Рейтинг
Порталус

СВЕНТОВИТ («святой, священный»)

Дата публикации: 02 декабря 2008
Автор(ы): Мифологический Словарь
Публикатор: maxim7
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1228191720


Мифологический Словарь, (c)


Свеновит в западнославянской мифологии «бог богов», упоминаемый Гельмольдом и Саксоном Грамматиком (12 в.).



С.— высший бог, связан с войной и победами; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья. Культовый центр С.— четырёхстолпный храм в балтийско-славянском городке Аркона. Символический цвет С.— красный: его храм был увенчан красной кровлей, в капище был пурпурный занавес, в сундуках — множество пурпурных одежд.



Белый священный конь при храме Свентовита после ночи оказывался покрытым грязью: верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. При гаданиях коня подводили к трём рядам копий, и если он спотыкался на левую ногу, это считалось дурным предзнаменованием, если же ступал с правой ноги — добрым. Ответы оракула С. считались наиболее весомыми.



Идол С. имел четыре головы, расположенные справа, спереди и сзади (это описание сопоставляется с четырёхглавым Збручским идолом), что позволяет соотнести Свентовита и его четырёхстолпный храм с четырёхчленной (север — юг — запад—восток) моделью мира в славянской мифологии.



Четырёхчленность С. находит многочисленные параллели в других традициях с четырёхглавыми божествами или четвёрками богов, охранителей стран света. Имя С, очевидно, представляет собой эпитет. Есть основания думать о глубинной первоначальной связи С. с громовержцем (см. Перун), в образе которого особенно подчёркнута воинская функция (эпитет «святой» относится, в частности, к балт. Перкунасу).

Опубликовано на Порталусе 02 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): СЛАВЯНСКАЯ И РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама