Полная версия публикации №1479505586

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД" → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. Я. БАСИН, Н. Е БЕКМАХАНОВА, "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 ноября 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1479505586&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. Я. БАСИН, Н. Е БЕКМАХАНОВА, "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 ноября 2016. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1479505586&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

В. Я. БАСИН, Н. Е БЕКМАХАНОВА, "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД" / Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1969, C. 171-173.



публикация №1479505586, версия для печати

"ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД"


Дата публикации: 19 ноября 2016
Автор: В. Я. БАСИН, Н. Е БЕКМАХАНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1969, C. 171-173
Номер публикации: №1479505586 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Изд-во "Наука". М. 1967, 497 стр. Тираж 5400. Цена 2 руб. 29 коп.

 

"Очерки истории Калмыцкой АССР" написаны коллективом историков Элисты и Москвы1 . Это первый обобщающий труд по истории дореволюционной Калмыкии, в основу которого легли малоизвестная литература и археологические и многочисленные архивные источники, выявленные в ЦГАДА, ЦГВИА СССР, АВПР МИД СССР, ЦГАОР СССР, рукописном отделе ЛГУ, ЦГА Калмыцкой АССР, областных архивах Астрахани, Ростова-на-Дону, Ставрополя, а также опубликованные источники, статистические сборники и обзоры. Работе предпослано введение, в котором, охарактеризованы материалы, помещенные в "Очерках". В качестве приложений даются: словарь калмыцких терминов, хронологическая таблица, список сокращений, принятых в книге, именной и географический указатели, а также схемы, рисунки, фотокопии редких документов, извлеченных из архивов, карты и схемы.

 

С начала 50-х годов появились труды по истории Калмыцкой АССР, в которых нашли отражение история ойратов - калмыков в составе Джунгарии, причины и процесс их добровольного вхождения в состав России, культурно-исторические и социально-политические итоги этого акта; ряд исследований был посвящен истории социально-экономических отношений у калмыков и русско-калмыцким отношениям в XVII веке2 .

 

При написании истории древнего периода калмыцкого народа перед авторами. "Очерков" возникли трудности, связанные с тем, что письменные источники рассредоточены по различным архивохранилищам страны, а работа по систематизации и исследованию археологического наследия только начинается. В книге рассматриваются такие важные аспекты истории калмыцкого народа, как его этногенез, русско-калмыцкие дипломатические связи, их истоки и развитие, вхождение калмыков в состав России, экономическая и культурная жизнь калмыков в составе России, их участие в крупнейших антикрепостнических восстаниях под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачева, в русско-польской войне за Украину, в русско-турецких, русско- крымских войнах, в Северной войне, а также ликвидация Калмыцкого ханства в связи с откочевкой части калмыков в Китай в 1771 г.; раскрыта классовая сущность системы так называемого "попечительного управления" калмыцким народом со стороны царизма после ликвидации ханской власти в Калмыкии.

 

Авторами относительно полно собраны рассредоточенные по различным источникам материалы, характеризующие подготовку и проведение реформы 1892 г., об отмене зависимости рядовых калмыков от привилегированной верхушки. Однако в действительности реформа не ликвидировала этой зависимости, а лишь способствовала зарождению новых категорий эксплуататорского класса. Впервые исследованы вопросы, связанные с положением Калмыкии в канун первой мировой войны ив период Февральской буржуазно-демократической революции. Вопреки утверждениям буржуазных фальсификаторов истории3 , которые отрицают участие малых народов в борьбе с царизмом, в. "Очерках" показано, что в результате присоединения Калмыкии к России были созданы условия для упрочения союза пролетариата и крестьянства центральной России с трудящимися ее окраин, и

 

 

1 Авторский коллектив: Т. И. Беликов, И. Я. Златкин, Т. А. Ермолаева, М. Л. Кичиков, И. И. Орехов, М. Я. Попов, П. С. Преображенская, Б. С. Санджиев, Ю. Б. Симченко, Н. Ш. Ташнинов, Н. В. Устюгов, У. Э. Эрдниев. Редакционная коллегия: Н. В. Устюгов, И. Я. Златкин, Е. Н. Кушева (главные редакторы), И. К. Илишкин, М. Л. Кичиков, В. Е. Одинцов, П. Д. Сангаджиев, Б. С. Санджиев.

 

2 И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства. М. 1964; П. С. Преображенская. Из истории русско-калмыцких отношений 50 - 60 годов XVII в. "Записки" Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. I. 1960; ее же. К вопросу о социально- экономических отношениях калмыков. "История СССР", 1963, N 5; Б. О. Джимбинов. 350 лет вместе с Россией, Элиста. 1959.

 

3 См. например: R. Pipes. The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism 1917 - 1923. Cambridge. 1957; G. Wheeler. The Modern History of Soviet Central Asia. L. 1964; S. Zenkovsky. Pan-Turkism and Islam in Russia. Cambridge. 1960; E. Bacon. Cultural Persistence and Change in Soviet Central Asia. "Transactions of the New-York Academy of Sciences". Ser. II. Vol. 28. 1966; "The Red Army in Turkestan. 1917 - 1920". "Central Asian Review", vol. XIII, 1965, N 1, etc.

 
стр. 171

 

в частности с трудовыми массами Калмыкии. Авторы обобщили богатый материал о культуре калмыцкого народа и роли русских ученых, путешественников, дипломатов в изучении богатейшего культурного наследия калмыков: языка, фольклора, литературы, музыки, просвещения и этнографии. В работе дана научно обоснованная периодизация истории калмыков, которая органически сливается с историей русского государства в период после присоединения Калмыкии к России.

 

В "Очерках" есть и недостатки. Слабо, например, освещены некоторые вопросы, касающиеся периода откочевки калмыков из Джунгарии в район Волги. Не показан и маршрут их движения (авторы ограничились лишь неопределенным указанием на "юго-западное направление"). Ввиду этого непонятно, где находились калмыки в момент установления контактов с русским правительством и до образования калмыцкого ханства. Эти события рассматриваются в отрыве от истории народов, населявших данные районы, создается впечатление, что ойраты двигались к Волге по необитаемым землям. Если о связях калмыков с народами Сибири и Центральной Азии в "Очерках" упоминается и то лишь эпизодически, то казахско - калмыцкие отношения не получили никакого отражения. Между тем имеются материалы, свидетельствующие о широких калмыцко - казахских контактах в конце XVII - 50-х годах XVIII века. Волжские калмыки поддерживали через казахские степи связи с Джунгарским государством вплоть до его разгрома Циньской империей. С вторжением джунгар на территорию Казахстана создавалась чрезвычайно сложная обстановка4 не только для казахов, но и для волжских калмыков. Волжские Калмыки были заинтересованы в военном союзе с ойратами Джунгарии для совместной борьбы против казахов за кочевья. Поэтому их устраивало вторжение джунгар в Казахстан. Более того, феодальная верхушка волжских калмыков добилась союза с Джунгарией. Однако победы ойратсв-джунгар над казахами вели к тому, что последние были вынуждены отступить на запад - к Уралу и Волге; это угрожало кочевьям волжских калмыков. Сложные внешнеполитические связи, а также стесненное положение, в котором оказалась феодальная верхушка волжских калмыков, не кашли отражения в "Очерках", хотя, как известно, эти факты оказали решающее влияние на дальнейшую судьбу калмыцкого и казахского народов, ибо они умело использовались царским правительством для насаждения национальной розни и почти на столетие определили казахско-калмыцкие отношения, осложнив решение жизненно важных для обоих народов земельного и водного вопросов.

 

Не получили достаточного освещения в книге связи калмыков с башкирами и казахами Букеевского ханства, образовавшегося в начале XIX в. в междуречье Яика и Волги. Авторы пишут, что с 30-х годов XVIII в., когда соседями калмыков в районе Яика стали казахи Младшего жуза, царское правительство, "стремясь сохранить мир между казахскими и калмыцкими правителями... в то же время принимало меры к недопущению близких контактов и тем более союзов между ними" (стр. 209). Действительно, царское правительство старалось воспрепятствовать контактам между народами окраин, боясь, что они объединятся для борьбы против колониального гнета. Что же касается утверждения о стремлении царизма "сохранить мир", то оно не соответствует действительности. Сошлемся в подтверждение наших слов на высказывание официального представителя царской колониальной администрации, начальника Оренбургской комиссии И. Кириллова. "Понеже калмыки, - писал он в донесении Анне Иоанновне, - давно подданные ее императорскому величеству, также и башкирцы, а к тому ныне прибыл третий народ, киргис кайсацкой, а один с другим весьма несогласные, да и впредь всегда их в том содержать надобно, и, ежели калмыки какую противность покажут, то мочно на них киргисцов обратить.., а напротив того, буде киргис кайсаки что сделают, то на них калмык и башкирцев послать и тако друг друга смирять и к лучшему послушанию приводить без движения российских войск"5 .

 

Несмотря, однако, на рознь, которую сеяло между калмыками, казахами и другими народами царское правительство, они действовали рука об руку в борьбе с общим врагом. Вспомним о широком участии "инородцев" в крестьянских движениях под

 

 

4 См. В. Ф. Шахматов. Букеевская орда и восстание Исатая Тайманова. Алма-Ата. 1947; Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана к России. Алма- Ата. 1948; В. Я. Басин. О русско-казахских дипломатических отношениях в начале XVIII в. "Известия" АН Каз. ССР. Серия общественных наук. 1965, вып. 5, и др.

 

5 "Красный архив", 1938, т. 2(87), стр. 131.

 
стр. 172

 

предводительством С. Т. Разина и Е. И. Пугачева. Эти факты являются наглядным подтверждением того, что присоединение малых народов к России способствовало слиянию их борьбы с общероссийским антикрепостническим движением. В дальнейшем важно заняться специальным исследованием этого вопроса.

 

Оценивая то, что сделано авторами по изучению социальных отношений в калмыцком обществе, необходимо сказать, что данная проблема нуждается в дальнейшем изучении. Пока намечена лишь социальная градация населения: его разделение на феодалов и феодально зависимые слои, расшифрованы некоторые социальные категории. Несмотря на то, что у кочевых народов мало специальных источников, количественно отражающих экономическое положение каждой из социальных групп на разных этапах исторического развития, необходимо все же попытаться дать четкую экономическую градацию и эволюцию этих категорий. Если для периода до XIX в. это сделать сложно ввиду недостаточности источников, то для последующего времени, особенно для второй половины XIX в., данная работа вполне осуществима, так как такие материалы имеются. В "Очерках" же этот весьма сложный социально- экономический процесс представлен схематично, и оттого читатель лишен возможности получить представление о динамике развития социальных категорий калмыцкого общества.

 

Авторы пытаются определить народонаселение Калмыкии на разных этапах ее истории. Приводимые цифры, однако, очень приблизительны, а иногда и несопоставимы. В книге, например, указывается, что в 1771 г. из калмыцкого ханства в Джунгарию откочевало 30909 кибиток и осталось 11198 кибиток (стр. 216). Далее приводятся данные из "Истории калмыцких ханов" о том, что во время этого перехода оказалось "около 100 тыс. убитыми, пленными, замерзшими, умершими от голода и ран, лишившихся последнего скота и ставших нищими" (стр. 218). Эти данные трудносопоставимы и нуждаются, кроме того, в проверке.

 

Вызывает возражение попытка трактовать некоторые статьи Положения 1834 г. как "стремление правительства ограничить произвол феодалов по отношению к рядовому населению улусов" (стр. 244). Эта оценка не отражает действительной сути Положения. Постепенное превращение Калмыкии во внутреннюю провинцию Российской империи с политическим устройством, близким к общеимперскому, вело к тому, что власть феодальной верхушки вначале ограничивалась, а в конечном счете сводилась на нет. Именно эту цель и преследовало Положение 1834 года.

 

"Очерки" не дают достаточно четкого представления о политическом устройстве Калмыкии после присоединения ее к России, об эволюции политических и государственных учреждений и административном устройстве. Все эти вопросы излагаются в разных разделах, поэтому ясной картины о положении в Калмыкии в целом не создается. Слабо отражена классовая борьба внутри калмыцкого общества, мало показаны антифеодальные движения. Чтобы полнее осветить все эти вопросы, необходимы поиски новых архивных материалов. Требуется исследование и таких важных проблем, как военная и последовавшая за ней гражданская (крестьянская) колонизация Калмыкии. В "Очерках" не говорится о том, как процесс колонизации влиял на сближение трудящихся калмыков с крестьянами-поселенцами. Выводы авторов, что "крестьяне-поселенцы, общаясь с калмыками-тружениками, знакомили их с техникой обработки земли и оседлой культурой", что "общение русских и калмыцких трудящихся обогащало их опыт и закладывало основу для солидарной борьбы против эксплуататоров" (стр. 202), не подкреплены фактическими данными. А между тем в архивах имеется богатый материал, свидетельствующий о добровольном вхождении калмыков в состав русского государства и прогрессивности этого акта.

 

В целом "Очерки истории Калмыцкой АССР" восполняют один из пробелов в освещении истории советских народов. Они являются ценной основой для дальнейшего изучения истории Калмыкии.

 

 

Опубликовано 19 ноября 2016 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1479505586

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР. ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU