Рейтинг
Порталус

КАЗАЛОСЬ, НЕТ ВОПРОСА, НА ОТОРЫЙ ОН НЕ МОГ БЫ ОТВЕТИТЬ

Дата публикации: 01 декабря 2015
Автор(ы): Наталия АВАНЕСОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Библиотечная столица, № 1, Январь 2005, C. 12
Номер публикации: №1448982163


Наталия АВАНЕСОВА, (c)

2005 - год шестидесятилетия Победы

Памяти офицера-библиотекаря

 

Памятник генералу М. Платову в г. Новочеркасске, скульптор Тарасенко, консультант Куликов.

 

В России больше не к кому обращаться с вопросами по военному костюму.

А. МАЛЛО, коллега из США, привыкший к консультациям Валерия Николаевича.

Новый выставочный сезон в Российской государственной библиотеке по искусству открылся мемориальной экспозицией памяти Валерия Николаевича Куликова, офицера, библиотекаря, художника, педагога. Специалист по военному костюму, он 13 лет проработал в иконографическом отделе РГБИ. Вот уже год, как В. Н. Куликова не стало.

К счастью, в наших фондах оказалась собранная им коллекция - книги, открытки, журналы, которые вместе с собственными трудами Валерия Николаевича передала его вдова В. М. Степанова. Специалисты по униформологии считают, что на этих материалах можно писать диссертации, а среди книг есть настоящие раритеты.

Получив такое роскошное собрание, мы решили показать хотя бы часть его в нашем Голубом зале, тем самым отдавая дань уважения и любви сослуживцу, авторитетному ученому и талантливому художнику.

"Служу Отечеству". Это выражение было любимым у Валерия Николаевича и сразу вспомнилось, когда мы придумывали название для выставки. Игровая и легкая в его устах фраза, вдруг оказалась самым емким выражением идеи и смысла экспозиции - как и для чего работал В. Куликов.

Ещё в 50-е годы он начал изучать историю формы одежды и вооружения армии и флота России. Капитан I ранга Юрьев предупредил тогда начинающего исследователя: "Настолько велик диапазон вашей предполагаемой задачи, будьте готовы и наперед рассчитайте себе срок работы в 35 - 40 лет, закончив ее к вашему 70-летию". Его слова в точности предсказали творческую судьбу В. Куликова.

Помимо многочисленных теоретических трудов, он создал бесчисленное количество акварельных и карандашных зарисовок обмундирования разных эпох. Работая с 1995 года в Научно-исследовательском историческом центре Федеральной пограничной службы РФ, В. Куликов получил орден "За заслуги перед Отечеством". "Гражданские специалисты в системе пограничной службы обычно не получают таких наград", - сообщил полковник А. Деревщиков, начальник исследовательского центра.

Отметив 70-летний юбилей и имея твердую репутацию "специалиста энциклопедических знаний", Валерий Николаевич продолжал работать с прежним свойственным ему поисковым темпераментом.

Большая часть фонда военного костюма в РГБИ атрибутирована В. Куликовым. Здесь он работал с открытками, фотографиями, иллюстрациями, восстанавливая принадлежность военного костюма к войсковой части определенной эпохи. Консультироваться с Куликовым сюда приходили художники и офицеры, знатоки и любители военного дела. Люди звонили и приезжали к нему из разных городов России, со всего мира. Е. Хапланова, зав. отделом иконографии, описала, как обычно проходили эти консультации: Валерий Николаевич усаживал гостей за письменный стол и надиктовывал им всю нужную информацию, не используя никаких записей. "Он был высочайший профессионал, незаменимый для библиотечного дела", - говорила Н. Ездина, его коллега, пригласившая В. Куликова на работу в РГБИ.

Валерий Николаевич трудился в библиотеке с удовольствием. К тому же совсем близко (через дорогу) находилось еще одно дорогое для него место - постановочный факультет школы-студии МХАТ. Там на отделении художников-технологов по костюму Куликов вел курс истории военного костюма. Виктория Максимилиановна, вдова В. Куликова, рассказала, что в этот период Валерий Николаевич казался ей особенно счастливым. Из библиотеки и школы-студии, вспоминают друзья, он возвращался таким вдохновленным и сияющим, что сразу было понятно: он побывал на Большой Дмитровке.

И именно здесь на вечер его памяти собрались родные и друзья, коллеги, соратники, ученики, те, кому доводилось работать или просто общаться с В. Куликовым. Гости разместились вдоль витрин, заполненных книгами и рисунками Валерия Николаевича. Со стен смотрели его акварели, между витрин разместились костюмы из фильмов, созданные при его консультациях.

Вспомнить и рассказать о Валерии Николаевиче хотели многие. Сама атмосфера вечера наполнялась добром и благодарностью. Все выделяли высочайший профессионализм Валерия Николаевича, сочетавший "дисциплину и творчество".

Материал, мало описанный в мировой литературе, Валерий Николаевич собирал по крупицам в архивах, библиотеках и музеях. Он не упускал случая прибавить к своим знаниям любую, даже самую небольшую, информацию. Отбирая материалы для выставки, мы заметили, что все книги Валерия Николаевича - в рабочем состоянии: мы находили множество закладок, страницы, переложенные вырезками из газет, выписками, карандашные пометки на полях. Лишь данные, доведенные до абсолютной точности, признавались им готовым знанием. С. Корнилов, знавший Валерия Николаевича более 30 лет, рассказывал: "Педант в лучшем смысле слова, он скрупулезно подходил к материалу. Во время консультаций всегда ссылался на документы и вещи, которые сам держал в руках". С. Корнилов наблюдал, как Куликов изучал подлинный исторический костюм: он всегда с изнанки осматривал ткань и предлагал подробно описывать в отдельности каждую пуговицу. Такое же серьезное отношение к военному костюму он прививал своим ученикам в школе-студии.

Валерий Николаевич был источником разрешения сомнений, потому что "всему, что написано и нарисовано Куликовым, можно верить на сто процентов" (полковник ФПС К. Маслов). Вдобавок он был человеком очень обязательным, и все обещания выполнял строго в срок.

Начиная с кинофильма Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980 г.) и заканчивая многосерийным фильмом В. Хотиненко "Гибель империи" (2004 г.), у него обязательно консультировались все режиссеры и художники по костюму, бережно относящиеся к истории.

В советские времена режиссеры и художники кино не имели доступа к военным архивам: информация была закрытой. Р. Хомская, художник по костюму, вспоминает, что Валерий Николаевич - единственный, кто помог ей, когда она уже отчаялась найти консультанта. "Создавалось впечатление, - вспоминает Регина Александровна, - что нет такого вопроса, на который он не смог бы ответить. Можно было позвонить со съемочной площадки, задать любой вопрос по обмундированию - и точнейшая информация выдавалась мгновенно".

Однажды, сочиняя костюм к фильму "По ту сторону волков" (реж. В. Хотиненко), Р. Хомская выбрала одну особенно понравившуюся ей фотографию с изображением военного. Сомнения вызывал непонятный ремешок на лацкане форменного френча. Валерий Николаевич сходу определил: это - часы. Деталь показалась ценной режиссеру, и ее впоследствии очень удачно обыграли в фильме.

На выставке среди книг с дарственными надписями авторов есть, например, такое посвящение: "Пану Валерию, знатному погранведу. Обескураженный соавтор". В. Звегинцов, автор монументального труда по истории русской армии, писал В. Куликову из Парижа: "Не ценность моей работы важна, а важна та огромная помощь, которую оказали Вы мне Вашим конспективным трудом. Никаких книг по этой теме (военный костюм) в здешних библиотеках не найти, и Вы помогли мне заполнить большой пробел".

Валерий Николаевич никому не отказывал - даже детям, интересующимся военным костюмом. Виктория Максимилиановна рассказала, что к ним часто заходил соседский мальчик с собственными рисунками и просил Валерия Николаевича показать их американцам, когда те приедут к нему в следующий раз. Валерий Николаевич всегда серьезно разбирал его рисунки, обстоятельно объясняя, как правильно изобразить ту или иную деталь.

Даже в самое тяжелое для него время (в 1995 году в Чечне погиб единственный сын Куликова) Валерий Николаевич находил силы творчески поддерживать окружающих.

Иногда в шутку он рисовал своим акварельным воинам лица кого-нибудь из друзей, коллег или учеников. Те не оставались в долгу: на выставке были и смонтированные учениками "портреты" Валерия Николаевича - в образе средневекового рыцаря или императора Павла I.

Валерий Николаевич бережно хранил эти подарки "костюмчиков" (как называли себя студенты). Но в жизни отличался поражающей скромностью. Он ни разу не участвовал в проекте "Художественное творчество библиотекарей" - считал свои живописные работы не достойными показа.

Мы рады, что коллекция В. Куликова, благодаря Виктории Максимилиановне, не распалась на куски, не разошлась частями по рукам, и у всех специалистов по военному костюму будет возможность работать с этими материалами в библиотеке.

Необычайно важно, как будет жить коллекция в библиотеке. Мы не просто получили, опечатали и заперли собрание в фондах. Необходимо, чтобы эти материалы попадали в научный и художественный оборот.

А. КОЛГАНОВА, директор РГБИ

Работать без него так тяжело, так чувствуется, что нет его рядом. Нам не хватает его не только как профессионала - нескоро появится человек, который смог бы заменить Валерия Николаевича с его добротой.

Р. ХОМСКАЯ, художник по костюму

 

 

Наталия АВАНЕСОВА, ведущий библиотекарь РГБИ

Опубликовано на Порталусе 01 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама