Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 26.09.18


ДИВ, дива

Дата публикации: 09 декабря 2008
Автор: Мифологический Словарь
Публикатор: maxim7
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1228772283 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мифологический Словарь , (c)

найти другие работы автора





ДИВ, дива



в восточнославянской мифологии демонический персонаж.



Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz, diva zena, польск. dzivozona; серболужицк. dziwja zona, dziwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда» с ДРУГ0И стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий — «дикий», старое лав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш, dieva zuosis, «дикий гусь» — первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское Ми-«бог» в siunas huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели — ESda Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся».



Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва (см. Дэвы).



В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bha-ga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaos, «сверзился с неба») и древнегреческом (SumETTjc;, «сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т.п.).

Опубликовано 09 декабря 2008 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...