Рейтинг
Порталус

СТОЛЕТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Дата публикации: 07 июля 2018
Автор(ы): К. Г. Левыкин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Номер публикации: №1530980611


К. Г. Левыкин, (c)

В 1983 г. исполнилось 100 лет со дня открытия первой экспозиции в Государственном Историческом музее (ГИМ). За это время он прошел большой и сложный путь, превратился в уникальный, неповторимый памятник народу и Отечеству, памятник великой любви народа к своей истории, уважения к труду и подвигам поколений, боровшихся за свободу и независимость, к свидетельствам национального духа и культуры. Сейчас невозможно представить себе историю государства Российского, историю советского народа, не обращаясь в памяти к историческим образам эпох и событий, запечатленных и во внешнем облике здания музея, так неповторимо вписавшегося своими силуэтами в ансамбль Красной площади, и в архитектуре и декоративном оформлении интерьеров его залов, и в экспозиционных рядах.

Сто лет назад экспозиция музея разместилась в 11 залах. Его коллекция насчитывала тогда 6 тыс. экспонатов. За первую четверть века существования музея среднее количество его посетителей не превысило четырех-пяти десятков тысяч в год. Экскурсионное обслуживание в музее даже по отношению к этому скромному показателю составляло ничтожно малую долю. За 1883 - 1917 гг. было проведено всего 19 экскурсий для посетителей низших сословий.

Эти изначальные показатели деятельности музея как общественного института несопоставимы с культурно- просветительской и идейно-воспитательной работой, которую ведет коллектив ГИМ на современном этапе. Объем хранимых в музее коллекций вырос за годы Советской власти с 300 тыс. до 4,5 млн. экспонатов, количество посетителей увеличилось до 2,5 млн. человек в год. Ежегодно организуются новые выставки, проводится около 40 тыс. экскурсий; в лектории, на предприятиях столицы, в колхозах и совхозах Московской обл. читаются циклы лекций по научно- историческим, общественно-политическим и культурно-просветительским проблемам. Как головной научно-методический центр ГИМ ведет работу с музеями РСФСР и других союзных республик. Неизмеримо возрос авторитет музея за рубежом. Он участвует в работе многих международных ассоциаций, стремясь к укреплению и развитию демократических тенденций в музейном движении. Тесны и постоянны контакты ГИМ с музеями социалистических стран.

Музеи в нашей стране стали важным и активным средством просвещения и гражданского воспитания советских людей. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно уделяют внимание их участию в массовой идеологической работе, заботятся об укреплении их материально-технической базы. Общие направления музейной работы на современном этапе определены решениями XXVI съезда КПСС. Конкретная программа действия намечена в постановлении ЦК КПСС "Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев" (август 1982 г.). Руководящее значение для работы музеев имеют решения июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, поставившего задачу поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу "на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма" 1 .

В свое второе столетие Государственный ордена Ленина Исторический музей вступает в обстановке коренной перестройки его деятельности, готовится, в частности, план новой экспозиции. Эта перестройка может быть успешно проведена на основе внимательного и критического отношения к имеющемуся опыту экспозиционной работы. В этом опыте так же, как и в поисках реликвий, экспонатов, важно выделить самое ценное, самое поучительное.

Открытие в 1883 г. Исторического музея - одно из замечательных и своеобразных явлений русской культуры 2 . По замыслу инициаторов его создания, А. В. Уварова и И. Е. Забелина, он должен был "служить наглядною историей главных эпох Русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории" 3 . Настойчивая многолетняя работа по воплощению этой идеи в жизнь - благородный подвиг представителей российской интеллигенции. Однако это не исключает необходимости классовой оценки истории ГИМ.

Авторы первой экспозиции, известные историки К. Н. Бестужев-Рюмин, Д. И. Иловайский, А. В. Уваров, придерживаясь концепции государственной школы, проводили монархическую идею, стремились исторически обосновать самодержавие, его "единение с народом" на основе православия. Но на представления господство-


1 Пленум Центрального Комитета КПСС 14 - 15 июня 1983 года. Стеногр. отч. М. 1983, с. 190.

2 Развитие Исторического музея получило некоторое освещение в литературе: Шервуд В. Несколько слов по поводу Исторического музея. М. 1879; Указатель памятников к первым 10 залам. М. 1883; Щербаковы Н. и В. Исторический музей. М. 1914; Линков Я. И. История социально-экономического развития в музейной экспозиции. М. 1957; Разгон А. М. Российский Исторический музей. История его основания и деятельность (1872 - 1917). В кн.: Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. М. 1960; Закс А. Б. Из истории Государственного Исторического музея (1917 - 1941). Там же; ее же. Из истории Государственного Исторического музея (1941 - 1957). Там же. Вып. 3. М. 1961; Разгон А. М. Исторические музеи в России (с начала XVIII в. и до 1861 г.). В кн.: Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. 5. М. 1963; Государственный Исторический музей. Путеводитель. М. 1975.

3 Устав музея. М. 1874, с. 1.

стр. 160


вавшей государственной школы в конце XIX - начале XX в. оказывали все более сильное влияние достижения передовой буржуазной историографии, придававшей серьезное значение социально- экономическим и политическим условиям развития общества. В состав Ученой комиссии музея входили С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Многие достоинства первой музейной экспозиции отразили представления, мнения, вкусы И. Е. Забелина, выдвинувшего принцип "предметного показа" исторических эпох в развитии материальной культуры, его преданность идеям просвещения и пропаганды национальной культуры.

Первая экспозиция ГИМ отражала эпоху с древнейших времен до XII в. и была составлена на основе археолого-вещевых и культовых коллекций, переданных музею из частных, общественных и государственных собраний. Она была создана по единому плану, опирающемуся на общее понимание исторического процесса дворянско- буржуазной историографией. Экспозиция сложилась как система реконструкции исторических образов и в известной степени отразила динамическую сторону развития общества. Европейские же музеи, как известно, начинали строиться на демонстрации исторических коллекций как таковых, что вело к бессистемности, разрозненности в освещении культурной и политической истории. Подобная тематическая разрозненность экспозиций используется и в современных музеях капиталистических стран, получая дальнейшее развитие как средство апологетики капитализма.

Таким образом, уже в первой экспозиции музея были заложены предпосылки научной реконструкции исторических эпох; она показывала развитие производительных сил. До известной степени предопределялись и основные направления комплектования фондов. И в дальнейшем экспозиция ГИМ была связана со становлением археологической науки в целом, что влияло на практику комплектования и фондовой работы. В целом дореволюционному этапу истории музея не были свойственны какие- либо повороты в экспозиционной деятельности, несмотря на увеличение числа залов до 16. Усилия корифеев музейного дела, историков И. Е. Забелина, В. И. Сизова, А. В. Орешникова, В. Н. Щепкина, В. А. Городцова сосредоточились в то время главным образом на сборе экспозиционного материала, его систематизации и изучении.

Для совершенствования археологических разделов экспозиции ГИМ важное значение имела научная систематизация и типологизация коллекций, разработанная основоположником русской археологии В. А. Городцовым. Археологические экспозиции стояли на уровне мировой музейной практики; прогрессивные элементы методов В. А. Городцова сохранили свое значение на долгое время. Историко-бытовая проблематика, намеченная И. Е. Забелиным, стимулировала накопление памятников крестьянского быта, предметов народного искусства.

В целом же экспозиция развивалась на идеологической базе дворянско-буржуазной историографии. История классовой борьбы, освободительного движения трактовалась с позиций государственной школы и дворянско-буржуазной историографии. Несмотря на это, в фондах музея отложились ценные предметы по истории Крестьянских войн, освободительной борьбы, общественного движения в период подготовки и проведения отмены крепостного права и в пореформенный период, материалы о революции 1905 - 1907 годов.

Великая Октябрьская социалистическая революция наполнила деятельность музеев новым социально-политическим содержанием, превратила их в средство воспитания масс в духе марксизма-ленинизма, пропаганды материалистических взглядов, широкой культурно-просветительной работы в массах. ГИМ, как и ряд других хранилищ памятников национальной культуры (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Артиллерийский музей и пр.), был сохранен и получил новые возможности для своего развития.

Этот этап истории Государственного Исторического музея, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции, условно можно разделить на периоды: первый - с Октября 1917 г. до середины 30-х годов, второй - с середины 30-х годов до начала Великой Отечественной войны, третий - годы войны и восстановления разрушенного ею хозяйства, четвертый- с середины 50-х годов. Перестройка экспозиции музея опиралась на результаты переосмысления отечественной истории на основе методологии марксизма-ленинизма и была связана с формированием новой, социалистической культуры в целом.

Сложности процесса становления советской историографии сказывались на трактовке явлений прошлого: приходилось преодолевать возникавшие порой ошибочные, упрощенные представления о характере экспозиций и функциях самих музеев. Но в то же время это был и процесс накопления опыта. Важной проблемой для музеев было сохранение достигнутого уровня профессионализма, организация соответствующей подготовки новых кадров. У руководства культурным строительством стояли тогда люди ленинской революционной школы: А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, Ф. Я. Кон и др. Для судьбы ГИМ весьма важным обстоятельством было то, что в нем работали такие крупные ученые, как С. В. Бахрушин, Ю. В. Готье, Р. Ю. Виппер, Г. Л. Малицкий, А. В. Орешников и др. Однако и они не могли предложить готовую новую трактовку исторического процесса и ее экспозиционное выражение. Марксистско- ленинское наследие и понимание музейных проблем в свете материалистической методологии медленно усваивались учеными и практиками музеев.

Первый в годы Советской власти период экспозиционной практики ГИМ был наиболее сложным. С точки зрения особенностей музейной жизни это было время введения в музейную практику принципов марксистской методологии и классового подхода к трактовке исторического процесса. Оно началось построением систематических и те-

стр. 161


матических экспозиций по социально- бытовым и национально-культурным аспектам истории России, носивших характер эксперимента. Начатая работа дала положительный результат в смысле обновления тематики и содержания экспозиций, приближения их к интересам и запросам нового советского посетителя, а также в смысле приобретения нового профессионального опыта и роста кадров.

Важным результатом первого периода следует считать то, что в ходе его в ГИМ складывались кадры музейных специалистов, стоящие на марксистско-ленинских позициях. В итоге, преодолевая трудности роста, начала формироваться школа советских музейных специалистов. Плодотворную деятельность в музее продолжали В. А. Городцов, Н. Б. Бакланов, А. Я. Брюсов, М. Б. Фоес, М. Н. Тихомиров, М. М. Богословский. В состав его ученого совета входил Н. М. Дружинин. Свои университеты проходили в эти годы в музее Б. А. Рыбаков, А. В. Арциховский, Г. А. Новицкий, Е. И. Крупнов, Н. Л. Рубинштейн, П. Г. Рындзюнский, С. С. Дмитриев, А. Б. Закс, Е. И. Дракохруст и др. Вместе с углубленной научной разработкой тематических экспозиций в практику работы музеев внедряются и методы художественного проектирования, усиливающие эстетическое воздействие экспозиции и ее эмоциональное восприятие.

Второй период истории ГИМ характеризовался качественными изменениями в научно-экспозиционной и массово-просветительской работе. Утверждались принципы советской культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию, принципы социалистического реализма как основы развития литературы и искусств. Все это отразилось в деятельности музеев. Вехой в экспозиционной деятельности ГИМ явилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР", принятое 16 мая 1934 года.

Тенденции к перестройке экспозиционной практики музеев обнаружились несколько ранее - на первом Всероссийском съезде музейных работников, в музееведческой литературе, а также на страницах журнала "Советский музей". В экспозиционную практику вошел комплексно-тематический принцип. Экспозиции стали создаваться преимущественно как учебное пособие по истории. Они строились в соответствии со школьными программами и дополняли или иллюстрировали материал учебников. Такие экспозиции способствовали усвоению молодежью истории, учитывали историко- хронологическую последовательность исторических событий, закрепляли в памяти учащихся важные исторические явления, имена деятелей, даты. Музеи своими экспозициями старались подводить учащуюся молодежь к марксистскому пониманию истории. К 1941 г. в ГИМ они были развернуты в 23 залах, охватив проблематику от первобытнообщинного строя до середины XVIII века.

Выраставшая в тот период в музее молодежь подобно тому, как это происходит и сейчас, набирала творческий опыт путем разработки и создания экспозиций по актуальным вопросам истории, которые до того не получали освещения музейными средствами: "К 125-летию войны 1812 г.", "Украина и Белоруссия в XVII-XIX вв.", "Народы Кавказа в первой половине XIX века".

Новое положение о ГИМ, утвержденное в 1940 г. и определившее его широкий исторический профиль, предусматривало доведение экспозиции до XX в. включительно. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила отложить выполнение этого плана, перейти к другим формам экспозиционной работы. В условиях войны создавались не выставки-однодневки, а монографически разработанные экспозиции, посвященные боевым традициям борьбы русского народа за независимость. Особенно следует отметить успех выставок по горячим следам сражений - о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, о комсомоле и др. Несмотря на возникшие трудности, музей вел работу по патриотическому воспитанию масс, а одновременно накапливал материал и для осуществления планов, намеченных перед войной. Этот опыт получил дальнейшее развитие в практике экспозиционных разработок после войны. Коллектив экспозиционеров и фондовиков ГИМ теперь был готов к монографической разработке экспозиций, охватывающих общественно- экономические формации во всех их аспектах - развитие производительных сил, классовую борьбу, историю культуры, государственного устройства, внешней и внутренней политики, содружества народов России.

Отмечая столетие экспозиционной работы коллектива ГИМ, нельзя не назвать имена его тружеников, накопивших классический опыт музейного творчества. Это М. В. Щепкина, Т. Н. Протасьева, Е. Г. Касимовцева, Э. И. Бакст, Д. Л. Касицкая, М. В. Барановская, Г. А. Митрофанова, Е. С. Овчинникова, М. И. Наврот, П. А. Незнамов, Н. Р. Левинсон, Т. А. Лобанева, Е. Н. Дмитриева, М. М. Денисова, М. М. Постникова, Н. Д. Мец, А. Б. Салтыков, Н. В. Булочкин, Е. В. Арсеньева, Л. Н. Якунина, М. Н. Левинсон-Нечаева, А. П. Смирнов, В. М. Раушенбах, М. В. Фехнер, Н. В. Трубникова, Н. В. Пятышева, В. А. Мальм, В. П. Левашева, С. К. Жегалова, С. К. Просвиркина, Н. М. Узунова, З. А. Огризко, С. Л. Марголин, Д. И. Тверская, Г. М. Лебедева, Э. С. Коган, С. И. Скопинцева, А. А. Стулов, И. Ф. Есаулов, Д. Н. Ермолаев, В. П. Волкова, К. С. Куйбышева, С. И. Баснина. Не забывают в ГИМ и сотрудников, не вернувшихся с войны, - Г. Н. Бибикова, А. Д. Айзенштадта, П. А. Дмитриева, И. М. Малофеева, Ф. Ф. Тимофеева, Г. И. Червякова, В. И. Шелапутина.

Поколение экспозиционеров и фондовиков, участвовавшее в исканиях 20 - 40-х годов и освоившее метод построения монографических экспозиций, имеет еще одну заслугу - оно сумело передать свой опыт

стр. 162


поколению, которое работает в музее и поныне.

1945 - 1957 гг. были в ГИМ временем реэкспозиции на основе опыта монографического раскрытия крупных исторических эпох. Были созданы экспозиции, освещавшие отечественную историю в порядке последовательности социально-экономических формаций начиная с древнейших эпох вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции.

Новейший этап научно-экспозиционной работы ГИМ проходил под благотворным влиянием решений XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, наметивших перспективы развития общества зрелого социализма, выдвинувших программу повышения материального и культурного уровня жизни советского народа. Деятельность музея развертывалась на основе постановления ЦК КПСС "О работе по повышению роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (1964 г.).

В конце 60-х годов завершилось создание экспозиции по истории Великой Октябрьской социалистической революции, были реэкспонированы разделы по истории капитализма, открыт раздел "Пролетарский этап освободительного движения". В систематическую экспозицию были введены разделы "Феодально-крепостническое государство и складывание капиталистических отношений в России", "Россия в первой половине XVIII века", "Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века", "Крестьянская война в России под предводительством Е. И. Пугачева". Тем самым была решена научно-экспозиционная задача огромной значимости - создана систематическая экспозиция, отразившая историю нашей Родины с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции в контексте всемирно- исторического процесса и последовательной смены общественно-экономических формаций.

Творческая зрелость коллектива ГИМ выразилась в выработке своей школы раскрытия сложных общественных явлений музейными средствами на основе марксистско-ленинского понимания исторического процесса. Создание этой экспозиции потребовало больших усилий. Она играет важную роль в пропаганде исторических знаний, хотя, конечно, не лишена недостатков. Сказалась растянутость сроков исполнения работ по разделам, разобщенность авторских коллективов, отсутствие единого научного плана и художественного проекта. Оставались существенные пробелы в отражении истории классовой борьбы, развития культуры.

Создание экспозиции по истории советского общества, которая бы отразила историю героической борьбы за Советскую власть, за построение зрелого социализма, показала бы достижения и преимущества советского образа жизни, является главной задачей коллектива ГИМ. Для ее решения в музее создан экспозиционный Отдел по истории советского общества, непосредственно занимающийся разработкой планов комплектования, выработкой приемов показа великих свершений советского народа на современном этапе.

Уже накоплен опыт создания выставок по актуальной тематике истории советского общества: "Права, завоеванные Октябрем" - о Конституции СССР 1977 г. и совершенствовании государственной системы в период развитого социализма, "Славный путь Ленинского комсомола" - о советской молодежи, ее участии в борьбе за Советскую власть, за построение социализма, за свободу и независимость Родины, за совершенствование развитого социалистического общества; "Подвиг земли тюменской" - о героическом труде советских людей, осваивающих богатства Сибири и создающих новую энергетическую базу; "Единый могучий Советский Союз" - об укреплении дружбы народов СССР, их совместном труде и борьбе на всех этапах истории Советского государства, о складывании советского народа как новой исторической общности.

Разрабатываемая экспозиция по истории советского общества должна стать неразрывной органической частью общей экспозиционной структуры ГИМ, отобразить роль РСФСР в сплочении народов СССР в единый нерушимый союз. Вся экспозиция ГИМ будет проникнута единым замыслом: показать складывание предпосылок объединения народов в составе России, их содружество в борьбе с эксплуататорами и иноземными завоевателями, взаимное обогащение культур, общность исторических судеб. Для решения этой сложной и ответственной задачи - создания полнопрофильной экспозиции по отечественной истории - музей располагает необходимыми кадрами и опытом.

Опубликовано на Порталусе 07 июля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама