Порталус \\ Научная библиотека

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА есть новые публикации за сегодня \\ 31.03.17

Летописец. Книга перемен. День Ангела

Дата публикации: 30 октября 2015
Автор: Ирина Богданова
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1446217588 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ирина Богданова, (c)

найти другие работы автора

Вересов Д. Семейный альбом:

Летописец. Книга перемен. День Ангела

М.: АСТ: Астрель-СПб, 2007 - 2008

 

Смотреть сериалы любят все. Даже те, кто уверяет, что у него от рождения на телевизоре одна-единственная кнопка, жестко настроенная на канал "Культура". Именно для любителей неспешного, искусно и сложно сплетенного, со многими действующими лицами сюжетного повествования написана трилогия петербургского писателя, автора знаменитого "Черного ворона" Дмитрия Вересова. Самим своим названием новый роман автора подтверждает формат семейной саги. Да, да, он из того же ряда, что любимые народом "Тени исчезают в полдень", "Долгая дорога в дюнах" и т. д. Драматичные, наполненные многими событиями судьбы людей, из которых и складывается история страны.

Эпопея Вересова откровенно имеет в виду дальнейшую экранизацию. Но экранизация - это неизбежное упрощение сюжетных линий и жертвование второстепенными персонажами. Другое дело - книга. Здесь помещаются все, и обо всем можно рассказать подробно и детально. Короче - лучше читать, чем смотреть. Или посмотрев - прочитать. И это прекрасно знают библиотекари: востребованность литературного первоисточника после экранизации взлетает на порядок.

Детективная интрига "Семейного альбома" держит читателя в напряжении до самого конца. В современной немецкой тюрьме психолог Сабина Шаде получает от заключенного рукопись некоего Франца Гофмана, выходца из России, подробно описывающую злоключения его семьи. Начинается все в предреволюционном Киеве с безмятежной первой любви русской пианистки Марии Колобовой и киевлянина немецкого происхождения Франца Михельсона. Война и революция разлучают героев - как представляется, навсегда. Между тем, у эпопеи, как и у жизни, своя логика. События стремительно разворачиваются. Злодеяния киевского ЧК, годы

стр. 39


социалистического строительства и репрессии, воина и послевоенное возрождение страны, 60-е годы - диссиденты и хиппи, спецоперации КГБ, связанные с семьей Франца (все разъяснится буквально на последних страницах), слом налаженной жизни во времена перестройки и поиски новых возможностей в утверждающихся в России социально-экономических условиях - через все эти перипетии проходит большая и то распадающаяся, то собирающаяся вновь и разрастающаяся семья Луниных-Михельсонов (фамилию Гофман Франц получил в своем втором браке, а будет и третий). Тесный клубок человеческих судеб, из которого невозможно выдернуть одну ниточку, чтобы не задеть многие и многие другие. Пересказать этот роман - все равно, что попытаться пересказать весь XX век. Скажем сразу - все закончится хорошо, даже с некоторым карамельным привкусом голливудского хэппи-энда. Все пары, намаявшись и выстрадав свое истинное счастье, в конце концов составятся в правильном сочетании, и все получат заслуженное трудами пожизненное обеспечение.

Не без изящества и с просвещенческой пользой каждая новая глава трилогии открывается эпиграфом из "Житейских воззрений кота Мура" Э. Т. А. Гофмана. Единственный серьезный упрек автору, а вслед за ним и редактору - это необъяснимая контаминация Ивана Сергеевича Тургенева с Иваном Андреевичем Крыловым, когда в результате получается Иван Андреевич Тургенев, дважды повторяясь в этом монструозном виде на одной странице. Негоже это. Особенно в эпоху отмены школьного сочинения по литературе.

Опубликовано 30 октября 2015 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?