Рейтинг
Порталус

ИНТЕРЕСНАЯ СТРАНИЧКА О ПРОШЛОМ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Дата публикации: 09 июля 2016
Автор(ы): Б. А. АЛБОРОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1965, C. 214-215
Номер публикации: №1468097171


Б. А. АЛБОРОВ, (c)

Во второй половине XVIII в. начался процесс переселения осетин, живших в горах, на равнину, в окрестности города Моздока. В 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье в целях безопасного передвижения населения, а также войск из Моздока в Тифлис была построена русская крепость Владикавказ. Место, где была заложена эта крепость, ингуши называли Заур1 , осетины - Дзауджикау (что дословно означает - "село путника"), или Ирыкау ("село иров") - наименование, унаследованное им от этнонима (осетины - иры) в связи с тем, что осетины заселили этот район после разгрома татаро-монголами селения Дедякова.

 

В 1830 - 1840 годы дзауджикауским осетинам был выделен земельный участок в 15 км от крепости на берегу реки Камбилеевки, где вскоре возник хутор.

 

31 марта 1860 г. крепость Владикавказ была переименована в город того же названия. Незадолго до этого, в 1859 г., начальник Владикавказского (Осетинского) округа Мусса Кундухов поставил перед местными русскими властями вопрос о выселении из города дзауджикауских осетин под тем предлогом, что они якобы занимаются разбойничьим промыслом. В результате из 95 семейств осетин-дзауджикаусцев в городе были оставлены 27; остальные 68 семейств были выселены на хутор, ставший

 

 

1 См. П. Г. Бутков. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч. II. СПБ. 1869. стр. 131.

 
стр. 214

 

в 1864 г. селом2 . В 1868 г. этот край посетил наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич со своей супругой княгиней Ольгой Федоровной. В ознаменование их пребывания в селе последнему в честь супруги наместника было присвоено название "Ольгинское".

 

Заметную роль в жизни села, кроме представителей военного сословия, играли лица, окончившие духовные учебные заведения. Из них прежде всего следует назвать Аксо Колиева, который на свои средства открыл первую женскую осетинскую школу, преобразованную впоследствии в женский приют, откуда выпускались учительницы сельских школ. А. Колиев принимал также активное участие в переводе на осетинский язык церковных книг. Среди других дзауджикаусцев нужно отмстить Василия Цораева - первого собирателя осетинского фольклора; Афанасия Гассиева, известного своими работами по языкознанию, нумизматике, этнографии, философии и публицистике.

 

Поэт Коста Хетагуров дружил с учителями-ольгинцами Терчко Аликовым и Никала Тибиловым, знатоком осетинского языка. Терчко Аликов сыграл огромную роль в популяризации революционных стихотворений Коста Хетагурова среди населения.

 

В 1904 г. видный осетинский революционер Саханджери Мамсуров, который в то время преподавал в одной из школ торных деревушек, познакомился с пьесами Е. Ц. Бритаева "Лучше смерть, чем позор" и "Уараседзау" и организовал их постановку силами ольгинского самодеятельного драматического кружка. Пьесы прошли с большим успехом и положили начало театральным представлениям в Осетии. Вскоре под влиянием революции 1905 г. и чтения романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?" в селе был создан женский драматический кружок, возглавлявшийся первой осетинской писательницей Розой Кочисовой.

 

В 1905 г. в селении Дзауджикау-Ольгинском Дзантемиром Цоколаевым, Черменом Баевым и Саханджери Мамсуровым был организован подпольный революционный кружок, имевший свою типографию. Печатаемые в ней прокламации пересылались для распространения в город Владикавказ. В 1907 г. благодаря стараниям Саханджери Мамсурова и других в Ольгинском организовалось Культурно-просветительное и экономическое общество, члены которого в течение нескольких лет коллективно обрабатывали выделенную им землю. При этом весь доход, получаемый с хозяйства, направлялся на культурные нужды села. Таковы некоторые сведения из истории возникновения и жизни дореволюционного Дзауджикау-Ольгинского.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция была встречена подавляющим большинством населения Дзауджикау-Ольгинского восторженно. Началось строительство новой жизни, одними из первых активных организаторов которой были С. Суджаев, М. Дзантиев, М. Кундухов, Г. Дзуцев, С. Газданов и др. За годы Советской власти Дзауджикау-Ольгинское неузнаваемо изменилось. В настоящее время это - большое и процветающее село. Советское Дзауджикау-Ольгинское вырастило немало замечательных людей; среди них - видные деятели науки, искусства, народного образования, здравоохранения, знатные рабочие и труженики колхозных полей.

 

 

2 И. Попов. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. Киев. 1902, стр. 25 - 29.

Опубликовано на Порталусе 09 июля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама