Рейтинг
Порталус

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА О РУССКОМ ИСКУССТВЕ

Дата публикации: 08 ноября 2015
Автор(ы): Н. Воронин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Исторический журнал, № 1-2, Февраль 1945, C. 90-92
Номер публикации: №1446983760


Н. Воронин, (c)

События Великой отечественной войны, чудовищные акты вандализма озверелого врага по отношению к сокровищам русской национальной культуры и искусства обострили интерес широких слоев нашего народа к своему прошлому, к его замечательные деятелям и памятникам. Поэтому более чем своевременна попытка ряда издательств удовлетворить этот интерес изданием соответствующей массовой литературы.

 

Маленькая брошюра Н. Гиляровской "Храм Василия Блаженного на. Красной площади в Москве" (изд-во "Искусство". Серия "Массовая библиотека". М. и Л. 1943.

 
стр. 90

 

12 стр. + 8 иллюстраций. Тираж - 10 тыс. Ц. 1 руб.) представляется, на наш взгляд, наименее удачной среди этих изданий. Из 12 страниц текста много места занимает история казашкото повода и взятия Казани. Собственно художественный анализ памятника очень слаб и не раскрывает особенностей его стиля, значения и смысла исключительно пышной внешней обработки храма и т. д. Не сказано и о связи его форм с ансамблем старой Москвы и Кремлём, о первоначальной красно-белой гамме здания и его последующей раскраске и ряде других существенных для характеристики памятника моментов. Вызывает сомнение местами несколько манерный и нарочитый язык автора. Однако при всём этом выход этой скромной брошюры о выдающемся памятнике русского искусства, - несомненно, факт положительный.

 

В той же серии "Массовой библиотеки" издан очерк проф. М. Алпатова "Андрей Рублёв" (изд-во "Искусство". М. и Л. 1943 24 стр. - 7иллюстраций. Тираж - 15 тыс. Ц. 1 руб.). Автор живо и увлекательно излагает скудные биографические данные о великом живописце, дополняя их рядом правдоподобных домыслов и включая в биографическую ткань рассказа характеристики важнейших произведений мастера, К сожалению, автор оставил без упоминания превосходные памятники, до сих пор связываемые с именем Рублёва, как например иконы древнего иконостаса владимирского Успенского собора, Денсус из Звенигородского собора и фрагменты его фресковой росписи. Наряду с очень выразительной характеристикой Феофана Грека " его роли в формирования художественного мировоззрения Рублёва автор мало говорит о значении русской монументальной и станковой живописи XII - XIV вв., связь с которой искусства Рублёва может быть показана не менее убедительно. Это- сопоставление позволило бы осветить творчество Рублёва и как органический итог" предшествующих художественных достижений русской живописи и как гениальное прозрение его будущих путей. Представляет большой интерес стремление автора раскрыть философское содержание произведений Рублёва и показать его в связи с эпохой раннего русского Возрождения. Это делает прекрасно написанный очерк особенно свежим.

 

Того же, биографического типа изданная "Молодой гвардией" брошюра М. Ильина "Матвей Фёдорович Казаков" (серия "Великие русские люди". М. 1944. 56 стр. Тираж - 25 тыс. Ц. 1 руб.). Но здесь автор Едет по иному, трудному и опасному пути: он перелагает (и с успехом) научные факты на язык живого беллетристического рассказа. Картины детства и воспитания Казакова написаны с хорошим знанием и чутьём эпохи. В результате читатель имеет увлекательную, запоминающуюся, живую биографию мастера и историю его творчества. Язик очерка прост я ясен, что также можно поставить в заслугу автору. Нужно пожалеть, что книжка лишена иллюстраций, которые помогли бы читателю в усвоении иногда импрессионистски беглых характеристик произведений Казакова.

 

Хорошую книжку архитектора-художника Я. О. Рубанчика "Невский проспект" выпустило в 1944 г. издательство "Искусство" (серия "Архитектурные ансамбли Ленинграда". Союз советских архитекторов. 34 стр. + 13 иллюстраций. Тираж - 3200. Ц. 6 руб.). Изящно оформленная заставками работы автора, брошюра читается с неослабевающим интересом и обогащает читателя многообразными сведениями об истории и, памятниках главной улицы великого города, Автор как бы непринуждённо беседует с читателем, ведя его от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре, умело и тонко рисуя облик примечательных зданий, рассказывая историю домов, храмов и улиц, связанных с выдающимися зодчими, писателями, общественными деятелями прошлого. Казалось бы, что тема маленькая - об одной улице Ленинграда, - но она перерастает в значительный историко-культурный очерк, органично и закономерно приводящий к заключительным страницам брошюры о Ленинграде в дни Великой отечественной войны, к ясному и единственному выводу о ковавшихся веками основаниях непобедимости города Петра I, Пушкина и Ленина. Книжка о Невском проспекте может служить хорошим образцом научно- популярной пропаганды наших художественных сокровищ.

 

В 1944 г. вышло три выпуска предпринятой Всесоюзной академией архитектуры серии "Сокровища русского зодчества" (под общей редакцией акад. В. А. Веснина). Это ряд небольших, обильно иллюстрированных "карманных" брошюр, посвящённых отдельным выдающимся памятникам ил" архитектурным ансамблям.

 

Очерк "Коломенское" (М. 30 стр.+30 иллюстраций. Тираж - 2 тыс. Ц. 5 руб.) написан молодым исследователем В. Подключниковым. Автор даёт достаточно подробную характеристику знаменитого подмосковного ансамбля, сосредоточивая, естественно, главное внимание на храме Вознесения. Выразительна характеристика конструктивных особенностей памятника, свидетельствующих о самостоятельности и высоком уровне русской строительной культуры XVI зека. Напротив, церковь в Дьякове, являющаяся не менее замечательным произведением, охарактеризована очень кратко. Автор не указывает, что храм строился как памятник венчания Иоанна IV на царство, и не освещает связанной с этим двойственности образа храма, в котором пять "столпов" неожиданно завершаются не шатрами, а куполами, напоминая об официальной церемонности пятиглавых соборов. Совсем не освещена соседняя с церковью Вознесения замечательная Георгиевская церковь "под Звоном", открытая в составе новой колокольни советскими реставраторами. В историческом очерке допущена досадная традиционная ошибка: постройка первого храма в Коломенском приписывается Дмитрию Донскому, тогда как в источниках речь

 
стр. 91

 

идет о городе Коломне, а не о селе Коломенском.

 

Очерк "Останкино" (30 стр. + 31 иллюстрация. Тираж - 5 тыс. Ц. 5 руб.) написан директорам Останкинского музея К. А. Соловьёвым в стиле обстоятельного путеводителя. Автор рассказывает историю этой подмосковной усадьбы XVII в., описывает сохранившийся от этой эпох" храм - замечательное произведшие русского зодчего Павла Потехина, а затем сосредоточивает внимание читателя на великолепном дворце графа Шереметева. Автор очень продуманно построял текст и подбор иллюстраций, так, что читатель не только "видит" почта каждый уголок дворца и поразительные произведения крепостных декораторов и художников, но и знакомится с бытом эпохи. Особенно интересны страницы, посвящённые знаменитому театру дворца, его архитектуре, технике, характеру эре лиш. Книжка К. А. Соловьёва представляет большой интерес не только для архитектурой или читателя, интересующегося архитектурой, - она дает много исторического и историко-культурного материала, чрезвычайно полезного для педагогов, лекторов и музейных работников.

 

Живо и образно написанный проф. Д. Аркиным очерк "Монументальная скульптура Ленинграда" (42 стр.+35 иллюстраций, Тираж - 5 тыс. Ц. 5 руб.) посвящён важнейшим произведеним пластики классического Петербурга - памятникам выдающихся исторических личностей, декоративно- монументальным статуям и скульптурным элементам архитектурных произведений. Автор ярко характеризует мир идей и эстетику эпохи русского классицизма с его героикой и широтой художественных замыслов. Анализ отдельных памятников убедительно раскрывает и особенности их художественного языка и своеобразное содержание каждого из них. Особенно хороши страницы, посвящённые "Медному всаднику", скульптурам Адмиралтейства; они написаны с большим подъёмом и остротой. Эта тема до сих пор не получала такого сжатого и в то же время широкого освещения, поэтому данный выпуск рецензируемой серии является особенно ценным.

 

Текст данных выпусков серии, в научном отношении гораздо выше текста изданных ранее Академией больших альбомов - "Коломенское", "Покров на Нерли". Нужно пожелать скорейшего выхода в свет следующих выпусков, среди которых намечены: "Казань", "Ростов Великий", "Московский Кремль", "Суздаль" и др. Желательно, чтобы в конце текста брошюр были даны списки важнейшей литературы. Понятный в условиях войны незначительный тираж брошюр (2 тыс. и 5 тыс.), конечно, не соответствует нуждам читательской массы; он расходится по рукам специалистов, архитекторов и искусствоведов и не попадает в областные города, а тем более в районные и сельские библиотеки. Шираков распространение подобных изданий сыграет, несомненно, огромную положительную роль и в деле охраны памятников. Охрана памятников - важное и неотложное дело, поэтому нужно упрекнуть издательство в исключительно медленных темпах выпуска этой серии. Выпуск серии является несомненной удачей Академия, и следует пожелать, чтобы за этими "карманными" книжками последовала серия капитальных историко- архитектурных путеводителей по нашим городам и областям, рассчитанная на углублённое знакомство с сокровищами русского зодчества.

 

Проф. Н. Воронин

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама