Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПРАВО РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 25.11.17



Книжники-разбойники
публикация №1423224307

06 февраля 2015 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

Книжники-разбойники

Открыть полную версию публикации



Парковка в законе. Как рождалось правовое регулирование парковок в Москве
публикация №1420397732

04 января 2015 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

Парковка в законе. Как рождалось правовое регулирование парковок в Москве

Открыть полную версию публикации



Квартирный вопрос
публикация №1420309336

03 января 2015 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

Квартирный вопрос

Открыть полную версию публикации



Виды договоров в отношении компьютерных программ
публикация №1418996092

19 декабря 2014 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

Виды договоров в отношении компьютерных программ

Открыть полную версию публикации



ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
публикация №1417146559

28 ноября 2014 дмитрий ВОПРОСЫ ПРАВА РОССИИ

Аннотация от автора:

ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Михеев Д.Н. Животягин И.А.

Филиал ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске

 

Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады. Наиболее интересным представляется опыт Финляндии, США и Великобритании.

Великобритания в 2004 году приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 года и более. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества и ставит целью снижение уровня смертности    и   тяжелых   травм    на    производстве    на    10%,    уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.

Стратегия исходит из понимания того, что со времени принятия в 1974 году Закона об охране здоровья работников и безопасности труда в мире произошли серьезные изменения, соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. В Великобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы страны заняты в больших организациях) и значительно увеличилось число мелких предприятий — на более чем 90% из 3,5 миллионов предприятий численность занятых менее чем 10 человек; увеличилось численность работников, занятых неполное рабочее время; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала более значительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международной конкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционные интервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейся экономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровью работников на рабочих местах. Стратегия направлена на достижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест также установлению тесного сотрудничества и партнерских отношений с регионами и местной властью.

Интересен практический опыт Комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования Закона об охране здоровья работников и безопасности труда.

В США стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического Плана Министерства труда Соединенных штатов на  очередной финансовый период.

В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда, в ответ на вызовы 21 века.

Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые, инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников.

В документе отмечается, что со времени принятия в 1970 году федерального Закона об охране труда и профессионального здоровья работников Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Последнее обстоятельство представляет для России особый интерес, так как связан с охраной труда в наиболее проблемном секторе - горнодобыча полезных ископаемых. Американцы прогнозируют рост спроса на каменный уголь в ближайшие два десятилетия как один из основных источников энергобезопасности страны. По их прогнозам горнодобывающая промышленность, связанная с растущим спросом со стороны энергетики, металлургии, транспорта, строительства, химической промышленности т.д., будет расти, соответственно Минтруд США разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников непосредственно занятых в этом секторе.

Необходимо отметить, что горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства США: в 1977 году был принят федеральный Закона об охране здоровья и труда на шахтах,  в 2007 году принят новый закон, являющийся за последние 30 лет самым значительным нормативным актом в области охраны труда в этом самом рисковом секторе промышленности. За финансовый период 2000-2005 годы американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе.

Помимо общей администрации в сфере охраны труда и профессионального здоровья для реализации упомянутого федерального закона об охране здоровья и труда на шахтах с 1977 действует специальная отраслевая администрация по охране труда. В этой Администрации действует круглосуточная «горячая линия», по которой собираются жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Вне зависимости от кого и как была получена жалоба (телефон, интернет, письменно и т.д.), она является основанием немедленной проверки инспекторами; достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте угрозы здоровью людей. Показателем результативности работы Администрации является ежегодное снижение на 15% несчастных случаев на производстве и сокращение за пять лет на 50% потерь рабочих дней по причине аварий.

Наряду с жесткими санкциями за нарушение трудового законодательства по охране труда (штрафы за первое нарушение 250 тыс. долл., за повторное — до 500 тыс. долл.), в стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, грантовые программы и т.д.).

В Европе Финляндия имеет многолетний опыт успешной работы в области охраны труда, который на сегодняшний день наряду с Великобританией служит образцом для многих стран Евросоюза. Особенно проработан вопрос организации управления охраной труда и механизмы внедрения системы контроля профессиональных рисков с помощью профсоюзов - Программа «нулевого травматизма». На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характер влияния на здоровье. Важно, что работнику вместе с профсоюзами отводится активная роль в оценке профрисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.

Особый интерес представляет также специальное исследование, проведенное по заказу Министерства социальных дел и здравоохранения этой страны «Здоровье и мир труда: содействие здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и продления трудовой жизни». Исследование было проведено в 2006 г. в странах Евросоюза во время президентства Финляндии в ЕС. По итогам данного исследования были сформулированы рекомендации, которые находят отражение в директивах ЕС.

В Еврокомиссии  реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда. Приоритетным направлением работы Агентства является содействие глобальному партнерству и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере защиты здоровья работников и охраны труда. На втором месте - установление коммуникаций и распространение знаний в области охраны труда. Третье направление - поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности новых профессиональных рисков.

В фокусе особого внимания - молодежь, среди которой в активной форме культивируются ответственное отношение к своему труду и здоровью. В процесс воспитания и культивирования у молодого поколения основ управления профессиональными рисками вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения.Напишите, о чем публикация (этот текст можно удалить)



РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И(ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
публикация №1417146205

28 ноября 2014 дмитрий ВОПРОСЫ ПРАВА РОССИИ

Аннотация от автора:

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И(ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Михеев Д.Н. Ельская Д.М.

Филиал ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске

 

Развитие трудового законодательства трудно представить без коренных преобразований в организации и правовом регулировании труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, т.к. действующие до настоящего времени нормативные правовые акты (в основном бывшего СССР) весьма противоречивы и не способствуют снижению роста конфликтных ситуаций в этой сфере.

Одной из таких острых проблем является проблема правового регулирования рабочего времени.

Известно, что профессиональные и другие формы заболеваний, уровень травматизма трудоспособной части населения в наибольшей степени обусловлены неблагоприятными производственными условиями и режимами труда, включая ночной труд и ненормированный рабочий день.

Не случайно обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о рабочем времени является одной из первейших обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Необходимость сокращения продолжительности рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда признана международными актами. Так, в ст. 2 Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г., предусмотрено, что в производствах, где невозможно ликвидировать или смягчить риск, присущий выполнению опасных и вредных работ, права работников на справедливые условия труда в числе прочих мер должны обеспечиваться и путем установления сокращенного рабочего времени либо дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на таких работах.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 ТК РФ, продолжительность рабочего времени лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращается на 4 и более часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870).

При этом необходимость определения производств, профессий и должностей, работа в которых дает работникам право на сокращение продолжительности рабочего времени, в связи с воздействием на них вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, и закрепления указанных производств, профессий и должностей в соответствующем нормативном правовом акте не предусмотрена.

В настоящее время эти вопросы решаются единым нормативным актом. Таким актом является Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по поручению Правительства СССР постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г.

Характерной особенностью данного Списка является то, что во многих производствах и на работах, согласно Списку, одновременно сокращается рабочий день и предоставляется дополнительный отпуск.

Что касается установления предельной продолжительности рабочего дня для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 2 ст. 94 ТК РФ), то представляется, что эта проблема решена формально (чисто арифметически). А именно установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) у этих работников при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

В настоящее время существует целый ряд действующих специальных нормативных правовых актов, регулирующих продолжительность рабочего времени отдельных категорий работников.

Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2013-2016 год регламентировано, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сохраняется ранее установленная  продолжительность рабочего времени для рабочих, занятых на подземных работах на действующих и строящихся угольных шахтах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 30 часов в неделю, а для горных мастеров, занятых на подземных работах этих шахт, - 35 часов в неделю без учета времени, затрачиваемого указанными Работниками на передвижение в шахтах к рабочему месту и обратно, если иная продолжительность рабочей недели для данной категории Работников не установлена действующим законодательством Российской Федерации.

Следующая проблема, требующая анализа - работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Касаясь предельного количества сверхурочных работ, Трудовой кодекс РФ остался на позициях прежнего КЗоТ РФ и предусмотрел, что сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Причем предельная норма сверхурочного времени - 120 часов в год - является одинаковой для всех отраслей хозяйства, независимо от условий труда занятых в них работников. Между тем, известно, что условия труда работников не во всех отраслях одинаковые. Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в организациях угольной промышленности - 44,9%; черной металлургии - 39,8% и цветной металлургии - 32,5%.

 Именно в этих отраслях наиболее высоким является уровень профессиональной заболеваемости. Поэтому в указанных отраслях предельная годовая норма сверхурочных работ в целях охраны здоровья работников должна быть пересмотрена и снижена. Соответственно необходимо внести изменения в ст. 99 ТК РФ, тогда ТК РФ будет  соответствовать требованиям обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ч. 1 ст. 210 ТК РФ) и ориентировать работодателей на бережное отношение к здоровью работников, а также побуждать их к такой организации производства и труда, которая исключит необходимость применения сверхурочных работ, разрушающих здоровье работников. Известно, что работа в сверхурочное время отрицательно сказывается на состоянии здоровья работающих. Например, изучение связи между сверхурочными работами и заболеваемостью на железнодорожном транспорте показало, что систематические сверхурочные работы (переработка годовой нормы на 3 - 7%) обусловливает рост случаев нетрудоспособности на 34 - 50%184.

Особенно большой ущерб здоровью работников может нанести работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника в порядке внутреннего совместительства, поскольку она, по существу, является худшим видом сверхурочной работы.  Необходимо в ТК РФ предусмотреть специальную норму, устанавливающую соответствующий запрет.

Само собой разумеется, что для реализации данного предложения необходимо создать такие условия, при которых у работников отпадет надобность в работе по совместительству. Иными словами - увеличить работникам заработную плату, реальная значимость которой постоянно снижается.  

 



КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
публикация №1414354205

26 октября 2014 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Открыть полную версию публикации



ВОЗВРАЩЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО
публикация №1413718813

19 октября 2014 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

ВОЗВРАЩЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО

Открыть полную версию публикации



От общего к частному - и обратно?
публикация №1410630139

13 сентября 2014 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

От общего к частному - и обратно?

Открыть полную версию публикации



"Дело олигархов" (2003, ЮКОС)
публикация №1410623324

13 сентября 2014 Александр Павлович Шиманский

Аннотация от автора:

"Дело олигархов" (2003, ЮКОС)

Открыть полную версию публикации

ДАЛЕЕ:

Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 | Следующие 10 публикаций

Ваше мнение?