Полная версия публикации №1483165906

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ХАНТЫ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

З. П. СОКОЛОВА, ХАНТЫ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 декабря 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483165906&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

З. П. СОКОЛОВА, ХАНТЫ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 31 декабря 2016. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483165906&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

З. П. СОКОЛОВА, ХАНТЫ / http://portalus.ru.



публикация №1483165906, версия для печати

ХАНТЫ


Дата публикации: 31 декабря 2016
Автор: З. П. СОКОЛОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483165906 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В Западно-Сибирской низменности, в бассейне Оби и ее притоков, живут ханты - народность, принадлежащая к угорской ветви финно-угорской семьи языков. Они родственны манси, с которыми образуют в отличие от венгров группу обских угров. Численность хантов, по данным переписи 1970 г., составляет 21 тыс. человек. Сами они называют себя "хантэ", "кантэх", а до Октябрьской революции их именовали "остяками". О происхождении этих названий существует несколько точек зрения. Есть мнение, что слово "остяк" - тюркского происхождения и относилось оно не только к хантам, но и к жившим по соседству с ними селькупам (остяко-самоедам) и кетам (енисейским остякам). Возможно, этот термин связан с каким-то древним этнонимом данной группы народов. Высказывалось также мнение, что это название происходит от татарского "уштяк" ("иноплеменец")1 . Однако слово "остяк" могло произойти и от "асях" (обские люди) - так именовали себя ханты, расселившиеся по Оби. Некоторые исследователи сопоставляют слово "ханты" с термином "хондихо" (ханские люди) на том основании, что ханты называли себя так в период монголо-татарского владычества. Не исключено, что это - этническое самоназвание, означающее в переводе "человек".

Происхождение хантов связывается, с одной стороны, с лесными уральскими племенами, обитавшими в Западной Сибири в эпоху неолита и бронзы (с конца IV тыс. до н. э.) и Поглотившими аборигенные арктические племена, с другой - с пришлыми кочевыми угорскими племенами, населявшими Среднее Прииртышье. Лесные уральские племена занимались охотой, рыболовством и вели оседлый образ жизни. Они жили в глубоких больших землянках. Культура неолитических племен этой территории близка культуре неолитических племен Волго-Окского района и Карелии. По данным археологии, формирование угорского этноса происходило в лесных и лесостепных районах Зауралья, Нижнего Приобья и Среднего Прииртышья. Кочевые же угорские племена, обитавшие в степных районах, под давлением тюркских народов в середине I тыс. до н. э. переместились на север, где смешались с лесными уральскими племенами и утратили многие черты своей культуры, в частности коневодство. В результате этого слияния сложились Усть-полуйская (V-III вв. до н. э.) и другие близкие ей культуры. Усть-полуйская культура легла в основу культуры северных хантов. В ней особенно четко прослеживаются черты арктической и южной культур2 . В культуре хантов (в фольклоре, религии, изобразительном искусстве и пр.), в их языке сохранились мотив, связанный с конем, и другие элементы, свидетельствующие об их южном происхождении.

К концу I тыс. н. э. уже выделились угорские этнические группы, являвшиеся предками современных хантов, манси и венгров3 . В связи с татаро- монгольским нашествием в начале XIII в. произошла тюркизация хантов Среднего Прииртышья. Новгородцы (промышленные и торговые люди) познакомились с хантами еще в XI веке. В сказе новгородца Гюряты Роговича (Киевская начальная летопись, 1096 г.) говорится, что югра (егра, или ёгра - так именовали хантов коми-зыряне; возможно, от них это название перешло к русским) соседит с самоядью и ведет торговый обмен железными изделиями с племенами Урала. Сначала под югрой подразумевали народ. Потом так стали называть весь Нижнеобский


1 Н. И. Терешкин. Хантыйский язык. "Языки и письменность народов СССР". Т. 3. М. 1966, стр. 319.

2 В. Н. Чернецов. Древняя история Нижнего Приобья. "Материалы и исследования по археологии СССР" (МИА). 1953, N 35; его же. Усть-полуйское время в Приобье. Там же; В. И. Мошинская. Железный век на севере Западной Сибири в его соотношении к истории культур приполярной полосы. Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М. 1964; ее же. Археологические памятники севера Западной Сибири. "Свод археологических источников". М. 1965; "История Сибири". Т. I. Л. 1968.

3 В. А. Могильников. Население южной части лесной полосы Западной Сибири в конце I - начале II тысячелетия н. э. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 1964.

стр. 213


край: "Древняя югра, в обширном смысле, как ее понимали новгородцы в первые времена существования Русского государства, простиралась на север до прибрежья Ледовитого океана от Югорского шара до устьев Таза, а на юг достигала верховьев Лозвы и Вишеры"4 . Позднее территория Югры сузилась, включив бассейны Северной Сосьвы и Ляпина. В "Книге Большому чертежу" (XVII в.) Обдория отделена от Югории: "От устья Оби в верьх Обдорские грады. А выше Обдорских градов Югорские. А выше Югорских градов "Сибирь". Из источников не ясно, называли ли югрой только хантов (остяков) или также и манси (вогулов). До XIV в. в письменных источниках упоминается одна югра. Затем появляются отдельные сведения о вогулах5 . Остяки же по-прежнему фигурируют под названием югра. Из грамот Ивана IV известен термин "остяк", а слово "югра" с XVII в. исчезает.

Коми-зыряне и русские познакомились с манси, очевидно, раньше, чем с хантами. Относительно древнего расселения хантов еще не сложилось единого мнения. Одни исследователи считают, что ханты жили намного западнее теперешней территории своего расселения. Венгерские ученые поддерживают гипотезу о том, что на Сосьве и Ляпине до манси обитали ханты. На путаницу в названиях хантов и манси указывал еще С. В. Бахрушин (в русских источниках население Ляпина, например, довольно долго именовалось "ляпинскими остяками")6 . Некоторые исследователи полагают, что ко времени знакомства русских с хантами последние жили и на западных склонах Урала, включая р. Сылву7 . Однако лингвисты выделяют здесь диалекты мансийского языка8 . Вероятно, до XIV в. коми-зыряне (а благодаря им и русские) - соседи хантов и манси- не различали их между собой, называя югрой. Поскольку манси жили западнее, постепенно их стали выделять. Таким образом, хотя термин "югра" и относился первоначально к обоим народам, все- таки в основном он обозначал хантов.

Область расселения югры называли "кладовой мягкой рухляди", "самородным зверинцем". Предприимчивые новгородские купцы и промышленные люди уже в XI в. вывозили отсюда собольи, лисьи, куньи, бобровые и другие ценные меха, получаемые в виде дани и в обмен на привозимые товары. Югра со второй половины XI в. считалась "волостью" Новгородской земли. В XIV в. новгородски? дружины через "Камень" (Урал) дошли до Оби. Начиная с XIII в. югорцев теснили с юга татаро-монгольские завоеватели. Под этим давлением как с запада, так и с юга ханты подвинулись на восток и север. С XV в. Московское государство, присоединившее Новгород и вместе с ним Югру, отправляет экспедиции за Урал. После предпринятого в 1483 г. князем Ф. Курбским Черным и И. Салтыком Травиным похода югорские и вогульские "князцы" явились с "челобитьем" и обязались платить дань великому князю Московскому, который стал именоваться "князем Югорским". Систематическое освоение Сибири началось в середине XVI века. Сольвычегодские купцы Строгановы, получившие от Ивана IV прикамские земли, нанимали охочих людей для походов на восток. На средства этих купцов был организован поход Ермака. После разгрома Кучума и взятия его столицы Каш-лык в 1582 г. началось присоединение Западной Сибири к России. Первыми отошли под покровительство московских князей демьянские ханты, добровольно взявшие на себя обязательство платите ясак, чтобы получить защиту от притязаний татарских мурз. В конце XVI-начале XVII в. были основаны городки Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Обдорск. Сюда стали переселяться русские служилые и промышленные люди.

К этому времени среди хантов, по лингвистическим и этнографическим данным, можно уже выделить три большие диалектально-этнические группы: северную, южную и восточную. Внутри каждой группы различаются наречия и говоры: в северной группе - обдорское (с говорами усть-полуйским и собским) и приобское (с говорами шурышкарским, казымским и среднеобским); в южной группе - прииртышское (с говорами самаровским, иртышским, кондин-


4 А. [Бушен]. Опыт исследования о древней югре. "Вестник" Русского географического общества. Кн. IV. СПБ. 1855, стр. 171.

5 Софийская летопись (1396 г.) различает гогру, печеру, вогуличей, самоядь, Пермь великую. Название "вогул" происходит от коми-зырянского "вэгул" (Н. И. Терешкин. Указ. соч., стр. 319).

6 С. В. Бахрушин. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках. Л. 1935, стр. 4 - 7.

7 А. А. Дмитриев. Пермская старина. Вып. IV. Пермь. 1892, стр. 134 - 135.

8 J. Gulya. Egy 1736-bol szarmaso manysi nyelvemlek. Kulonnyomata Nyelvtudomanyi Kozlemenyek. LX. Kot. I. Szam. Budapest. 1958.

стр. 214


ским и демьянским); в восточной группе - сургутское (с говорами агано- юганским и салымским) и вахо-васюганское (с говорами ваховским и васюганским)9 . В пределах этих трупп, относившихся преимущественно к бассейнам притоков Оби и Иртыша (Казыма, Ваха, Васюгана и др.) и поэтому называемых нами территориальными, имелись некоторые этнографические различи". Браки заключались по преимуществу внутри территориальных групп, что способствовало сохранению специфики их языка и культуры. У хантов сохранился термин для обозначения принадлежности к какой-либо территориальной группе - "ех", или "ях" - "народ" ("Казым-ех", "Лар-ях" и т. п.) Административное деление Западной Сибири на волости было произведено в большинстве случаев на основе фиксации этих территориальных групп. Так, Обдорская волость объединила обдорских хантов, Куноватская - шурышкарско-березовских, Казымская - казымских, Салымская - салымскйх и т. д. Возможно, некоторые из этих групп имели племенной характер.

Наиболее развитыми были южные ханты. На их хозяйство, культуру и общественные отношения оказали большое влияние татары, под воздействием которых у южных (особенно иртышских) хантов стала отчетливее проявляться социальная дифференциация: наличие бедных и богатых, патриархальное рабство. Фольклор иртышских хантов (XIV-XVI вв.) дает возможность получить представление о характере хантыйского общества в то время. Жили ханты в поселениях или городках патриархальными семьями, группируясь в объединения (в былинах - "области"). Руководящую роль осуществляли старейшие, наиболее уважаемые лица; в военное время отдавалось предпочтение предводителям ("богатырям"). С. В. Бахрушин, вероятно, преувеличил значение социальной дифференциации у южных хантов, сделав вывод о феодализации обско-угорского общества10 . Он назвал объединения (области) хантов "княжествами", а стоявших во главе них людей - "князцами", как их называли и русские в XVI в., поскольку им наиболее понятчы были отношения феодального общества. Между тем не все русские документы величают старейших "князцами". В большинстве случаев в источниках говорится о "лучших людях". "Князцы" же упоминаются не более чем в семи-восьми волостях и городках... Для успешного проведения в жизнь ясачной политики царская администрация стремилась заручиться поддержкой со стороны наиболее влиятельных среди хантов людей. Первое время им даже предоставлялись Некоторые феодальные права. Например, кодским "князцам" Алачевым царь пожаловал земли от Шеркал до устья р. Ендырь, на которых работали "рабы" и "холопы", и право собирать ясак и "поминки" (подарки). Но уже во второй половине XVII в., когда к России была присоединена вся Сибирь, исчезла необходимость в помощи хантыйских "князцов", и они были лишены прежних привилегий. Литература XIX в. рисует быт хантыйских "князцов" почти ничем не отличающимся от быта простых людей.

Ко времени прихода русских в Сибирь для хантов была характерна стадия разложения первобытнообщинных отношений, которую нередко называют периодом военной демократии, когда для защиты от нападений извне и для походов на соседей начали формироваться племенные или территориальные объединения. Степень консолидации этих объединений являлась различной. Социальная дифференциация у северных и восточных хантов была меньше выражена, чем у южных хантов. На севере сильнее проявлялись пережитки матрилинейности и матрилокальности брака. На развитие у хантов социального расслоения в значительной степени повлияла русская колонизация. Исключение составляли обдорские кочевые ханты, у которых благодаря оленеводству социальное неравенство было заметнее с самого начала. Русские не подметили у тогдашних хантов родовых делений. В ясачных книгах XVII в. ханты записаны под своими именами, к которым добавлены имена отцов (отчества) или братьев: Чамар, или Елгоза Лосмов сын, или Остя Чюрков брат, или "Адымпарка, а прозвища ему нет", и т. п.11 " Из этих отчеств и прозвищ в конце XVII в. были образованы фамилии по русскому образцу: сын Юзора - Юзорин. Но вместе с тем у хантов было сильно развито дуальное деление, которое прослеживается по брачным записям XVIII века12 . Ханты делились на две


9 Н. И. Терешкин. Указ. соч., стр. 320.

10 Подробнее см. Н. Н. Степанов. К вопросу об остяко-вогульском феодализме. "Советская этнография", 1936, N 3.

11 ЦГАДА, ф. 214, ст. 58, лл. 183, 188 об.; кн. 22, лл. 645, 653; ст. 103, л. 224.

12 Государственный архив Тюменской области (Тобольск), ф. 156, метрические книги.

стр. 215


группы - Пор и Мощ. Браки внутри каждой из них были запрещены. Специфика общественных отношений у хантов именно в том и состояла, что господство дуальной экзогамии не позволило развиться родовой экзогамии; отсюда - отсутствие рода13 .

В XVII-XVIII вв. в каждом поселке жили представители какой-либо одной дуальной половины. Вероятно, первоначально поселок населяли только однофамильцы, члены одной генеалогической группы. Рыболовные и охотничьи угодья находились во владении жителей поселка. В XVIII-XIX вв. они принадлежали семьям и лишь отчасти общине. На Иртыше в это время отмечены случаи продажи и отдачи в аренду хантами своих рыболовных угодий русским. Большие семьи, состоявшие из родителей, нескольких женатых сыновей, женатых братьев родителей, а иногда и зятьев, жили в коллективных домах, вмещавших до 30 брачных пар. Когда русские стали осваивать Сибирь, ханты вели полуоседлый образ жизни, занимались охотой и рыболовством. Лишь некоторым обдорским хантам, жившим по соседству с ненцами, было знакомо оленеводство. Рыболовство было больше всего развито на Оби и в низовьях ее крупных притоков. Ханты-охотники жили в верховьях и на среднем течении обских притоков. Но везде хозяйство было комплексным и носило натуральный характер. Обложив хантов ясаком (вначале мехами, а позднее деньгами), русские поставили их перед необходимостью шире развивать обменные отношения. Рыба и пушнина менялись на различные товары, привозимые русскими купцами. При городках устраивались ярмарки. Одной из самых больших ярмарок была Обдорская. Сюда съезжались ханты для уплаты ясака и для меновой торговли.

Жили ханты в постоянных зимних поселениях, расположенных на берегах рек и озер, в землянках и полуземлянках. Лишь постепенно подземное жилище было вытеснено бревенчатыми избами, но строились они низкими, без фундамента, с плоской крышей, крытой дерном, без потолка, с земляным полом, маленькими окошками, в которые летом вставлялся пузырь, а зимой - льдина. Отапливалось такое жилище чувалом (род камина - открытый очаг, остов и труба которого сплетены из прутьев и обмазаны глиной). Зимой ханты-охотники по месяцу и более жили в лесу в маленьких землянках или избушках, промышляя зверя. В течение весны, лета и осени в зависимости от хода рыбы ханты разъезжались по разным рыболовным угодьям. Здесь они обитали в жердяных шалашах различной формы, крытых берестой или корой деревьев: "А живут в лесах темных над водами; зимние юрты деревянные в землях, аки в погребах, от великих мразов, а летныя юрты имеют в ыных местех над водами великими". Имущество, снасти и орудия лова, запасы рыбы и мяса ханты хранили в свайных амбарчиках.

До прихода русских одежду и обувь ханты шили из рыбьих шкур и мехов. "А одеяние и обувь имеют с рибих кож, с осетров, стерлядей, с налимов, со мней (из семейства налимов. - З. С.) и со всяких птиц; проделывают же те кожи рыбьим жиром, аки рогдугу (замшу. - З. С.) мяхкостию, которые отнюдь дозжа не боятся"14 . С расширением торговых и обменных связей ханты стали шить одежду из тканей. Оленеводство развилось у них сравнительно поздно (не ранее XIV в.). Оно позволило использовать шкуры оленя как для покрытия жилищ (чумов), так и для изготовления одежды и обуви. Древняя хантыйская одежда была распашной (такой до сих пор остается местная женская одежда). Ханты заимствовали у ненцев покрой одежды и меховой обуви из оленьих шкур: малица, совик или гусь, кисы. Если одежда северных хантов имела больше сходства с одеждой ненцев, то у восточных хантов она была ближе к одежде кетов и селькупов, изготовлявшейся из мехов различных пушных зверей и из птичьих шкурок. В одежде южных хантов определенное своеобразие составляют холщовые рубахи, вышитые цветными шерстяными нитками. Часть их изготовлялась из крапивного волокна. Весной и осенью ханты носили суконные малицы, заимствованные в данном виде от коми-зырян, и суконные халаты, украшенные узорами из цветного сукна (на севере) или бисером и бляхами (на юге). Меховую одежду и обувь также украшали цветным сукном и бисером. Одежда из тканей у северных и восточных хантов расшивалась аппликацией из цветной ткани и бисером. Женский костюм дополнялся большими яркими платками с бахромой,


13 "Общественный строй у народов Северной Сибири". М. 1970, стр. 103 - 141.

14 "Сибирские летописи". СПБ. 1907, стр. 378.

стр. 216


бисерными нагрудными украшениями. В юнце XIX в. - XX в. широко распространятся покупная фабричная одежда и обувь, особенно среди мужчин.

До развития оленеводства ханты ездили на собаках ("остяки ездят на псях, впряжены бывают в нарты, на далное расстояние")15 . Такой способ передвижения долго охранялся в районах, где было мало оленей. Впрягал собаку в нарту и охотник. Позднее ханты стали использовать оленей, запрягая их по ненецкому способу. Южные ханты ездили на лошадях. Из их утвари большой интерес представляют изделия из Зересты - различные коробки, миски. Изготовлялись они женщинами из темной бересты, на которой ножом выскребались искусные узоры. Тарелки, коробки из кедрового корня, деревянные ложки плели и вырезали мужчины. Основу пищевого рациона составляли рыба и мясо, добываемое охотниками, а у оленеводов - оленина. Рыба приготовлялась или заготавливалась впрок различными способами: ее солили, вялили, коптили. При заготовке рыбы на зиму ничего не пропадало: даже кости сушили и толкли, чтобы зимой сварить похлебку для собак; из кишок вываривали рыбий жир. Деликатесными блюдами считались строганина (мороженая рыба хороших сортов, которую ели мелко наструганной с солью), варка (рыбья икра, варенная в рыбьем жире), уха, олений язык.

Религиозные представления хантов изучены пока слабо. В основе их религии лежали анимистические и тотемические представления. Для хантов характерны такие формы религии, как промысловый культ, шаманизм, культ фратриальных и семейных покровителей, священных деревьев. Эти формы религии до некоторой степени переплелись с христианскими верованиями. Несмотря на усиленную христианизацию, ханты сохранили свою религию, позаимствовав кое-что из христианства (например, был очень популярен у хантов святой Николай-угодник, его образ до некоторой степени переплелся с образом Мирсусне хума, младшего сына главного божества Торума). Христианство повлияло также на развитие системы многобожия у хантов. Так, понятие о Торуме первоначально было связано с природой (небо, верхний мир). Лишь позднее он стал почитаться как главный бог, который недоступен людям и управляет миром через своих сыновей-помощников. Шаманство у хантов было развито гораздо слабее, чем у других народов Сибири^ Основной функцией шамана являлось лечение и гадание. Гораздо больше было развито у них почитание предков фратрий, а также предков генеалогических групп. Особым почитанием пользовался медведь, предок фратрии Пор. Со временем ему стали поклоняться все ханты. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась "самой сильной". Издавна члены фратрии Пор регулярно в течение семи лет с последующим семилетним перерывом устраивали праздники, которые проходили в центре фратрии, в с. Вежакоры на Оби16 . Кроме того, устраивались торжества по случаю удачной охоты на медведя. С медвежьими праздниками связано и оригинальное драматическое искусство в жанре пантомимы. Положение хантов до революции было крайне тяжелым. Большим бременем для них была уплата ясака. Среди архивных документов встречается немало челобитных, в которых говорится о злоупотреблениях сборщиков ясака и торговцев; содержатся просьбы перенести уплату ясака на следующий год из- за голода и нищеты: "Собирали по 9 соболей с бедных и старых и увечных и разорили вконец". От голода и эпидемий вымирали целые селения. Люди съедали собак ("собаки переели"). Нищета была исключительной: "Ходят зимою и летом в рыбных кожанишках"; обнищали так, что в долг "ничего как прежде не дают"17 . Только установление Советской власти спасло хантов от вымирания. Им, как и другим малым народам Севера, были созданы все условия для развития хозяйства и культуры18 . Большое значение имело образование в 1930 г. Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов, на территории которых проживает большинство хантов. Охотники, рыбаки и оленеводы объединились в колхозы, где они развивали традиционные отрасли хозяйства. Проводилась большая работа по укреплению экономики колхозов, укрупнению специализированных хозяйств: сельскохозяйственных артелей, мясо-молочных и овоще-


15 Там же, стр. 242.

16 В. Н. Чернецов. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. "Congressus Secundus In-ternationalis Fenno-Ugristarum. Helsinki, 23 - 28.VIII.1965". Pars II. Helsinki. [1967].

17 ЦГАДА, ф. 214, ст. 8, лл. 24, 26, 27, 32; ст. 1282, л. 2444.

18 З. П. Соколова. Преобразования в хозяйстве, культуре и быте обских угров. "Советская этнография", 1968, N 5.

стр. 217


водческих совхозов, оленеводческих хозяйств, рыболовецких артелей, рыбокомбинатов и рыбозаводов, а также кооперативных промысловых хозяйств, в которых основное внимание уделяется развитию охоты, звероводства и лесных промыслов.

Одним из главных занятий хантов в наши дни является рыболовство, носящее промышленный характер. Предприятия рыбной промышленности оснащены быстроходным флотом, рефрижераторами, холодильниками. Бригады рыбаков обеспечены новейшими орудиями лова. Большое значение имеет также охотничий промысел. На дальние угодья забрасывают промысловиков на самолетах и вертолетах. На обском Севере вылавливаются ценные сорта рыб, за что он получил название "деликатесного цеха" страны. Тюменская область является одной из ведущих в поставке "мягкого золота" (пушнины), а недавно стала и "третьим Баку" страны. На севере развивается оленеводство, в котором также произошли существенные изменения. Вырос уровень зооветеринарного обслуживания стад, оленеводы получили современную технику (вездеходы, рации). Для завоза продуктов и вывоза мяса и шкур оленей широко применяется авиатранспорт. Несмотря на бурное развитие на тюменском Севере нефтегазовой промышленности, в которую втянулось немало хантов, местное промысловое хозяйство не потеряло своего значения.

Сравнительно недавнее укрупнение хозяйств вызвало большое жилищное строительство на обском Севере. Для населения, прежде всего коренного, были построены типовые благоустроенные поселки. Дома строятся с кухнями, имеют несколько комнат, чего раньше не было. Современные поселки электрифицированы и радиофицированы. Развитие хозяйства, повышение жизненного уровня населения, рост межнациональных связей вызвали новые изменения в социалистической культуре хантов. В ней наблюдается сейчас сочетание традиционных местных элементов с элементами русской культуры сельского и городского типа. Успешно развиваются и сугубо национальные стороны культуры хантов. Наиболее самобытными в этническом отношении остаются северные и восточные районы - Шурышкарский район, Ямало- Ненецкого национального округа, Березовский и Нижне-Вартовский (по верховьям Ваха) районы Ханты-Мансийского национального округа. Здесь наряду с современными видами транспорта все еще можно встретить традиционные лодки-обласа, крытые илимки, лыжи (голицы деревянные или подбитые камусом - шкурой с ноги оленя), оленьи упряжки. 6 одежде традиционные элементы больше всего сохранились у женщин: платья и халаты с аппликацией или расшитые бисером, кожаная и ровдужная обувь с узорами из бисера или разрисованная краской. Впрочем, традиционную зимнюю одежду и обувь (малицы, совики, кисы, чижи, шубы-сахи) продолжают носить и мужчины и женщины: она очень тепла и удобна. Широко используется также покупная одежда и обувь. В пище сочетаются традиционные и новые блюда. По-прежнему популярны варка, строганина, уха местного изготовления, вяленая или сушенная на костре рыба. В то же время вошли в пищевой рацион молоко, каши, супы, пельмени, пироги и прочие блюда русской кухни.

Еще в 1930-е годы для хантов была создана своя письменность. Постоянно растет школьное строительство, с каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения. Среди хантов имеется много специалистов в самых различных областях хозяйства, культуры и науки. Большое развитие получили национальная литература и искусство. Хорошо известны местные писатели и поэты - И. Истомин, М. Шульгин, Р. Ругин, П. Салтыков и другие. В своих произведениях они отражают не только историческое прошлое родного народа, но и насыщенную грандиозными свершениями современную жизнь.

Опубликовано 31 декабря 2016 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ХАНТЫ



Полная версия публикации №1483165906

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ХАНТЫ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU