Рейтинг
Порталус

Из истории СССР. К ИСТОРИИ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА ССР

Дата публикации: 29 мая 2014
Автор(ы): Х. Либман
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Борьба классов, № 6, Июнь 1935, C. 68-77
Номер публикации: №1401371469


Х. Либман, (c)

Автор: Х. Либман

В мире не бывало таких
конституций, как наша.
(Ленин. Т. XXIII, стр.256)

1

Великий Октябрьский переворот осуществил лозунг большевистской партии "Вся власть советам!", а открывшийся 7 ноября II всероссийский с'езд советов провозгласил, что "вся власть на местах переходит к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" 1 .

Молодая республика советов еще не имела своей конституции, но она шла по пути ее создания. В январе 1918 г. III с'ездом советов были приняты "Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа" и постановление "О федеральных учреждениях Российской республики". Этими документами с'езд закрепил принципиальные основы советской федерации как свободного союза свободных наций и определил государственный строй России как республику советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой вся власть в центре и на местах принадлежит этим советам. С'ездом были определены также структура и верховные органы советской власти.

Вместе с тем III всероссийский с'езд советов декларировал лишение эксплоататоров избирательного права, права участия в каких бы то ни было органах советской власти, подтвердив тем самым, что власть в республике должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам, организованным в советах.

"Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа", единогласно принятая с'ездом, - величайший документ эпохи, документ, имеющий исключительное историческое и международное значение. Эта "Декларация" была впоследствии полностью включена в Конституцию РСФСР как программный документ борющегося за социализм пролетариата.

III всероссийский с'езд советов поручил ВЦИК разработать основные положения советской Конституции и внести их на утверждение очередного с'езда советов. Для этого ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана специальная комиссия. Потребность в основном законе (Конституции) республики к тому времени весьма назрела. Выступивший на заседании ВЦИК по этому вопросу Я. М. Свердлов подчеркнул, что при развернувшемся советском строительстве отсутствие Конституции, точно регламентирующей взаимоотношения центра и мест, отражается на плодотворности и планомерности работы центральных и местных органов власти, на расстановке и использовании революционных сил и создает затруднения в работе. Он также подчеркнул особое значение привлечения трудящихся масс к работе государственного аппарата.

"Все мы великолепно сознаем, что только благодаря самой тесной связи с широкими массами рабочих и крестьян нам удается проводить все мероприятия, которые мы намечаем... Но чтобы иметь кадр... подготовленных для деловой работы, для управления страной товарищей, нужно привлечь значительно более широкие слои... к делу управления страной, к общегосударственной работе.

... При разработке Конституции необходимо построить советскую власть таким образом, чтобы она не только

1 Из обращения с'езда к "Рабочим, солдатам и крестьянам". "Правда" N 170/101 от 9 ноября (27 октября) 1917 г.
стр. 68

давала возможность работать, да чтобы она вынуждала более широкие круги трудового народа к управлению страной" 1 .

Комиссия была составлена из 6 членов ВЦИК и 6 представителей народных комиссариатов. От фракции большевиков ВЦИК в комиссию вошли И. В. Сталин, Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, от фракции левых эсеров - Магеровский и Шрейдер, от максималистов - Бердников. От наркоматов в комиссию входили: Аванесов, Бухарин, Лацис, Склянский, Рейснер и Боголепов. Кроме того были привлечены отдельные специалисты.

В комиссию было представлено несколько проектов Конституции. Не останавливаясь на характеристике этих проектов, нужно сказать, что отдельные авторы в достаточной мере мудрили над вопросами создания Конституции. Они упустили из виду, что основные принципиальные положения уже даны III с'ездом советов в "Декларации" и в постановлении "О федеральных учреждениях Российской республики", принятом по докладу товарища Сталина, и что в дополнение к ним требуются только тщательная разработка и систематизация огромного опыта, накопленного трудящимися массами в процессе революции.

Активное участие и руководящая роль товарища Сталина в конституционной комиссии направили ее работу в правильное русло.

Разработанные комиссией ВЦИК проекты Конституции были рассмотрены в особой комиссии ЦК РКП(б), руководимой В. И. Лениным. Принятый этой комиссией проект был предложен от имени большевистской фракции V всероссийскому с'езду советов. С'езд единогласно утвердил (10 июля 1918 г.) Конституцию РСФСР. В основу ее легли политические и экономические завоевания рабочего класса и беднейшего крестьянства и задачи строительства социализма.

Главнейшие принципы Конституции сводились к следующему:

установлению диктатуры пролетариата, уничтожению эксплоатации и беспощадному подавлению эксплоататоров, борьбе за бесклассовое общество и победу социализма во всем мире;

федерации советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций, уничтожению национального и расового гнета и неравноправия;

разрыву с буржуазной империалистской политикой и борьбе за мир;

демократическому централизму как основе всего советского строя, обеспечивающему крепкую централизованную власть, опирающуюся на мощно развитую сеть низовых советов;

об'единению законодательных и исполнительных функций в единой государственной организации - в советской;

обеспечению условий для развертывания пролетарской советской демократии для широких трудящихся масс;

предоставлению активного и пассивного избирательного права всем трудящимся обоего пола, достигшим 18-летнего возраста;

вооружению трудящихся, созданию Красной армии и полному разоружению эксплоататоров;

отмене частной собственности на землю и на все средства производства;

переходу всех банков в собственность рабочего государства;

введению всеобщей трудовой повинности;

лишению отдельных лиц и отдельных групп населения прав, которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции.

Советская Конституция стала знаменем борьбы советов за социализм. Конституция не только начертала программу действий, она записала в основных положениях завоевания пролетарской революции. Ленин неоднократно подчеркивал эту своеобразную особенность советской Конституции: завоеванное записано. В докладе на VI всероссийском с'езде советов Ленин указал, что в Конституции "записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров" 2 .

Конституция полностью отразила все основные принципы государства

1 Протоколы заседаний ВЦИК 4-го созыва, стр. 69. Госиздат. 1920.

2 Ленин. Т. ХХШ, стр. 256.
стр. 69

пролетарской диктатуры, государства, направляющего всю силу и мощь организованных в советах и поднятых к новой жизни многомиллионных трудящихся масс на подавление буржуазии, на подавление эксплоататорского меньшинства. Пролетарское государство, возникшее из революционного насилия над буржуазией, представляло и представляет полную противоположность буржуазному государству с его парламентарным демократизмом, с его формальным равенством якобы для всех, являющимся на деле "раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных" 1 .

Советы явились тем новым типом государства, которое обеспечило широкую, невиданную в мире демократию для огромного большинства ранее угнетенных трудящихся масс. "Советы рабочих и крестьян, это - новый тип государства, новый высший тип демократии, это - форма диктатуры пролетариата, способ управления государством без буржуазии и против буржуазии. Впервые демократия служит здесь для масс, для трудящихся, перестав быть демократией для богатых, каковой остается демократия во всех буржуазных, даже самых демократических, республиках" 2 .

2

Эти особенности советов, дающие возможность вовлекать в государственное, хозяйственное и культурное строительство сотни и тысячи трудящихся, обеспечили значительное развитие советского демократизма даже на первом этапе пролетарской революции, когда рабочим и беднейшим крестьянам пришлось впервые в истории взяться за управление государством.

Советы вовлекли в свою работу значительные слои рабочих и трудящихся крестьян 3 , пробудили в них интерес к государственной и общественной деятельности и тем самым подготовили десятки и сотни работников для советского государственного аппарата, для хозяйственной, кооперативной, культурной и общественной работы.

Достаточно сказать, что за период с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. в 28 губерниях РСФСР было проведено 725 уездных с'ездов советов 4 , в которых участвовало несколько десятков тысяч выборных представителей трудящихся масс 5 . Число членов волостных исполкомов достигало 40 тыс., а уездных - 9 тыс., причем в составе уисполкомов беспартийных было свыше 35%, а в волисполкомах - еще больше. Все это вместе взятое свидетельствует, что в непосредственную работу по управлению государством включились рабочие и трудящиеся крестьяне. С особой яркостью подтверждают это комитеты бедноты, сыгравшие огромнейшую роль во внедрении и укреплении диктатуры пролетариата на селе. По неполным данным, в РСФСР было организовано около 300 тыс. сельских и волостных комитетов бедноты, насчитывавших приблизительно 120 - 130 тыс. членов, в составе которых рабочих и крестьян (батраки и бедняки) было не менее 70%. Так, в комбедах Тамбовской губернии было: в сельских комбедах рабочих - 22/7% крестьян - 65,6, а среди председателей комбедов: рабочих - 26%, крестьян - 63,6; в волостных комбедах было: рабочих - 17,5%, крестьян - 49,3; среди председателей волостных комбедов: рабочих - 22,4%, крестьян - 55,3% 6 .

Условия классовой борьбы и гражданской войны не всегда давали возможность с достаточной полнотой практически осуществлять все принципы пролетарского демократизма.

1 Ленин. Т. XXIII, стр. 346.

2 Там же, стр. 187.

3 По неполным данным, на 1 ноября 1918 г. по 32 губерниям Советской России было 30 губернских, 2 областных, 121 городских, 28 районных, 286 уездных и 6083 волостных советов рабочих и крестьянских депутатов (по сельсоветам сведения отсутствуют). "Власть советов" N 26 за 1918 г., стр. 7.

4 "Власть советов" N 1 за 1919 г., стр. 11 - 12.

5 Вследствие слабо поставленного в то время учета отсутствуют исчерпывающие данные о составе местных органов власти, особенно сельских советов.

6 Эти цифры приводятся по данным 803 анкет должностных лиц комбедов Тамбовской губернии, собранных в 1918 г. губернским отделом управления ("Тамбовский архив, фонд губисполкома. 1918 г. Дело N 1735).
стр. 70

1934 г Председатель сельсовета обсуждает с колхозниками инструкцию по перевыборам советов (колхоз им. Буденного, Сталинградский край).

Но несмотря на это вовлечение населения в работу советов и непосредственное управление государством проводилось с первых дней пролетарской революции, охватывая с каждым годом все более широкие массы трудящихся. Когда на VII всероссийском с'езде советов (декабрь 1919 г.) .представители мелкобуржуазных партий 1 выступили в "защиту" основ советской демократии, якобы "попираемой" большевиками, Ленин со всей категоричностью опроверг эти обвинения. Он указал, что "в такое трудное время, как время войны, когда действие европейских конституций, веками установленных, вошедших в привычку западно-европейского человека, почти целиком было приостановлено, в это время Советская конституция в смысле участия народных масс в управлении и самостоятельном разрешении дел управления на с'ездах и в советах и на - перевыборах применялась на месте в таких размерах, как нигде в мире" 2 .

И в подтверждение этого Ленин сослался на следующие цифры о количестве состоявшихся с'ездов советов: из 119 губернских и уездных с'ездов советов в 1919 г; в 1 /3 всей Советской России почти половина их (55 уездных с'ездов, или 46%, и 8 губернских, или 50%) собиралась уже в 5-й и 6-й раз. Около 1 /4 с'ездов (22 уездных и 2 губернских) собиралось уже в 7-й и 8-й раз. Некоторые с'езды, главным образом уездные, собирались от 9 до 14 раз 3 .

Эти данные представляют огромный интерес, так как они с необычайной яркостью характеризуют развитие советского демократизма в период гражданской войны, т. е. в тот период, когда по условиям военного времени пришлось в значительной мере свернуть массовую работу советов и все силы бросить на оборону Советского государства.

Но как только Страна советов получала передышку, партия и советское

1 На данный с'езд советов были допущены на основании постановления президиума ВЦИК от 27 ноября 1918 г. с правом совещательного голоса представители центральных учреждений мелкобуржуазных партий (меньшевики, эсеры, Бунд, Поалей-Цион и др.), принявших решение о мобилизации своих членов на борьбу с врагами Советской республики.

2 Ленин. Т. XXIV, стр. 615.

3 Данные позаимствованы из статьи тов. Владимирского, напечатанной в журнале "Власть советов" N 11 за 1919 г., стр. 2, на которую ссылался В. И. Ленин в своем выступлении на с'езде.
стр. 71

правительство принимали всевозможные меры к обеспечению условий для дальнейшего развития и расширения советского демократизма. Так было в 1919 г., после побед, одержанных над Колчаком, Юденичем, Деникиным, и в 1920 г., по окончании гражданской войны. Постановления VII и VIII всероссийских с'ездов советов по вопросам советского строительства 1 , как и соответствующие решения VIII с'езда, VIII партконференции и IX с'езда РКП(б), в значительной степени были направлены на разрешение этой задачи. Не даром в партийной программе, принятой на VIII с'езде РКП(б), указывалось, что "пролетарская демократия на место формального провозглашения прав и свобод ставит их фактическое предоставление прежде всего и больше всего именно тем классам населения, которые были угнетены капитализмом, т. е. пролетариату и крестьянству", и потому "задача РКП состоит в том, чтобы вовлекать все более широкие массы трудящегося населения в пользование демократическими правами и свободами и расширять материальную возможность этого" 2 .

3

В 1921 г. страна переходит к мирному хозяйственному строительству. Но новые условия хозяйственной и политической жизни, сложившиеся с окончанием гражданской войны и переходом к нэпу, поставили перед советскими социалистическими республиками, образовавшимися на территории бывшей царской России (РСФСР, Украина, Белоруссия, республики Закавказья) и поддерживавшими между собой связь в порядке конвенционных договоров, задачу теснейшего государственного об'единения. Быстрейшее восстановление разрушенного империалистической и гражданской войнами народного хозяйства требовало более тесного экономического об'единения советских республик, планомерного использования исторически сложившегося разделения труда между ними, мобилизации внутренних ресурсов каждой республики и политической активности миллионов рабочих и трудящихся масс этих республик на строительство социализма, на защиту страны пролетарской диктатуры от капиталистического мира. Все это вместе взятое наряду с необходимостью обеспечения интернационального единства всех национальностей советских республик поставило в порядок дня задачу создания мощного единого союзного государства диктатуры пролетариата. Задача эта была разрешена I с'ездом советов Союза ССР (30 декабря 1922 г.) принявшим по докладу товарища Сталина "Декларацию" и "Договор" об образовании Союза ССР, Эти исторические документы составили основу Конституции Союза ССР.

6 июля 1923 г. на 2-й сессии ЦИК СССР был принят проект Союзной Конституции, которая окончательно была утверждена II с'ездом советов СССР (26 января - 2 февраля 1924 г.).

Конституция Советского союза приобрела огромное международное значение. Она демонстрировала перед миллионами угнетенных национальностей всего мира и особенно колониальных стран роль диктатуры пролетариата, роль советов в разрешении национального вопроса в духе пролетарского интернационализма.

Конституция Союза служила залогом развития новых форм советского демократизма, поднимающего к социалистической культуре, к социалистическому строительству миллионные массы ранее угнетенных в царской России, в этой "тюрьме народов", национальностей, вовлечения их в управление государством.

Благодаря образованию СССР были созданы мощные политические предпосылки для развития нашего, социалистического хозяйства и для укрепления нашего международного положения. На очередь стала задача всемерного улучшения работы отдельных звеньев советского государственного аппарата, а в связи с этим стала

1 В числе этих решений были постановления по следующим вопросам: а) с'езды советов, сроки их созыва; б) советы и их функции, отчетность советов перед избирателями; в) о сессионных заседаниях ВЦИК (VII с'езд); г) о регулярном переизбрании советов и исполкомов и о расширении их массовой деятельности (VIII с'езд).

2 "ВКП(б) в резолюциях". Ч. 1-я, стр. 329.
стр. 72

также задача - развернуть массовую работу советов, вовлечь в работу советов широкие массы рабочих, и крестьян, организовать их активность на дело социалистического строительства. В некоторых районах работники ряда советов не поняли своих новых задач и продолжали действовать методами принуждения, изжившими себя методами военного коммунизма; партия повела против этого решительную борьбу и выдвинула в качестве очередной и важнейшей задачи оживление советов.

"Политика оживления советов, как классовая, подлинно пролетарская политика, предполагает всемерное дальнейшее развитие активности, самодеятельности и организованности пролетариата... максимально активное его участие в перевыборах советов и во всей их работе".

"Политика оживления советов, как очередной шаг в деле развития советского демократизма (пролетарской демократии), должна основываться на том, чтобы "постоянной и единственной основой всего государственного аппарата" (см программу ВКП ) оставались пролетарии и беднейшие крестьяне - полупролетарии. Это... прямо предполагает... в условиях упрочения советской власти, необходимость действительного и все более широкого привлечения к советскому строительству всей основной массы крестьянства" 1 .

Огромнейшая работа, проведенная партийными и советскими органами по оживлению советов в период 1924 - 1929 гг., привела к значительным положительным результатам политического и экономического значения. За эти годы сильно выросла политическая активность рабочих и крестьян - бедняков и середняков.

Если в выборах в сельсоветы в 1922 году участвовало только 22,3% избирателей, то в 1923 г. явка избирателей составляла уже 37,2% 2 . То падение активности, которое имело место осенью 1924 г. во время выборов в советы явка избирателей в

1935 г. Академик Ферсман беседует с делегаткой с'езда, членом ЦИК Узбекской ССР тов. Абрамовой, работницей шелкомотальной фабрики в Старой Бухаре (VII всесоюзный с'езд советов)

среднем по РСФСР 3 составляла 31%, доходя в отдельных губерниях до 19%), было связано с перегибами в работе местных органов власти, о которых сказано выше. Принятые партией меры привели к реальным положительным результатам, дав во время повторных выборов советов весной 1925 г. повышение явки избирателей до 41,1%.

Во время выборов в советы осенью 1926 г., явившихся "первой после окончания гражданской войны и упрочения пролетарской диктатуры широкой и открытой избирательной кампанией" 4 , явка избирателей в среднем поднялась до 51%, а в избирательную кампанию 1929 г. она достигла 64%.

За 1918 - 1927 гг. было избрано в сельские советы 8700 тыс. чел. и в городские советы - 805 тыс., а всего - 9545 тыс. чел., из них по одному разу было избрано в советы 6350 тыс. На с'езды советов (волостные, районные, уездные, окружные, губернские и областные) было избрано 8994 тыс. делегатов, из них по одному разу -

1 "ВКП(б) в резолюциях". Ч. 2-я, стр. 252 - 253.

2 "Власть советов" N 6 за 1923 г., стр. 141.

3 В то время не было разработанных данных по всему Союзу.

4 Июльский (1926 г.) пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), "ВКП(б) :в резолюциях". Ч. 2-я, стр. 251.
стр. 73

5520 тыс. чел. В исполкомы было избрано 699 тыс. членов, из них в первый раз - 443 тыс. чел. 1 .

Но не только участием в советах иллюстрируется широчайшая демократия для трудящихся нашей социалистической республики: "Советский государственный аппарат состоит не только из советов. Советский государственный аппарат в глубоком смысле этого слова состоит из советов плюс "миллионные организации всех и всяких беспартийных и партийных об'единений, соединяющих советы с глубочайшими "низами", сливающих государственный аппарат с миллионными массами и уничтожающих шаг за шагом всякое подобие барьера между государственным аппаратом и населением" 2 .

Огромный рост показали за эти годы профсоюзы, охватившие также и значительное число крестьян (батраков) - строительных и сельскохозяйственных рабочих: в 1923 г. было 4800 тыс. членов профсоюзов, а в 1927 г. - 10 млн. чел., причем одного профсоюзного актива в это время насчитывалось 1400 тыс. чел.

Большое количество рабочих и крестьян в эти годы было вовлечено и в работу различных добровольных обществ. Так, в МОПР, организованном 30 ноября 1922 г., было на 1 января 1928 г. 50 364 визовых ячейки с 3 621 653 членами; в Осоавиахиме в 1927 г. в 40 тыс. ячейках было 3 млн. членов; в ОДН, организованном в 1923 г., в 1927 г. было 100 тыс. членов. Оформившееся к ноябрю 1923 г. рабселькоровское движение, насчитывавшее 50 тыс. рабочих и крестьянских корреспондентов, к 1928 г. насчитывало 500 тыс.

Наряду с мужчинами в государственную и общественную работы втягивались и трудящиеся женщины, первоначальной школой для которых служили делегатские собрания работниц и крестьянок. В 1922 г., по неполным данным, в РСФСР насчитывалось 16 тыс. делегаток, в 1923 г. их было уже 52 тыс. (в том числе 33 тыс. работниц), а в 1924 г. - 46 тыс. делегаток-работниц и 100 тыс. делегаток-крестьянок (батрачек, беднячек и середнячек). К 1927 г, число делегаток-работниц достигло 96 тыс., а крестьянок-делегаток - 386 тыс. Работа с делегатками привела к увеличению числа женщин в составе сельсоветов: в 1925 г. их было в сельсоветах 58 тыс., а в 1927 г. - 109 тыс.

Значительно увеличилось за эти годы и число рабочих и крестьян, привлекаемых к непосредственной руководящей работе в госаппарате. Все это говорит о дальнейшем развитии советской демократии, о под'еме ее на более высокую ступень.

К 1925 г. в основном закончился восстановительный период, и Страна советов перешла к реконструкции народного хозяйства, подготовляя переход к осуществлению плана великих работ - первой пятилетке.

Выполнение первого пятилетнего плана народного хозяйства коренным образом изменило лицо Советской страны. Советский союз из отсталой, сельскохозяйственной страны превратился в страну крупной, социалистической индустрии, в страну самого крупного в мире обобществленного сельского хозяйства. Эти успехи в строительстве социализма находились в тесной связи с огромнейшим развитием пролетарского демократизма. Советам, ставшим под руководством ВКП(б) проводниками генеральной линии партии, удалось поднять свою массовую работу на высшую ступень, развернуть советский демократизм на широкой массовой основе вовлечения новых мощных слоев рабочих и работниц, колхозников и колхозниц в дело управления Советским государством. Наряду с расширением массовой работы советов через секции и комиссии советов были найдены и новые формы привлечения трудящихся к управлению Советским государством: депутатские группы на предприятиях, в совхозах и колхозах, социалистическое совместительство рабочих в госаппарате, шефство предприятий над госучреждениями (этот вид работы возник в 1929 г.).

В 1933 г. по РСФСР было втянуто в управление государством через секции советов свыше 1,5 млн. чел., а через депутатские группы - 338 тыс.

1 Л. М. Каганович "Партия и советы", стр. 60 - 61. Изд. 1928 г.

2 Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 149. 9-е изд.
стр. 74

Депутатских групп на предприятиях в 499 городах насчитывалось на 1 июля 1934 г. 3573, а в колхозах и совхозах в 25 514 сельских советах - 56 879. Шефство же над госучреждениями, объединяемыми профсоюзом работников госучреждений, осуществлялось 554 предприятиями с 10 тыс. рабочими - участниками шефских бригад.

За годы первой пятилетки число членов профсоюзов возросло на 6 млн. чел. На 1 октября 1934 г. число членов профсоюзов (без учащихся) составляло 17 934 тыс.

Осоавиахим насчитывает в настоящее время 13 238 тыс. членов, МОПР - 8 253 802, Красный крест - 3 млн.

Активность миллионов трудящихся с особой наглядностью проявилась во время выборов в советы в 1934 г. В огромной степени возрос процент явки избирателей, достигнув в среднем по СССР 85, причем в городах явка поднялась до 91,2%. Особенно выросла активность трудящихся женщин, которые дали 84,9% явки в городе и 80,3% в деревне, всего в выборах участвовало 77,4 млн. избирателей.

В сельсоветы в 1934 - 1935 г. избрано 1 252 134 члена, в том числе женщин 329 769, или 26,3% (в 1931 г. - 21%), среди избранных - колхозников 918 643, или 73,4% (в 1931 г. - 33,7%), рабочих 90 973, или 7,3%.

Членов городских советов избрано 156 233, в том числе женщин 50 172, или 32,1% (в 1931 г. - 25,9%).

4

В настоящее время в Советском союзе социалистическое строительство достигло огромнейших успехов во всех областях народного хозяйства и культуры. Пролетариат и многомиллионные трудящиеся массы Советского союза под руководством коммунистической партии возводят грандиозное здание социализма.

Вопрос о победе социализма в СССР решен окончательно и бесповоротно: "Россия нэповская стала Россией социалистической" 1 .

Изменилась экономическая основа Советского государства: 96% средств производства являются социалистическими. Победили принципы общественной собственности во всех отраслях народного хозяйства: "Социалистическая собственность стала основой советского общества" (Молотов), основой государства пролетарской диктатуры, достигшего невиданной мощи и силы.

Коренным образом изменилось соотношение классовых сил в стране: кулачество ликвидировано как класс на основе сплошной коллективизации, ведется беспощадная борьба с остатками этого разгромленного класса эксплоататоров.

Эти победы диктатуры пролетариата достигнуты путем ожесточенной классовой борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией, путем упорнейшей борьбы с экономической, политической и культурной отсталостью.

Эти победы являются результатом беспощадной борьбы со всеми уклонами от генеральной линии ленинско-сталинской партии, руководящей победоносным строительством социализма.

Эти невиданные в истории человечества успехи социализма, достигнутые Советским союзом, поставили перед партией и советским правительством вопрос о своевременности и необходимости еще большего расширения пролетарского демократизма.

Поэтому февральский пленум ЦК ВКП(б) и VII всесоюзный с'езд советов постановили внести изменения в Конституцию СССР. Эти изменения должны заключаться в уточнении Конституции в соответствии с коренными социально- экономическими изменениями, происшедшими в стране, и в дальнейшей демократизации избирательной системы: не вполне равные выборы заменяются равными, многостепенные - прямыми, открытые - закрытыми.

Достигнув огромного экономического под'ема и большого роста политической и культурной сознательности трудовых масс, достигнув того, что "вслед за рабочими и крестьяне встали в ряды непосредственных строителей социализма" (Молотов), Советское государство может отказаться от

1 Молотов. Отчетный доклад о работе правительства VII с'езду советов СССР.
стр. 75

1935 г. Товарищ Сталин на VII всесоюзном с'езде советов.

тех временных ограничений, которые были допущены по отношению к крестьянам. Записав в Конституции разные нормы представительства (неравные права) от сельского и городского населения на республиканские и союзные с'езды советов, которые давали преимущество рабочему классу, советская власть обеспечила руководящую роль пролетариату.

Ленин указывал по этому поводу: "...рабочий класс по конституции имеет больше прав, чем крестьянство, а эксплуататоры не имеют никаких прав, - этим было записано то, что мы господство своего класса осуществили, чем мы связали с собою трудящихся всех слоев и мелких групп" 1 .

Установление этого неравенства вытекало не из принципиальных, программных соображений, которые бы требовали фиксации "навсегда" этого неравенства между рабочими и крестьянами, а было продиктовано сложившимся в то время соотношением классовых сил в стране. Ленин на VIII с'езде партии указывал, что ограничения были записаны Конституцией "после того, как они были введены в жизнь" 2 . "Но мы не превращаем этого в идеал, а, напротив, по программе партия обязуется систематически работать над уничтожением этого неравенства более организованного пролетариата с крестьянством, неравенства, которое нам придется отвергнуть, как только нам удастся поднять культурный уровень" 3 .

Точно так же и установление непрямых выборов на с'езды советов и в исполнительные органы советов находилось в тесной связи с экономической и культурной отсталостью страны, с раздробленностью сельского хозяйства, с мелкособственнической психологией крестьянства, с "идиотизмом деревенской жизни" (Маркс).

Ленин в письме к американским рабочим писал:

"Пусть педанты или люди неизлечимо напичканные буржуазно- демократическими, или парламентарными, предрассудками, недоуменно качают головой по поводу наших Совдепов, останавливаясь, например, на отсутствии прямых выборов... Соединение диктатуры пролетариата с новой демократией для трудящихся, - гражданской войны с широчайшим вовлечением масс в политику, - такое соединение не дается сразу и не укладывается в избитые формы рутинного парламентарного демократизма" 4 .

Отсутствие прямых выборов не препятствовало об'единению местных советов в единую мощную государственную организацию, не препятствовало установлению непосредственной связи между органами советской власти и трудящимися массами, не препятствовало вовлечению этих масс в управление государством. Но все же эти ограничения были необходимы лишь до тех пор, пока не было перестроено мелкособственническое хозяйство в деревне и парализовано влияние кулачества, пока не была уничтожена

1 Ленин. Т. XXV, стр. 104.

2 Ленин. Т. XXIV, стр. 146.

3 Там же, стр. 147.

4 Ленин. Т. XXIII, стр. 187 - 188.
стр. 76

невероятная культурная и политическая отсталость крестьянства.

Теперь, когда Страна советов стала социалистической, когда крестьянство в основной своей массе стало на путь социализма и вместе с рабочим классом строит социалистическое общество, когда значительно вырос политический и культурный уровень колхозного крестьянства, партия и советская власть сочли своевременным устранить неравенство в избирательных правах между рабочими и крестьянами.

Это мероприятие является крупнейшим шагом вперед по пути максимального развития пролетарской демократии. Равные, прямые и закрытые выборы еще больше укрепят государство диктатуры пролетариата, еще больше сплотят трудящиеся массы вокруг советской власти, разовьют активность, сознательность и организованность многих миллионов трудящихся Советского союза, еще лучше обеспечат победоносное строительство социализма.

Переход страны пролетарской диктатуры к прямым, равным и закрытым выборам в руководящие советские органы воплощает в советской системе все лучшее, что содержит в себе всеобщее, прямое, равное и тайное избирательное право. Все, что было лучшего в парламентаризме, будет перенесено на советскую почву и в сочетании с основами советского строя, с широко развитым пролетарским демократизмом создаст условия для расцвета советского пролетарского парламентаризма на базе все более широкого вовлечения новых миллионов трудящихся в управление государством, в развернутое строительство социализма.

Внесение указанных изменений в Конституцию СССР является важнейшим

1935 г. Тов. Молотов на VII всесоюзном с'езде советов.

политическим, государственным актом, так как "советская Конституция не просто декларация, а важнейший документ борьбы за дальнейшее укрепление социалистической собственности, за окончательную победу социалистического общества" 1 .

Завоеванное в упорных классовых боях за социализм будет записано в Конституции Советского союза.

1 Молотов. Об изменениях в советской Конституции. Доклад на VII с'езде советов СССР, стр. 16.

Опубликовано на Порталусе 29 мая 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама