Полная версия публикации №1484133259

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Ю. А. ФЕДОСЮК, ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 11 января 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1484133259&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Ю. А. ФЕДОСЮК, ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 11 января 2017. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1484133259&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Ю. А. ФЕДОСЮК, ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР / Вопросы истории, № 2, Февраль 1972, C. 207-212.



публикация №1484133259, версия для печати

ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР


Дата публикации: 11 января 2017
Автор: Ю. А. ФЕДОСЮК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1972, C. 207-212
Номер публикации: №1484133259 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Тверской бульвар - старейший из современных московских бульваров. Здесь что ни шаг - история. Разбит он был летом 1796г., руководил его устройством архитектор С. Карин. Засаженный преимущественно липами, бульвар тогда же стал любимым местом прогулок московских бар. Неимущий люд, во всяком случае в разгар гулянья, сюда не допускался. Своим "зеленым клубом" называли бульвар московские дворяне. Здесь происходили встречи знакомых, деловые и любовные свидания, завсегдатаи обменивались новостями, девицы "на выданье" украдкой бросали взоры на фланирующих гусар и молодых чиновников, шептались мамаши, выискивая среди модных вертопрахов женихов для своих дочек. Поэт К. Н. Батюшков писал: "Вот жалкое гульбище для обширного и многолюдного города, какова Москва; но стечение народа, прекрасные утра апрельские и тихие вечера майские привлекают сюда толпы праздных жителей. Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица (сплетница. - Ю. Ф.), и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальних концов Москвы на Тверской бульвар. Какие странные наряды, какие лица"1.

 

Резко изменился бульвар осенью 1812 г.: почти все липы были вырублены на топливо. На фонарных столбах оккупанты вешали москвичей, заподозренных в поджогах. С изгнанием "Великой армии" бульвар являл собой печальное зрелище. Но вскоре он был восстановлен. Здесь появилось множество "утех": фонтаны, мостики, беседки из зелени. Вдоль главной аллеи были водружены бюсты знаменитых людей. Завелась и кондитерская. Слух гуляющих услаждали военный оркестр и хор песенников. В дневные часы оба проезда бульвара заставлялись экипажами. "Здесь ежедневно собирается множество прогуливающихся и иногда так много, что бывает тесно. В некоторых расстояниях поставлены скамейки для отдохновения"2.

 

Хотя в 30-е годы прошлого столетия в Москве появились и другие бульвары, однако Тверской не утратил своей славы. Один из современников писал: "Несмотря на моды, нововведения, новые сады, новые бульвары, Тверской бульвар первенствует перед всеми прочими гуляньями... Тут всегда гуляющие: около двух и трех часов лучшая публика, московская модная молодежь - после обеда, живущие около и еду-

 

 

1 К. Н. Батюшков. Прогулка по Москве. "Очерки московской жизни". М. 1962, стр. 13.

2 "Москва или исторический путеводитель". М. 1831, стр. 89.

 

стр. 207

 

 

щие мимо непременно зайдут пройтиться на Тверской бульвар. При этом надобно признаться, что этот бульвар отделан лучше всех других. Множество цветов, фонтаны, беседки, лужочки, кустики, разбросанные в самом приятном порядке, дают ему преимущества перед другими бульварами"3. Гулянья на Тверском бульваре стали предметом множества эпиграмм и всякого рода стихотворных сатир. В этом жанре пробовал свои силы и 16-летний М. Ю. Лермонтов, описавший "бульварный маскерад" в стихотворении "Булевар". Кстати, добавлять слово "Тверской" в то время не было необходимости: бульваром считался только Тверской, остальные зеленые полосы кольца стали называться бульварами не сразу. И когда Чацкий произносил: "А трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся?" - современники прекрасно понимали, что речь идет о завсегдатаях именно Тверского бульвара.

 

Постепенно публика становится там более разнообразной в сословном отношении. А. С. Пушкин в 1833 г. писал жене из Москвы: "На Тверском бульваре попадаются две-три салопницы, да какой-нибудь студент в очках и фуражке, да князь Шаликов". В. Г. Белинский отмечал, что купцами "кишат даже самые аристократические улицы и места в Москве"4, в том числе и Тверской бульвар. В 1840-х годах некий чванный аристократ брюзгливо осуждал гулянья на московских бульварах: "Кого я встречу на этих гуляниях?.. Двух-трех порядочных людей и целую толпу оборванных мужиков, запачканных прачек"5. Заметно меняется состав гуляющих в 1860-е годы. В одном из писем пензенскому приятелю В. О. Ключевский, в то время московский студент, писал о Тверском бульваре: "Вот как наступит вечер, там музыка около маленького ресторанчика и, братец ты мой, столько прохвостов, что и-и! Здесь царствуют такие патриархальные нравы, что всякую даму встречную, если есть охота, ты можешь без церемоний взять под руку к гулять с ней, толковать обо всем"6.

 

Но это вечером. Днём же бульвар сохранял остатки аристократического лоска. Иначе не заставляли бы трех барышень Щербацких прогуливаться по Тверскому бульвару в сопровождении гувернантки и лакея 7.

 

Поистине "бульварные" нравы Тверского бульвара показал молодой А. П. Чехов в рассказе "75000". Но это уже 1880-е годы. Яркую бытовую зарисовку бульвара на рубеже XIX и XX вв. - со студентами, городовым, проститутками, мастеровыми - дал Л. Андреев в пьесе "Дни нашей жизни". Начало XX в. ознаменовало новый этап и в истории бульвара. 25 февраля 1901 г., во время первой в Москве массовой рабочей демонстрации, на Тверском бульваре появились баррикады. 9 апреля 1905 г. по бульвару "значительной толпой" прошли забастовавшие булочники, 23 октября - печатники 8. В октябрьские дни 1917 г. на Тверском бульваре происходили ожесточенные схватки между белогвардейцами и революционным отрядом двинцев, который продвигался к Никитским воротам.

 

В 1920-е годы в Москве нередко можно было увидеть плакаты с рифмованным призывом: "Все на книжный базар - на Тверской бульвар". Главная аллея в эти дни превращалась в галерею книжных киосков и лотков. Роль продавцов и агитаторов книги добровольно брали на себя многие видные писатели, журналисты, артисты. Книжные базары были одним из немаловажных мероприятий культурной революции... Еще 4 ноября 1923 г. в начале Тверского бульвара был открыт памятник великому русскому естествоиспытателю К. А. Тимирязеву (скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов). Ученый изображен облаченным в мантию доктора Кембриджского университета, почетным членом которого он был. На гранитном пьедестале высечены "кривая физиологии растений", разработанная ученым, и надпись "К. А. Тимирязеву - борцу и мыслителю". В октябре 1941 г. во время фашистской бомбежки памятник был сбит взрывной волной, но в тот же день утвержден на прежнем месте. Сохранились выбоины в нижней части скульптуры - неизгладимые следы нацистского варварства. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны бульвар был перепланирован и благоустроен (архитектор В. И. Долга-

 

 

3 П. Л. Яковлев. Записки москвича. М. 1830, стр. 66 - 67.

4 А. С. Пушкин. Собрание сочинений. Т. XV. М. 1952, стр. 75; В. Г. Белинский. Собрание сочинений. Т. VIII. М. 1955, стр. 401.

5 М. Н. Загоскин. Москва и москвичи. "Очерки московской жизни", стр. 205.

6 В. О. Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М. 1968. стр. 93.

7 Л. Н. Толстой. Собрание сочинений. Т. 7. М. 1948, стр. 24.

8 "1905 год в Москве". М. 1955.

 

стр. 208

 

 

нов): появились новые деревья и нарядные цветники, вдоль центральной аллеи протянулась длинная клумба-рабатка, поставлена узорчатая чугунная ограда (архитектор Г. И. Луцкий).

 

Длина бульвара ныне - около 857 м, ширина в разных местах - 60 - 80 метров. Состоит он из главной аллеи и менее оживленной, боковой. Среди многих старинных лип, кленов, вязов выделяется стоящий напротив дома N 14 дуб, которому свыше 200 лет. Его высота - более 20 м, окружность ствола - около 3 метров. Дуб старше бульвара, он рос возле городского вала и был включен в ансамбль бульвара при его разбивке. В конце бульвара с 1880 г. по 1950 г. стоял памятник А. С. Пушкину архитектора А. М. Опекушина. Сейчас на этом месте - красивая площадка с цветниками, окаймленная гранитными стенками и украшенная вазонами и светильниками.

 

Перейдем теперь к домам, которые смотрят на бульвар. Дом N 1 по левому внешнему проезду от Никитских ворот построен в 1949 г. для военнослужащих архитекторами К. Д. Кисловой и Н. Н. Селивановым. Это - строгое монументальное строение. Соседний дом появился в 1877 г. (архитектор П. С. Кампиони). До 1915 г. здесь помещались меблированные комнаты. Затем это здание перестраивается под Румянцевскую гимназию, его фасад оформляется под стиль "неоампир". После Октябрьской революции гимназия была преобразована в среднюю школу, существующую по сей день. Владение N 5 состоит из двух домов. Левый появился около 1850 г.; правый, угловой, построен в 1879 г. по проекту архитектора В. П. Загорского. Дом N 7 принадлежал домовладельцам Романовым. Возводился он в 1882 г., а в 1893 г. надстраивался четвертым этажом; со стороны Бронной улицы к нему была сделана пристройка с залом, который сдавался под концерты и театральные представления разным труппам. Сейчас здесь дает спектакли Московский драматический театр - театр на Бронной. В меблированных комнатах дома Романовых жили чиновники, врачи, артисты, музыканты. В 1890-х годах здесь снимал квартиру композитор В. С. Калинников, в 1900-х - известный художественный критик С. Н. Кругликов. В 1905 г. в квартире дантиста (первый подъезд от угла) В. Н. Данишевского помещался перевязочный пункт для рабочих-дружинников. 14 декабря эта квартира была разрушена дубасовскон артиллерией. 31 октября 1917 г. красногвардейцы со второго этажа этого здания обстреливали из пулемета позиции белогвардейцев у Никитских ворот. Внушительного вида доходный дом N 9 выстроен около 1910 г. архитектором И. Г. Кондратенко для одного из богатейших московских домовладельцев Коровина. Гранитная мемориальная доска напоминает, что здесь с 1919 г. по 1933 г. жил старейшин деятель Коммунистической партии И. А. Пятницкий. В доме N 11 с 1889 по 1928 г. жила великая русская драматическая актриса М. Н. Ермолова, первая народная артистка республики. История этого здания такова: в 1830-х годах действительный статский советник Звягинцев построил двухэтажный дом с мезонином и флигелем слева. В 1843 г. владелец расширил мезонин в сплошной третий этаж и украсил центр фасада "фонарем" (выступом). В 1873 г. новый владелец инженер-капитан Ромейко построил дом во дворе (там сейчас больница), у флигеля появился балкон, сам же флигель был связан с домом переходом. В 1875 г. флигель надстраивается третьим этажом. В 1889 г. здание приобрел муж Ермоловой адвокат Шубинский. В 1913 г. он сменил деревянный "фонарь" на каменный. 14 июня 1920 г. Моссовет предоставляет дом в пожизненное пользование М. Н. Ермоловой. Кабинет ее помещался на втором этаже за фиолетовыми стеклами. 15 мая 1970 г. в доме открывается мемориальный музей актрисы. При ее жизни здесь часто бывали А. И. Южин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, Ф. И. Шаляпин. В 1920-е годы в этом доме снимал квартиру народный артист СССР Ю. М. Юрьев.

 

Соседний дом, N 13, в плане имеет конфигурацию буквы П. Три этажа центральной его части составляли барский особняк начала прошлого века. Принадлежал он родственнику А. И. Герцена, богатому сановнику Д. П. Голохвастову, о котором подробно рассказывается в "Былом и думах". Фасад был украшен пышным четырехколонным портиком, по бокам шли длинные флигели, в 1885 г. они были соединены с главным зданием. В 1874 г. дом купил банкир С. С. Поляков и перестроил его под банк. После 1917 г. здание переходит в ведение Наркомата военно-морского флота, затем здесь размещается Управление милиции, а с 1923 г. - часть Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1930-х годах дом был занят Промбанком, затем Стройбанком, причем в 1951 - 1952 гг. зда-

 

стр. 209

 

 

ние перестроили. Под N 15 значатся два очень похожих друг на друга двухэтажных дома с балконами. В 1894 г. это владение прибрал к рукам банкир Л. С. Поляков. К 1917 г. оба здания принадлежали Ярославско-Костромскому банку, главными заправилами которого были миллионеры братья Поляковы. В правом здании одно из помещений с 1909 г. по 1918 г. арендовало "Товарищество Гранат", издававшее известную энциклопедию, для которой В. И. Ленин написал статью "Маркс".

 

Немало легенд окружает владение N 17. В начале прошлого века оно принадлежало богачу майору Осташевскому, жил он в двухэтажном доме в глубине двора. Перед фасадом здания владелец разбил огромный сад с прудом, куда приезжала веселиться московская знать. На пруду устраивались лодочные катания и фейерверки. В этот сад забрел как-то в детстве Лев Толстой с братьями, о чем со слов самого Л. Н. Толстого писал его биограф П. И. Бирюков: "Сад показался им необыкновенной красоты. Там были пруд с лодками, флагами, цветы, мостики, дорожки, беседки и т. д."9. В 1840-х годах владение перешло к генералу Лукашу, больной жене которого врачи рекомендовали жить в открытой беседке, специально построенной напротив дома. Однако, по преданию, она все же умудрилась умереть от угара. Затем усадьба переходит к богатой чудачке, экспансивной В. П. Пуколовой-Крекшиной. Дом Осташевского ей не понравился, и в 1864 г. она построила на том же участке трехэтажный дом, выходящий и ныне фасадом на бульвар. Фасад был щедро украшен колоннами, орнаментом, скульптурами и прочей лепниной. Говорили, что это была копия парижского дома Пуколовой. Здание построили, но Пуколова в нем жить отказалась и переселилась в дом на Поварской (ул. Воровского). Здание же на бульваре она сдавала под выставки и собрания. Здесь в 1867 - 1869 гг. собирался клуб московской художественной интеллигенции - "Артистический кружок", членами которого были А. Н. Островский, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский и другие. В этом же доме впервые была показана москвичам специально привезенная из Петербурга картина К. Д. Флавицкого "Княжна Тараканова".

 

В 1870-х годах артистка А. Воронова строит на бульваре двухэтажный (со двора - трехэтажный) дом N 19 (архитектор А. А. Мартынов), квартиры которого сдает внаем. В 1890-х годах одну из них снимал выдающийся русский хирург Н. В. Склифосовский. Накануне Октябрьской революции дом принадлежал князьям Святополк-Мирским. В 1939 г. он был надстроен тремя этажами и заново архитектурно оформлен. Далее следует Богословский переулок, который назван по стоящей рядом церкви Иоанна Богослова, построенной в 1666 году. Она упоминается в старой студенческой песенке:

 
  
 От зари до зари, 
 Лишь зажгут фонари, 
 Вереницей студенты шатаются. 
 А Иван Богослов, 
 На них глядя, без слов 
 С колокольни своей улыбается. 
 
 
 
 
 
 

Дом N 23 - известный москвичам Драматический театр имени А. С Пушкина. В начале XIX в. это был ампирный особняк генерала Мамонова. Незадолго до революции он стал собственностью трех братьев Паршиных, унаследовавших от отца-коммерсанта дом и капиталы. В доме помещались бухгалтерские курсы и воинское присутствие. Молодой режиссер А. Я. Таиров уговорил Паршиных перестроить особняк в театр, который арендовал для своей труппы. 12 декабря 1914 г. представлением древнеиндийской драмы "Сакунтала" открылся новый театр, названный "Камерным". Однако духовные власти разыскали средневековый закон, запрещавший устройство "увеселительных мест" на близком расстоянии от храмов божьих, и потребовали прекращения спектаклей. С большим трудом удалось добиться снятия запрета. В 1930 г. здание было расширено. Театр, труппу которого украшала замечательная актриса А. Г. Коонен, прославился такими постановками, как "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, "Госпожа Бовари" по роману Флобера, и рядом других. С 1950 г. спектаклем "Из искры" Ш. Дадиани в том же помещении начал свою работу Театр имени А. С. Пушкина.

 

Соседнее двухэтажное здание с балконом перестроено из старых флигелей в 1882 г. архитектором А. С. Каминским, Флигели эти входили в большое владение N 25, принадлежавшее в начале прошлого века И. А. Яковлеву, отцу А. И. Герцена. В главном корпусе за садом в 1812 г. родился великий революционный писатель-

 

 

9 Цит. по: Н. Родионов. Л. Н. Толстой в Москве. М. 1958, стр. 7 - 8.

 

стр. 210

 

 

демократ, поэтому здание по праву называют Домом Герцена. Этот корпус сохранился еще с екатерининских времен. Герцен посвятил дому и его обитателям немало волнующих страниц "Былого и дум". В 1840-х годах здесь поселился известный своим литературным салоном Д. Н. Свербеев, у которого бывали Н. В. Гоголь, К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, М. С. Щепкин. Попав позднее в купеческие руки, дом подвергся некоторой перестройке. В 1920 г. он был передан писательским организациям и становится одним из литературных центров страны. Здесь выступали с чтением своих стихов С. А. Есенин и В. В. Маяковский, а в 1928 г., после приезда из Италии, А. М. Горький встречался в Доме Герцена с писательской общественностью. Во флигелях жили С. Н. Сергеев-Ценский, Вс. Иванов, А. Платонов. В 1934 г. в Доме Герцена открывается Литературный институт имени А. М. Горького. В правом флигеле помещается редакция журнала "Знамя". В 1920 г. на воротном столбе усадьбы был установлен барельефный портрет А. И. Герцена (скульптор Н. А. Андреев). В 1959 г. перед домом открыт памятник Герцену (скульптор М. И. Мильбергер).

 

Двухэтажный дом N 27, построенный в 1872 г., вошел в историю революционного движения. В 1874 - 1875 гг. представитель революционного народничества И. Мышкин вместе с книготорговцем Вильде устроили здесь типографию, где наряду с легальными изданиями печаталась литература, содержавшая призывы к свержению самодержавия. Дом выходит на Сытинский переулок, названный так по фамилии землевладельца 1740-х годов капрала Сытина. Напротив, под N 29 стоит двухэтажный дом, построенный в конце XVIII века. Той же давности - скромный двухэтажный особняк N 31 с воротной аркой посредине. Владение N 33 состоит из двух зданий, в основе своей сохранившихся с начала XIX в., и известно москвичам-старожилам как один из первых кинотеатров. Открылся он в 1909 г. и носил характерное название "Великий немой". Когда "великий немой" заговорил, маленький кинотеатрик специализировался на показе хроникально-документальных фильмов и стал называться "Новости дня". В 1964 г. он был закрыт. Дом N 35 получил свой современный облик лет сто тому назад, но год его рождения теряется в XVII веке. Двухэтажно каменное здание стояло здесь еще до пожара 1812 года. Действующая в нем ныне аптека открылась в начале 1870-х годов. В конце прошлого века на крыше со стороны площади появилась застекленная надстройка - фотоателье.

 

Вернемся теперь к началу бульвара и перейдем к домам, выходящим на правый его проезд. Участок, где стояли дома под NN 2 - 4, в 1967 г. был расчищен от малоценных строений; здесь вырастет многоэтажное здание ТАСС. Массивный дом N 6 (архитектор А. Ф. Мейснер) принадлежал Ярославской мануфактуре, использовавшей его под квартиры. В октябрьские дни 1917 г. он запылал от артиллерийского обстрела, осталась одна коробка. К 1925 г. дом был полностью восстановлен. Доходные дома NN 8 и 10 построены незадолго до первой мировой войны. В последнем много лет помещается ТАСС.

 

Дом N 12 построен в 1891 г. для Нижегородско-Самарского банка К. М. Быковским - типичное учрежденческое, деловое здание тех лет. В 1920-х годах в нем помещалось Таможенное управление, сейчас его тоже занимает ТАСС. Два верхних этажа возведены в советское время. Соседнее владение (N 14) - остатки барской усадьбы, принадлежавшей в 1824 г. генералу Мосолову. В главном, трехэтажном корпусе и двух весьма заурядной архитектуры домах, выходящих на проезд, мало что сохранилось от изящного ампирного особняка, окруженного уютными флигельками. Попав в купеческие руки, дом в прошлом веке подвергался неоднократным перестройкам. Свыше 150 лет насчитывает и дом N 16. В 1840-х годах, когда он сдавался под квартиры, здесь жил студент Московского университета Б. Н. Чичерин, в дальнейшем известный историк-юрист и публицист. Он описывает этот дом и собрания в нем в своих воспоминаниях "Москва сороковых годов". Двухэтажный дом N 18 стоит с пушкинских времен, но в 1900-х годах был радикально перестроен архитектором Ф. О. Шехтелем во вкусе заказчиков - водочных заводчиков Смирновых, после чего стал типичным образцом упадочного стиля "модерн". В больших залах смирновского особняка часто устраивались выставки и собрания. И. Е. Репин энергично протестовал против организации выставок работ художников-реалистов именно в этом здании, стиль которого вызывающе противоречил демократическому направлению в искусстве. От Смирновых в 1912 г. дом переходит к графам Кутайсовым -

 

стр. 211

 

 

потомкам личного парикмахера Павла I. В октябре 1917 г. особняк был занят белыми, обстреливавшими отсюда красногвардейцев, продвигавшихся к Никитским воротам В первые годы Советской власти здесь помещался Московский Революционный трибунал.

 

На двухэтажном доме N 20, хорошо сохранившемся с конца XVIII в., прикреплена мемориальная доска с надписью: "Здесь во время октябрьских боев 1917 года при взятии дома градоначальника героически погибли члены Союза рабочей молодежи товарищи Жебрунов и Барболин". Здание градоначальства - главного управления московской полиции, за которое в 1917 г. шли кровопролитные бои, находилось на участке N 22; старинный дом, стоявший на линии проезда, был снесен в 1937 году. Сейчас здесь строится новое здание МХАТ с зрительным залом на 1 600 мест (авторский коллектив под руководством архитектора В. С. Кубасова).

 

Изящные, преисполненные гармонии дома N 24 и 26 уцелели с конца XVIII века. Являя собой отличные образцы архитектуры русского классицизма, они дают хорошее представление о первоначальной застройке бульвара. В 1830 - 1831 гг. оба здания принадлежали отставному вельможе И. Н. Римскому-Корсакову, одному из фаворитов Екатерины II. Живо интересовавшийся русской стариной, А. С. Пушкин часто посещал дряхлого царедворца, чтобы послушать его рассказы о быте и нравах двора императрицы. Последним владельцем дома N 24 был участник убийства Распутина князь Ф. Юсупов. А дом N 26 принадлежал распутинскому дружку, известному авантюристу и спекулянту Д. Рубинштейну. Проезд заканчивается домом N 28, построенным архитектором А. Г. Мордвиновым в 1939 году. Другой фасад этого здания выходит на улицу Горького. Здесь со стороны бульвара находилась мастерская народного художника СССР С. Т. Конёнкова. В угловом эркере дома, на четвертом этаже расположена музей-квартира народного артиста СССР А. Б. Гольденвейзера - замечательного пианиста и музыкального педагога, друга Л. Н. Толстого.

Опубликовано 11 января 2017 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР



Полная версия публикации №1484133259

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU