Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ИСТОРИЯ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 18.11.18


ЗАМЕТКИ О СТАТЬЯХ. БОГОМИЛЬСТВО В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ XI ВЕКА?

Дата публикации: 05 июля 2018
Автор: П. Д. Малыгин, А. В. Чернышев
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Номер публикации: №1530787486 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


П. Д. Малыгин, А. В. Чернышев, (c)

найти другие работы автора

Богомильство в русских землях XI века?

Radovi. Institut za Hrvatsku povijest. Vol. 14. Zagreb. 1981.

Автор статьи "Дуалистические дилеммы в русско-финской контактной зоне в XI веке" профессор философского факультета в Задаре Мирослав Брандт известен своими исследованиями по истории средневековой Руси. Помимо отдельных статей, его перу принадлежит вузовский учебник по истории русского средневековья 1 . Вводный раздел к статье о богомильстве доказывает хорошее знакомство М. Брандта с русской и советской историографией проблем летописания на Руси, с исследованиями советских этнографов, с обширной литературой, посвященной средневековым ересям (с. 1 - 4).

Основной вопрос, на который ищет ответ М. Брандт, сводится к следующему: могло ли богомильское учение распространиться в отдаленных районах Северо-Восточной Руси? Могло ли оно при этом превратиться в идеологическую основу восстаний, направленных против феодальной эксплуатации крестьян? (с. 4). Анализируя проблему "северного богомильства", М. Брандт опирается преимущественно на статьи Лаврентьевской и Ипатьевской летописей о восстании населения Белоозера под руководством волхвов, помещенные под 1071 годом 2 . Поддерживая точку зрения Б. Д. Грекова на восстание 1068 - 1071 гг, как на выступление волхвов против феодального порядка в защиту язычества (с. 12) 3 , автор приходит к выводу о том, что имеющиеся в летописях записи под 1071 г. являются результатом объединения группы разнородных текстов с последующим их редактированием. Редактор-летописец стремился дискредитировать религиозные представления волхвов, с этой целью он перемежал тенденциозное изложение событийной стороны восстания "догматическими" вставками в духе христианской ортодоксии.

Всего М. Брандт выделяет семь фрагментов летописного текста (с. 7 - 11), подвергая их детальному анализу. В результате он выявляет в религиозных воззрениях волхвов элементы антропологического дуализма (противостояние души и тела как вместилищ бога и дьявола), сближающие, по гонению автора, учение волхвов с манихейством, павликианством и богомильством. Рассматривая языческие верования финно-угорских народов (преимущественно на этнографическом материале), М. Брандт приходит к выводу о существовании у них дуалистических воззрений космогонического характера (с. 30). Подобные представления могли стать благодатной почвой для распространения дуализма богомильского типа. Автор считает, что для мировоззрения волхвов, руководивших восстанием в 1071 г., характерно именно объединение антропологического и космогонического дуализма, осуществившееся в результате проникновения богомильства на территорию Руси и наслоения богомильских представлений на финно-угорский дуалистический субстрат (с. 31).

Слабым местом в гипотезе Брандта является недоказанность генетических связей богомильства и павликианства с манихейством и гностицизмом, а шире - с дохристианскими дуалистическими верованиями. Общепринятая точка зрения о существовании этих связей 4 подвергается достаточно обоснованной критике со стороны исследователей, обнаруживших истоки богомильства в раннехристианском паулинизме и течениях, для которых был характерен повышенный интерес к экзегезе новозаветных текстов 5 . Подобное понимание богомильст-


1 Brandt М. Povijest Russije u srednjem vjeku. Zagreb. 1981.

2 ПСРЛ, T. 1. Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку,, ст. 174 - 181; т. 2. Ипатьевская летопись, ст. 164-171.

3 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времени до XVII в. М. 1946, с. 235 - 239.

4 См. напр., Ангелов Д. Богомилството в България. София. 1961, с. 72.

5 Loos M. Dualist Heresy in The Middle Ages. Praha. 1974.

стр. 171


ва ставит под сомнение возможность его проникновения в языческую среду.

М. Брандт не рассматривает возможных причин и путей проникновения богомильского учения в северные русские земли. Прояснить этот вопрос можно посредством анализа русской агиографической традиции. В ней до XVII в. известно семь святых, действовавших в XI в. в Северной Руси. Из них четверо (Исайя, Леонтий и Авраамий Ростовские и Федор Суздальский) связаны с районом Ростова - Ярославля, а один - с Новым Торгом (т. е. Торжком - Ефрем Новоторжский). Считается, что все они были реальными историческими личностями 6 . Таким образом, подавляющее большинство северорусских святых XI в. связано с районом Верхнего Поволжья. Все они были первыми христианскими миссионерами на Верхней Волге; почти все они нерусского (византийского либо венгерского) или южнорусского происхождения; наконец, все они связаны с монашеством и начинают свою деятельность на севере Руси с основания там монастырей. Это обстоятельство весьма важно, поскольку известны факты проникновения в X-XI вв. в монастырскую среду Византии учения павликиан и богомилов 7 . Видимо, новооснованные монастыри на Верхней Волге населялись преимущественно выходцами с юга, которые и могли занести сюда богомильскую ересь. Показательно, что антибогомильская литература была в домонгольский период хорошо известна в Юго- Западной Руси 8 .

Наконец, следует остановиться на вопросе: почему именно Верхнее Поволжье в XI в. становится районом наибольшего распространения христианского миссионерства? Исследования советских археологов показали, что район Ярославля, Ростова и Белоозера в IX-XI вв. играл важную роль в трансъевропейских связях, являясь ключевым пунктом на Великом Волжском пути. Здесь в то время были представлены славянский, финно- угорский и скандинавский этнические компоненты 9 . На рубеже X-XI вв. для Верхнего Поволжья были характерны сложнейший конгломерат языческих верований и сильная власть волхвов. Видимо, не случайно первое известное нам из источников крупное восстание на Руси, возглавляемое волхвами - жрецами старой, дохристианской религии, произошло в 1024 г. в Суздальской земле.

Статья М. Брандта должна привлечь внимание советских и зарубежных историков к сложной этно-религиозной ситуации в Северо-Восточной Руси в XI веке.

П. Д. Малыгин, А. В. Чернышев


6 Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М. 1956, с. 179, 394; Варганов А. Суздаль. Очерки по истории и архитектуре. Ярославль. 1971, с. 6; Куза А. В. Новгородская земля. В кн.: Древнерусские княжества X-XIII вв. М. 1975, с 173- 174.

7 Loos M. Op. cit., pp. 71 - 72.

8 Мещерский Н. А. Издание и исследование выдающегося памятника древней болгарской литературы. - Советское славяноведение, 1974, N 4, с. 98.

9 Дубов И. В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья (историко- археологические очерки). Л. 1982, с. 187.

##172

Опубликовано 05 июля 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама