Рейтинг
Порталус

"Борис Годунов": сценарий для политиков на все времена

Дата публикации: 01 сентября 2016
Автор(ы): И.Богданова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) Деловой Урал, 11-03-2000
Номер публикации: №1472741901


И.Богданова, (c)


Мировая премьера - спектакль "Борис Годунов" по пьесе А. С. Пушкина в постановке Деклана Доннелана - состоялась в Челябинске.

Челябинск - третий город в маршруте этого крупного международного театрального проекта после Москвы и Екатеринбурга. Вообще жизнь спектакля расписана на год вперед и скрупулезно рассчитана его режиссером на пять лет (столько, по его мнению, предстоит жить этой постановке). "Годунова" ждут еще города России, Украины, Европы. Спектакль, посвященный памяти Олега Ефремова, именуют "продуктом" Международного театрального фестиваля имени Чехова, в будущем году он станет участником третьей Всемирной театральной олимпиады в Москве. Так что челябинцам повезло...

Д. Доннелан утверждает, что мечтал поставить "Бориса Годунова" двадцать лет. По уникальности, масштабности, прозорливости Доннелан сравнивает Пушкина с Шекспиром, и зритель постоянно ощущает правомерность этого сравнения.

Интересно также, что Доннелану удалось освободиться в своей трактовке "Бориса Годунова" от сложившегося стереотипа восприятия темы сквозь призму оперы Мусоргского. Акцент в опере, как известно, делается на так называемую "русскость". У Доннелана подход иной. Он решительно освобождает пьесу от ориентации на сугубо русский контекст происходящего. Деклан Доннелан настаивает на том, что подобное могло и может случиться в любое время и в любом месте, столь универсален сценарий вневременных политических игр.

Указаний на универсальность повествования в постановке достаточно. Костюмы актеров не только исторические, но и современные. Есть намек и на тридцатые годы нынешнего столетия. То же и в декорациях, а точнее, почти полном их отсутствии. Предметы реквизита - от символа царской власти скипетра до пишущей машинки и цветного телевизора.

Вообще интересных, неординарных приемов у этого режиссера множество. Он активно использует, к примеру, принцип "параллельного действия", когда в одной сцене сталкиваются, существуют два и более временных пространства. Все это делается для того, чтобы зритель не скучал, был в постоянном напряжении, по-настоящему сопереживал.

Жаль только, что в огромном, мрачном, не приспособленном для театральных зрелищ Дворце спорта голоса актеров терялись, не успев долететь до ушей зрителей, было плохо слышно и почти ничего не видно. В этих условиях, кроме прочего, созерцать актеров приходилось лишь сбоку. Сценой служил установленный посередине зала подиум, актеры перемещались туда-сюда по заданной прямой.

Из актерских работ я бы отметила, пожалуй, три: исполнение Александром Феклистовым роли царя Бориса, Евгением Мироновым - роли Григория Отрепьева и самым младшим участником школьником Сашей Костричкиным ролей царевича Дмитрия, сына Годунова - Федора, мальчика Хрущева.

Александр Феклистов в роли Годунова узнаваем и убедителен. Самоуверенный, жестокий, он похож сразу на нескольких политиков, и в то же время царь Борис Феклистова - уязвим и жалок, ибо, по Пушкину, "жалок тот, чья совесть нечиста".

Григорий Отрепьев в исполнении Евгения Миронова - ловок, хитер. Это профессиональный мошенник, пройдоха и аферист, казалось, сам способный поверить в то, что он воскресший из небытия царевич Дмитрий; использующий в своей игре, как пешек, все и всех, даже свою возлюбленную Марину Мнишек (актриса Ирина Гринева).

Саша Костричкин хорош своей детской непосредственностью, свежестью восприятия пушкинского текста. Саша, как удалось узнать, учится в Москве сразу в трех школах - английской, театральной и музыкальной. Причем в столь юные годы он выбрал уже для себя будущую профессию, решив стать актером.

В "Борисе Годунове", кроме того, занято много других прекрасных актеров: Олег Вавилов, Игорь Ясулович, Авангард Леонтьев, Михаил Жигалов, Мария Голуб, Юрий Шерстнев.... Что и говорить, "Годунов" - запоминающееся, привлекательное зрелище, рассчитанное на успех. В том числе, кстати, кассовый. Это читается между строк, а уж к достоинствам или недостаткам (по нынешним временам) относится, Бог ведает...

Опубликовано на Порталусе 01 сентября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама