒес€тинной церкви, в 1832 - 1834 гг. - руины «олотых ворот15 . “о был первый опыт раскопок средневекового города в –оссии (позднее начались раскопки ’ерсонеса и —ара€). –уководил раскопками  . ј. Ћохвицкий, "чиновник 5-го класса" без какой-либо специальной подготовки, но в прошлом член новиковского кружка16 . –аскопки дали ценные результаты. –уины «олотых ворот с тех пор охран€ютс€ в  иеве как одна из главных достопримечательностей города. ћногочисленные вещевые находки в 1837 г. были собраны в ћузее древностей при  иевском университете 17 . –анее в –оссии имелось лишь несколько археологических музеев. ќни были посв€щены античным пам€тникам —еверного ѕричерноморь€. –усские


10 "ѕолное собрание законов –оссийской империи" (1 собр.). “. VI, N 3975.

11 Ќ. ј. янчук. «наменитый зодчий ¬асилий »ванович Ѕаженов и его отношение к масонству. "∆урнал министерства народного просвещени€" (∆ћЌѕ), 1916, декабрь.

12 ј. ». ћихайлов. Ѕаженов. ћ. 1951, стр. 324, 334.

13 —м. ≈. ‘. Ўмурло. ћитрополит ≈вгений как ученый. —ѕЅ. 1888.

14 ≈вгений. »сторические разговоры о древност€х ¬еликого Ќовгорода. ћ. 1808; его же. ќписание »оанно-ѕредтеченского монастыр€. ƒерпт. 1821; его же. ќписание  иево-—офийского собора.  иев. 1822; его же. ќписание  иево- ѕечерской лавры.  иев. 1826; его же. »стори€ кн€жества ѕсковского.  иев. 1831.

15 —м. ∆ћЌѕ, 1836, но€брь, стр. 261- 279.

16 ‘. “ерновский. ћатериалы дл€ истории мистицизма в –оссии (записки  . ј. Ћохвицкого). "“руды"  иевской духовной академии. “. 3. 1863, N 10, стр. 172.

17 —м. ∆ћЌѕ, 1838, апрель, стр. 77 - 89.

стр. 205


же древности выставл€лись впервые, причем ход раскопок в  иеве ежегодно освещалс€ в печати18 .

¬ 1809 - 1810 гг. поездку по –оссии дл€ ознакомлени€ с пам€тниками истории совершили почетный член јЌ  - ћ. Ѕороздин, художник ƒ. ». »ванов и археограф ј. ». ≈рмолаев. Ёкспедици€ посетила Ћадогу, “ихвин, ”стюжну, „ереповец, Ѕелозерск, ¬ологду,  иев, „ернигов, Ћюбеч, ќстер, Ќежин, ≈лец,  урск, Ѕоровск, “улу. Ѕыло сделано много зарисовок древних зданий и предметов старины. Ѕороздин не раз сталкивалс€ с полным непониманием задач экспедиции: "≈го где принимали за шпиона, где за чудака,., а где и за статского советника"19 . ¬  ирилло-Ѕелозерском монастыре Ѕороздин увидел груды рукописей, сваленные в башне и обреченные на сожжение. »з этой груды он вынул "—инодик »вана √розного". ¬ другом монастыре он обратил внимание на старинные надгроби€, сн€тые с могил и выложенные в виде дорожки к собору. Ѕороздин просил насто€тел€ перенести надгроби€ на первоначальные места, обеща€ богатый вклад от потомков погребенных. Ќа обратном пути он не поленилс€ заехать в обитель: надгроби€ лежали там же, но надписи на них были старательно выскоблены20 .

ƒл€ характеристики эпохи показательна судьба "«аписки о достопам€тност€х ћосковских" Ќ. ћ.  арамзина. —оставленна€ в 1817 г. дл€ императрицы, она не предназначалась дл€ широкого распространени€. Ќо интерес к древним здани€м ћосквы, только что оправившейс€ от наполеоновского нашестви€, был столь велик, что сочинение распростран€лось в списках. ќдин из них без ведома автора был доставлен ¬. Ќ.  аразиным в харьковский журнал, где и был напечатан21 .  арамзин, тоже начинавший свою де€тельность в кружке Ќовикова, сыграл большую роль в росте интереса широкой публики к национальному прошлому. ≈го "»стори€ государства –оссийского"

пользовалась колоссальным успехом. ≈сли у Ќовикова исторические издани€ имели дес€тки подписчиков, то у  арамзина подписчиков были тыс€чи, притом не только в двор€нской, но и в купеческой и даже кресть€нской среде. —ам  арамзин вещественные пам€тники русского прошлого знал плохо, и в его "»стории" они упоминаютс€ редко22 . ¬ "«аписке о достопам€тност€х ћосковских" имелось немало ошибок, тогда же отмеченных ћ. “.  аченовским 23 . Ќо по дороге, проложенной  арамзиным, двинулись другие ученые, любители старины и попул€ризаторы.

”ченый следующего поколени€ Ќ. ». Ќадеждин в рецензии на книгу ». ѕ. —ахарова "ƒостопам€тности ¬енева монастыр€" уже четко формулировал, что "дл€ истории иногда целые свитки маловажнее одного простого кургана, говор€щего часто звучнее и пон€тнее иной летописи"24 . ѕопул€рный историко-археологический журнал ѕ. ѕ. —виньина "ќтечественные записки", выходивший в 1818 - 1830 гг., поместил очерки о пам€тниках  иева, Ќовгорода, ѕскова, ¬ладимира, —моленска, »зборска, „ернигова, ¬ышгорода, Ќижнего Ќовгорода. –ассказывалось здесь и об археологических находках: о раскопках  . ј. Ћохвицкого в  иеве, о кладах, обнаруженных в —тарой –€зани в 1822 г., у ћихайловского монастыр€ в  иеве и т. д. ∆урнал пользовалс€ успехом у читателей. Ќа те же годы падает упом€нутое выше предложение ‘. ѕ. јделунга о создании национального музе€. ¬ 1830 г. по инициативе президента јкадемии художеств и почетного члена јЌ ј. Ќ. ќленина началась подготовка монументального издани€ "ƒревности –оссийского государства", дл€ которого в течение р€да лет художник ‘. √. —олнцев рисовал в ћоскве,  иеве, Ќовгороде древнюю утварь, оружие и одежду. ”видело свет это издание в 1846 - 1853 годах.

»так, в первой половине XIX в. начинани€ Ќовикова провод€тс€ в жизнь. Ќо идеи иного рода были еще живы в полной мере. "я за все русские древности не дам гроша. “о ли дело √реци€? “о ли дело »тали€?" - писал  . Ќ. Ѕатюшков в 1810 г. в св€зи с


18 ћ.  .  аргер. ”каз. соч., стр. 34- 44.

19  . Ќ. Ѕатюшков. —оч., т. III. —ѕЅ. 1886, стр. 38.

20 ƒ. ¬. ѕоленов. ќписание бороздинского собрани€ рисунков к его археологическому путешествию по –оссии с гг. ≈рмолаевым и »вановым в 1809 - 1810 гг. "“руды" I јрхеологического съезда. “. 1. 1871, стр. 72 - 73.

21 "”краинский вестник" (’арьков), 1818, ч. X, май, стр. 121 -143; июнь, стр. 245- 253.

22 Ќ. ћ.  арамзин. »стори€ государства –оссийского. “. 1. —ѕЅ. 1818, стр. 67, 68, 214; "ѕримечани€", стр. 47, 119, 174, 175 (все это - упоминани€ об античных или сибирских древност€х).

23 "  господину издателю "”краинского вестника" ("¬естник ≈вропы", 1818, ч. —, N 13, стр. 39 - 51).

24 "“елескоп", 1831, N », стр. 383.

стр. 206


работами  . ћ. Ѕороздина25 . "ќкиньте взгл€дом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство - вы не найдете ни одного привлекательного воспоминани€, ни одного пам€тника, который говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его перед вами живо и картинно", - восклицал ѕ. я. „аадаев в "‘илософических письмах"26 . "Ќикакое почитание, никака€ реликви€ не в состо€нии остановить нас. „то же касаетс€ наших пам€тников, то их придумали, основыва€сь на убеждении, что в пор€дочном государстве должны быть свои пам€тники"27 , - читаем у ј. ». √ерцена.

ќднако эти взгл€ды с течением времени мен€лись. ¬ ту пору, когда юный ¬. √. Ѕелинский сотрудничал в "“елескопе" Ќ. ». Ќадеждина, где были напечатаны "‘илософические письма" „аадаева и сам издатель не раз выражал близкое к ним мнение, начинающий критик был с ними солидарен. ¬ 1834 г. он написал, например, рецензию на книгу ¬. ¬. ѕассека, который утверждал: "”ничтожьте у нас все письменное, что останетс€ тогда от жизни предков? Ќет. ќдни немые наши пам€тники не передадут, не объ€сн€т нам событий минувших! ќни слишком бедны и новы: древн€€ –осси€ не завестила нам почти ничего зодчественного"28 . ¬есьма холодно отозвавшись о книге, Ѕелинский в этом вопросе согласилс€ с автором: "” нас до ѕетра ¬еликого ничего не могло развиватьс€, как у народа, который сам не развивалс€, который мирно проз€бал за своими столами дубовыми и скатерт€ми бранными, на своих постел€х пуховых"29 . Ќо прошло всего 4 года, и Ѕелинский уже удивл€лс€ тем, кто не замечал русских исторических пам€тников: "Ќе говорите, что у нас нет пам€тников, что знаменитейшие событи€ нашей истории записаны только на сухих страницах летописей, но не переданы пам€ти потомков в произведени€х искусства. —корее можно сказать, что мы не там ищем этих пам€тников, где бы следовало искать; они рассе€ны всюду, особенно в старинных городах наших, но не вс€кий хочет заметить их"30 .

“ак, буквально на глазах мен€лось отношение к проблеме русских исторических пам€тников в середине XIX века.  ому же об€зано общество этими переменами? —уществует мнение, что рост интереса к пам€тникам истории был вызван "охранительной политикой" Ќикола€ I. —. ј. ∆ебелев писал об этом даже в советское врем€31 . ƒействительно, издание "ƒревностей –оссийского государства" рассматривалось царем как важное правительственное меропри€тие (отсюда и слова √ерцена - о выдуманных пам€тниках). Ќо есть и другие факты. Ћ. ¬. ƒубельт доносил царю в 1845 г.: "—лав€нофилы наши, подража€ ученым «ападной ≈вропы, забот€тс€ о сохранности пам€тников древности... Ќе кроетс€ ли под их патриотическими возгласами целей, противных нашему правительству?"32 . ÷арь и его окружение лишь демонстрировали свою любовь к национальным реликви€м, но отнюдь не одобр€ли интереса к ним со стороны общества. Ќо тогда, может быть, действительно интерес к русским пам€тникам был пробужден слав€нофилами? » это не так. ¬ сочинени€х слав€нофила ». ¬.  иреевского есть высказывани€, почти тождественные со словами западника „аадаева: культура на –уси была так мало развита, что и пам€тников искусства у нас нет33 . ’арактерен образ слав€нофила »вана ¬асильевича в повести ¬. ј. —оллогуба "“арантас". –ассказыва€ о поисках своего жизненного пути, этот герой говорит: "’ватилс€ € сперва за древности - древностей нет"34 .

¬озросший интерес к пам€тникам русской истории св€зан с более широкими сло€ми общества, нежели кружок слав€нофилов, с общественным подъемом после ќтечественной войны 1812 г., с движением декабристов. ѕоказательны слова декабриста Ќ. ј. Ѕестужева из его письма к брату в 1836 г.: "∆аль, что ты не сказал нам ничего о своих впечатлени€х от Ќовегорода. Ёто замечательна€ столица древней северной –уси, и развалины ее не меньше пальмирских должны быть интересны дл€ каждого русского, который любит свою историю"35 . ¬ 1825 г. ј. —. √рибоедов с восторгом писал о посе-


25  . Ќ. Ѕатюшков. —оч. “. III, стр. 87.

26 "—очинени€ и письма ѕ. я. „аадаева". “. II. ћ. 1914, стр. 111.

27 ј. ». √ерцен. —обр. соч. “. XX, кн. 1. ћ. 1960, стр. 62.

28 "ѕутевые записки ¬адима". ћ. 1834 стр. 221.

29 ¬. √. Ѕелинский. ѕоли. собр. соч. “. I. ћ. -Ћ. 1953, стр. 152.

30 “ам же. “. III. 1953, стр. 134, 135.

31 —. ј. ∆ебелев. ¬ведение в археологию. „. I. ѕтгр. 1923, стр. 101 - 105.

32 ћ.  . Ћемке. Ќиколаевские жандармы и литература 1826 - 1855 гг. —ѕЅ. 1909, стр. 217.

33 ». ¬.  иреевский. ѕоли. собр. соч. “. 1. ћ. 1911, стр. 118, 215.

34 ¬. ј. —оллогуб. ѕовести и рассказы. ћ. -Ћ. 1962, стр. 199.

35 Ќ. ј Ѕестужев. —татьи и письма. ћ. -Ћ. 1933, стр. 253.

стр. 207


щении  иева, где он погрузилс€ в изучение пам€тников старины36 (в этот момент  . ј. Ћохвицкий уже вел раскопки в городе). ¬спомним также строки пушкинского "ѕутешестви€ ќнегина" (1830 г.):

ќн видит Ќовгород ¬еликий.

—мирились площади. —редь них

ћ€тежный колокол утих.

Ќе брод€т тени великанов...37

Ќе так-то просто было сразу отрешитьс€ от старых взгл€дов на культурное наследие –уси. ѕредсто€ла еще огромна€ работа, прежде всего ученых: историков, археологов, исследователей средневековой архитектуры и живописи, реставраторов, чтобы очистить пам€тники русского зодчества от позднейших перестроек, освободить фрески и иконы от записей, скрывших их изначальные черты, вернуть им первозданный вид. Ќо начало этой работе к середине XIX в. было уже положено, было признано, что у нас сохранилось много пам€тников русской истории, и делались их описани€, совершались первые поездки дл€ ознакомлени€ с этими пам€тниками.

≈сли нелегко было распознать произведени€ зодчества и свидетелей былых веков в перестроенных древних церквах и монастыр€х, то с археологией дело обсто€ло еще сложнее.  азалось бы, всем €сно, что городища, сохранившиес€ на береговых мысах рек, - это следы укрепленных поселков, а курганы - древние могилы. Ќо и это сперва надо было доказать. ѕервый, кто в 1820-е годы зан€лс€ сбором сведений о городищах, - «ориан ’одаковский (псевдоним јдама „арноцкого). ќн видел в них древние св€тилища38 . ќ курганах ёжной –оссии ё. ». ¬енелин писал в 1830 г., что это "мнимые могилы", скорее всего жилища кочевников-татар и угров39 . јкад. ѕ. ».  еппен разбирал мнение о том, что курганы - это сторожевые вышки и насыпи, с которых караулы следили за передвижени€ми татар и казаков40 . ’одаковский и  еппен проделали, каждый в своей области, примерно такую же работу, какую провел в изучении пам€тников архитектуры, искусства и быта ≈. Ѕолховитинов. “ак, ’одаковский составил каталог и карту городищ –оссии,  еппен опубликовал списки курганов.

Ќачало де€тельности ’одаковского относитс€ к 1810-м годам (в 1818 г. вышла его перва€ программна€ стать€ "ќ слав€нстве до христианства") и протекало в польской среде. Ќо наиболее плодотворными дл€ него были 1820 - 1821 гг., когда он приехал в ѕетербург и смог совершить археологическую экспедицию в Ќовгородскую округу. “ам он провел первые раскопки слав€нских курганов и городищ. “о, что пионером в исследовании слав€нских древностей оказалс€ польский ученый, не случайно. ¬ тот период цела€ пле€да де€телей польской культуры вдохновл€лась идеей, сформулированной в 1800-е годы »оахимом Ћелевелем, тогда еще студентом: "Ќаша родина лежит в могиле. ћы... должны трудитьс€ над тем, чтобы сбросить наваленный над нею холм и извлечь лежащий под ним пепел ‘еникса - нашего отечества"41 . »нтересы польской культуры были тогда в немалой мере обращены в прошлое, русской же - прежде всего в будущее. Ќо русска€ интеллигенци€ пристально следила за открыти€ми и иде€ми польских ученых. ¬се основные труды я. ѕотоцкого, ». –аковецкого, ¬. —уровецкого, ». Ћелевел€ вскоре после их выхода в свет переводились на русский €зык. —разу были изданы в –оссии и статьи ’одаковского42 . — другой стороны, существенно, что его мысль об исследовании городищ дл€ объ€снени€ древней русской истории нашла подготовленную почву. ¬ы€снилось, что независимо от ’одаковского городищами интересовались многие русские любители старины: издатель журналов ћ. Ќ. ћакаров, литератор ј. √. √лаголев, просвещенны.! магнат ¬. Ќ.  аразин, митрополит ≈вгений, никому не ведомый провинциальный двор€нин ј. Ѕо€ркин и другие. »х сообщени€ о городищах пополнили картотеку ’одаковского, и она должна рассматриватьс€ как коллективный труд многих авторов, в основном русских43 . Ќеобходимое уточнение в интерпретацию городищ внес русский историк член-корр. јЌ  . ‘.  алайдович. ѕо-


36 ј. —. √рибоедов. —оч. Ћ. 1945, стр. 483.

37 ј. —. ѕушкин. ѕолн. собр. соч. “. VI. ћ.-Ћ. 1937, стр. 476 - 477.

38 Z. Chodakowski. O Slowianszczznie przed chrzescianstwem oraz inne pisma i listy. Warszawa. 1966, str. 50.

39 Ќ. ѕ. Ѕарсуков. ∆изнь и труды ћ. ѕ. ѕогодина.  н. III. —ѕЅ. 1890, стр. 137.

40 ѕ. ».  еппен. ќ курганах. "»звести€" “аврической ученой архивной комиссии. —имферополь. 1908, N 42, стр. 6.

41 —.  еневич. Ћелевель. ћ. 1970, стр. 10, 11.

42 ¬. ј. ‘ранцев. ѕольское слав€новедение конца XVIII - первой четверти XIX столети€. ѕрага. 1906, стр. 56, 60, 202, 290.

43 ј. ј. ‘ормозов. ”каз. соч., стр. 62 - 64.

стр. 208


еле обследовани€ —тарой –€зани в 1822 г. он доказал, что городища - это остатки укрепленных поселков, а не руины древних св€тилищ44 .

—писок курганов –оссии был завершен ѕ. ».  еппеном в 1836 г., но начат, как и работа ’одаковского, в 1818 году. ¬первые он обратил внимание на курганы при поездках по –оссии по заданию канцлера Ќ. ѕ. –ум€нцева.  еппен не только составил список курганов, но и доказал, что это не следы жилищ и не сторожевые башни, а насыпи над могилами. Ётот вывод был обоснован данными о немногих раскопанных к тому времени русских курганах, материалами о курганах за рубежом и, наконец, сведени€ми древних и средневековых авторов о сооружении земл€ных надгробий45 . ѕомимо того,  еппен выпустил брошюру, где дал обзор разнообразных объектов - археологических, эпиграфических и т. д.46 . »нтересно, что и ’одаковский47 и  еппен48 прибегали при своей работе к консультаци€м с ≈. Ѕолховитиновым. ’одаковский специально заехал в ѕсков по дороге из ѕольши в ѕетербург и обсудил с Ѕолховитиновым замысел археологической экспедиции по –оссии. Ќалицо определенна€ преемственность в развитии складывавшейс€ науки о русских древност€х - от планов Ќовикова и участников его кружка до исследований ученых, вплотную зан€вшихс€ этими пам€тниками в 1810-е - 1820-е годы.

Ёти годы можно считать временем сложени€ слав€но-русской археологии и науки о культурном наследии –уси. “огда начались раскопки слав€нских курганов и городищ, по€вились исследовани€ о них в печати, были составлены каталоги пам€тников, начат их учет.


44  . ‘.  алайдович. ѕисьма к ј. ‘. ћалиновскому об археологических исследовани€х в –€занской губернии с рисунками найденных там в 1822 г. древностей. ћ. 1823.

45 "—писок известнейшим курганам в –оссии" ("—еверна€ пчела", 1837, NN 1 - 3). ѕосмертно изданы дополнени€: "ќ курганах". ѕредварительное разыскание ѕетра  еппена. "»звести€" “аврической ученой архивной комиссии, 1908, N 42; "—писок курганов, составленный акад. ѕ. ».  еппеном". “ам же.

46 ѕ. ».  еппен. —писок русским пам€тникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии. —ѕЅ. 1822.

47 "ѕисьма митрополита  иевского ≈вгени€ Ѕолховитинова к ¬. √. јнастасевичу" ("–усский архив", 1889, N 6, стр. 209); ¬. ј. ‘ранцев. ”каз. соч., стр. 351.

48 —м. "«аписки" ќдесского общества истории и древностей, 1872, т. VIII, стр. 404-411.

ќпубликовано 15 июл€ 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?