Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 21.09.18


РУКОПИСИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Дата публикации: 25 декабря 2015
Автор: В. И. МАЛЫШЕВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1953, C. 125-127
Номер публикации: №1451055573 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. И. МАЛЫШЕВ, (c)

найти другие работы автора

Государственная публичная историческая библиотека в Москве была создана в 1938 г. по решению ЦК ВКП(б). В это же время было положено начало созданию рукописного собрания библиотеки1 . В настоящее время рукописные материалы библиотеки хранятся в отделе редких книг и рукописей. Всех рукописей насчитывается несколько сотен. Рукописный фонд охватывает время с XV по XIX в. и представляет немалый интерес для изучения хозяйственной жизни, культуры и быта прошлого русского народа. Наибольшую ценность в собрании представляют документальные материалы XVII - XVIII вв., содержащие важные сведения по экономике (землевладение, промышленность и др.) и социально-политическим вопросам (о петровских реформах, военном деле и пр.). Среди этих материалов можно назвать две переписные книги по Белозерскому

 

 

1 Рукописи поступили в библиотеку от некоторых московских учреждений и частных лиц, несколько рукописей было приобретено от родственников историков литературы И. А. Шляпкина, Е. В. Барсова, московского книгопродавца П. П. Шибанова и других.

 
стр. 125

 

уезду, относящиеся к XVII веку. Одна из этих книг написана в 1649 г. дьяком Иваном Тимашевым и подьячим Баженом Ушаковым и подробно перечисляет владения Белозерского уезда. Имеются также две договорные записи XVII в. на землю, две купчие на приусадебные участки, восходящие к тому же времени, выписи из дозорных книг, "ввозная" грамота, несколько документов о землевладении на реке Трубеже и другие.

 

Для изучения отечественной промышленности большой интерес представляет объёмистая рукописная книга XVIII в. "Новой гордой и заводцкой штат... и описание сибирских, пермских и кунгурских казенных медных и железных заводех и при оных разных фабриках и рудниках" (сочинение В. И. Геннина), написанная чёткой писарской скорописью. В рукописи приводятся интересные статистические сведения о горнозаводской промышленности Сибири и Урала, и в виде приложения дано несколько таблиц и схем.

 

О том, как утверждались петровские преобразования, рассказывает группа столбцов (указов) конца XVII - начала XVIII в., общим числом около двадцати. Посланные в Углич и Переяславль-Рязанский, эти указы зачитывались на торгах и площадях. В них сообщалось о введении нового летосчисления; предписывалось носить платье нового покроя; сообщалось об упразднении патриаршего приказа, о новом написании царского титула, о замене старого порядка подачи челобитных непосредственно царю новым - через приказы, о назначении на руководящие должности в государстве определённых лиц (Стефана Яворского, А. Д. Меншикова и других). Эти документы выполняли в своё время роль своеобразных правительственных информационных бюллетеней. Ценным дополнением к рукописям петровского времени является огромный сборник писем Петра I, адресованных графу Фёдору Матвеевичу Апраксину. Рукопись переписана около 1769 г. и содержит 344 письма за 1700 - 1724 годы.

 

Ряд рукописей относится к истории русского военного искусства и содержит сведения о расквартировании, походах, смотрах русских войск и др. Более ранняя из них - указ 1689 г., посланный в Переяславль-Рязанский и устанавливающий "оклад" (жалование) местным воинским людям. Следующим по времени памятником является "Рассуждение воинской комиссии по 10-му пункту о смотре и мунстровании полков". Чрезвычайно интересны два сочинения о славных подвигах русской армии в 1743 и 1813 годах. В первом, построенном в виде диалога, в живой форме рассказывается о действиях русских войск во время русско-шведской войны. В другом - дневнике, принадлежавшем русскому офицеру Чичерину, повествуется о разгроме наполеоновской армии и походе на Париж. В дневнике Чичерина имеется несколько рисунков. Интересные сведения содержатся в "Описании" смотра русских войск, устроенного в 1765 г. в Красном селе. Следует упомянуть "Художества огненныя" Лангрини Иосифа Бойлота в русском переводе 1685 г., сделанном со страсбургского издания 1603 года. Принадлежащая библиотеке рукопись является копией середины XVIII в. с данного русского перевода.

 

Значительное место в собрании занимают литературные и исторические произведения XIV - XIX вв.: "Сказание о Мамаевом побоище" (о победе русских на Куликовом поле в 1380 г.), "Слово о Темир Аксаке" (о приходе Тамерлана на Русь в 1395 г.), "История о взятии Казани" Иваном Грозным, "Повесть о Петре и Февронии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Наказание от отца к сыну", "Сказание о семи мудрецах", "Повесть о цесаре Оттоне", "Гистория о графе Ипполите и графинии Жулли", "Повесть о цесаревиче Полеонционе" и другие, в списках XVII - XVIII веков.

 

Исторический сборник начала XVIII в. включает две челобитные (к царю и "боярину Борису Михайловичу") справщика книг XVII в. Арсения Глухого, "Писания" (два) другого книжного справщика XVII в. - Ивана Наседки, "Описание" сватовства и причины несостоявшейся свадьбы датского принца Вольдемара с царевной Ириной, дочерью Михаила Фёдоровича. Представляют интерес описание путешествия ("Хождение") на Ближний Восток московского купца XVI в. Трифона Коробейникова, юридический сборник XVIII в., содержащий дополнительные статьи - к Уложению царя Алексея Михайловича, два сборника выписок из хронографов, сборник повестей из "Великого Зерцала", сочинение под названием "Крин (сад) многоцветный", "Юности честное зерцало" и другие.

 

Среди произведений XVIII в. находятся четыре списка жизнеописания Петра I, сочинения П. Крекшина и А. Катифора, полный и исправный список знаменитого сочинения А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", несколько сборников стихотворений и прозы поэтов и писателей XVIII в., комедия а ля Грек и другие. Рукописи более позднего времени представлены дневниками, записками, описаниями путешествий и мн. др.

 

Характеристика собрания была бы неполной, если бы мы не упомянули ещё об одной довольно большой группе рукописей, менее значительной по содержанию, но всё же представляющей какой-то интерес для изучения надстроечных явлений прошлого. Имеются в виду русские церковно-исторические сочинения XV - XIX вв., апокрифическая (запрещённая церковью) литература, полемические произведения старообрядцев и прочие. В этих рукописях нередко содержатся важные для историков данные. Старообрядцы, например, во многих своих "писаниях", защищая правоту своих религиозных воззрений, вместе с тем подробно описывают быт и нравы своей среды, историю заселения мест и приводят выписки из большого количества памятников древнерусской письменности (летописей, хронографов и других), часть которых теперь уже не сохранилась и известна только по сочинениям старообрядцев. Среди этой литературы отметим "Сказание" об Антонии

 
стр. 126

 

Римлянине (новгородском), Жития Ярославских князей Василия и Константина, Ефросина псковского (с рисунками XVIII в.), Александра Свирского, сочинения Максима Грека, "Отповедь" иезуиту Петру Скарге, Повести о Валдайском Иверском и Угорском Вознесенском монастырях и другие. Из старообрядческой исторической литературы следует назвать "Челобитную" соловецких монахов, отказавшихся принять никоновы нововведения в 1667 г., "Сказание" о епископе Павле Коломенском, "Историю о отцах и страдальцах соловецких" (о соловецком восстании 1667 - 1676 гг.) Семёна Денисова, "Поморские ответы" (три списка, один из которых относится к 1780 г., а другой принадлежал графу Э. Чапскому), "Виноград Российский", Ответы нижегородские (Керженские) Питириму, сочинения о чернораменских и бельмашских скитах, по истории Белой Криницы (Северная Буковина), письма вожаков старообрядчества Андрея Денисова, Евстратия Федосеева и целые сборники полемических статей, как, например, "Щит веры", "Драгоценный бисер", "Вопросы и ответы" и другие.

 

В заключение отметим, что среди рукописей исторической библиотеки есть и такие, которые могут заинтересовать палеографов и историков искусства. Выше уже указывалось несколько подобных рукописей. Несомненную ценность для палеографа и лингвиста представляют рукописные книги, имеющие даты написания и указания о месте их переписки. Таких книг в собрании более десяти, начиная с XVI в.: Апостол 1575 г., Евангелие 1625 г., Псалтырь 1608 г., работы книжного писца вологжанина Симона Парфеньева и др.

 

С большим изяществом и художественным вкусом написаны карманные месяцесловы начала XIX в., изготовленные в женской книгописной мастерской села Лексы (бывшей Олонецкой губернии). Они украшены множеством заставок, инициалов и концовок, исполненных в растительном стиле и расписанных золотом (поталью). Для историка искусства может представить также интерес Евангелие XVI в. новгородской работы с четырьмя высокохудожественными миниатюрами (рисунками) и другие лицевые рукописи XVII - XVIII веков.

 

Таково в общих чертах содержание рукописного материала, хранящегося в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Небольшое, но ценное собрание рукописей должно привлечь к себе внимание занимающихся изучением истории нашей Родины. Хочется только пожелать, чтобы отдел редкой книги приступил к более детальному изучению этого ценного материала, так как составленная автором этих строк в 1952 г. охранная опись собрания даёт лишь приблизительное представление об имеющихся здесь ценностях, охватывая преимущественно рукописи, относящиеся к древнерусской литературе. Может быть, следует поставить вопрос о передаче этого собрания в одно из крупных московских архивохранилищ, где оно нашло бы более широкое научное применение, чем в Исторической библиотеке, имеющей свои цели и задачи, и стало бы ценным дополнением к другим рукописным коллекциям. Необходимо вообще серьёзно подумать о том, насколько целесообразно отдельное существование мелких собраний рукописей, мало доступных читателям и не обеспеченных соответствующими условиями хранения и изучения. Практика показывает, что мелкие собрания очень часто выпадают из поля зрения учёных. Так, в Ленинграде очень немногие знают о существовании рукописных собраний в Государственном этнографическом музее, где имеются рукописи XVII - XVIII вв., собрания Музея истории религии АН СССР, насчитывающего более сотни рукописных книг XVI - XIX вв., собрания Русского отдела Государственного Эрмитажа2 и др. Очень мало кому известно и очень скупо используется собрание Библиотеки Ленинградского университета, имеющее в своём составе первоклассный рукописный материал. Использование рукописей этих собраний было бы более продуктивным, если бы они были переданы в какое-нибудь крупное архивохранилище, например, в рукописный отдел Ленинградской публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

 

 

2 См. "Труды" Отдела древнерусской литературы. Т. VII. М.-Л. 1949, стр. 455 - 456; "Учёные записки" Государственного педагогического института имени Герцена. Т. 67. Л. 1948, стр. 269.

Опубликовано 25 декабря 2015 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...