Рейтинг
Порталус

Политика. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ УКРЕПЛЕНИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Дата публикации: 27 апреля 2014
Автор(ы): Владимир ВИШНЯКОВ, доктор юридических наук, профессор
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1398581418


Владимир ВИШНЯКОВ, доктор юридических наук, профессор, (c)

Десятилетие Конституции Российской Федерации - повод для осмысления как самого документа, так и практики его реализации. В целом Конституция оценивается юристами положительно. Отмечается, что она сыграла и продолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитии общества и государства.

Вместе с тем продолжается, а в последнее время нарастает критика многих конституционных положений. Все чаще предлагается внести различные поправки в текст Конституции, более того, принципиально изменить содержание ряда статей и разделов.

Очевидно, всем этим предложениям вряд ли суждено сбыться. Как подчеркнул Президент России В. В. Путин в своем послании 2003 года, Конституция Российской Федерации должна остаться незыблемой. Незыблемость Конституции выступает одним из главных факторов стабильности общества и государства; стоящие перед обществом стратегические задачи возможно решать лишь при условии, если будет полностью и конструктивно использован демократический и организационный потенциал Конституции. Речь идет прежде всего о повышении роли и эффективности Российского государства.

В президентском послании неоднократно используются понятия - "эффективное государство", "сильная власть". Под повышением эффективности государства имеется в виду укрепление целостности страны, сохранение уникального сообщества народов, укрепление верховенства российской Конституции и федеральных законов. Пути к повышению эффективности государства не могут быть найдены без выявления его сущности, присущих только ему организационных, созидательных, консолидирующих свойств.

В Конституции России (статья 1) государство выступает в облике демократического, федеративного, правового. Но это лишь второстепенные признаки государства и к сущностным характеристикам они не относятся, хотя и могут подрывать или усиливать действие сущностных.

Сущностные признаки государства - власть народа, суверенитет, верховенство федеральной власти, территориальная целостность, гражданство и другие. Они закреплены в последующих статьях Конституции и являются признаками первого порядка. Эти качества присущи любому государству, независимо от того, является ли оно демократическим или тоталитарным, федеративным или унитарным, правовым или диктаторским.

Грубым нарушением конституционных основ является лишение Российского государства любого из сущностных качеств, присвоение любого из них субъектам государства или одновременное закрепление его и за государством в целом, и за субъектами Российской Федерации. Но именно такое нарушение допущено Конституцией России. В частности, в статье 5 (часть 2) Конституции говорится, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Причисление республик как субъектов Российской Федерации к статусу государства повлекло за собой растаскивание по конституциям республик важнейших сущностных признаков единого Российского государства, о чем подробнее будет сказано ниже.

Государство должно обладать всеми сущностными чертами в совокупности, и обеспечиваться они должны на основе единой организации, субординации и соподчинения составных частей центру, ядру организации.

Что же касается таких данных в Конституции России характеристик, как демократическое, федеральное, правовое государство, то они призваны содействовать эффективному использованию политического и организационного потенциала Российского государства. И от правильного применения принципов демократии, федерализма, правового государства также зависит сила или слабость государственной власти.

Конституция России ставит целью обеспечивать единство интересов основных участников конституционного процесса, консолидировать их усилия в достижении общих задач. Государство по Конституции выступает как политическая организация всего общества.

Провозглашение Российской Федерации демократическим, федеративным, правовым государством не означает, что государство как реальная политическая организация отодвигается на задний план. К сожалению, в действующей Конституции сущностные свойства государства как политической организации либо дробятся по различным разделам Конституции, либо отсутствуют. И конституционная практика должна выделять, подчеркивать, консолидировать эти свойства, наполняя их конкретным содержанием.

Так, статья 5 Конституции гласит, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Конкретный же перечень этих субъектов, а следовательно, и реальный юридический механизм их образования и функционирования содержит статья 65 Конституции в главе 3 "Федеративное устройство". И вполне логично, что пункт 2 этой статьи говорит о том, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Пункт 5 статьи 66 добавляет, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации также в соответствии с федеральным конституционным законом. Регулирование сущностного признака государства федеральным конституционным законом подрывает, на наш взгляд, основы государства в целом.

Отметим в этой связи, что в зарубежных конституциях федеративных государств перечень составных частей федеративного государства относится к сущностным признакам государства и дается в первых статьях конституций.

Основная цель первого раздела Конституции, определяющего основы конституционного строя, состоит также в том, чтобы установить правильное соотношение власти государства, прав и свобод граждан. Ныне действующая Конституция России концентрирует внимание на правах и свободах граждан, а не на государстве как таковом. Сущностные признаки государства стали не только отодвигаться на второй план, но и противопоставляться демократическим, так называемым общечеловеческим ценностям. И это вполне объяснимо, потому что, с точки зрения либералов, отцов-основателей Конституции 1993 г., государство выступает как тоталитарный, бюрократический механизм, и надо создать конституционные гарантии, чтобы оно не перешагнуло правовые рамки, не злоупотребляло властью. Такой подход просматривается по всему тексту Конституции.

Излюбленный тезис наших "демократов", многие из которых получили при советской власти звания и степени за критику "фальшивой" и "насквозь лживой буржуазной демократии", заключается в том, что "гражданское общество" должно быть свободно от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

Подобного рода изыскания "теоретиков чистой демократии" порождают на практике безответственность чиновников в сфере обеспечения обязанностей государства по защите прав и свобод человека и гражданина и противоречат самой Конституции России. В ее седьмой статье (п. 1) говорится, что Российская Федерация - "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Во втором пункте этой статьи даны направления деятельности государства по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, по установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты и др.

Идеалистические, оторванные от жизненных реалий представления и взгляды нынешних "борцов" за народное счастье стали основной причиной того, что Конституция Российской Федерации, составлявшаяся под сильным, если не сказать - определяющим влиянием романтических, но давно устаревших теорий XVIII века, не содержит конкретных правовых организационных механизмов, реально обеспечивающих как политические, так и, а это самое важное, социальные права граждан этого самого сильного и эффективного государства.

Демократическое и правовое государство означает, что государственная власть в нем ограничена правом и основана на праве. Но это не меняет сущности государства, требуя лишь подчинения его организации и деятельности интересам народа.

Сущность государства выясняется при ответе на вопросы: в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает?

Чем полнее выражается демократическая, общесоциальная сущность государства, тем шире у него возможности объединить все общество, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Российское общество состоит из различных классов, групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы. Государство не в состоянии удовлетворить все потребности, но от него зависит устранение демократическими средствами противоречий внутри общества. Достаточно ли широки для этого демократические основы Конституции России?

В Конституции говорится, например, что осуществление народом своей власти через органы государственной власти выступает не высшей, а только косвенной, опосредованной формой выражения воли народа. Этим принижается роль представительных органов народовластия, сознательно порождается неясность и неопределенность юридического содержания власти с тем, чтобы затушевать ее истинную природу: кто ее осуществляет и в чьих интересах?

Народ осуществляет уже не государственную власть, как об этом говорилось в прежней Конституции 1978 года, а просто власть. Сама власть уже не принадлежит народу (как формулировала этот пункт статья 2 прежней Конституции Российской Федерации), он - только ее "источник" (п. 1 статьи 3 новой Конституции). Субъектами же государственной власти выступают не народ, а стоящие над ним многочисленные властные структуры с их огромным и постоянно разбухающим аппаратом.

Демократы полностью отвергли принцип преемственности демократических институтов Советского государства. Собственно говоря, они слабо представляли себе сущность этих институтов. Их уровень понимания происходивших в СССР сложных политических, экономических, социальных и других процессов не простирался дальше слов "права" и "свободы" человека. Именно этим объясняется та удивительная легкость, иными словами, хлестаковщина, с которой они провозгласили Россию "новым государством". Им обязательно нужна была "новая конституция нового государства". Именно эта терминология использовалась в проектах конституций России, подготовленных рабочими группами Шахрая, Собчака, Алексеева. Все они были оторваны от реальной жизни общества и государства, не знали ее. И если о "демократических" конституциях демократы, среди которых было много неудачников, несостоявшихся инженеров и научных работников, где-то что-то слышали, то о понятиях "демократическое", "федеративное", "правовое" государство не имели вообще никакого представления.

Во всех проектах конституций, подготовленных демократами-антисоветчиками, не было даже намека на то, что Российская Федерация выросла на базе РСФСР в составе Союза ССР. Таков был социальный заказ "реформаторов" и западных "специалистов".

Выдвижение на первый план "демократических ценностей" и ослабление роли государства, его контрольных механизмов создали обстановку вседозволенности, в которой общенародная собственность бывшего Союза ССР осталась бесхозной, доступной для разграбления. В основе всех прекраснодушных мифов о правах и свободах личности и лежали эти скрытые, реальные движущие стимулы. Был запущен процесс приватизации собственности, а в результате криминализации экономики и коррупции место государства заняли дельцы и перевертыши всех мастей. Заложенные в основу Конституции демократические ценности стали использоваться в качестве прикрытия и обоснования разрушения прежнего конституционного строя.

Чтобы присвоить государственную собственность, необходимо было ослабить институты государства, объявить их неотъемлемыми частями тоталитарного режима. А затем ликвидировать их, устранить правовые препятствия для присвоения государственного имущества. В течение первых двух месяцев после октябрьского (1993 г.) переворота только через незаконные налоговые льготы из государственного бюджета было расхищено свыше сотни триллионов рублей.

Новоявленные либералы, проводя конституционную реформу, обещали народу повышение эффективности и рост экономики, рост благосостояния, торжество социальной справедливости и равенства. Обобщенную картину того, что получилось на деле, вынужден был, пусть и не очень выразительно, изобразить в своем послании 2003 года Президент России. "Наш экономический фундамент хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно" 1 . За истекшие три года, продолжает президент, "мы, наконец, - юридически и фактически - восстановили единство страны. Укрепили государственную власть. Приблизили федеральную власть к регионам. Благодаря восстановлению единого правового пространства смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами" 2 .

Восстановление вертикали власти - явление положительное, если оно не ограничивается лишь укреплением силовых структур. Современные зарубежные конституции делают акцент на повышение регулирующей роли государства, охватывающей практически все сферы общественных отношений. Все чаще приоритет отдается президентской и смешанной формам правления - полупрезидентской, полупарламентской республике. Считается, что смешанная форма позволяет лучше соединять достоинства президентской республики с преимуществами парламентской.

В западных конституциях вопросам государственного управления уделяется большое внимание. Почти в каждой конституции имеется раздел, носящий название "государственное управление" или "государственная администрация". Подробно регулируются отношения власти и подчинения, взаимоотношения вышестоящих и нижестоящих органов власти. Статья 103 Конституции Испании гласит, например, что органы государственного управления служат общим интересам и в своей деятельности руководствуются принципами эффективности, иерархии, децентрализации, координации, полностью подчиняясь закону и праву. В статье 85 Конституции Германии говорится, что органы земель подчиняются указаниям компетентных высших органов Федерации. Надзор Федерации распространяется на законность и целесообразность исполнения законов.

Принцип разделения власти всегда относился к важным характеристикам государства. Разделение властей в теории и концепциях Аристотеля, Полибия, Дж. Локка, Ш. Монтескье всегда сопровождается установлением иерархии между законами, указами и другими актами органов государственной власти.

В отечественной юридической литературе делаются, однако, попытки подорвать принцип иерархии во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти. Причем делается это со ссылкой на принцип разделения властей. Сам принцип трактуется как составная часть политического плюрализма 3 . Соответственно государственная власть выступает как совокупность различных властных функций, осуществляемых независимо друг от друга разными государственными органами. Сосредоточение этих функций в деятельности одного органа, по мнению некоторых юристов, приведет к политическому монизму, создаст якобы благоприятную среду для установления в стране диктаторского режима. Вертикаль власти, существующую в отношениях между собой федеральных органов, предлагается заменить выполнением "взаимных функций" 4 . В другом источнике утверждается, что принцип разделения властей "построен не по иерархическому, а по функциональному принципу, и именно функциональный


--------------------------------------------------------------------------------
1 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ. - Российская газета, 17 мая 2003 г., N 93 (207). С. 4.

2 Там же.

3 См.: Эбзеев Б. С, Карапетян Л. М. Конституционные основы политического плюрализма в Российской Федерации: многообразие подходов // Свободная мысль, 2000, N11.

4 Там же.

--------------------------------------------------------------------------------
принцип позволяет говорить о единстве и целостности государственной власти" 5 .

Политическое многообразие присуще гражданскому обществу. В определенных пределах оно действует и в органах государственной власти (при обсуждении проектов законов в Государственной думе, например). Но политическое многообразие не распространяется на государственную службу. Закон об основах государственной службы прямо запрещает государственным служащим заниматься политической деятельностью на рабочем месте. Другое дело, что в реальной действительности это требование закона нарушается раз за разом. Отчетливо это проявилось в деятельности "Единой России" в период завершившейся избирательной кампании в Государственную думу. Не спасает от подобных явлений и функциональный принцип разделения властей.

Государственная власть осуществляется государственным аппаратом. Он действует на основе закона, который наделяет работающих в аппарате на профессиональной основе государственных служащих властными полномочиями. Они имеют право принимать общеобязательные для исполнения правовые акты. Государственный аппарат представляет собой совокупность специальных учреждений - в том числе правоприменительных и правоохранительных (армия, суд, прокуратура, милиция, тюрьмы и др.), применяющих меры принуждения в отношении тех, кто нарушает предписания государственной власти. Государство является территориальной организацией. Его составные части представляют собой административно-территориальные единицы.

Категория "суверенитет" является важнейшим абстрактным выражением сущности государства. Суверенитетом наделяется государство в целом, а не его отдельные составные части в виде органов государственной власти. Государственная власть, осуществляемая тем или иным органом государственной власти, суверенитетом не обладает. В Конституции России не содержится, однако, прямого указания на принадлежность суверенитета государству. В ней, в п. 1 ст. 3, говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции (п. 4) гласит, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. На конституционном уровне суверенитет государства выражен, таким образом, слабее, чем во многих субъектах Российской Федерации, где до недавнего времени прямо говорилось о суверенном государстве.

Суверенны как унитарные, так и федеральные государства. При этом несущественно, на каких началах - конституционных или договорных - объединились государства: субъектом международного права является федеративное государство в целом. С точки зрения международного права различий между ними нет: и то, и другое равно суверенны.

Статья 1 Конституции РСФСР 1978 года начиналась со слов - Российское государство есть суверенное федеративное государство. В Конституции содержалась целая глава - "Российская Федерация - суверенное государство", в которой говорилось, что Российская Федерация суверенна и самостоятельно осуществляет всю полноту власти на своей территории. Два фундаментальных понятия "суверенитет" и "территория" были неразрывно связаны между собой. Подчеркивалось, что территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема, а территории всех субъектов федерации образуют единую территорию Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации 1993 года все эти конституционные начала отсутствуют. В первой статье Конституции даже не упоминается, что Российская Федерация является суверенным государством. Ничего не говорится об этом и в других статьях. Кому-то, очевидно, уж очень не хотелось видеть Россию подлинно независимым, свободным, самостоятельным государством, обладающим верховной суверенной властью на всей российской территории.

Государственный суверенитет есть полноправная власть в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет един. Он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не его отдельным частям. Государственный суверенитет имеет три свойства: верховенство; единство государственной власти; независимость.


--------------------------------------------------------------------------------
5 Айбазов Р. У. Конституция и государственное управление в Российской Федерации (опыт юридического и социально-политического анализа). - М., 2002. С. 5.
--------------------------------------------------------------------------------
Верховенство означает полноту государственной власти на всей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти.

Государство определяет весь строй правовых отношений, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц. Рынок в принципе сам по себе не может взять на себя реализацию функций государства. Требуется активная деятельность государства.

В юридической литературе расхожим является тезис о том, что суверенитет - это не признак государства, а свойство государственной власти. "Суверенитет, - утверждает, например, Котов А. Г., - есть сама государственная власть, качественно полноценная и функционально самостоятельная" 6 . В результате возникает множество дискуссий "об отчуждаемости" и "неотчуждаемости" государственного суверенитета, его делимости и неделимости, о том, что в отличие от суверенитета федеративного государства субъекты федерации имеют "суверенность".

Ряд субъектов Российской Федерации образуется с учетом национального состава населения, но главными факторами, влияющими на деление государства на составные части, являются такие сущностные признаки государства, как власть, территория, собственность, природные ресурсы, являющиеся достоянием всего народа, экономические и социальные отношения, единые права и свободы всех граждан государства. Российская Федерация, согласно статье 1 Конституции, есть федеративное государство. Федерация понимается не как союз, объединение государств, а как единое федеративное государство, выражающее одно из свойств государства - федеративный характер его устройства.

Национальные признаки (язык, общность, национальное сознание, культура) могут сознательно преувеличиваться с тем, чтобы национальная элита (а на деле - класс буржуев) могла обосновать борьбу за территорию, суверенитет, бюджет, власть, расстановку кадров. Государство призвано учитывать национальные интересы и соподчинять их общегосударственным интересам, демократическим путем устранять конфликты.

Деление населения по территориальным единицам, месту жительства людей вытекает из территориальной организации государства. В основе расселения людей по территории, разделения труда между этими территориями и внутри нее лежит производство. На одной территории проживают представители всех классов, слоев, профессий. В основе их интересов - независимо от принадлежности к той или иной национальности - лежат производственные, социальные, оборонительные и другие функции. Государственные органы власти и управления строятся по территориальному, а не национальному признаку.

Понятие "классовое государство" заменено в Конституции России на "социальное государство". Однако эти понятия не взаимоисключающие. Понятие "социальное" шире и неопределеннее, чем понятие "классовое". У демократического государства, в котором интересы и воля различных социальных слоев выражены полнее, общесоциальные начала доминируют.

Федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в исключительном ведении (п. "б" ст. 71 Конституции) Российской Федерации. Поэтому, вполне логично, в статье 72 Конституции России, регулирующей сферу совместного владения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, эти понятия - "федеративное устройство" и "территория" - даже не упоминаются. Но стремление субъектов федерации, прежде всего и главным образом республик, регулировать вопросы федеративного устройства и территории в своих уставах и конституциях привело к многочисленным нарушениям Конституции Российской Федерации.

Об этих нарушениях говорилось и писалось много. Предприняты и все еще предпринимаются огромные усилия по их устранению. Многое удалось исправить. Здесь же подчеркнем, что искажениям подверглись, и снова оговоримся - главным образом в конституциях республик, сущностные признаки Российского государства. И именно эти искажения все еще не торопятся устранить некоторые субъекты Российской Федерации, создавая нередко видимость обеспечения соответствия своих


--------------------------------------------------------------------------------
6 Котов А. Г. Государственный суверенитет Республики Казахстан: политико-правовой анализ становления и проблемы национально-государственного развития. Автореферат докторской диссертации. - Алма-Ата, 1994.
--------------------------------------------------------------------------------
конституций и законов Конституции России и федеральным законам путем внесения на рассмотрение соответствующих законодательных органов незначительных поправок.

Не имея возможности дать подробный сравнительный анализ текстов Конституции России и конституций субъектов Российской Федерации, остановлюсь только на сравнении Конституции Республики Адыгея, принятой Парламентом Республики Адыгея 10 марта 1995 года, и Устава (Основного Закона) Ставропольского края, принятого Краевой думой Ставропольского края 29 сентября 1994 года.

Конституция Республики Адыгея (статья 1) гласит, что "суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором" 7 . Но в Конституции России нигде не говорится о суверенитете Республики Адыгея. Все же остальные нормативные акты, не соответствующие положениям Конституции Российской Федерации, не действуют.

Статья 1 Устава (Основного Закона) Ставропольского края гласит, что Ставропольский край является равноправным субъектом Российской Федерации, "ее неделимой частью и не имеет права выхода из состава Российской Федерации".

В Конституции Республики Адыгея говорится: "Территория Республики Адыгея целостна и неделима" (п. 2 ст. 4); "Территория Республики Адыгея является неприкосновенной и не может быть изменена без согласия ее народа" (п. 1 ст. 55). В Уставе Ставропольского края содержится иной порядок: "Как субъект Российской Федерации Ставропольский край обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и определена существующими административными границами.

Территория Ставропольского края не может быть изменена, изъята без согласия квалифицированного большинства (две трети) жителей Ставропольского края, установленного путем краевого референдума" (ст. 38).

В Конституции Республики Адыгея записано: "Конституция Республики Адыгея имеет прямое действие на территории Республики и обладает высшей юридической силой, за исключением вопросов, добровольно переданных ею в ведение Российской Федерации, а также вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и Республики Адыгея в соответствии с федеративным договором и Конституцией Российской Федерации" (п. 1 ст. 6). Данный пункт выстраивает так называемую договорную федерацию, что противоречит Конституции России, закрепляющей конституционную федерацию, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 15).

В Уставе Ставропольского края говорится, что Устав имеет "высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края ".

Законы и иные правовые акты, применяемые в Ставропольском крае, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Уставу Ставропольского края (ст. 12).

Конституция Адыгеи в статье 11 устанавливает право Республики Адыгея выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими государствами и субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и Федеративному договору. Данный пункт противоречит Конституции Российской Федерации, относящей к исключительному ведению Российской Федерации внешнюю политику и международные отношения, международные договоры Российской Федерации (п. "к" ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (п. "о" ст. 72).

В Уставе Ставропольского края говорится, что "Ставропольский край вправе самостоятельно устанавливать внешнеэкономические и иные международные связи с учетом координации этой деятельности федеральными органами государственной власти" (ст. 44).

Перечень нарушений сущностных признаков единого Российского госу-


--------------------------------------------------------------------------------
7 Конституции, Уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 1998. С. 161.
--------------------------------------------------------------------------------
дарства только на этом примере можно продолжать бесконечно. И с такими же нарушениями, произвольными толкованиями и "новшествами" можно столкнуться при сравнительном анализе любой конституции субъекта Российской Федерации. При анализе уставов областей и краев такие противоречия с Конституцией России встречаются редко. В результате и сложилась асимметричность в правовых статусах субъектов федерации, нарушающая конституционные основы, закрепленные в п. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Верхом демократии отцам-основателям Конституции России представлялась ее статья 73, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

На деле же 73-я статья стала для субъектов Российской Федерации прекрасным плацдармом для наступления и разрушения статей 71 и 72 Конституции. Многие субъекты федерации, прежде всего республики, не стали утруждать себя сравнительным анализом различных перечней предметов ведения, а произвольно включили в свое ведение то, что относится к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это стало, в частности, одним из направлений извращения Конституции РФ. Наиболее решительно сделано это в Конституции Кабардино-Балкарской Республики. В ней сначала дается перечень предметов ведения Республики (ст. 69), а затем - предметов совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики (ст. 70).

В ведении Кабардино-Балкарской Республики, согласно ст. 69, находятся, в частности, принятие и изменение Конституции; государственное устройство, территория Кабардино-Балкарской Республики; обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водами и другими природными ресурсами; внешнеэкономическая деятельность; согласование и назначение кадров федеральных судебных и правоохранительных органов и др.

В статье 70, определяющей предметы совместного ведения Российской Федерации и Кабардино- Балкарской Республики, дан, в частности, следующий перечень: обеспечение соответствия Конституции и законов Кабардино-Балкарской Республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами и др.

Нетрудно заметить, что в Конституции Кабардино-Балкарской Республики принятие и изменение Конституции относится к ведению Республики, а обеспечение ее соответствия Конституции Российской Федерации - к совместному ведению Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Такой порядок фактически исключает предварительное, до принятия Конституции субъектом федерации, взаимодействие между Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой, позволяет ей самостоятельно принимать основной закон государства.

Государственное устройство и территория относятся к исключительному ведению Российской Федерации, и эти вопросы не могут находиться в ведении Республики. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина сформулировано даже шире, чем в статье 71 Конституции; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водами и другими природными ресурсами отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; внешнеэкономическая деятельность - к ведению Российской Федерации и др.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Конституции Карачаево-Черкесской Республики, хотя в данном случае положительной чертой является то, что сначала в ней перечисляются предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики. Это позволяет более четко определять и классифицировать, двигаясь сверху вниз, предметы ведения, относящиеся к данному субъекту федерации. Однако и здесь в ведении только Республики находятся защита прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики; защита прав и свобод человека и гражданина; международные и внешнеэкономические связи Республики, заключение соответствующих договоров и соглашений.

Тут же, но уже применительно к сфере совместного ведения Российской Федерации и Республики правильно воспроизводится п. "о" ст. 72 Конституции России о том, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Еще одним "приемом" нарушения Конституции России является прямое, точное воспроизведение в текстах конституций субъектов Российской Федерации текста Конституции Российской Федерации. В той же Конституции Кабардино-Балкарской Республики говорится, например, что суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяется на всю ее территорию (ст. 5); Конституция Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает целостность и неприкосновенность территории; защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа и др.

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей и других субъектов федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это ослабляет контроль за соблюдением прежде всего Конституции Российской Федерации. Механизм этого контроля выглядит в Конституции ослабленным. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются, например, Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Российское государство "благодаря" своей Конституции имеет в ряде субъектов федерации весьма разнонаправленные, во многом стихийно развивающиеся процессы.

Отметим, что сознательное принижение в Конституции России роли государства снизило его эффективность. В первом послании президента 1994 года, которое так и называлось "Об укреплении Российского государства", были, правда, перечислены пункты, раскрывающие смысл понятия - "укрепить государство". Предусматривалось "усилить его институты, наладить нормальное взаимодействие между ними; создать нормальный механизм его взаимодействия с обществом; найти оптимальные способы его участия в экономических процессах; создать действующие механизмы обеспечения и защиты прав и свобод каждого человека; обеспечить гражданам России уверенность и спокойствие в своей стране" 8 . На наш взгляд, более пустых слов о путях укрепления государства трудно придумать. Одновременно они свидетельствуют об отсутствии элементарных знаний о государстве у действующих "демократов".

Отказавшись от "командного" принципа осуществления власти, Российское государство так и не смогло в полной мере овладеть "командными высотами". Это вызвало неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах; деформацию системы управления; расцвет бюрократизма; включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу; коррупцию; опасно низкий уровень исполнительной дисциплины; рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов. Еще в первом своем послании президент признал, что демократические принципы организации власти все больше и больше дискредитируются, формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, мало что дающей большинству людей и отстаивающей прежде всего корпоративные интересы.

Десятилетие Конституции Российской Федерации отмечается в условиях, когда все понятнее становятся последствия для государства и общества так называемых демократических реформ. Некоторые из них оказали существенное влияние на содержание Конституции, что сказалось и на эффективности государства. Укрепление государства, повышение его эффективности - необходимое условие использования и дальнейшего развития институтов демократии, федерализма и права в интересах всего общества, а не кучки дельцов и чиновников. Российское государство станет эффективным лишь тогда, когда оно будет верой и правдой служить талантливому, трудолюбивому народу нашей Родины.


--------------------------------------------------------------------------------
8 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. - М., 1994. С. 7.

Опубликовано на Порталусе 27 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама