Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.09.18


Рецензии. М. РУЗИЕВ. ВОЗРОЖДЕННЫЙ УЙГУРСКИЙ НАРОД

Дата публикации: 08 февраля 2018
Автор: Ф. И. САМАРИН
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1518104822 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ф. И. САМАРИН, (c)

найти другие работы автора

Алма-Ата. Изд-во "Казахстан". 1976. 213 стр. Тираж 10000. Цена 28 коп.

Книга известного уйгурского историка и публициста М. Р. Рузиева на основе вводимых в научный оборот документов, воспоминаний активных участников Октябрьской революции и социалистического строительства воссоздает историю уйгурского народа, его борьбы за национальное возрождение и социалистический путь развития. Особенно содержательны главы о советском периоде. Прошлое уйгуров освещается комплексно, охватывая все основные этапы и стороны жизни народа с древних времен и до наших дней1 . Автор и раньше обращался к истории своего народа2 .

Рассматривая историю уйгурского народа на ранних ступенях, автор показывает, что он был в древности весьма многочисленным. Он раньше других племен Центральной и Средней Азии изобрел свою письменность и составил букварь. Древне-уйгурский письменный язык оказал. большое влияние на развитие средневековых тюркских и монгольского языков.. Это влияние прослеживается и в наше время. В книге дана характеристика воззрений и творчества выдающихся уйгурских мыслителей и поэтов - родоначальника национальной литературы. Юсуфа Хас-Хаджибз Баласагунского, Хирхати, Залели, Новбати, Муссы-бен Айса Сайрами, Саид-Махмуда Каши.

Но в дальнейшем уйгурский народ на столетия был отброшен вспять. Регресс в его развитии, пишет автор, был связан прежде всего с непрерывными разорительными междоусобными и захватническими войнами, которые вели феодалы-ходжи. В конце 1759 г. Восточный Туркестан - исконную родину уйгуров - оккупировал цинский Китай. Цины дали ему новое название - Синьцзян, что в русском переводе означает "новая земля", "новая линия". Китайские правители стремились к тому, чтобы вытравить из памяти уйгурского народа даже воспоминания об их попранной родине. Вся система управления краем преследовала цель превратить уйгуров в безропотных данников. Выдающийся казахских ученый Ч. Валиханов, русский путешественник Г. М. Грумм-Гржимайло, татарский историк Н. Явушев, изучавшие положение дел в Восточном Туркестане, отмечали, что в результате хищнической эксплуатации его богатств и глумления над народом край превращен в один из наиболее отсталых районов Центральной Азии, а его население обречено на медленное, но неизбежное вымирание.

Восстания против цинского Китая следовали одно за другим. В 1765 г. поднялось население Уч-Турфана, городов Яксу и Яркенда; в 1816 г. - Ташмалыка, а в 1825 - 1827 гг. - Кашгарского округа. Мощное восстание уйгуров произошло в 1864 году. И хотя все эти выступления были жестоко подавлены, они предопределили крушение колониальной политики цинов и переход значительной части уйгуров на русскую территорию. В книге воссоздана картина массового бегства уйгуров из-под власти китайских поработителей на территорию Семиречья (1881 -1884 гг.). Ныне примерно 5 млн. их проживает в КНР и около 200 тыс. - в Советском Союзе, главным образом в Казахстане3 .

Важным этапом борьбы уйгурского народа за национальное и социальное освобождение явилось массовое участие семиреченских уйгуров в восстании казахского народа в 1916 году. Вместе с тем автор обоснованно подчеркивает, что жизнь его соплеменников на русской земле во многих отношениях была иной, чем в оккупированном Китаем крае. И прежде всего в том, что в лице русского народа они нашли искреннего и верного друга. Уйгуры Семиречья раньше покончили с путами феодальных отношений, приобщились к передовой культуре, революционной идеологии пролетари-


1 Исследования, опубликованные в более ранние годы, посвящены отдельным периодам, проблемам и событиям в истории уйгуров или же освещают их жизнь в отдельных регионах страны: Л. И. Думан. Аграрная политика цинского правительства в Синьцзяне в конце XVIII в. М. -Л. 1936; А. Н. Бернштам. Древняя и средневековая история уйгуров. Алма-Ата. 1951 (на уйгурском яз.); М. Н. Кабиров. Переселение илийских уйгуров в Семиречье. Алма-Ата. 1951; его же. Очерки истории уйгуров Советского Казахстана. Алма- Ата. 1975; его же. Социальные и культурные преобразования в жизни уйгуров Казахстана. Алма-Ата. 1975; М. К. Хамраев. Расцвет культуры уйгурского народа. Алма-Ата. 1967, и др.

2 См. первое издание рецензируемой книги: М. Рузиев. Возрожденный уйгурский народ. Алма-Ата. 1968 (на уйгурском яз.).

3 "Огни Алатау" (Алма-Ата), 22.VII.1976.

стр. 156


ата. "Переселение уйгуров на территорию России, - делает вывод автор, - по своим объективным последствиям имело прогрессивное значение" (стр. 85).

Подлинная история уйгурского народа началась с победы Великой Октябрьской социалистической революции. Лишь в условиях советского строя обрел он свободу и счастье. Уйгуры вместе с казахским и другими ранее отсталыми в социально-экономическом отношении народами совершили путь, равный столетиям. "Ленинская национальная политика нашей партии, - пишет автор, - способствовала политическому и культурному росту трудящихся уйгуров и сплочению их вокруг Коммунистической партии. Советская власть стала для них близкой и понятной, как подлинно народная власть" (стр. 209).

Хотя предреволюционное Семиречье являлось преимущественно аграрным, с преобладанием сельского населения, тем не менее и здесь главной движущей силой революции и социалистических преобразований выступал рабочий класс, руководимый большевиками. К середине 30-х годов в основном была завершена коллективизация дехканских хозяйств Семиречья. С победой колхозного строя, организацией МТС и совхозов стала быстро расти товарность сельского хозяйства. Особенно успешно развивалось колхозное производство Джаркентского, Уйгурского, Чиликского, Илийского, Каскеленского районов. Преображались села: в них строились школы, избы-читальни, клубы, больницы, детские сады и ясли. Осуществлялись радиофикация и электрификация. Было покончено с тяжелым наследием прошлого - неграмотностью. Выросли многочисленные национальные кадры. "Победа и развитие колхозного строя в уйгурском кишлаке, - делается вывод в книге о предвоенном периоде жизни уйгурского народа, - означали переход к социализму, минуя капитализм, и консолидацию советских уйгуров в социалистическую народность" (стр. 163).

Массовый героизм на фронте и в тылу проявили уйгуры в годы Великой Отечественной войны. Сотни их за мужество и героизм отмечены наградами Родины. Труженики тыла давали фронту хлеб и мясо, слали бойцам теплую одежду и обувь, собирали средства на строительство танков и самолетов. Во всех сельхозартелях засевались "оборонные гектары", урожай с которых полностью сдавался государству. Подвиг маленького народа - уйгуров - сливался с подвигом всего советского народа.

Впечатляющи приводимые в книге статистические данные, факты и примеры об успехах в хозяйственном и культурном строительстве в районах Талды- Курганской и Алма-Атинской областей, где в послевоенный период проживает значительная часть уйгурского населения. "Тысячи квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников социалистической промышленности, - подчеркивает автор, - подлинная гордость уйгурского народа, красноречивое свидетельство всестороннего развития и расцвета его физических "и духовных сил" (стр. 187). Уйгурский народ имеет свою литературу и профессиональное театральное искусство, талантливых писателей и актеров, живописцев, музыкантов, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Из среды рабочих и колхозников вышли талантливые ученые.

В книге приведены новые материалы о революционерах-уйгурах - героях Октябрьской революции и социалистического строительства в Казахстане и республиках Средней Азии, о которых в прежних изданиях содержались крайне скудные, а порой и ' непроверенные данные. В ранее опубликованных работах по истории уйгуров в советский период почти отсутствовали обобщающие данные о положении женщин-уйгурок. Автором обстоятельно изучена деятельность местных партийных и советских органов по вовлечению их в общественное производство, приобщению к общественно-политической деятельности. Сегодня женщины-уйгурки - активная сила на производстве, в колхозах и совхозах, Советах и самодеятельных организациях трудящихся. В книге названы имена многих уйгурок - передовиков производства, деятелей культуры, общественниц, составляющих гордость и славу возрожденного социализмом народа.

"Таким образом, потомки бывших переселенцев, обретшие новую Родину на землях Казахстана и Средней Азии, - резюмирует автор, - идут в ногу со всеми народами нашей страны по пути строительства новой жизни" (стр. 183). Жизнь советских уйгуров служит маяком для их зарубежных братьев, страдающих от жестокого национального угнетения.

Конкретно-исторический анализ общественных явлений, фактов и событий позволил автору создать подлинно научную и в

стр. 157


то же время публицистически заостренную работу, которая всем своим содержанием направлена против антикоммунистов, клевещущих на социалистический строй, грубо искажающих национальную политику КПСС. К сожалению, в книге отсутствуют какие-либо конкретные материалы о тяжелом положении уйгуров и трудящихся других национальностей (казахов, узбеков, туркмен, татар) в Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР. Между тем известно, что пекинское правительство осуществляет здесь великодержавную политику, во многом сходную с действиями реакционных классов периода Цинской империи. Эта политика направлена на ускорение ассимиляции, китаизации уйгуров, ликвидацию их как этнической общности.

 

Опубликовано 08 февраля 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...