Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.09.18


"САМАРА, ВСЕМ УЕЗДСОВДЕПАМ..."

Дата публикации: 14 декабря 2017
Автор: А. Д. ФАДЕЕВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1513255812 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. Д. ФАДЕЕВ, (c)

найти другие работы автора

15 марта 1919 г. в Самарский губисполком поступила телеграмма: "Самара, всем уездсовдепам. В целях наискорейшего восстановления разрушенных участков железной дороги и мостов, а также в связи с приближением весенних ледоходов всем Совдепам предлагается оказывать самую энергичную помощь в организации высылки необходимого количества рабочих и подвод по требованию железнодорожной администрации, которые должны исполняться в экстренном порядке наравне с требованиями военного командования. Ответственность за недостаточное и несвоевременное доставление рабочих и подвод возлагается на волостные, уездные и губернские исполкомы. За отказ и неисполнение работ виновные будут предаваться суду военно-революционного трибунала. Председатель Совета Рабоче-Крестьянской Обороны Ленин. За Наркомпути Марков"1 .

Чем же были вызваны эти чрезвычайные меры? Воспоминания современников и архивные документы восстанавливают предысторию телеграммы... Нелегкая обстановка сложилась в Поволжье после изгнания оттуда белогвардейцев летом - осенью 1918 года. Отступая, они уничтожили огромные материальные ценности. Оборудование на фабриках и заводах было вывезено либо приведено в негодность, уничтожены нефтяные баки и склады в Сызрани и Самаре, в городах выведено из строя коммунальное хозяйство: водопровод, канализация, транспорт. "Ни один вор, - отмечал в своем сообщении в штаб 1-й армии комиссар Самаро-Златоустовской железной дороги С. А. Короткой, - не оберет так, как учредиловцы обобрали казенные помещения"2 . В особенно тяжелом положении оказался железнодорожный транспорт. Связь Средней Волги со страной прервалась, так как мосты у Симбирска и Сызрани, а также через реки Кинель, Самару и Белую были взорваны, а путевое хозяйство приведено в негодность. 138 уничтоженных и сгоревших мостов, многие версты разобранных путей, 40% поврежденных телеграфных и телефонных сетей - вот лишь краткий перечень разрушений на Самаро-Златоустовской железной дороге3 .

Отсутствовала и телеграфная связь с центром. Как сообщалось в докладе управления почтово-телеграфного округа, "от Сызрани до Самары на всех железнодорожных станциях были спилены и подорваны контрольные столбы,., взорван вместе с железнодорожным мостом телеграфный кабель через р. Волгу, соединяющий Центр с Сибирью и Туркестаном, взорваны вместе с железнодорожными мостами кабели и провода через р. Самарку в г. Самаре"4 . Беляки почти полностью уничтожили и без того скудный паровозный и вагонный парк. Вместо 600 паровозов на Самаро-Златоустовской железной дороге осталось только 67, да и те могли работать с большим трудом. Между тем от состояния этой магистрали зависела доставка на Восточный фронт, войска которого вели тяжелые бои с колчаковцами, снаряжения и продовольствия, а также снабжение центра хлебом. Восстановление транспорта в этих условиях становилось не только важнейшей военной и хозяйственной, но и политической задачей.

В. И. Ленин говорил на Объединенном заседании ВЦЙК 17 января 1919 г.: "Последний отчаянный кризис в Питере объясняется тем, что наши запасы стоят на Волго-Бугульминской железной дороге и их оттуда невозможно вывезти. Положение транспорта отчаянное"5 . А 29 декабря 1918 г. Ленин председательствовал на заседании Совета Обороны, где обсуждался вопрос об увеличении провозоспособности Волго-Бугульминской железной дороги.


1 "В. И. Ленин и Самара". Куйбышев. 1966, стр. 132.

2 "Самарская губерния в годы гражданской войны". Сборник документов. Куйбышев. 1958, стр. 139.

3 "50 лет в пути". Куйбышев. 1967, стр. 62.

4 Государственный архив Куйбышевской области, ф. 21, оп. 3, д. 1, лл. 16 - 17.

5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 426.

стр. 209


Ленин рекомендовал использовать все силы для оказания помощи транспорту, мобилизовать людей в порядке трудовой повинности на восстановление разрушенных железнодорожных путей, мостов, расчистку заносов.

Особенно тормозила движение задержка восстановления моста через Волгу у Сызрани6 . Вагоны с грузом приходилось перекатывать через Волгу по льду, по временно проложенной железнодорожной линии. 20 января 1919 г. перекатили, например, 170 вагонов, а всего с 11 по 20 января переправили таким образом 10 маршрутных поездов с хлебом7 , но этого было недостаточно, а работа чрезвычайно трудоемка. Несмотря на свою колоссальную загруженность, Ленин лично контролировал восстановление Сызранского и Симбирского мостов через Волгу, мостов через реки Кинель и Самарку. Когда в декабре 1918 г. Владимиру Ильичу доложили о задержке этих работ, он потребовал немедленно назначить специальную следственную комиссию для выяснения причины замедления и наказания виновных8 .

23 января 1919 г. Самарский губком РКП(б) обсудил положение на Самаро- Златоустовской железной дороге и принял ряд мер по усилению партийной работы среди железнодорожников и мостостроителей. Для восстановления работы транспорта были мобилизованы лучшие силы парторганизации. По предложению В. В. Куйбышева в помощь железнодорожникам направили большую группу коммунистов. В нее входили местные партийные руководители и рабочие - металлисты, строители, мостовики9 . Введение в строй разрушенных участков железной дороги осуществлялось непосредственно след за продвижением наступавших частей Красной Армии. Основные работы выполняли специально созданные ремонтные отряды. В первую очередь реконструировались мосты, железнодорожные пути, средства связи, водоснабжение.

По инициативе Ленина в помощь сызранцам из Москвы прибыл отряд квалифицированных рабочих и инженеров-мостостроителей. В. Д. Бонч- Бруевич так писал позднее о ходе работ по восстановлению моста через Волгу: "С каким огромным усилием, помню я, чинили, например, Сызранский мост через Волгу... Собрав в Москве отборных рабочих, мы перебросили их на место экстренными поездами. Все необходимое для ремонта было послано вслед за ними, и я, по своей должности управляющего делами Совнаркома, следил за проходом этих поездов через все узлы и докладывал о ходе дела Владимиру Ильичу два раза в день... Работы были очень трудные, но они подвигались с изумительной быстротой. Рабочие отлично понимали все громадное политическое значение восстановления этого моста, соединяющего Урал и Сибирь с центральными губерниями. Правительство выдало большие продовольственные пайки рабочим этого строительства. Клепать мост приходилось на очень большой высоте, на резком ветре, при морозе 18°"10 .

Правление Самарского профсоюза рабочих и служащих железнодорожного транспорта обратилось к железнодорожникам с воззванием, в котором призывало: "Все усилия на поднятие транспорта, на увеличение его работоспособности для фронта и тыла!"11 . Рабочие и крестьяне, привлеченные к ремонту мостов и железнодорожных путей, не считаясь со временем, самоотверженно трудились, чтобы ускорить восстановление разрушенного. Однако ввод в действие транспортных путей продвигался медленнее, чем того требовала обстановка. Не хватало людей, материалов. Положение на железной дороге оставалось крайне напряженным. Для концентрации всех усилий на доставке хлеба в Центр с 15 марта 1919 г. на Самаро-Златоустовской дороге был объявлен "товарный месяц", и все пассажирские перевозки отменялись.

Чтобы ускорить работы по восстановлению мостов и разрушенных участков железной дороги, Ленин 15 марта 1919 г. подписал телеграмму, которая была приведена выше. Через день после ее получения заместитель самарского предгубисполкома отвечал: "Предсовобороны т. Ленину. Губкомом на восстановление транспорта мобилизовано 14 ответственных советских работников. Требование железнодорожных властей исполняется безотлагательно. Срочное распоряжение исполкомам сделаю"12 .


6 В октябре 1918 г. два пролета моста отступавшие белогвардейцы взорвали.

7 "Коммуна", 27.III.1919.

8 "Самарцы - Ильичу". Сборник документов. Куйбышев. 1970, стр. 206.

9 Партийный архив Куйбышевского обкома КПСС (ПАКО), ф. 1, оп. 1, д. 36, л. 14.

10 "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". Т. 4. М. 1969, стр. 344 - 345.

11 "Очерки истории Куйбышевской организации КПСС". Куйбышев. 1960, стр. 290.

12 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 4, д. 602, л. 36.

стр. 210


Рабочие самарских главных железнодорожных мастерских писали в "Вестнике путей сообщения" в марте 1919 г.: "Мы, рабочие самарских главных мастерских, заслушав на общем собрании 21 марта доклад т. Дьяконова о необходимости напряжения всех сил на поднятие транспорта для спасения РСФСР и учитывая всю тяжесть работы наших передовых товарищей - рабочих Москвы и Петрограда, гибнущих от голода, даем торжественное обещание напрячь все силы на поднятие транспорта и обязуемся выполнить данное обещание на деле"13 . Самарский губком РКП(б) обсудил и наметил конкретные меры по быстрейшему восстановлению мостов и разрушенных участков железной дороги. Была введена обязательная трудовая и гужевая повинность в Самарском, Бугурусланском, Бугульминском, Бузулукском и Мелекесском уездах. Заказы железной дороги в срочном порядке выполняли все металлообрабатывающие предприятия Самары и Сызрани. Кроме предприятий губ-совнархоза, к работам привлекалось инженерно-строительное управление Южной группы войск Восточного фронта, был создан Губкомрем (губернская комиссия по ремонту и реконструкции железнодорожного транспорта). Агитаторы губкома партии усилили политическую работу среди населения, привлеченного к восстановлению разрушенных участков железной дороги: регулярно проводились политбеседы, было организовано распространение листовок и газет14 . Принятые меры дали результаты. Темпы работ нарастали с каждым днем, мост через Волгу у Сызрани был введен в действие на две недели раньше намеченного срока. 28 марта 1919 г. после испытаний состоялось открытие движения через Волгу по Сызранскому мосту. На торжестве по этому поводу присутствовал М. В. Фрунзе. 29 марта 1919 г. уполномоченный Наркомата госконтроля по Самарскому району телеграфировал Ленину: "Председателю Совета Обороны. Двадцать восьмого марта мост через Волгу открыт"15 . Были досрочно введены в строй также Самарский и Кинельский мосты16 , и в начале апреля возобновилось движение по всей Самаро-Златоустовской железной дороге. Ленинская директива была выполнена.


13 "50 лет в пути", стр. 110.

14 ПАКО, ф. 1, оп. 1, д. 36, л. 15.

15 "Самарцы - Ильичу", стр. 36.

16 1 апреля 1919 г. был восстановлен мост через р. Кинель, 4 апреля - через р. Самару.

 

Опубликовано 14 декабря 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...