аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

 ”Ћ№“”–ј ¬≈Ћ» ќ… –ќ——»» есть новые публикации за сегодн€ \\ 25.09.18


ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» Ѕџ“ќ¬ќ√ќ ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ- –≈ћ≈—Ћ≈ЌЌќ√ќ “¬ќ–„≈—“¬ј –”—— ќ√ќ Ќј–ќƒј ѕ≈–¬ќ… ѕќЋќ¬»Ќџ XIX в.

ƒата публикации: 14 марта 2018
јвтор: ». Ќ. ”’јЌќ¬ј
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика:  ”Ћ№“”–ј ¬≈Ћ» ќ… –ќ——»»
Ќомер публикации: є1521025014 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


». Ќ. ”’јЌќ¬ј, (c)

найти другие работы автора

"»зложить быт русского народа, сколь можно с должной достоверностью, нет возможности одному человеку: это труд многих"1 , - писал один из первых исследователей того времени. ѕредлага€ вниманию читателей сведени€ об образе жизни народа, его жилище и одежде, различных обр€дах и прочем, он тем самым наметил программу исследований, которые фактически еще предсто€ло выполнить. «а почти полтора века, прошедшие с тех пор, накопилс€ обширный материал по этой теме в разных аспектах2 . ¬ предлагаемом очерке рассматриваютс€ наиболее существенные особенности бытового художественного и ремесленного творчества русского народа первой половины XIX в., интересные своей традиционностью. “радици€ - одна из определ€ющих черт народной культуры, позвол€юща€ не только правильнее оценивать прошлое, но и более верно подходить к решению современных проблем народной культуры.

¬ первой половине XIX в. –осси€ - многонациональна€ самодержавно- крепостническа€ страна, в которой нар€ду с существовавшим тогда народным бесправием уже прозвучали вольнолюбивые слова ј. Ќ. –адищева. Ќа первую половину века пришлись ќтечественна€ война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., аракчеевщина и начало расцвета прогрессивной русской мысли. “о было врем€ формировани€ двор€нской революционности, освободительных идей, роста народного самосознани€; период, когда создавались шедевры русской архитектуры и живописи, разрабатывались принципы реалистического подхода к искусству. Ќапомним имена некоторых представителей художественной среды. ’удожник ¬. ј. “ропинин, выходец из крепостных кресть€н, в своем творчестве отразил мир простых людей. —тала широко известной его " ружевница". ѕортрет молодой, оба€тельной женщины, сид€щей за работой, привлекает своей задушевностью и правдивостью. ”гадана ритмика движени€. ѕоэтому, гл€д€ на картину, будто слышишь мелодичный стук дерев€нных коклюшек, из-под которых спадает ткань с готовым плетеным кружевом. »стинным первооткрывателем бытового жанра в изобразительном искусстве оказалс€ ј. √. ¬енецианов3 , который организовал собственную художественную школу, откуда вышло немало интересных художников. —ам ¬енецианов и его ученики изображали кресть€н, всегда обраща€ внимание на разнообразные бытовые детали. ¬озникала своеобразна€ панорама русского народного быта в творени€х художников. —оздавались ситуационные изображени€, давались психологически и жизненно правдивые характеристики. “ак, в творчестве Ћ. ≈. ѕлахова, одного из учеников ¬енецианова, получили интерпретацию такие темы, как "ѕроста€ изба, в которой мужик играет на балалайке, а сзади видна стол€рна€ мастерска€", "—ид€щий рыбак в избе чистит рыбу, а вдали видна река с тон€ми" и т. п. ’удожника занимал де€тельный образ труженика. ¬ одной из статей, последовавших вслед за выставкой 1833 г., отмечалось: "»збрать нравы и домашний быт русского народа - значит найти неисчерпаемую руду драгоценного металла; тут крестины, сговоры, посиделки, св€тки, масленицы, пл€ски, качели, жатвы, сенокосы, хороводы и проч., проч. дадут на всю жизнь и трудов, и выгод, и славы"4 .


1 “ерещенко ј. Ѕыт русского народа. „ч. I - VI. —ѕб. 1848, с. VI.

2 –усские. »сторико-этнографический атлас. «емледелие, кресть€нское жилище, кресть€нска€ одежда (середина XIX - начало XX века). ћ. 1967; –усские. »сторико-этнографический атлас. »з истории русского народного жилища и костюма (украшени€ кресть€нских домов и одежды), середина XIX - начало XX в. ћ. 1970, и др.

3 ћашковцев Ќ. √. јлексей √аврилович ¬енецианов, 1780 - 1847 гг. ¬ кн.: –усское искусство. ќчерки о жизни и творчестве художников. ѕерва€ половина XIX в. ћ. 1954, с. 591.

4 —мирнов √. ¬. Ћавр  узьмич ѕлахов. 1810 - 1881. “ам же, с. 630.

стр. 87


»сторики и краеведы также обращали внимание на эту сторону жизни русского народа. ќдин из бытописателей, ». ѕушкарев, оставивший характеристику ѕетербурга и уездных городов первых дес€тилетий XIX в., старалс€ показать де€тельность мелкого городского люда: "Ѕольшой √остиный двор есть главный притон первостепенной мелкой промышленности ѕетербурга; сюда своз€т большую часть груза с приход€щих к здешнему порту кораблей; сюда т€нутс€ длинные обозы товаров с Ќижегородской €рмарки; сюда песет немец с ¬асильевского острова дюжину сшитых им перчаток, русский мастеровой - галантерейные вещи, сделанные им в праздник, и отсюда во все концы столицы развоз€тс€ и разнос€тс€ на лотках, в корзинах мелких торгашей и в модные магазины фарфор и бронза, сукна и холст, башмаки и сапоги и разные произведени€ наших мануфактур и ремесленников"5 . »ли: "¬от кресть€нин предлагает свежую дичь и €йца... гребенщик с красным €щиком за спиною прот€гивает к вашему окошку руку и умильно показывает вам гребешок или зубную щеточку"6 . ѕеред нами раскрываютс€ картины обыденной жизни горожан, ремесленников, кресть€н, приехавших в большой город. ¬се они были предметом внимани€ как иностранных путешественников, так и русских художников XVIII - XIX веков. — начала XIX в. широкой попул€рностью пользовались литографированные издани€, запечатлевавшие жизнь городского населени€: ремесленников, мелких торговцев, €мщиков, прачек, кучеров, разносчиков товаров - м€са, калачей, зелени, лубочных картинок и пр., а также праздничные гул€нь€, кулачные бои, игру в свайку и др. “аким образом копилс€ большой иконографический материал, имеющий важное значение дл€ изучени€ быта русского народа.

¬ –оссии к началу XIX столети€ уже четко определилась специфика экономического развити€ городов и деревень, сложились культурные регионы, выработались формы народного творчества, характерные не только дл€ деревни с ее традиционной культурой, но и дл€ городов –оссии, разновеликих по своим масштабам и значимости. ‘ормы быта южных и северных регионов отличались друг от друга довольно резко. ќрганизаци€ на юге в XVI в. пограничной с ƒиким полем полосы способствовала активному переселению в эти области служилого населени€, а раздача плодородных земель помещикам повли€ла на организацию крупных хоз€йств, крепостное население которых занималось пашенным земледелием. ¬ северных земл€х, большей частью малопригодных к земледельческим работам, важным зан€тием населени€ становились добывающие промыслы - охота, рыболовство, солеварение, смолокурение и др., а также разнообразные ремесла. ќтсутствие крепостного права в тех формах, которые были характерны дл€ центральных и южных областей, создавало более благопри€тные услови€ дл€ развити€ культуры народа.  ак раз творчеству трудовых масс русского —евера в основном посв€щены нижеследующие страницы.

»з этой среды вышло немалое число замечательных людей: землепроходцы из ¬еликого ”стюга —. ». ƒежнев, ≈. ѕ. ’абаров и ¬. ¬. јтласов, промышленник из  аргопол€ ј. ј. Ѕаранов, ставший управителем земель в –усской јмерике и видным де€телем –оссийско-јмериканской компании, художники и ученые из ’олмогор ћ. ¬. Ћомоносов и ‘. ». Ўубин, многие иные. —еверный край был родиной людей упорного труда. “ам было создано огромное количество архитектурных ансамблей:  аргополь, —ольвычегодск, ¬еликий ”стюг, —оловецкий,  ирилло-Ѕелозерский, ‘ерапонтов, јнтониево-—ийский монастыри,  ижский погост и многое, многое другое. ќдин этот перечень указывает на то, что каменные строени€ сочетались с дерев€нными. » те, и другие сохран€лись в отдаленных от центральных городов –оссии лесных дебр€х русского —евера. Ёто - уникальные сокровища национальной культуры. —оздател€ми ее были народные умельцы, каменщики и плотники, резчики и мастера декоративной росписи.   ним можно присоединить гончаров и слесарей, чеканщиков и вышивальщиц, ткачих и кузнецов, то есть всех тех, в ком, по выражению ј. ћ. √орького, "сжат трудовой опыт бесчисленных поколений"7 . ¬ этих словах верно подчеркнута важность традиций, которые сохран€лись в народе, передавались от


5 ѕушкарев ». ќписание —анкт-ѕетербурга и уездных городов —. ѕетербургской губернии. „. 3. —ѕб. 1841, с. 5.

6 “ам же, с. 21.

7 √орький ј. ћ. ќ "маленьких" люл€х и о великой их работе. - ќ литературе. Ћитературно-критические статьи. ћ. 1953, с. 33.

стр. 88


поколени€ к поколению, совершенствовались, в то же врем€ удержива€ наиболее выразительные и устойчивые образы и приемы технического исполнени€. Ёто относитс€ как к материальной, так и к духовной сфере культуры русского народа.

ѕутешеству€ по —еверу, академик архитектуры ¬. ¬. —услов был поражен праздничным гул€ньем в ЌЄноксе, старинном селении невдалеке от побережь€ Ѕелого мор€. ќн увидел девушек в сарафанах из дорогих покупных тканей, шитые жемчугом и. золотой нитью головные уборы - высокие пов€зки и кокошники с развевающимис€ лентами; его поразило их сходство с обликом новгородских женских костюмов XVI - XVII веков.  расочный хоровод плавно двигалс€, напомина€ живую иллюстрацию древнерусской жизни, котора€ своим фоном имела неповторимый по красоте архитектурный ансамбль старинного посада, а "вдали чернели избы и в стройных силуэтах поднимались верхушки старинных дерев€нных церквей"8 . Ќе эту ли гармоническую целостность и пластичную красоту имел в виду Ќ. ¬. √оголь, когда писал об удивительном и совершенном искусстве пени€ русского народа: "ѕокажите мне народ, у которого бы было больше песен... ѕо ¬олге, от верховь€ до мор€, на всей веренице влекущихс€ барж заливаютс€ бурлацкие песни. ѕод песни руб€тс€ из сосновых бревен избы по всей –уси. ѕод песни баб пеленаетс€, женитс€ и хоронитс€ русский человек. ¬се дорожное: двор€нство и недвор€нство, летит под песни €мщиков"9 . Ќ. ј. ƒобролюбов расширил эту характеристику: "Ќи один народ не отличаетс€ такой любовью к пению, как слав€не и между ними русские. ” нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, вс€кое веселье и печаль. ≈ще в колыбели дети убаюкиваютс€ песн€ми, подраста€, они сами выучиваютс€ напевать народные песни. —обираетс€ зимой молодежь кресть€нска€ на посиделки, и здесь рождаютс€ песни; приходит весна, выход€т посел€не встречать ее, составл€ют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. ≈дет кресть€нин пахать землю, он облегчает свой труд своей песнью; собираютс€ кресть€не жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песн€ звучит между ними, освежа€ их среди т€желых трудов. ѕровожают лето, празднуют уборку хлеба - оп€ть с песн€ми"10 .

ѕриведенные отрывки характеризуют слитность разнообразных, казалось бы, действий человека, которые св€заны между собой прочными повседневными узами. “ворческое начало пронизывало трудовой процесс, всю жизнь русского человека, как это не раз отмечалось современниками. ƒействительно, при знакомстве с пам€тниками материальной культуры вы€вл€етс€, что многие из них обладают едва ли не такой же поэтичной характеристикой, как песн€. ќдна из пр€лок, расписанна€ вологодским мастером в первой половине XIX в., имеет такое сюжетное изображение: молодой всадник в нар€дном синем кафтане, белых штанах, черных сапожках сидит на коне, покрытом красным потником; его конь словно приостановилс€ на пригорке под развесистым деревом, вокруг цветы, над ними вьетс€ крупна€ бабочка. Ќадпись, сопровождающа€ изображение, €вно песенного склада: "—ижу € на борзом коне и тот необуздан; по горам, по холмам - везде конь стрекает, ум мой разбивает, где бы и не нады, везде поспевает". ¬тора€ часть надписи: "ёность мо€, юность, беспечальное врем€, куда ты стремишьс€, куда ты летишь? —коро придет тво€ старость; будь поумнее, живи поскромнее". “радиционный прием, существующий в народном творчестве, позволил мастеру просто, без излишней нагроможденности соединить текст с рисунком, напомнить владелице пр€лки о себе, своей удали молодецкой, о своих думах. ¬ этом своеобразном пам€тнике художественного творчества звучит древн€€ былинна€ традици€, про€вл€етс€ св€зь с былинными геро€ми, с вит€з€ми старинных повестей. “акое изображение не раз имело место в лубочных картинках, которые служили оригиналами к набойкам: всадники скачут на кон€х, синий контур на белом холсте четко обозначает их своеобразный силуэт11 .

ќбраз былинного геро€, не индивидуализированного, а предельно обобщенного, находилс€ как бы в самом мышлении мастеров, невзира€ на то, был ли он матери-


8 —услов ¬. ¬. ѕутевые заметки о —евере –оссии и Ќорвегии. —ѕб. 1889, с. 39.

9 √оголь Ќ. ¬. —обр. соч. “. 6. ћ. 1950, с. 114.

10 ƒобролюбов Ќ. ј. —обр. соч. “. I. ћ.-Ћ. 1961, с. 402 - 403.

11 ћалицкий √. Ћ. Ѕытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в росписи и резьбе).  азань. 1923, с. 28.

стр. 89


ализован или оставалс€ предметом чисто духовной культуры. Ёта специфическа€ черта сохран€лась в течение столетий. »мпровизаци€, бесконечна€ вариантность народного творчества позвол€ли посто€нно видоизмен€ть привычные, казалось бы, самые обыденные предметы. —войство мастера вносить личные оттенки в традиционное ремесло вс€кий раз освежало те предметы, которые входили в быт народа. Ёто касалось буквально всего, что употребл€лось и в качестве орудий производства, и в виде домашних утилитарных принадлежностей, и как одежда. Ћокальные особенности творческой интерпретации бытовых изделий были естественным €влением в общем процессе развити€ материальной и художественной культуры народа. ћестна€ специфика производства бытовых изделий, равно как в поэтических сказани€х и песн€х, возникала в силу общих дл€ данного коллектива художественных вкусов, взгл€дов, интересов. ќбщность социальной среды и производственно-экономических условий определ€ла линию художественного мировоззрени€. Ёто отражалось на всем, что составл€ло быт народа каждого определенного региона.

¬ силу недостаточной разработанности терминологии в области истории культуры сделаем оговорку относительно пон€ти€ "народный" (народный быт, народное искусство, народное зодчество и т. п.). ≈ще сравнительно недавно с этим термином ассоциировалась де€тельность лишь кресть€нских мастеров. Ќа деле термин "народный" значительно шире, поскольку он св€зан и с определенными формами городской культуры. ¬. —. ¬оронов обратил внимание на то, что бытовое творчество пригородов, посадов, слобод, захолустных поместий, малых провинциальных городков, крупнейших торговых сел "в течение XVIII и XIX веков €вл€етс€ переходным от деревни к городу, заключа€ в себе то типично городские, то чисто кресть€нские иконографические преобразовани€ и художественные вкусы"12 . »зучение материалов, созданных в среде городских и деревенских ремесленников, в той среде, котора€ не только потребл€ла эти издели€, но изготовл€ла их, а потом торговала ими на местных и общероссийском рынках, позволило расширить наши представлени€ о пон€ти€х "народное творчество", "народна€ культура", "народный быт". ѕоэтому правильнее при характеристике народного быта первой половины XIX в. учитывать материалы как из кресть€нской среды, так и из среды городских обывателей, мещан, мелких торговцев и ремесленников.

Ќарод творил, создавал, строил соответственно сложившимс€ традици€м, своему разумению, своим представлени€м о красоте.   началу XIX в. народное жилище приобрело устойчивые формы. ≈сли в XVHI в. лесов было много и строили преимущественно из дерева, то в последующем веке лесные массивы уменьшились, дерево вздорожало. ѕоэтому в южных област€х чаще стали использовать жерди и тонкие бревна, которые обмазывали глиной, смешива€ ее с соломой или навозом. ¬ центрально-черноземных и южных губерни€х, а также в Ќижнем ѕоволжье использовали кирпич. Ќа севере же построить кирпичный дом было под силу лишь очень богатому человеку.  ирпич как строительный материал начал тут широко примен€тьс€ лишь во второй половине XIX столети€. ƒерев€нные рубленые избы северных районов и ¬ерхнего ѕоволжь€ представл€ли собой бревенчатую клеть, подн€тую на высокий подклет, с большой русской печью дл€ максимальной отдачи тепла жилищу. Ћегкие пристройки, расшир€вшие объем избы, могли составл€ть значительное количество внутренних жилых и хоз€йственных помещений, объедин€емых сен€ми и переходами под одной двускатной крышей. “акие избы могли быть четырехстенными, п€тистенными, шестистенными. ¬ариантов в такого рода архитектуре насчитываетс€ более 30013 . —троительные же фирмы определ€лись природно-климатическими услови€ми.


12 ¬оронов ¬. —. »збранные труды. ћ. 1972, с. 102 - 103.

13 «ванцев ћ. ѕ. ƒомова€ резьба. ћ. 1935, с. 6; Ѕибикова ». ћ.,  овальчук Ќ. ј. ƒерев€нна€ резьба кресть€нских жилищ ¬ерхнего ѕоволжь€. ћ. 1954; ∆егалова —.  . –усска€ дерев€нна€ резьба. ћ. 1957; —оболев Ќ. Ќ. –усска€ народна€ резьба по дереву. ћ. 1934, с. 369 - 379; Ѕежкович ј. —., ∆егалова —.  ., Ћебедева ј. ј., ѕросвиркина —.  . ’оз€йство и быт русских кресть€н. ¬ кн.: ѕам€тники материальной культуры. ћ. 1969, с. 122 - 197; ћаковецкий ». ¬. јрхитектура русского народного жилища (новые материалы и исследовани€). ¬ кн.: VII ћеждународный конгресс антропологических и этнографических наук. ќтд. оттиск. ћ. 1964, с. 4, 5; –усские. »сторико- этнографический атлас «емледелие, кресть€нское жилище, кресть€нска€ одежда (середина XIX - начало XX века), с. 132 - 164.

стр. 90


—оразмерность пропорций здани€, внутренних его объемов, отбор необходимых в быту и в то же врем€ целесообразных, практически полезных предметов мебели делали жилище удобным. ¬нутренн€€ отделка интерьера представл€ла собой единение художественного вкуса строител€ и местных традиций. ≈стественна€ благородна€ красота древесины, плотно пригнанных тесаных бревен эстетически подкрепл€лась расписными створками шкафов, легких переборок, отдел€ющих хоз€йственный угол около усть€ печи от чистой половины с красным углом, пристенными лавками и столом. Ўитые полотенца украшали красный угол с киотом. ќни могли быть развешаны по окнам или в простенках между ними в зависимости от ситуации - праздничного либо будничного дн€. ѕостель украшалась шитыми подзорами (наиболее распространенные сюжеты - птицы, кони, барсы или просто цветочные мотивы. ¬ыполн€лись они красной нитью по белому холсту или белыми нит€ми по белой ткани).

 ак внутри, так и снаружи мастера вводили дополнительные украшени€, чтобы подчеркнуть красоту жилища. ќни художественно выполн€ли такие конструктивные детали, как коньки, курицы, крыль€, подкрылки, подзоры, из€щной резьбы ветреница. »збы ¬ологодской и јрхангельской губерний поражают своей величавостью, что в значительной мере подчеркиваетс€ резным охлупнем в виде горделивой полуфигуры кон€ или птицы14 . Ёти резные фигуры, как нос корабл€, разрезают лежащий перед ними простор, возвыша€сь и пар€ над общей массой строени€. ћастерство плотников, искусство резчиков часто сливались в избах в неразрывное целое. ’арактерной деталью верхневолжских построек €вл€етс€ большое количество объемной скульптурной и орнаментально-геометрической резьбы в украшении как интерьера, так и фасада дома. ќрнаментаци€ с русалками и фигурами львов, реже с фигурками людей была посто€нным элементом художественной обработки фасада здани€ с его нар€дными резными наличниками. Ќародные мастера выработали в этом отношении своеобразную культуру, ставшую традицией дл€ всего ¬олжско-ќкского междуречь€15 . ѕодобные избы еще встречаютс€ в деревн€х √орьковской, »вановской областей, а также в таких городах, как ¬€зники, √ородец, ѕучеж, Ѕалахна, √орький.

¬ резьбе, обильно украшавшей народное зодчество ѕоволжь€, прослеживаютс€ св€зи с резьбой по камню, с традицией украшени€ волжских судов, разнообразных барж, расшив и т. п. Ќе случайно русские художники, выезжа€ на этюды на ¬олгу, рисовали нар€дно украшенные суда. "Ёти суда - самые красивые на ¬олге. ”крашени€ их весьма затейливы. Ќа носу обыкновенно рисуют глаза либо сирены, либо иных чудовищ, неведомых самим художникам, их рисовавшим, а борта изукрашены резьбой, около которой, кроме топора, не трудилс€ никакой другой инструмент"16 . "“опор русский, - свидетельствует этнограф —. ћаксимов, - такие вырубает фигуры в досках, что можно подумать на долото, ножи и разные стол€рные инструменты. ѕо крышам изб развешаны так называемые полотенца, то есть доски, прибитые и разукрашенные вроде полотенец, с кист€ми и прорезными фигурами: все мастерит немудреный топор"17 . ¬от откуда пошли поговорки: "» клин тесать - мастерство казать", "“опор - всему делу голова".

ќбстановка кресть€нской избы первой половины XIX в. состо€ла из столов обеденного и припечпого, лавок, стульев, шкафов, киотов, кроватей, ларцов, сундуков разных размеров. ќдно из центральных мест занимали шкафы- поставцы, или горки, а также: подвесные и угловые. »х створки украшались резьбой либо росписью.  ровати либо ставились напоказ в горнице, либо прикрывались пологом. „асто они находились в сен€х, если изба не имела горницы. ѕечь использовалась посто€нно, особенно в зимнее врем€, как спальное место. —пали также на полат€х и на лавках. ƒл€ постели, как правило, использовалась солома: ею набивалс€ пестр€динный ме-


14 ¬асиленко ¬. ћ. –усска€ народна€ резьба и роспись по дерезу XVIII - XIX вв. ћ. 1960, с. 50; ћаковецкин ». ¬. ѕам€тники народного зодчества —реднего ѕоволжь€. ћ. 1954, с. 8.

15 ”ханова ». Ќ. Ќекоторые замечани€ об архитектурной резьбе по дереву ¬олжско-ќкского междуречь€. ¬ кн.: ƒоклады по этнографии. ¬ып. 5. ќтделение этнографии √еографического общества ———–. Ћ. 1967.

16 Ѕоголюбов Ќ. ѕ. ¬олга от “вери до јстрахани. —ѕб. 1862, с. 18.

17 ћаксимов —.  уль хлеба и его похождени€. —ѕб, 1873, с. 28.

стр. 91


шок. ѕростыни были редкостью, но "настилальники", покрытые художественным шитьем по краю, часто украшали кровать, завешива€ ее. ¬ северных районах этой детали убранства придавалось большое значение.  аждый, кто входил в избу, мог видеть искусство хоз€йки дома. ¬ состав приданого невесты входили дес€тки домотканых полотенец с вышивками, подзоры, расшитые фантастическими фигурками птиц - пав, изображени€ми барсов, коней, всадников, звезд, развесистых деревьев и вод€щих вокруг них хороводы женских условно очерченных фигур. ƒревние €зыческие изводы лежали в основе этих декоративных композиций. Ќо были и другие, близкие к литературным произведени€м с их увлекательными сюжетами. Ёто те подзоры, на которых изображались кн€жеские хоромы, диковинные причудливые звери, охотники, кавалеры, дамы, русалки, кареты, фейерверки, корабли и необычные рыбы. Ёти изображени€ преимущественно принадлежат XYIII в., но некоторые были выполнены в начале XIX столети€, что доказывает традиционность в сохранении приемов шить€ и устойчивую любовь к "прекрасным" сюжетам, причем многие из них были св€заны со свадебными обр€дами.

¬ Ѕалахнинском уезде Ќижегородской губ. (ныне √ородецкий район) интерьер избы украшалс€ декоративно оформленными донцами пр€лок. Ўирокие доски, слегка заоваленные у стойки дл€ гребн€, инкрустировались темным мореным дубом. —очетание светлой и темной древесины напоминало своеобразную графику. –исунок исполн€лс€ утонченными, из€щно выгнутыми лини€ми в сочетании со значительными по площади кружками, кадетами, фигурками всадников, дам в кринолинах, птиц, мужчин в треуголках или цилиндрах и даже нижегородских ополченцев 1812 года. ѕр€лки делались дл€ невест, и поэтому изображени€ посв€щались именно им18 . „аще мастера исполн€ли композиции, иллюстрирующие песенный образ невесты, выезжающей в золотой карете. Ќе случайно в хороводной песне √орбатовского уезда Ќижегородской губ. звучали такие слова: "Ќевестушка-барын€, садись в карету". ¬ Ќижегородском уезде свадебный поезд состо€л из нескольких упр€жек, до п€ти. —южет на √ородецких донцах не был случайным: он был св€зан с одним из важных этапов женской жизни - ее замужеством.

ƒругой сюжет - с воинами, всадниками и мужскими фигурками во фраках - также св€зываетс€ со свадебным обр€дом. ¬ свадебных песн€х жених обычно сравниваетс€ с вороным конем. Ётот образ перешел и в резьбу. Ќекотора€ необычность мужских туалетов, несомненно, городского типа объ€сн€етс€ не только тем, что мы имеем дело с произведени€ми мастеров посадов и крупных торговых сел, но и с посто€нным обращением народных творцов к песне. “ак, в јрзамасском уезде Ќижегородской губ. была произведена следующа€ запись о костюме жениха: "я брала свои золоты ключи, отмыкала окованы сундуки, вынимала черноплисово сукно, € кроила жениху кафтан, чтоб ему не долог был, чтоб ему не короток был, по подолу был раструбистый, посередке прижимистый, по подпазушкам перехватистый, чтобы он легко на кончике скакал, хорошеничко разъезживал"19 . “акие кафтаны известны дл€ первой половины XIX в., они хорошо знакомы по изображени€м на живописных полотнах, в рисунках и графике русских художников.

¬ центре избы, как правило, подвешивалась колыбель, которую укрепл€ли в потолке за матицу - поперечное толстое бревно, служившее опорой потолка.  олыбель изготовл€ли из дуба, плели из корней или прутьев. »ногда к дерев€нной или железной раме прикрепл€лась холстина. ќт света и насекомых люльку завешивали пологом. ѕоскольку она находилась в центре избы, ее старались делать нар€дной, украшали резьбой или росписью - геометрическими узорами, цветами, травами и даже жанровыми сценками с надпис€ми. ќсобенно разнообразны по рисункам люльки, исполненные пермогорскими мастерами (торговое село ѕермогорье находилось на —еверной ƒвине, в 70 км от ¬еликого ”стюга). Ќа дерев€нных стенках - целые рисованные рассказы из жизни местного населени€. ¬се это оплетено прихотливо вьющимис€ побегами растений. Ќадпись на одной из них така€: "—и€ колы-


18 «ванцев ћ. ѕ. √ородецкие инкрустированные донца (содержание сюжетов и некоторые сведени€ о промысле). ¬ кн.: —ообщени€ √осударственного –усского музе€, XI. ћ. 1976, с. 30.

19 ћаслова √. —. Ќародна€ одежда русских, украинцев и белорусов. ¬ кн.: ¬осточнослав€нский этнографический сборник. ћ. 1956, с. 705.

стр. 92


бель дл€ младенца малого, дл€ усыплени€ и дл€ просыпани€ и чтобы он рос и добрел на ум, училс€ закону божию, родителей почитать". –исунки пермогорских мастеров фиксируют домашние зан€ти€, работу женщин и мужчин, круг их забот. «десь и сценки ухода за младенцем, и пр€дение, и женщины за ткацким станком, мужчины на сан€х и телегах, ученики, читающие книги или пишущие гусиным пером, всадники, художники, расписывающие дуги, и многое другое.  руг сюжетов разнообразен, некоторые из них редки. Ќапример, на бурачке (туесе), выполненном из бересты, можно видеть молодого человека, склонившегос€ над столом, - он зан€т росписью дуги. Ќа полке около окна, на столе и под столом расставлены различные баночки с тертыми на желтке куриного €йца красками. ’удожник пишет темперой. ѕермогорский мастер первоначально грунтовал поверхность издели€ мелом, смешанным с клеем, после чего белил поверхность, затем наносил тонким гусиным пером рисунок. Ћинии в руках умелого мастера легки и уверенны. «десь не было сбоев. –исунок напоминал €ркие миниатюры рукописных книг. –адость творческого созидани€ подчеркивалась €ркими расцветками всего изображенного - цветов, птиц, сюжетных сцен. ћастер раскрывал свое радостное отношение к жизни, доставл€€ удовольствие зрителю, владельцу того или иного нужного в хоз€йстве предмета.

Ќа другом бурачке мастер представил сцену чаепити€ из самовара. ¬ начале прошлого столети€ это была торжественна€ процедура, которую мог позволить себе отнюдь не каждый. —амовар лишь начинал входить в употребление и стоил довольно дорого. ¬ начале XIX в. самовары стали выпускать на тульских, уральских, петербургских заводах, спрос на них постепенно превышал производство. Ќа рисунке, украшающем берест€ной бурак, имеет'с€ надпись: "—ей бурак ћатфе€ —миренникова ’арошенькой 1811 го"20 . —амовар, чайный столик, ампирный стул, на котором сидит хоз€йка дома, характеризуют особенности быта если не горожанина, то, во вс€ком случае, зажиточного человека из села. ќб этом свидетельствуют также модный высокий гребень в волосах женщины, богата€ шаль, накинута€ на ее плечи.  остюм молодого мужчины менее сближен с городским типом, зато прическа €вно не кресть€нска€. Ёта бытова€ сценка по обыкновению орнаментована растительным побегом с цветами и характерными дл€ пермогорского рисунка листиками.

ѕодобным образом украшали не только туеса, предназначавшиес€ дл€ хранени€ пищи или переноса ее в летнюю пору, но и всю домашнюю утварь - кружки, блюда, стопы, скобкари, большие сосуды - ковши дл€ пива или браги, чарки, чаши, ложки, миски, тарелки, ендовы, братины, а также хоз€йственные оруди€ труда - грабли, ткацкие станы и пр. »ногда их украшали резьбой, в иных местах предпочитали декоративно окрашивать киноварью, в третьих краска была фоном дл€ нанесени€ замысловатых узоров и сюжетных изображений. “ак, на круглых тарел€х на дне часто изображали рыбу или птицу с веткой какого- нибудь растени€. Ќа стопах также рисовались птицы, цветы, фигурки людей. ћиски дл€ гор€чей пищи обычно делались без росписи, только по краю бортика мог быть резной узор. ¬ыемчатой фигурной резьбой украшались пирожницы, на них подавали пироги. ќб€зательным предметом любого стола были разнообразные солонины. ≈сли в ћосковской или Ќижегородской губ. они делались в виде кубической коробки с крышкой и высокой спинкой, украшенной геометрической резьбою, то северные губернии имели другой тип- в виде плывущей уточки, которую дополнительно можно было также украсить резьбой или росписью. ¬одоплавающа€ птица легла в основу многих севернорусских предметов домашней утвари. ¬ подобном же роде исполн€лись скобкари. ћалые ковши с уточками на руко€т€х использовались в качестве черпаков дл€ разлива пива в стопы или стаканы.

ќбразный строй в творчестве художников был особым. ќни видели в куске дерева обобщенную форму водоплавающей птицы или упр€жку коней. ѕоэтому северные ков ли часто исход€т из образа водоплавающих птиц, а тверские - из горделивых фигур коней. ƒаже форма сосуда при этом отражает избранный художником образ. ƒополнительна€ орнаментаци€ сливаетс€ с отдаленными воспоминани€ми о птицах и кон€х, св€занных с символами небесной сферы, с солнечным культом древних €зыческих представлений.   XIX в. сохранилась лишь условна€ резьба многочи-


20 ∆егалова —.  . –усска€ народна€ живопись. ћ. 1975, с. 96, 101.

стр. 93


еденных розеток, входивших в свое врем€ в систему сол€рных знаков. Ќебесные кони, птицы в окружении звезд или украшенные ими посто€нно сопровождали фантастические образы народных мастеров в их творческом процессе.

ƒл€ первой половины XIX в. типичным стало не только сохранение традиционных форм утвари, но и использование в городском и деревенском быту изделий промышленного производства - фарфоровой и стекл€нной посуды. "ѕриноравлива€сь к привычкам, зан€ти€м, наклонност€м, образу жизни людей и потребност€м роскоши и моды, промышленность всегда и в каждом городе имеет свои, особенный характер, имеет особенное свое направление, особенное подразделение и представл€етс€ в различных оттенках, смотр€ по местности и обсто€тельствам"21 , - писал ». ѕушкарев. „астные фарфоровые и фа€нсовые фабрики поставл€ли свою продукцию в самые отдаленные уголки –оссии, а торговые св€зи, проходившие в течение столетий по гужевым и водным дорогам, позвол€ли населению северного кра€ пользоватьс€ по установившейс€ издавна традиции местными €рмарками, на которых покупались иноземные товары. “ак по€вились в разных селени€х  арельского и “ерского берега Ѕелого мор€ фа€нсовые тарелки, миски, блюда, исполненные в јнглии на фабриках фирмы ћилтон и ƒавенпорт22 . —ветлый черепок этих изделий расписывалс€ кобальтом, напомина€ делфтский фа€нс предшествующей эпохи.

¬ народном быту преимущественно использовали дерев€нную и медную посуду. ќна имела устойчивую форму, сложившуюс€ столети€ тому назад. ƒревнейшие формы восход€т к глин€ным и дерев€нным образцам. ¬ XVII - начале XVIII в. дерев€нна€ утварь бытовала и в кресть€нской избе, и в царских палатах. ¬ первой половине XIX в. дерев€нные ложки, миски, ковши, чаши, монументальных форм скобкари, ендовы - большие сосуды с носиком дл€ слива жидкости, черпаки, различные тарелки сохран€лись в среде кресть€нских и обывательских городских кругов.  ак и в предшествующую эпоху, определенные районы страны были известны производством дерев€нной утвари. ќсобенной славой пользовались нижегородские мастера —еменовского уезда. ¬ г. —еменове и ближайших к нему деревн€х производилась дерев€нна€ крашена€ и лакова€ посуда, исчисл€вша€с€ тыс€чами штук. —лавилась также €рославска€, тверска€, костромска€ посуда, которую везли на продажу в деревни и города разных областей страны. — XVI в. не сходила с русского стола братина - парадный сосуд, заздравна€ чаша. Ёто шаровидный сосуд на низкой ножке-поддоне с небольшим венчиком-горлышком, на который часто наносились орнамент или всевозможные посв€тительные надписи. Ќа дерев€нных надписи, как правило, наносились по тулову или венчику горловины. «вучали они по-разному, например: "—и€ братын€... дл€ пити€ канунов", "—и€ братина добраго человека", "—и€ братина писана иеромонахом ѕокровского монастыр€, »оанна ўедрина дар", "√оспода, гостите, пь€ны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь". Ќа серебр€ных или золотых братинах надписи указывают на принадлежность сосуда определенному лицу. Ѕратины выполн€лись не только из дерева, а также из меди, серебра и золота, если предназначались к столу сановной особы. ¬ народном быту обычно использовались дерев€нные или медные. ќни украшались резьбой, росписью, гравировкой или эмалью. Ѕратины с цветными эмал€ми исполн€лись сольвычегодскими мастерами в XVII - начале XVIII в., а потом сохран€лись в семь€х как семейна€ реликви€, больша€ ценность.

Ѕратины употребл€лись за праздничным столом, когда шел пир складчиной. “акой пир именовалс€ по традиции братчиной. ќбычай старинный, о нем упоминаетс€ еще в новгородских былинах23 . Ѕратина на общественном пиру имела значение некоего объедин€ющего начала: сосуд мог идти по кругу, передаватьс€ от соседа к соседу. ќбщественные пиры всем миром существовали на русском —евере на прот€жении всего XIX века. Ќекоторые исследователи считали братчину обр€довым праздником, посв€щенным сбору урожа€24 . Ётнографы зафиксировали сохранившиес€


21 ѕушкарев ». ”к. соч., с. 3.

22 ”ханова ». Ќ. Ёкспедици€ ќтдела истории русской культуры 1969 года. —ообщени€ √осударственного Ёрмитажа. “. XXXIV. Ћ. 1972, с. 87 - 88.

23 Ѕуслаев ‘. ». »сторическа€ хрестомати€. ћ. 1861, с. 1482 - 1483, прим. 1.

24 «еленин ƒ.  . ƒревнерусска€ братчина как обр€довый праздник сбора урожа€. Ћ. 1928.

стр. 94


сказани€ и уцелевшие в отдаленных уголках обычаи совмещать общественный пир с закланием животного. Ќекогда это был олень, которого с течением времени заменили домашними быком или овцой. ¬  аргопольском уезде в »льин день убитое животное разделывали, м€со варили в больших котлах, а после обедни и молебна все жители деревни участвовали в трапезе. ∆ертвоприношени€ животных в праздничные церковные дни, которые, как установили исследователи, совпадали с древними €зыческими, существовали в јрхангельской, ¬ологодской и Ќовгородской губерни€х. ƒл€ такого общественного праздника, кануна, варилось пиво, именовавшеес€ канунным25 .

¬о врем€ общественных пиров употребл€лась и друга€, довольно разнообразна€ посуда. Ќекоторые сосуды сохранили надписи, указывающие на их причастность к общественным праздникам. ¬ иллюстраци€х рукописных книг изображалась различна€ посуда, и вместе с тем она была традиционной. »скусные руки мастеров выработали практически наиболее целесообразную форму с удивительным пониманием ее функционального назначени€ и художественных достоинств. ”зоры резные или расписные лишь подчеркивали форму, украша€ ее и дополн€€. ѕри изготовлении гончарной посуды творческа€ фантази€ мастеров была весьма богатой. ’от€ гончарный юуг практически один и тот же, но руки исполнителей и их художественный вкус придавали горшкам, мискам, плошкам, тарел€м поразительное разнообразие. ∆ива€ традици€ при преемственности производства характеризует народную керамику - один из древнейших видов народного творчества, отличавшийс€ нередко своеобразными художественными приемами. —осуды, как правило, обтекаемой формы, функциональны, удобны дл€ употреблени€: горшки, миски, тарели, кринки и пр. „ернолощеные €рославские и нижегородские - наиболее древний тип керамики. ќни часто украшались самой разнообразной росписью, от простейших геометрических узоров до сюжетных композиций и растительных орнаментов.

Ќаивысшего мастерства достигли гжельские гончары. Ќа основе подмосковных глин выросла сеть мелких кресть€нских производств, поставл€вших свои издели€ на рынок, в первую очередь московский. Ѕела€ полива с цветной росписью синей, зеленой, желтой красками делала сосуды из€щными, нар€дными, желанными в любом доме. ¬се началось с производства обычной гончарной посуды и детских игрушек. Ќесколько дес€тков деревень были зан€ты гончарством26 . Ќа этой базе в XVIII в. по€вилась перва€ в –оссии майолика, в начале XIX в. - полу фа€нс и первый фарфор. ¬ конце 1820- х годов в √жели работало до 50 фарфоровых предпри€тий. —лавились заводы Ќовых и ’рапунова в дер.  уз€ево, завод √улиных во ‘р€зево, “ереховых и  иселевых - в –ечицах. »х продукци€ раскупалась жител€ми городов, зажиточными кресть€нами. јссортимент гжельского производства 1830 - 1840- х годов был широк: разнообразна€ штучна€ и сервизна€ посуда, масленки, чайницы, туалетные коробочки, игрушки, декоративна€ скульптура. ћногие вещи украшались скульптурными лепными фигурками птиц, животных, людей. ќсобый мир художественных образов был св€зан с народной основой культуры, с той традицией кресть€нского творчества, котора€ воздействовала на многие поколени€ мастеров. »х фантази€ сохранила в р€де случаев древнейшие представлени€ о мироздании.

— наибольшей силой это про€вилось в народных вышивках. “ак, в причитани€х невесты из северных областей говоритс€ о белой "шитой-браной" рубашке, которую она вышивала в ивановскую, петровскую и ильинскую ночи. "¬ышивано хорошее всхожее красное солнышко, утренн€€ зар€, младой полуночный светел мес€ц, реки, все озера глубокие"27 . «десь - знакомое и, несомненно, привычное художественное обобщение, образное мышление народного мастера. јналогом ему €вл€ютс€ резьба и роспись в рамках той же системы земных и небесных представлений о вечно дающей жизнь «емле, согреваемой лучами —олнца. Ќародна€ вышивка за века своего существовани€ приобрела удивительную завершенность, гармонию пропорций, выразительность силуэтов изображаемых фигур.  ак правило, мастерицы вышивали без


25 Ўаповалова √. √. —евернорусска€ легенда об олене. ¬ кн.: ‘ольклор и этнографи€ русского —евера. Ћ. 1973.

26 —алтыков Ѕ. ј. √жельска€ майолика. ћ. 1956.

27 ћаслова √. —. ќрнамент русской народной вышивки как историко- этнографический источник, ћ. 1978, с. 166.

стр. 95


заранее нанесенного рисунка, но по счету нитей, по той сетке, котора€ образовывалась переплетением нитей в ткани. ≈е можно было разр€дить, сделать более воздушной, и тогда рисунок застилалс€ разнообразными швами- настилами, станов€сь сильно выпуклым, почти чеканным. Ўили росписью, крестом, счетной гладью, набором, тамбуром. –оспись (или полукрест) особенно характерна дл€ севернорусских вышивок вплоть до середины XIX века. Ёто двусторонний шов, мелкие стежки которого заполн€ют поверхность ткани геометрическими узорами, составл€ющими фигуры птиц, зверей, коней, женщин, всадников, архитектурные сооружени€.

—южет изображений св€зываетс€ с традиционными представлени€ми о богине жизни - ћатери —ырой «емле. Ёту женскую фигуру изображали с прорастающими ветв€ми, символизирующими вечность жизни, в окружении звезд, цветов, молодой поросли растений, а сопровождали ее посто€нно всадники, птицы, кони. Ќекоторые исследователи отмечали сходство женского изображени€ в русских вышивках с идолом, которому в древности поклон€лись так же, как св€щенным деревь€м. "Ќам кажетс€ неоспоримым, - писал ¬. ¬. —тасов, - что здесь в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего слав€нского богослужени€ (в особенности поклонени€ деревь€м) и праздников русальных"28 . ≈стественно, вышивки XIX в. не сохран€ли напр€мую уже ничего общего с тем древним €зыческим культом, который вошел на столети€ в шитье русских мастериц. Ќо традици€ сохранилась в быту в виде живой праздничной игры после завершени€ пахоты и посева, в весенний праздник —емик. √лавный герой народного гул€нь€ - березка, которую р€дили в женское платье, украшали лентами, лоскутками, а после общественного пира в роще на берегу реки или озера ее приносили в дом, где она продолжала "гостить". ¬етками березы, травами, цветами устилали дорогу, украшали жилище, ворота и окна. ¬ Ќовгородской губ. этот праздник именовалс€ "русалка" либо "русалчин или мавский ¬елик день". ќтдаленно —емик, или русалий, у русских св€зываетс€ с предани€ми €зычества, а в более поздний период он как бы совместилс€ с христианским “роицыным днем. ¬ эти праздничные дни люди приветствовали наступающее лето, радовались обновлению природы, будущему урожаю. √ул€нь€ сопровождались вождением хороводов, девушки вили венки и бросали их в воду. “ут наблюдаетс€ отражение поклонени€ водной стихии, а вместе с ним как бы отдавалась дань почитанию русалок.

ќбычай народных гул€ний весной у берез получил отражение в народных гравированных картинках, т. н. лубках, и в народной поэзии. языческие празднества постепенно перерождались в чисто народные гул€нь€, а попада€ в город, становились в среде мещанства €рмарочными играми и развлечени€ми. »звестна€ "—вистунь€" в ¬€тке в корне своем имеет слав€нский €зыческий праздник весны и солнца-ярилы. Ќа него наложилось древнее событие из истории борьбы хлыновцев (¬€тка именовалась ’лыновом) с удмуртами. ”стюжане должны были прийти первым на помощь, но при рассветных сумерках хлыновцы прин€ли их за врагов, и произошла сеча, когда "сво€ своих непознаша и побита", по выражению летописца. ѕо прошествии столетий пам€ть сохранила шумный праздничный день весной, когда устраивалс€ базар, продавалось много глин€ных игрушек, свистели в свистульки, бросали глин€ные расписные шары, боролись, пл€сали со свистом, покупали сладости. Ќа такой праздник поспешали и горожане, все жители слободы ƒымково, где лепились детские игрушки, и ближайших деревень. Ўло трехдневное гул€нье взрослых и детей, и никто не вспоминал о каких-либо трагических событи€х сечи, сохранилс€ лишь веселый обычай29 .

XIX век - врем€ развитых ремесел. ѕовсеместное распространение имело домашнее ткачество. ∆енщина с детства приучалась к работе за пр€лкой, а потом и за ткацким станом.   пр€лке прикрепл€лась кудель льна, конопли или шерсти. ƒолгими зимними вечерами пр€ли бесконечные нити, которые затем шли в стан дл€ создани€ ткани. »х нужно было наткать на всю семью, дл€ приданого дочер€м. ѕр€ли, сид€ на завалинке дома и в избе, присматрива€ за ребенком. ѕр€ли на посиделках, своеобразных собрани€х, куда приходили молодые парни, выбира€ себе невесту;


28 —тасов ¬. ¬. —обр. соч. “. I. —ѕб. 1894, с. 207 - 211.

29 ƒеньшин ј. ¬€тские старинные глин€ные игрушки. ¬€тка. 1926.

стр. 96


где шутили и пели песни. “акие посиделки стали в начале XIX в. темой сюжетных народных лубков. ѕр€лку можно было купить либо ее дарил суженый. ќн украшал ее узорами, резными или расписными. ѕр€лку мог подарить своей дочери отец. Ѕыли и детские маленькие пр€лочки, так же затейливо украшенные, как и взрослые. ќбычно пр€лки имеют лопасть дл€ прив€зывани€ кудели, ножку-стойку и донце. ¬ различных област€х их по- разному оформл€ли. ¬ лесостепной полосе (“ульска€, –€занска€, —амарска€, ¬оронежска€ и др. губ.) пр€лка была в виде развилки (вилка и рогач), к которой крепили кудель.

√отова€ пр€жа заправл€лась в ткацкий стан, и вновь длинные вечера оказывались зан€тыми кропотливой работой. »скусные ткачихи выполн€ли простые и узорчатые ткани. ’олст переливалс€ и блестел, отбеленный на солнце или весеннем снегу. ќсобо блестел холст с "хитрыми" узорами, наведенными умелыми руками мастериц. ”зорное ткачество называют браным, а ткань - браниной, отсюда и название - брана€ скатерть, т. е. холст с узорами в шашечку, клетку, ромбами или кругами (ткань-кружалиха). ќсоба€ техника исполнени€ легла в основу названи€ самой ткани. »зготовленные холсты отбеливали в щелоке. »х мочили в кадках, засыпали золой, парила, а затем расстилали на солнце. “ак делалось несколько дней. ’олст неоднократно промывали в воде, затем высушивали и прокатывали рубелем по дерев€нной скалке. –убель, как и пр€лка, мог быть подарком мужа или отца. “огда на его нерабочей поверхности наносилс€ резной орнамент или рельефные изображени€, иногда с надпис€ми. ≈сли вальком колотили при стирке бель€ или те же холсты, то рубель с его рифленой рабочей поверхностью использовалс€ как утюг дл€ глажени€.

’олсты, предназначенные дл€ одежды, красили чаще всего в синий цвет. ѕоэтому такие ткани именовали кубовыми. ¬ XIX в. особенно любили ткани с узорами. ѕоэтому мастера-красильщики заготавливали и набойные доски- матрицы преимущественно с цветочными узорами, которые затем переносились на холст. “ак готовили набойные ткани дл€ сарафанов, рубах, мужских портов, занавесей. —уществовали целые артели мастеров-красильщиков. ќни разъезжали по деревн€м и селам, принимали заказы от населени€, а затем развозили готовую продукцию. ¬ологодское селение √р€зовец было настолько известно своими набойками, что в 1780-е годы при возведении его в ранг уездного города √р€зовцу определили герб, на котором в центре был изображен чан дл€ крашени€ домотканых холстов.

Ќа набойку был широкий спрос как на внутренних рынках, так и за рубежом. –усские еще в XVII в. вывозили ее в Ўвецию нар€ду с резными ложками, точеной посудой, льном, воском, лесом и другими товарами. Ќабоечные сарафаны с белой рубахой это основна€ одежда в северных губерни€х. Ѕогатые кресть€не, особенно те, которые пересел€лись в город дл€ ведени€ торговли либо зан€ти€ каким-то промыслом или ремеслом, могли приобретать шелковые сарафаны дл€ парадных случаев. ѕокупные фабричные ткани шли также на летники - короткие свободные кофты, прикрывающие лишь верхнюю часть фигуры30 . Ћетники украшались шитьем или покупным галуном. ¬ Ќижегородской губ. поверх "штофника" - сарафана из узорчатой шелковой материи-штофа надевалась душегре€, тип летника, стеганного на вате, богато расшитого золотой нитью. ¬ этом деле особого искусства достигли городецкие мастерицы Ќижегородской губернии. ѕокупными были шелковые шали разнообразных оттенков и узоров. ќни набрасывались поверх сарафанов, а при свадебных обр€дах ими покрывали невесту. √оловные уборы отличались богатством и разнообразием типов и художественного оформлени€.  окошники, сборники, борушки, венцы расшивались золотыми нит€ми, жемчугом, резным перламутром, гранеными стеклами, бисером. Ќо все они были парадными уборами.  аждодневным дл€ женщин был повойник, под него убирали волосы. ƒевушки носили пов€зки, расшитые узорами.

¬ отличие от сарафанного комплекса, характерного дл€ северных земель –оссии, в центральных и южных област€х сложилс€ иной тип женской одежды. «десь рубаха сочеталась с поневой - шерст€ной клетчатой юбкой, не имевшей шва, поэтому передник был необходимой частью костюма: он закрывал место стыка краев поневы. √оловной убор имел свои вариации форм и украшений. »спользование по-


30 –усские. »сторико-этнографический атлас. «емледелие..., с. 193 - 194.

стр. 97


купных товаров не мен€ло основных конструктивных особенностей, сложившихс€ задолго до XIX в. и ставших элементом традиционной культуры народных масс определенных регионов.

ќсобым из€ществом и изысканной красотой отличалась резьба по кости. Ёто - один из развитых видов художественного творчества, выдержавших испытание временем. ¬ ’олмогорах и јрхангельске работали мастера, знатоки искусной резьбы по моржовой кости. ќхотники на морского звер€, уходившие на промысел в Ћедовитый океан поморы привозили не только моржовые шкуры, сало, м€со, но и ценные, сверкающие благородной белизной клыки. ¬ свое врем€ они были предметом торговли, €вл€лись посольскими подарками.  осторезы использовали их дл€ создани€ разнообразных бытовых и декоративных поделок. »звестно, что в русском быту от поморских изб до двор€нских палат употребл€лись дерев€нные, оклеенные резными кост€ными пластинами ларцы, шкатулки, коробочки, в которых хранились предметы женского туалета: ленты, кружева, жемчужные кокошники, серьги, кольца. Ћарцы были столь декоративны, что могли украсить интерьер любого помещени€. ћелкие вещи (гребешки, футл€ры дл€ иголок, туалетные коробочки и пр.) имели широкий спрос в самых разных сло€х горожан. ћастера первой половины XIX в. использовали характерные дл€ того времени узоры в виде вихревых, круглых розеток, разнообразных геометрических узоров, гирл€нд с бантами, то есть орнаментацию, характерную дл€ классицизма.  осторезы следовали вкусам своего времени. ѕоэтому и издели€ были строги по формам и четкой ритмике орнаментальных узоров. ¬ 1830- 1840-х годах стали увлекатьс€ рельефной резьбою с изображени€ми цветов, крутых лиственных завитков, сюжетными сценками (например, олени, пасущиес€ среди дубрав). ѕри этом резчики использовали двухслойную резьбу, про€вл€€ исключительное мастерство. ’олмогоры, невзира€ на то, что мастера посто€нно оттуда ездили в другие города, а в XIX в. охотно вступали в токарный цех ѕетербургской ремесленной управы, станов€сь тем самым столичными ремесленниками, продолжали оставатьс€ центром развивавшегос€ косторезного дела.

ќдним из выдающихс€ косторезов русского —евера начала XIX в. был Ќ. —. ¬ерещагин. ќн работал по заказам и дл€ продажи. ≈го произведени€ (декоративные вазы, скульптурна€ композици€) уже с 1798 г. находились в коллекции Ёрмитажа, а в 1803 г. некоторые из них были отправлены в качестве посольских подарков в японию. ќднако посольство не состо€лось, и эти произведени€ вновь возвратились в ѕетербург. »звестны и другие вещи, исполненные в первой половине XIX в. севернорусскими резчиками по кости и очутившиес€ в числе подарков, а именно в султанском дворце —тамбула. ≈сли называть, впрочем, города и страны, куда попадали издели€ русских мастеров, то количество их окажетс€ довольно значительным.

„то-то отправл€лось в качестве подарков, что-то шло в обмен или на продажу. Ќо все эти предметы были как бы весточками, которые посылались одним народом другому. ќни демонстрировали достижени€ в том или ином виде художественного ремесла. Ќе случайно с 1829 г., с первой мануфактурно- промышленной выставки, состо€вшейс€ в ѕетербурге, а затем на выставках в других городах –оссии и за рубежом, предметы, изготовленные руками русских мастеров, посто€нно получали высокие оценки, похвальные дипломы, знаки отличи€, медали31 . “радици€ мастерства, преемственность опыта - наследие, которое сохран€етс€ и в наши дни в среде народных мастеров.

¬ первой половине XIX в., уже после многих экспедиций ученых ѕетербургской академии наук в разные области –оссии, в ученой среде пробудилс€ закономерный интерес к быту не только русского, но и других народов нашей страны.  аждое описание, зарисовка, приобретение дл€ коллекций подлинных вещей представл€ли большую культурную ценность. » если от конца XVIII в. сохранились считанные экземпл€ры экспонатов, характеризующих народный быт и его материальную культуру, то от первой половины XIX в. дошло гораздо большее число разнообразных пам€тников такого рода. ќбраща€сь к ним, мы вс€кий раз с благодарностью вспоминаем наших предшественников. “олько познав свое прошлое, по достоинству оце-


31 —м. подробнее: ѕетелин ¬. √. ѕерва€ выставка мануфактурных изделий –оссии. - ¬опросы истории, 1981, N 3.

стр. 98


нив его достижени€, можно использовать накопленный ранее опыт и продолжить развитие традиций национальной культуры.

¬ыше удел€лось главное внимание основному содержанию очерка и почти не говорилось о той социально-экономической и политической обстановке, в которой приходилось жить и трудитьс€ народным умельцам. —амодержавный строй, крепостное право, неимоверные т€готы ложились на народ, сковывали его силы и душу, мешали творить в полную силу, были подлинным тормозом развити€ производства. ќднако сквозь все преграды пробивалась стру€ народного творчества. —озидательна€ мощь труд€щихс€ масс - не только в том, что именно они выступают основным творцом всех благ жизни, но и в том, что они преодолевают любые помехи на своем пути, леп€т своими руками в буквальном смысле слова то, что именуетс€ реальным фундаментом исторического процесса. –ухнул во второй половине XIX в. крепостной строй, в начале следующего столети€ пало и самодержавие, но остались вечным пам€тником народным умельцам их удивительные творени€.

 

ќпубликовано 14 марта 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.


¬аше мнение?


«агрузка...