Рейтинг
Порталус

Понятие судебно-уголовных доказательств

Дата публикации: 24 февраля 2007
Автор(ы): Познышев С.В.
Публикатор: Ольга Петрова
Рубрика: ПРАВО РОССИИ Уголовный процесс →
Источник: (c) http://www.allpravo.ru/
Номер публикации: №1172299620


Познышев С.В., (c)

Влaдимиров, Учение об уголовных доказательствах. 3 изд. 1910 Стифен, Очерк доказательственного права. Перев. с 8 англ. изд. с вступит. статьей Люблинского. СПБ. 1910- Спасович, О теории судебно-уголовных доказательств. Сочинения. Изд. 1890 г. т. III, 163 сл. Бентам, О судебных доказательствах. Перев. Гороновскаго. 1876. Уильз. Опыт теории косвенных улик. Русск. пер. 1864. В. у.с. Глaзерa, Baргa (§ 97 сл.), Фойницкого (т. II), Тальберга (т. II) и Случевского.

Совершилось ли преступное событие и каковы его объективные и субъективные признаки, в частности, какова степень вины совершившего его лица, — все это уголовный суд выясняет посредством доказательств. Доказательствами по уголовному делу являются вообще все факты, способные служить основаниями для заключений о тех свойствах судимого деяния или лица, которые определяют, каково должно быть содержание приговора суда. Понятие «уголовно-судебного» доказательства, обнимая только факты, которые действительно служат доказательствами на суде, — уже.

Уголовно-судебными доказательствами называются те факты. которые, с соблюдением установленных законом правил, представлены в уголовный суд, как основания для заключений о свойствах события, составляющего предмет исследования этого суда, и об ответственности судимых лиц[1].

Уголовные доказательства, прежде всего, суть факты. Фактом является все то, что воспринимается нами в т. наз. внешнем или внутреннем опыте, т. е. как событие физического мира или как раскрывающееся, чрез посредство внутреннего самонаблюдения, психическое переживание. Факты первого рода называются внешними, факты второго рода — внутренними. О происходящих в душе другого человека психических переживаниях мы заключает по тем или иным внешним фактам, напр., по дрожанию рук, бледному лицу, внешнему выражению страдания в лице, прерывистому голосу, по тону, с волнением сказанными словам и т. п. Зная из самонаблюдения, каково соотношение между известными внешними фактами и психическими переживаниями, мы, наблюдая те или иные внешние факты, и делаем заключение о психических переживаниях другого лица.

Уголовно-судебные доказательства суть факты, которые, с соблюдением указанных в законе правил, представлены в уголовный суд, которые, следовательно, познаются судом при оправлении его служебной деятельности. Факты, известные судье со стороны—из частных бесед, газет и т. п.,—не представляют собою доказательств для судебного исследования дела. Понятие судебно-уголовного доказательства уже понятия доказательства вообще. Являясь, быть может, доказательствами в общем смысле, узнанные из подобных источников факты не могут считаться доказательствами судебно-уголовными. Закон обставляет деятельность судебных органов особыми гарантиями, препятствующими искажению фактов и обеспечивающими их поверку и правильное о них суждение; только факты, познаваемые судебным органом при наличности подобных гарантий, и могут считаться судебно-уголовными доказательствами. Эту точку зрения проводит и Сенат. Так, он признал существенным нарушением постановку судебного приговора на основании предположения о существовании фактов, выведенных путем умозаключений из обстоятельств, не рассмотренных и не проверенных на суде (71/925, 67/68). Пока тот или иной факт не предстал пред судебным органом, с соблюдением установленных законом правил, он не представляет собою уголовно-судебного доказательства. Но, с другой стороны, как скоро он предстал перед судьей и познан им в его судебной деятельности, как одно из данных дела, он не может не быть принят в число доказательств и игнорируем судьей.

--------------------------------------------------------------------------------
[1] О разных определениях понятия доказательства ем. y Владимиров а, у. с. стр. 98 сл. Сам г. Владимиров выставляет (ibid) такое определение: «уголовным доказательством называется всякий факт, имеющий назначением вызвать в судье убеждение в существовании или несуществовании какого-либо обстоятельства, составляющего предмет судебного исследования». Но отдельное доказательство может и не вызывать такого убеждения в судье и быть, тем не менее, доказательством. С другой стороны, факт может и не предназначаться кем-либо вызвать означенное убеждение и приобрести такое значение без предварительного предназначения. Притом, под приведенное определение могут быть подведены и известные заметки о преступлении в газетах, написанные с надеждой, что они произведут на суд известное впечатление.

Опубликовано на Порталусе 24 февраля 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама