Рейтинг
Порталус

Александр Блок. "ЛЮБОВЬ, О КОТОРОЙ ПОСЛЕ МОЕЙ СМЕРТИ ПРОЧТУТ В МОИХ КНИГАХ"

Дата публикации: 01 декабря 2015
Автор(ы): Л. КОЧЕТКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Библиотечная столица, № 11, Ноябрь 2005
Номер публикации: №1448985830


Л. КОЧЕТКОВ, (c)

В ноябре исполняется 125 лет со дня рождения Александра Блока. Мы решили вспомнить на страницах газеты о замечательном поэте, воспользовавшись одним из сочинений из третьего выпуска сборников сценариев, выпускаемого Издательским домом "Один из лучших" (он будет рассылаться заказчикам в самом начале 2006 года).

 

Его написала Ирина ШАБАНОВА, главный библиотекарь филиала N 14 ЦБС г. Новокузнецка. Сценарий представляет собой три новеллы о любви, созданные на основе стихов, писем, дневниковых записей А. А. Блока, Л. Д. Менделеевой, Н. Н. Волоховой, Л. А. Дельмас. Три девушки-чтицы являют собой три главных образа любовной лирики А. Блока, озвучивают трех адресатов его стихов. Чтица 1 - в костюме Офелии - Прекрасная Дама, Л. Д. Менделеева. Чтица 2 - черное платье, шляпа, вуаль - героиня "Снежной маски", пьесы "Незнакомка", Н. Н. Волохова (Волохова не была прототипом героини стихотворения "Незнакомка", но она играла главную роль в пьесе "Незнакомка"). Чтица 3 - в костюме цыганки - Кармен, А. А. Дельмас. Чтец-юноша озвучивает А. А. Блока.

Сценарий публикуется с сокращениями.

"Памятником началу века", "трагическим тенором эпохи" назвала Блока его великая современница А. Ахматова. А наша современница Татьяна Бек написала так:



Я вчера спросила Блока:
Чем свои закончить дни,
Если кончилась эпоха
И не теплятся огни?
И, раскрывши на удачу,
Ясный мне ответил стих
... Я люблю тебя - я плачу
На просторах ледяных.


Только любовь помогает человеку сохранить живую душу в самые тяжелые, трагические, беспросветные времена. И мы будем говорить о любви, точнее, слушать, потому что говорить будут сам Поэт и женщины, кому он подарил свою любовь.

Поэт: Поэт.., как бы он ни глубоко погрузился в отвлеченность, остается в самой глубине поэтом, значит любовником и безумцем. Когда дело дойдет до самого важного, он откроет сердце, а не ум..., положит жизнь на любовь, а не на идею, корень творчества лежит в Той, которая вдохновляет" (К. Л. Д. М., 22 II, 1903).

Истории любви. История первая

Однажды в бесконечном коридоре Петербургского университета встретились мальчик и девочка. Он - в синем суконном пальто, она - розовощекая, синеглазая, в золотистом плюшевом капоре. Она была дочерью профессора химии Д. И. Менделеева, а он внуком ректора Андрея Николаевича Бекетова. Девочка была совсем маленькая, года два, с растопыренными, как у куклы, ручками в крошечных белых варежках. Впрочем, ни он, ни она этого помнить не могли. Запомнили взрослые, которые тогда детей называли "наш принц", "наша принцесса".

Прошло 15 лет. Саша Блок, так звали мальчика, и Люба Менделеева встретились на даче Менделеевых в Воблове, что по соседству с блоковским Шахматовом. Они оба тогда бредили сценой. Старый сенной сарай был превращен в театр. Подмостки, занавес, скамьи для зрителей - все как в настоящем театре. Он - Чацкий, она - Софья, он - принц Гамлет, она - Офелия. 1 августа 1989 года была премьера "Гамлета". Рассказывает Любовь Дмитриевна Менделеева.

Чтица 1: Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный всем на показ плащ (моих) золотых волос, падающих ниже колен... Блок в черном берете, колете, со шпагой. Мы сидели за кулисами в полутайне, пока готовили сцену. Помост обрывался. Блок сидел на нем, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше, на самом помосте. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое, - я не бежала, я смотрела в глаза, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим "романом" первых лет встречи...

Спектакль стал продолжением разговора, начавшегося в полутьме кулис. Потом они пошли переодеваться в дом и невольно замедлили шаг. Дорога шла через молодой березнячок. Стояла темная августовская ночь. Они молчали. Они боялись коснуться друг друга. И было им 16 и 17 лет. Вдруг звезда медленно через все небо прочертила свой голубой путь и пропала в сырой темноте леса. Обоим показалось это знаком судьбы. На другой день в одной из блоковских тетрадей появилось новое стихотворение.

Поэт: Воспоминание о "Гамлете". 1 августа в Воблове. Посвящается Л. Д. Менделеевой.



Тоску и грусть, страданья, самый ад -
Все в красоту она преобразила.
Офелия.
Я шел во тьме к заботам и веселью,
Вверху сверкал незримый мир духов.
За думой вслед лилися трель за трелью
Напевы звонкие пернатых соловьев.
"Зачем дитя ты?" - мысли повторяли...
"Зачем дитя?" - мне вторил соловей...
Когда в безмолвной, мрачной зале, темной зале
Предстала тень Офелии моей.
И... бедный Гамлет... я был очарован,
Я ждал желанный сладостный ответ...
Ответ немел... И я, в душе взволнован,
Спросил: "Офелия, честна ты или нет!?!?"...
И вдруг звезда полночная упала,
И ум опять ужалила змея...
Я шел во тьме, и эхо повторяло:
"Зачем дитя ты, дивная моя?!?!"


Этот листок, исписанный неровным юношеским почерком, она хранила всю свою жизнь.

Через два года их роман оборвется.

Она: Мне стыдно вспоминать свою влюбленность в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами... Но в марте (1900) около курсов промелькнул где-то его профиль... Эта встреча меня перебудоражила. А когда мы оказались рядом на спектакле Сальвини, до того, как были сказаны первые фразы, я с молниеносной быстротой почувствовала, что это уже совсем другой Блок. Проще, легче, серьезней... В обращении со мной почти не скрываемая почтительная нежность и покорность, а все фразы, все разговоры - такие серьезные...

Да, Блок не терял время даром. В этот период он серьезно увлекся философией Платона и его последователя Владимира Соловьева. Земная жизнь, считали эти философы, - лишь слабое и неверное отражение жизни потустороннего мира, мира гармоничного. Любовь - путь к гармонии. Но не та любовь, о которой шепчутся приятели по университету, не земная страсть, а любовь возвышенная, духовная, единственная.

Поэт: Я хочу не объятий: потому что объятия (внезапное согласие) - только минутное потрясение. Дальше идет "привычка" ... Я хочу не слов. Слова были и будут... Я хочу сверх - слов и сверх - объятий.

Все чаще и чаще связывает юный Блок эти идеалы с образом Любы Менделеевой, которая кажется ему Прекрасной Дамой, Девой-зарей, земным воплощением Вечной Женственности. Так рождаются "Стихи о Прекрасной Даме" - явление уникальное в мировой литературе: 687 стихотворений - и все о Ней.

Поэт читает стихотворения "Сумерки, сумерки вешние", "Предчувствую тебя".

Она: И вот пришло "мистическое лето". Он бывал у нас раза два в неделю. Я всегда угадывала день, когда он приедет. После обеда в два часа я садилась с книгой на нижней тенистой террасе, всегда с цветком красной вербены в руках, тонкий запах которой особенно любила в то лето.

Вскоре звякала рысь подков по камням. Блок отдавал своего (коня) и быстро вбегал на террасу. Так мы встречались "случайно", я не обязана была никуда уходить, и мы подолгу, часами, разговаривали, пока кто-нибудь не придет...

Я отдалась, странной прелести наших отношений. Как будто и любовь, но в сущности - одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идей, в запевающие образы. И все же порою с горькою усмешкой бросала мою красную вербену... Никогда не просил он у меня мою вербену, и никогда не заблудились мы в цветущих кустах.

 

 

Н. Н. Волохова

Как это точно сказано: "Трепет идей". "Трепет идей" и "красная вербена"... Они словно символы двух миров. Отныне им предстояло воевать друг с другом. Но и жить друг без друга они не могли.

Она (из не отправленного письма Блоку, 29 января 1902 года): Я не могу оставаться с Вами в тех же дружеских отношениях... Теперь, чтобы их поддерживать, я должна была бы начать притворяться... ваше отношение ко мне теперь возмущает все мое существо... Когда на меня смотрят как на отвлеченность, хотя бы идеальнейшую, мне это невыносимо, оскорбительно, чуждо... Ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где холодно, страшно и... скучно".

Решительное объяснение произошло 7 ноября.

Она: Он говорил, что любит, что его судьба в моем ответе... В каких словах я приняла его любовь, что сказала, не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых. Этот листок я скомкала, и он хранится весь пожелтевший со следами снега.

Поэт: 23 декабря 1902 года.

Я люблю тебя так, как наверно, никогда и никого не любил и не полюблю. Ты - вся моя молодость, моя живая надежда, мое земное бытие. Ты - мой идеал не только "там", но и "здесь". И это было так всегда с тех пор, как я тебя встретил.

И вот написано последнее стихотворение, посвященное Прекрасной Даме. Поэт обрел невесту на земле, но одновременно потерял небесную возлюбленную. Свадьба была сыграна самая торжественная: с венчанием, с певчими и подаренными гусями. Но жених и невеста во время церемонии совершают ряд оплошностей. Блок вместо того, чтобы прикоснуться губами к серебряному венцу, берет его в руки, а Любовь Дмитриевна одна выпивает на венчании все вино. Это дурные приметы.

Она: Моя жизнь с "мужем" весной 1906 года была уже совсем расшатанной.

Да, их брак не был счастливым. Они сходились и расходились, влюблялись в других. Но неизменно возвращались друг к другу.

Однажды накануне дня рождения Любови Дмитриевны Александра Александровича спросили по телефону: "Какие цветы любит Люба?" Он ответил: "Прежде - вербену, теперь - не знаю".

Поэт: 1898 - 1902 (годы) сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее.

Она: 29 сентября 1921 года (Блока уже нет в живых). Что бы ни случилось с нами, как бы ни терзала жизнь - у нас всегда был выход в этот мир, где мы были незыблемо неразлучны, верны, чисты.

Истории любви. История вторая

Поэт читает стихотворение "Принявший мир, как звонкий дар".

Это стихотворение посвящено Наталье Николаевне Волоховой, актрисе Театра В. Комиссаржевской, ею же вдохновлен цикл стихотворений "Снежная маска". Она - Снежная Дева, Фаина, Мария-звезда из произведений А. Блока. Какой же была Н. Н. Волохова? Она была потрясающей!

Рассказывает тетка А. Блока Мария Андреевна Бекетова:

"Кто видел ее (Волохову) тогда, в ту пору его увлечения, тот знает, как Она была дивно обаятельна... Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты ...и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые, "маки злых очей". И еще поразительна была улыбка.., какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал, что глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму".

Из воспоминаний актрисы Валентины Петровны Веригиной:

"Прекрасное лицо, чарующий голос, прекрасный русский говор, интересный ум - все, вместе взятое, делало ее бесконечно обаятельной. Волохова сама была индивидуальностью настолько сильной, что она могла спорить с Блоком.

Она (Чтица 2): Зима 1906 - 1907 гг. в Петербурге была необычайно снежной, мягкой... Вот в эту-то зиму я и познакомилась с А. А. Блоком. Часто после спектакля мы совершали большие прогулки, во время которых Александр Александрович знакомил меня со "своим городом", как он его называл (...), показывал мне все места, связанные с произошедшим в его пьесе "Незнакомка"... Действительность настолько перемешалась с вымыслом, с мечтою поэта, что я невольно теряла грань реального и трепетно и с восхищением входила в этот неведомый мне мир поэзии. У меня являлось чувство, точно я получаю в дар из рук поэта этот необыкновенный сказочный город, сотканный из тончайших голубых нитей и ярких золотых звезд.

Поэт читает стихотворение "И я опять затих у ног...".

Она: У нас бывали частые споры с Александром Александровичем. Он, как поэт, настойчиво отрывал меня от "земного плана", награждая меня чертами "падучей звезды", звал Марией-звездой, хотел видеть шлейф моего черного платья усыпанным звездами. Это сильно смущало и связывало меня...

Блок был неумолим. Он требовал, чтобы Волохова приняла и уважала свою миссию, как он - свою миссию поэта. Но Наталья Николаевна не захотела отказаться от "горестной земли" - и случилось так, что он в конце концов отошел.

А над Любовью Дмитриевной взвился "костер высокий". Однажды она приехала прямо к Волоховой и прямо спросила, может ли, хочет ли Наталья Николаевна принять Блока на всю жизнь, принять поэта с его высокой миссией, как это делала она, его Прекрасная Дама. Волохова ответила: "нет".

Истории любви. История третья Поэт читает стихотворение "Есть времена, есть дни...".

В феврале 1914 года в Петербурге шла "Кармен". В заглавной роли - певица Любовь Александровна Дельмас. 14 февраля актриса получает конверт с печатью Александра Блока и букет красных роз.

Она (Чтица 3): "Я смотрю на Вас в "Кармен" третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене... Я не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и которой нет исхода".

2 марта - снова розы и снова письмо.

Она (читает): "Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал... Я совершенно не знаю, что мне делать с тем, что во мне, помимо моей воли растут давно забытые мною чувства".

Когда дирижер Малько, встретив ее в театре, стал говорить с восторгом, что в нее влюблен известный поэт Александр Блок и что они должны познакомиться, она ответила: "Не хочу, не хочу!" - и убежала.

Блок же записал в дневнике: "Я боюсь знакомиться с ней"... А стихи из будущего цикла "Кармен" уже писались.

Поэт читает стихотворение "О да, любовь вольна как птица".

Поэт: Из бури музыки - тишина, нет - не тишина - старинная женственность... Но за ней - еще: какая-то глубина верности, лежащая в Вас... Земля, природа, чистота, жизнь, правдивое лицо жизни, какое-то мне не знакомое... Возможность счастья что ли?

Наконец знакомство состоялось. Небольшого роста, рыжеволосая и некрасивая (по словам знавших ее), она казалась поэту прекраснейшей из женщин. Его чувство к Любови Александровне было взаимным.

Она: Я прекрасно знаю, как окончу жизнь..., потому что Вы оказались тот.

Поэт: Перед тем, как Вас встретить, я знал давно о зияющей в моей жизни пустоте... Вы перевернули всю мою жизнь и долго держали меня в плену у счастья, которое мне недоступно... Вы - та жемчужная раковина, полная жемчугов, которая находится в бездне моря... Все мучение, и ревность, и тяжесть в том, что мне, может быть, суждено только находить, а потом я, как рыбак, не умею ничего сделать с тем, что нашел, и могу потерять в том самом море... Главное, что в этом есть доля призвания, потому что искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод...

19 июля 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. "Человек в наше время не имеет права на счастье", - говорил А. Блок. Теперь, когда жизнь поманила его возможностью счастья, он отверг его как искушение. Поэт расстается с Кармен.

Она (читает письмо): "17 августа 1914 года.

Я не знаю, как это случилось, что я нашел Вас, не знаю и того, за что теряю Вас, но так надо... Только Бог и я знаем, как я Вас люблю".

Блок пишет поэму "Соловьиный сад", герой которой уклонился от своего пути, забыл дом, заслушавшись пеньем прекрасной хозяйки Соловьиного сада, но он все-таки покидает этот рай любви, возвращается к своему разрушенному дому и нелегкому труду, ибо



Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.


Когда поэма выйдет отдельной книгой, автор подарит ее Любови Александровне Дельмас с надписью: "Той, которая пела в Соловьином саду".

Поэт читает стихотворение "И вновь порывы юных лет".



Он был надменен и высок,
Лицом девичьим смуглорозов,
На золотом огне морозов
Он кудри легкие ожег.
Он был, угрюм и тверд, как сталь,
Смотрел вокруг холодным взглядом.
В глазницах, опаленных адом,
Ютилась звездная печаль.
Он был покорен и согбен,
Туманный взор блуждал без цели,
Бескровным пламенем Метели
Был легкий лик осеребрен.
И, наконец, он был... никем.
Его душа к земле ослепла,
Он был - остывшей грудой пепла
Да свитком ангельских поэм.

Опубликовано на Порталусе 01 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама