Полная версия публикации №1520340395

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Э. В. Шавкунов, ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 марта 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1520340395&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Э. В. Шавкунов, ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 марта 2018. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1520340395&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.04.2024).



публикация №1520340395, версия для печати

ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА


Дата публикации: 06 марта 2018
Автор: Э. В. Шавкунов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1520340395 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Одним из интересных периодов истории Приморского края является время существования созданной местным тунгусоязычным этносом "Золотой" империи (1115 - 1234 гг.). Этот этнос известен под названием чжурчжэней, что в переводе со старомонгольского означает "упрямые", "непокорные". В X - XI вв. чжурчжэни находились в зависимости от киданей - племен монгольской группы, которым оказывали упорное сопротивление. Длившаяся почти два столетия борьба чжурчжэней против киданьского владычества завершилась сперва образованием "Золотой" империи, а затем и уничтожением в 1125 г. киданьского государства Ляо. Потом чжурчжэни направили оружие против китайской империи Сун.

Жившие в Приморье родственные чжурчжэням племена не сразу попали в состав "Золотой" империи. Это объясняется относительной труднодоступностью поросших глухой тайгою мест их обитания, в связи с чем за ними закрепилось название "удигэ", т. е. "жители захолустья". От удигэ ведут происхождение современные удэгейцы, живущие на севере Приморского и на юге Хабаровского краев.

"Золотая" империя была разгромлена монголами в 1234 году. Несколькими месяцами раньше они захватили Приморье, встретив упорное сопротивление удигэ. В отместку монголы подвергли взятые ими приступом селения сожжению, а их жителей - поголовному истреблению. Смерти избежали лишь те, кто успел уйти в тайгу. Скрываясь от монголов, удигэ часто меняли стойбища, кочуя с места на место и добывая пропитание охотой, рыбной ловлей и сбором дикорастущих растений. В подобных условиях удигэ не могли, как прежде, заниматься земледелием, животноводством, тем более ремеслами. В результате к концу XIII в. они оказались отброшенными в своем развитии чуть ли не до уровня раннего железного века. За это время разрушенные и сожженные монголами селения удигэ покрылись буйными зарослями, а по прошествии еще нескольких столетий их остатки были погребены под толстым слоем образовавшейся на месте пожарищ почвы, скрывшей тайну того, что представляли собой древние городища.

Благодаря многолетним усилиям сотрудников Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра (ДВНЦ) АН СССР удалось собрать богатейший материал, позволяющий во многих отношениях по-иному взглянуть на события, имевшие место на востоке Азиатского материка в раннее средневековье и предшествующие эпохи. Археологи открыли ряд уникальных памятников. Одно из первых мест принадлежит находящемуся на юге Приморского края Шайгинскому городищу. Его раскопки ведутся с 1963 года. Здесь вскрыты и изучены остатки более 200 усадеб, включавших в себя жилые и хозяйственные сооружения, далее остатки 7 металлолитейных и металлообрабатывающих мастерских, отдельные участки древних улиц, несколько хранилищ, где содержался сдаваемый в аренду малоимущим слоям населения сельскохозяйственный инвентарь, а также орудия ремесленников и оружие. Это городище, крупный ремесленный центр на востоке "Золотой" империи, в конце 1233 г. было взято монголами штурмом после непродолжительной осады и сожжено, чем и объясняется наличие в жилищах целых изделий из камня, стекла и металлов.

Одной из таких находок является обнаруженная во время раскопок серебряная продолговато- овальной формы массивная пластина 1 толщиною 0,3 см, шириною 6,5 см, длиною 22,2 см и весом около 384 граммов. В верхней ее части имеется круглое отверстие диаметром 1,2 см, края которого окантованы полым внутри валиком. Одна из сторон - гладкая; на другой видна вертикальная надпись, знаки которой выполнены техникой чеканки в виде двойной пунктирной линии. Заключенное внутри, пунктирных линий пространство знаков покрыто тонкой позолотой. В надписи - 6 знаков т. н. большого чжурчжэньского письма. Первый знак расположен непосредственно под отверстием и, судя по всему, представляет собой скорописный вариант написания "мингань" (тысяча). Остальные 5 читаются как "гурун ни хагда хун" ("государственное


1 Шавкунов Э. В. Работа Шайгинского отряда. В кн.: Археологические открытия 1976 года. М. 1977; Шавкунов Э. В., Певнов А. М., Ивлиев А. Л. Серебряная верительная пластина чжурчжэней с Шайгинского городища. В кн.: Археологические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР Владивосток. 1978

стр. 187


свидетельство, иначе - поручительство, доверенность, удостоверение).

Это соответствует назначению, которое имела бирка как документ, удостоверяющий личность, действующую от имени и по поручению государя либо государства. Если предположение относительно первого знака верно, то весь текст можно перевести следующим образом: "Тысяча. Государственное свидетельство". Обращает на себя внимание необычность компоновки знаков. В известных прежде чжурчжэньских текстах "большого письма" знаки расположены последовательно один под другим наподобие китайских иероглифов. А здесь силлабические знаки скомпонованы в одно слово. Это более прогрессивная форма письма, поскольку позволяет избежать ошибочного чтения текста и дает возможность определить, какие знаки относятся к одному слову, а какие - к другому.

Внешне шайгинская пластина идентична монгольским серебряным биркам, или ярлыкам, более известным в литературе под названием "пайцза", в меньшей степени - под древнерусским словом "дшитца" (дощечка). На территории СССР к настоящему времени обнаружено 7 монгольских серебряных пайцз 2 . Шайгинская же находка является первой известной науке чжурчжэньской серебряной пайцзой, верительной биркой.

Пока трудно сказать, где и когда впервые появились верительные бирки, которыми идентифицируются наделенные особыми полномочиями личности. Известно, что подобные бирки имели широкое распространение в чжоуском Китае (XII - III вв. до н. э.) 3 . Издревле они были знакомы монголоязычным ухуаням: "Если старейшине нужно призвать кого, то для верности употребляет вырезанный деревянный жеребеек (бирка), и хотя букв на нем нет, со всем тем никто в общине не смеет ослушаться" 4 .

В соседнем с Приморьем Китае употреблялись вырезанные из бамбука и расколотые на две половинки бирки "фу" и "цзе". Цзе чаще представляли собой изображения фигурок тигра или рыбы, реже - человека или дракона. Впоследствии их отливали из металла, и вскоре они вытеснили фу, от которых сохранился лишь термин. Система использования цзе заключалась в том, что одна из половинок выдавалась назначаемым на периферию начальникам, а другая оставалась в императорской казне. В случае необходимости передачи секретного приказа периферийному начальству правительство снаряжало посыльного, которому выдавалась другая половина цзе. Когда посыльный достигал места назначения, он предъявлял свою половину. Если она совмещалась с местной половиной, это означало, что стороны могут доверять друг другу. Таким же образом прежде применялись вырезанные из дерева фу, расколотые на продольные половины. Иногда в качестве верительных бирок использовались разбитые надвое изделия, например, бронзовые зеркала.

Система фу - цзе была рассчитана на разовую встречу между определенными лицами. Поскольку возникала необходимость встречи одного человека со многими, в Китае VII - X вв. вводятся в употребление серебряные пайцзы в виде пластин с выгравированным на них текстом. Эта система заимствована танским Китаем у соседних тюркских и монгольских народов, где она имела распространение со времени ухуаней если не раньше.

Сходная с ухуаньской система пайцз существовала и у чжурчжэней. У них, как сообщают источники 5 , первоначально каждый вождь выдавал своим гонцам вырезанные из дерева верительные дощечки. Затем при Ингэ (1094 - 1105 гг.) их выдача стала прерогативой центральных органов власти. При императоре Агуде с 1116 г. был налажен выпуск золотых пайцз, чуть позже - серебряных и деревянных. Золотые выдавались десятитысячникам, серебряные - тысячникам, деревянные - низшим военным чинам. Вначале пластины являлись мандатом на командирскую должность, на которую лица простого происхождения назначались в качестве награды за заслуги. "Так было до того времени, пока в 3-м месяце 1145 г. не были вылущены новые серебряные и золотые пластины" 6 . Но в источнике нет сведений о том, чем была вызвана необходимость нового выпуска пластин и повлекло ли это за собой какие-нибудь изменения в системе их использования.


2 Мальм В. А. Пайцза из Симферопольского клада. В кн.: Средневековая Русь. М. 1976, с. 71 - 74.

3 Кычанов Е. И. Тангутские пайцзы. В кн.: Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск. 1974, с. 266.

4 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л. 1950, с. 142- 143.

5 Цзинь ши (История царства Цзинь). Т. 1. Тайбэй. 1970, с. 433. =

6 Там же, с. 25 (3).

стр. 188


Нам неизвестны также характер и содержание текстов на серебряных и золотых пластинах. Это, по- видимому, следует объяснить тем, что надписи были сделаны знаками неизвестной китайскому автору "Цзинь ши" киданьской и чжурчжэньской письменности. А о том, что дело обстояло именно так, свидетельствуют как шайгинская пайцза, так и сообщение о том, что в 9-м месяце 1138 г. чжурчжэньский император Хэла распорядился, чтобы лица различного происхождения при назначении на должность получали грамоты, написанные на их языках. Поскольку основная масса военачальников состояла у чжурчжэней из самих чжурчжэней либо из бывших киданьских полководцев, то подавляющее большинство грамот, а по аналогии с ними и верительных пластан должно было иметь надписи на чжурчжэньском и киданьском языках. Так как у чжурчжэней к 1116 г. еще не было собственной письменности, то их пластины содержали киданьский текст.

Что касается датировки шайгинской пайцзы, то она была изготовлена в 1145 году. В пользу этой датировки говорит то обстоятельство, что на золотых и серебряных пластинах первого выпуска (1116 г.) не могло быть текста на чжурчжэньском языке: ведь "большая чжурчжэньская письменность" была изобретена в 1119 г., "малая" - в 1138г., так что тексты на чжурчжэньском языке могли иметь золотые и серебряные пластины лишь второго (последнего) выпуска, т. е. 1145 года. У чжурчжэней серебряные пайцзы выдавались лицам, под началом которых находилась 1 тыс. хозяйственных дворов. Это означает, что в Шайгинском городище могло быть не менее 1 тыс. дворов, т. е. несколько тысяч душ жителей. Таким образом, речь идет о большом и многолюдном для того времени поселении.

 

Опубликовано 06 марта 2018 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА



Полная версия публикации №1520340395

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ШАЙГИНСКАЯ ПАЙЦЗА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU