Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 23.10.18


"ЧУМНОЙ БУНТ" 1654 г. В МОСКВЕ

Дата публикации: 14 февраля 2018
Автор: В. С. РУМЯНЦЕВА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1518621766 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. С. РУМЯНЦЕВА, (c)

найти другие работы автора

В августе 1654 г. в Москве произошли волнения посадских людей, известные под названием "чумной бунт"1 . Источником сведений о них служили до сих пор две отписки боярина кн. М. П. Пронского от 25 и 27 августа, посланные из столицы в Троице- Сергиев монастырь, где находилась царица Мария Ильинична с семейством2 . При этом не принимались во внимание записи Павла Алеппского, прибывшего в Москву в феврале 1655 г. в составе свиты антиохийского патриарха Макария3 . Не будучи непосредственным свидетелем событий, он писал о них со слов очевидцев. Поэтому его рассказ требует проверки другими источниками. "Поучение о моровой язве", изданное патриархом Никоном в 1656 г., вместе с записями Павла Алеппского дают возможность представить ход волнений задолго до их кульминационного момента. Отписки же окольничего И. А. Хилкова, заменившего умерших воевод Пронского и И. В. Хилкова, в Калязин монастырь4 (новое местопребывание царицы с семейством) свидетельствует о том, что в сентябре - начале октября 1654 г. обстановка в столице по- прежнему оставалась напряженной.

В марте 1654 г. в Москве собрался церковный собор. На нем патриарх Никон во вступительной речи ("возглашении") заявил, что намерен истреблять "всякую... новину" в церкви как почву "церковного смятения"5 . В столице в различных сословиях получили в то время распространение иконы, выполненные в реалистической манере западноевропейской живописи. Изограф Оружейной палаты С. Ушаков пытался сочетать в иконописи традицию с реалистическим письмом. О распространенности этих икон можно судить на основе высказываний протопопа Аввакума, не принимавшего этико- религиозное их содержание: "Пишут Спасов образ Эммануила, лице одутловато, уста червонныя, власы кудрявыя, руки и мышцы толстыя, персты надутыя, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано"6 .

18 мая того же года царь Алексей Михайлович во главе войска выступил в поход к Смоленску: шла война России с Речью Пос-


1 Моровое поветрие свирепствовало в августе - ноябре 1654 г. не только в столице, но и в других городах (Н. Ф. Высоцкий. Чума при Алексее Михайловиче. 1654 - 1655 гг. Казань. 1879; С. А. Белокуров. Итоги морового поветрия. "Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете" (ЧОИДР), 1892, кн. IV, отд. IV, стр. 25 - 26).

2 ЦГАДА. Госархив. Разряд XXVII, д. 89, лл. 1 - 5; Н. Гиббенет. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. II. СПБ. 1884, стр. 473 - 476.

3 "Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским". Вып. 3, кн. IX. ЧОИДР, 1898, кн. III, стр 136 - 137.

4 "Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею" (ДАИ). Т. 3. СПБ. 1848, N 119.

5 "Скрижаль". М. 1656, стр. 971 - 1036; "Деяние Московского собора, бывшего в царских палатах". М. 1873, стр. 17.

6 "Русская историческая библиотека" (РИБ). Т. 39. 1927, стб. 282 - 283.

стр. 182


политой7 . Никон, "собинный друг" царя, остался в Москве полновластным хозяином. Он принимает крутые меры по истреблению икон, отличавшихся от старинных греческих и образов "отеческого предания". Иконы нового письма, собранные повсюду, в том числе и в знатных домах, подверглись по распоряжению патриарха надругательству: "Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы, исполнявшие обязанности царских глашатаев, носили их по городу, крича: "Кто отныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет примерное наказание"8 , Действия патриарха вызвали скрытое недовольство. Прежде всего оно выявилось в посадской среде и в белом духовенстве.

Этому отчасти способствовали члены придворного кружка ревнителей благочестия И. Неронов, Аввакум, Логгин и другие, попавшие в опалу9 . Патриарх ликвидировал кружок, мешавший установлению его единоличной власти, а недовольных "смирял" кровавыми правежами, монастырской тюрьмой, ссылкой, батогами и церковным проклятием. Аввакум рассказывает о расправе над "боголюбцами" в автобиографическом "Житии"10 . Самого протопопа и его единомышленников взяли под стражу во время всенощной в сушиле. "Братию також перехватали, человек с сорок и болши, - писал Аввакум, - (Никон. - В. Р.)... велел их бить взашей и ходить им в церковь нигде не велел. А проклинал их во время страшныя литоргии"11 . Опыт публичной борьбы с патриархом Иосифом и епископатом опальные "боголюбцы" использовали для противодействия Никону и его обрядовой реформе.

Однако волнения в Москве были вызваны отнюдь не церковными преобразованиями Никона12 , как это принято считать в литературе13 . Выступления посадских людей в Москве произошли 2 августа в необычайно тревожной обстановке: обнаружились признаки чумы. Знать спешно покидала город. "В лето 7162-го году государь царь... Алексей Михайлович всеа Росии самодержец з боляры своими и со всем воинством... пошел на литовского короля под Смоленск... заговев в Петров пост на первой неделе во вторник. И после ево, царского походу стал гнев божий, учали мереть люди на Москве и мерли до Покров... И в то время боярские жены и всяких чинов люди от мору разбежалися по селам и по деревням"14. Еще 24 июля царица с семейством выехала из Москвы. Царский стан прибыл в с. Братовщина, затем в Троице-Сергиев монастырь. Когда и патриарх стал готовиться к отъезду, народ заволновался. Всем "миром" решили не выпускать его из столицы. Никону пришлось задержаться до получения царского указа. "Государеву грамоту" он показывал сотским, ведшим с ним переговоры от имени посадских людей. Напряженность обстановки передает Павел Алеппский: "В это время случилась моровая язва и солнце померкло перед закатом 2-го августа. Они подумали: все случившееся с нами есть гнев божий на нас за надругательство патриарха над иконами. Образовались скопища, враждебныя патриарху, которыя покушались убить его, ибо царя в это время не было в Москве и в городе оставалось мало войска. В таком положении находилось дело, когда было получено патриархом повеление от царя"15 . Автором неверно указаны меры по истреблению икон нового пись-


7 С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. V. М. 1961, стр. 625.

8 "Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию...", стр. 136.

9 Никон еще до патриаршества имел своим духовником главу кружка благовещенского протопопа Стефана Внифантьева (И. Шушерин. Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М. 1871, стр. 13 - 14).

10 РИБ. Т. 39, стб. 17.

11 "Материалы для истории раскола за первое время его существования". Т. 1. М. 1875, стр. 20 - 21.

12 Реформаторская деятельность патриарха тогда еще не развернулась. Никон разослал "память" по церквам. В ней предлагалось сократить количество поклонов на молитву Ефрема Сирина и заменить двоеперстие троеперстием (РИБ. Т. 39, стб. 16). Не следует преувеличивать связи опальных "боголюбцев" с широкими слоями посада, как это делает Н. Ф. Каптерев. По его мнению, именно "боголюбцы" настроили посадских людей против патриарха Никона (Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. Сергиев Посад. 1909, стр. 270 - 300.).

13 С. М. Соловьев видит в волнениях лета 1654 г. выступление против новшеств (С. М. Соловьев. Указ. соч., стр. 629); Н. С. Чаев называет движение 25 августа "наиболее ранним протестом против реформы Никона" ("Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век". М. 1955, стр. 318).

14 Н. А. Бакланова. Русский читатель XVII века. "Древнерусская литература и ее связи с новым временем". М. 1967, стр. 191.

15 "Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию...", стр. 136.

стр. 183


ма как причина волнений 2 августа и в ближайшие дни. В тот момент выступление посадских людей вызвано было главным образом отъездом главы церкви в наиболее тяжелый для столицы момент.

В "Поучении о моровой язве" Никон рассказывает о волнениях в Москве, связанных с его отъездом: "А еже в та же мимошедшая лета в моровое поветрие мнози купно и особь собирающеся о нас глаголаху неподобная и грехи наша поминающе, их же мы не точию не содеяхом, но ниже во сне помыслихом и отхождение наше от царствующаго града Москвы еже бысть по указу великаго государя"16 . По словам патриарха, множество "лживых пророков" прельщали народ "крамолными и бесовскими баснями". Произносились проповеди, в которых отрицались церковные таинства. Именно на это обращалось внимание в "Поучении": "Аще кто речет вам се зде Христос или он-де, не имите веры... Нынешнии же лживии пророцы и сновидцы ничтоже чудес сотвориша, ниже творят, развее последующих им, сотвориша безвременно и самоволне в беды себе пометати"17 . Представители мистической секты "людей божиих" заявляли: "С нами де Христос с небеси сходя беседует". Расколоучитель Авраамий был ярым противником патриарха, однако своих единомышленников он предостерегает словами из никоновского поучения - не обольщаться "пустошными глаголами" христоверов18 .

Между тем волнения в Москве нарастали. Из города вслед за патриархом потянулось духовенство. Церкви остались без служителей. Служба отправлялась только в Успенском соборе в Кремле. Узнав об этом, Никон распорядился "вернуть к Москве" сбежавших по его примеру попов и диаконов, чем вызвал против себя еще большее раздражение. 25 августа, во время обедни в Успенском соборе, в Кремль пришли "многие земские и розных слобод люди" и принесли с собой в киоте образ Спаса нерукотворного. "Лице у той иконы и подпись верх... скребено". Когда власти во главе с кн. Пронским вышли из собора, земские люди стали им говорить: "Взят де образ Спас[ов] на Патриархов двор новогородцкие сотни у тяглеца у Софронка Федорова сына Лапотникова, а отдан де ему тот образ из тиунские избы для переписки; лице выскребено, а скребен де тот образ по патриархову указу"19 .

С. Лапотников, один из инициаторов выступления, заявил: "Было ему от того образа явление, чтоб тот образ явить мирским людей. А мирским бы де людем за такое поругание стать". Его поддержали возгласами: "На всех ныне гнев божий за такое поругание, а так де делали иконоборцы"20 . Обстановка в городе все более накалялась: свирепствовала эпидемия чумы, перед которой люди были бессильны. Естественно, что в этих условиях усилилась религиозность народа. Земские люди выступали под традиционными средневековыми лозунгами ("гнев божий", "иконоборчество" как причины мора). Виновником всех бедствий назывался не кто иной, как патриарх. Ему ставили в укор и то, что он держит на Печатном дворе21 "ведомово еретика" Арсения Грека, который "многие книги перепортил". Дело в том, что книги, как и иконы, являлись святыней для русских людей XVII века.

Обвинения Арсения Грека в еретичестве основывались на широко известном в Москве официальном осуждении его в 1649 г. за перемену вер22 . "За многие ереси вместо смерти сослан был в Соловецкой монастырь"23 - так говорили восставшие Пронскому. Раздавались крики, что Никон и Арсений Грек "ведут де нас х конечной погибели"24 . Ненависть к главе церкви отчетливо проявилась в ходе восстания. Отъезд Никона из Москвы и на этот раз послужил поводом для его публичного "безчестья". Собравшиеся гневно его упрекали: "А патриарху бы де пристойно быть на Москве и молитися о православных християнех богу, а он де Москву покинул, а попы де от приходских церквей, на него же смотря, многие


16 Государственная библиотека им. В. И. Ленина, О. Р. собр. Е. Е. Егорова, д. 524, стр. 19.

17 Там же, стр. 19, 38.

18 Христоверы - раннесектантское течение в народном движении против господствующей церкви (Я. Л. Барсков. Памятники первых лет русского старообрядчества. Вып. 1. СПБ. 1912, стр. 17).

19 ЦГАДА. Госархив. Разряд XXVII, д. 89, л. 2.

20 Там же.

21 Печатный двор, находившийся в ведении Приказа Большого дворца, царь передал в 1653 г. патриарху Никону (А. Голубцов. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М. 1891, стр. 361).

22 Н. Ф. Каптерев. Следственное дело об Арсении Греке и ссылка его в Соловецкий монастырь ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", 1881, N 7, стр. 75 - 76).

23 ЦГАДА. Госархив. Разряд XXVII, д. 89, л. 2.

24 Там же, л. 1.

стр. 184


розбежались и православные де кристьяне помирают без покаяния и без причастия"25 . Предубежденность против патриарха оказалась столь сильной, что высказывались опасения, как бы он с Арсением Греком "до... государева указу... куды не ушли". После уговоров собравшиеся разошлись.

Вечером того же дня в Кремль, к Красному крыльцу, снова пришли "земские ж люди многие". Они принесли иконные доски с выскребенными ликами. Гостиной сотни Дмитрий Заика и Александр Баев, кадашевец Иван Нагаев и другие, возглавлявшие посадских, объявили властям: "Оне де те цки рознесут для оказания во все сотни и в слободы и придут де... для того августа в 26 день". Пронский, изложив все события 25 августа, заключает отписку на имя царицы: "А что от них впредь объявитца и о том к вам... отпишем"26 . О выступлениях земских людей в Кремле 26 августа сведений нет.

В отписке Пронского от 27 августа приводится содержание царицыной грамоты, до нас не дошедшей. Руководствуясь последней, власти приняли меры для подавления выступления: земские люди были разделены на "лутчих" и "худших". Собранные властями для чтения царицыной грамоты "лутчие" люди черных сотен и слобод, гостиной и суконной сотен, а также "середние" люди, сотские и старосты заверили, "что они про великого государя... Никона патриарха никаких безчестных словес не говаривали и с ворами для того к соборной церкви и х Красному крылцу не прихаживали. А которые воры приходили и те речи говорили, и они за них не стоят"27 . Зачинщиками объявлены были "худшие" люди черных сотен и слобод. "Лутчие" люди всех слобод и сотен должны встать на защиту патриарха от "безчестья". В грамоте давалось объяснение действий Никона: "А которые иконы скребены... написаны были не по отеческому преданию, с папешскаго и с латынскаго переводу"28 . Обращает на себя внимание различие в идеологических ориентировках: земские люди представляют себе патриарха в качестве богомольца за всех "християн", царицына грамота называет его "богомольцем царя".

Для предотвращения волнений в Москве светская власть обращается, как это бывало и раньше, к помощи церкви. Так, в царицыной грамоте от 27 августа содержится наказ московским воеводам встретить со всей торжественностью две иконы, посланные из Троице-Сергиева монастыря, - "Образ иконы Казанския да образ преподобнаго отца... Сергия Радонежскаго чудотворца"29 . Их сопровождали черные попы, диаконы и шесть стрельцов во главе с А. Секериным. В шествии не участвовал ни один из епископов - представителей высшей церковной власти. По-видимому, это не случайно. Недовольство епископатом нарастало исподволь, оно дало о себе знать еще во время городских выступлений 1648 - 1652 годов30 . Теперь же волнение в самой столице открыто было направлено против главы церкви, что не могло не вызвать тревогу в правящем классе.

Несмотря на то, что московским воеводам было запрещено сноситься непосредственно с царской семьей (во избежание заразы), грамота царицы от 22 сентября требует "тотчас" дать ответ: "Что ныне на Москве делается... Нет ли на Москве от воровских людей какова воровства и умерших людей двором грабежу?"31 . В отписке окольничего И. А. Хилкова и дьяка А. Иванова в Калязин монастырь рассказывается о сентябрьских событиях. Эпидемия стоила тысяч жизней. 5 сентября, когда выносили из тюрем мертвых, "тюремные сиделцы, которые здоровы, с тюремного двора насилством проломились и побежали из города". Стрельцами поймано "человек с сорок, а тридцать пять человек ушло"32 . В то же время "неведомо какие люди" начали разорять выморочные богатые дворы, действуя "тайным делом", ночной порой. "В Белом городе розграбили Филонов двор Оничкова да Олексеев двор Луговского, да за городом розгра-


25 Там же, л. 2.

26 Там же.

27 Там же, л. 4.

28 Там же, л. 3.

29 "Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел". Т. III. М. 1822, N 178, стр. 532. Икона Казанской богоматери, как известно, находилась в войске К. Минина и Д. Пожарского, шедшем освобождать Москву от интервентов (И. К. Кондратьев. Седая старина Москвы. М. 1893, стр. 236). Сергий Радонежский - наиболее популярный в средневековье "святой", как бы олицетворявший единство Руси.

30 Новгородское восстание 1650 г. было направлено не только против воевод, но и против действий митрополита Никона (М. Н. Тихомиров. Классовая борьба в России XVII в. М. 1969, стр. 139 - 169).

31 ДАИ. Т. III, стр. 453.

32 Там же, стр. 459.

стр. 185


били Осипов двор Костяева и иные выморочные многие пустые дворы грабят"33 . Итак, волнения продолжались в Москве и в сентябре 1654 года. Главными участниками и руководителями теперь выступили посадские низы - "воровские" и "малые" люди. Свидетельством того, что движение приняло ярко выраженную социальную направленность, являются заключительные строки отписки московских воевод: "А оборониться... и воров унять и малых людей некем"34 . "Малые люди" внушают властям великий страх. После 10 октября моровое поветрие "учало тишеть". Последним отзвуком волнений явился пожар в Кремле. "Да октября ж... в 5 числе, в 4 часу ночи, учинился пожар на Фроловской (Спасской. - В. Р.) башне: что было какова деревяного строения и то выгорело, и часы испортило, и часовой колокол упал, и своды во Фроловской башне проломило, и колокол розбился"35 . Распространение пожара удалось предотвратить, правда, с трудом; спасли от огня "житницы".

Анализ событий лета - осени 1654 г. показывает, что волнения в Москве произошли в момент, когда обстановка в столице была весьма напряженной. И если сначала руководителями движения выступили представители "лутчих" и "середних" людей, то затем, когда особую активность развили "малые" и "воровские" люди, движение приобрело более отчетливый антифеодальный характер.


33 Там же, стр. 459, 489.

34 И тем не менее некоторых "воров" удалось поймать. "Роспись" пойманных была послана в Калязин монастырь (там же стр. 489).

35 Там же, стр. 490.

 

Опубликовано 14 февраля 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): "ЧУМНОЙ БУНТ" 1654 г. В МОСКВЕ



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама