Рейтинг
Порталус

"Дело олигархов" (2003, ЮКОС)

Дата публикации: 13 сентября 2014
Автор(ы): Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1410623324


Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, (c)

Как проблема взаимоотношений крупного бизнеса и власти в России

Kогда "богатые плачут", наивно было бы надеяться, что в России у них будет много сочувствующих. Подавляющее большинство россиян, которые убеждены, что большое богатство может создаваться только преступным путем, скорее одобрительно наблюдают за неприятностями, происходящими с компанией ЮКОС. И уж, во всяком случае, искренне убеждены, что к рядовым гражданам разборки наверху никакого отношения не имеют. Даже сообщения о том, что с момента ареста Платона Лебедева Россия, а значит, и каждый ее гражданин, потеряли $19,7 млрд. за счет падения котировок акций отечественных компаний, особого впечатления не производят. Кто в российской глубинке видел эти акции? И все же надо понимать, что конфликт властных структур и большого бизнеса рано или поздно коснется каждого.

Чья инициатива?

Трудно поверить в то, что Генеральная прокуратура в том виде, в котором она существует сегодня, стала бы раскручивать всю эту историю без отмашки с самого верха. Не думаю, что инициатором был сам президент Владимир Путин, потому что происходящее столь разрушительно для него политически, что просто отказываешься верить, что он это санкционировал. Поэтому будем исходить из презумпции разумности.

Есть разные версии того, что явилось стартовой точкой этой кампании, и вообще, что за ней стоит. Существует несколько вариантов. Один - что это предвыборный ход, другой - что это передел собственности, а третий - что это серьезный политический сигнал, связанный с тем, что есть значительное число влиятельных группировок во власти, которые, опираясь на силовые структуры, хотели бы повернуть вспять курс развития страны. Необходимо учесть, что в приватизационных делах подходит срок давности по всему, что было сделано в начале 90-х. По прошествии десяти лет по этому поводу уже юридически бессмысленно ставить вопросы о пересмотре и наказании.

Есть версия, что президент совершил три шага, которые заставили очень заволноваться кое- кого в его ближайшем окружении. Первый: Путин сказал, что его третьего срока не будет. Появилась конкретная дата - в 2008 году президент уйдет. Второе: президент заявил, что он не будет вступать ни в какую политическую партию. И третье: президент не возразил, дал "добро" на создание Народной партии, которая будет, прежде всего на одномандатном уровне, отбирать голоса у "Единой России".

Сейчас даже не важно, стоит ли рассматривать это как внутрипартийную или межпартийную борьбу, а просто можно представить такую ситуацию, что есть люди, которые чувствуют себя уверенно, пока у власти этот президент, пока они достаточно близки к властным структурам. Но они же должны подумать о своей старости, они ее еще себе не обеспечили. Президент уйдет, а они-то как? Поэтому хорошо бы, конечно, получить кусок собственности, дающий гарантии финансовой независимости.

Заговор или не заговор?

Все сказанное касается причин, почему это произошло, исходной точки процесса. Теперь - как характеризовать происходящее. Склонность российских политиков, политологов и особенно российского электората объяснять все теорией заговора может вызывать только иронию или сарказм. Традиционно в российских бедах виноваты либо сионисты, либо масоны, либо империалисты, либо все, вместе взятые, либо кто-нибудь еще, но России все время кто-то мешает и хочет ее уничтожения. В последнее время появились версии относительно заговора олигархов, потом заговора политологов и заявления о том, что Ходорковский хочет провести "юкосизацию" Думы и вообще сменить президента, причем уже в 2004 году.

Вообще, создается ощущение, что в экспертном сообществе знают больше, чем решаются произнести вслух. Говорят о якобы состоявшейся сходке

стр. 16


олигархов, где было решено добиться преобразования России из президентской в парламентскую республику. Появился доклад "Совета по национальной стратегии", доносивший о готовящемся заговоре олигархов, а самих олигархов поделили на "чистых" (национально ориентированных) и "нечистых", для которых не дороги национальные интересы. Маловероятно, что вся эта пиаровская шумиха, даже если она была доложена президенту, могла подвигнуть его на действия, столь разрушительные для интересов страны и для него самого как политического лидера. Даже если предположить, что олигархи и собирались для обсуждения ситуации или пробовали купить места в партийных списках и провести в Госдуму своих людей, то нужно им не свержение президента, а "покупка" дополнительного страхового полиса от произвола властей.

Поначалу все эти конспирологические изыскания ничего, кроме смеха, не вызывали. Но сейчас, пытаясь объяснить происходящее, можно действительно предположить существование какого-то вполне осмысленного заговора против президента. Потому что уж очень сильно его "подставляют". Смотрите - президент заявил: давайте закроем все дела по пересмотру итогов приватизации, все, что было до 2000 года, все остается как есть. Там были неправильности, были, наверное, нарушения закона, были ситуации, когда федеральных законов просто не было, что-то делалось по городским законам, временным инструкциям. Давайте считать, что эта часть нашей истории закрыта. Это все заявил президент. После 2000 года мы живем по федеральным законам, которые приняли.

Видимо, вспомнив именно эти слова президента, Генеральная прокуратура вытаскивает в качестве аргумента дело, датированное 1994-м годом! Какие еще нужны доказательства, что Генеральная прокуратура действует явно против президента, дискредитируя его, потому что это ухудшает его положение. Можно набрать много мелких фактов. Далее, инициативу прокуратуры сразу же подхватывает председатель нижней палаты парламента - Геннадий Селезнев требует пересмотра всех дел по приватизации, начиная с начала 90-х годов.

Кто болеет за национальные интересы

Ну, Селезнев - ладно, это публичный политик, это Дума, это не исполнительная власть, он делает свой маленький политический бизнес, потому что очень легко завоевать симпатии избирателей хотя бы на некоторое время тем, что призываешь отобрать деньги у олигархов, которые получили их неправедным путем. Но происходит еще одно событие, на которое как- то меньше обратили внимание, хотя оно и прошло по всем телеканалам: председатель Счетной палаты Сергей Степашин обвиняет Романа Абрамовича в том, что он купил английский футбольный клуб "Челси", и что это вызов национальным интересам России, это вызов российской государственности, и что должны последовать серьезные выводы с экономическими последствиями. При этом он обронил примерно такую фразу: "Мало того, что нефть получили задарма, так еще тратят на английский футбол доходы от нее, вместо того чтобы бурить новые скважины, вместо того чтобы вкладывать средства в национальную экономику. Это вызов национальным интересам России".

Интересно, понимает ли господин Степашин, что он сказал? На самом деле, если он посмотрит в окно, то обнаружит, что служебная машина у него не "Жигули" и даже не "Волга", а, скорее всего, хороший "Мерседес", или БМВ, или "Ауди", и что он бросает вызов национальным интересам России значительно более выраженный и значительно более жесткий. Потому что Абрамович купил "Челси" на свои собственные деньги, которые он может тратить так, как это ему покажется целесообразным. А вот импортную машину господину Степашину купили на бюджетные деньги и фирменные запчасти для нее покупают на бюджетные деньги, вместо того чтобы поддерживать отечественный автопром.

Совсем недавно президент счел необходимым еще раз подчеркнуть: капитал непатриотичен по своей природе. Капитал не пойдет куда-то из патриотических соображений, капитал идет туда, где он работает и приносит прибыль, делая свое дело.

О дурном вкусе и нарушенном равновесии

Конечно, вызывающая роскошь в стране, где так много бедных и обездоленных, - это, как минимум, проявление дурного вкуса и, как максимум, потеря инстинкта самосохранения. И новая стометровая яхта Романа Аркадьевича это наглядно подтверждает. Но это проблема Абрамовича. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что уровень понимания социальной ответственности крупного российского бизнеса еще очень низок. Традиции еще не наработаны, да и времени на размышления бизнесменам дают все меньше. Комиссия по корпоративной этике РСПП завалена жалобами предпринимателей на нарастающую лавину проверок со стороны госорганов. На половине предприятий (51%) проверки проводятся чаще одного раза в месяц, лично сталкивались с проверками в последнее время 65% руководителей компаний.

стр. 17


Короче говоря, множество мелких и не очень мелких фактов складываются в картину хорошо спланированного "наезда" на ЮКОС. Сейчас не стоит и пытаться определить, кто это делает и чего здесь больше - предвыборного буйства, желания изменить политическую систему или желания отхватить кусок самому. Но стоит говорить о результатах - не о том, чего хотелось, а что получилось. А ситуация получается очень плохая: президент ценой очень больших усилий, весом своего авторитета добился некоторого состояния политического равновесия в стране. Это была еще не полноценная система сдержек и противовесов, но, тем не менее, это было некоторое динамическое равновесие. Причем многие говорили о том, что оно будет достаточно устойчиво, говорили об инерционном сценарии выборов, что выборы будут неинтересными, скучными, что будет предопределен результат. И равновесие это было между большим бизнесом и высшим чиновничеством, прежде всего силовыми структурами, являющимися его авангардом.

Так вот сейчас это равновесие взорвано, и взорвано по инициативе не большого бизнеса, а по инициативе другой стороны. К чему это может привести? Во-первых, инерционного сценария выборов не будет, все будет намного тяжелее и жестче. А во-вторых, и в самых главных, на днях пришли данные относительно того, что показатели российской биржи достигли низшего уровня 1998 г., потому что эти показатели на 30% определяются состоянием дел в ЮКОСе. Только налогов в прошлом году ЮКОС заплатил государству $4,5 млрд. Это доход нашего с вами бюджета.

Недавно "Эхо Москвы" проводило блицопрос: как вы считаете, выступит ли большой бизнес как корпорация, как группа интересов в защиту ЮКОСа? Думаю, не выступит. Вообще, большой бизнес не очень любит такие публичные акции и предпочитает не рисковать собой. От большого бизнеса скорее надо ожидать того, что он рванет из России, если эта кампания будет продолжаться. Рванет вместе с чадами и домочадцами и со своими миллиардами. Недавно мне пришлось говорить с очень крупным бизнесменом, и на вопрос "Как дела?" он ответил: "Лично у меня все в порядке, в стране - очень плохо". А это значит, что следующей зимой может замерзнуть значительно больше регионов, чем прошлой, потому что негде будет взять средства на ремонт изношенных коммунальных сетей, нечем будет платить зарплату бюджетникам, так как берется она из налогов, а налоги платят в основном крупные корпорации.

Кто чем рискует

В общем, президент может оказаться в очень невыгодной электоральной ситуации к тому моменту, когда подойдет момент выборов. Я уж не говорю о международных последствиях. Ведь президент только что провел целую серию очень важных мероприятий: он благословил своим присутствием сделку акционеров ТНК с ВР, он на всех международных встречах призывает иностранный бизнес инвестировать в Россию, гарантируя стабильность. Но кто же пойдет инвестировать в Россию, если там каждые 6 месяцев будут пересматриваться правила игры и приватизация будет проводиться по-новому?

На низовом уровне также уже идет очень опасный процесс. С одной стороны, легко собрать публичную поддержку действиям против ЮКОСа, потому что человека, у которого миллиарды долларов, мало кто любит. Но при этом будет продемонстрировано страшное непонимание того, что все происходящее с ЮКОСом относится буквально к каждому россиянину. Вот у вас, например, есть приватизированная квартира - по какому закону она приватизирована? Скорее всего, по тому, который тогда ввели городские власти Москвы. Значит, можно начать все переприватизировать по новой. А в стране 100 млн. собственников.

Уже приходят сведения о том, что возникают такие истории: например, у вас приватизированная квартира, а вы вдруг узнаете, что землю, на которой стоит ваш дом, "вчерную" купила какая-то фирма. И вам сообщают, что помимо той платы за обслуживание жилья, что вы сейчас платите за собственную квартиру, к этому добавляется плата за аренду земли, на которой стоит ваш дом, поскольку земля под домом не ваша, а уже чья-то. Ваши расходы по этой статье могут возрасти многократно. Или приходят к представителям мелкого и среднего бизнеса и говорят: вы оформили аренду на 49 лет по тогдашним законам, когда не было еще федеральных законов, а это закон Москвы 1995 года. Давайте сейчас все переоформляйте по новым федеральным правилам, и при этом цены, извините, будут пересматриваться, они могут возрасти в десятки и сотни раз.

Жертв и разрушений нет. Пока

Другими словами, то, что происходит, - это лучший способ вызвать национальную экономическую катастрофу. Это не всеми осознается, возможно, это не осознается даже теми, кто эту кампанию в отношении ЮКОСа задумывал. У них, может быть, даже были более приземленные и более краткосрочные планы. Но если они этого не понимают, это их проблемы. На самом деле то, что происходит, это страшно разрушительно для России. Если этому не дать укорот, если это на самом высшем уровне не прекратить немедленно, то процесс пойдет очень быстро и станет необратимым. Он станет неуправляемым для президента.

Это также их попытка заставить президента уйти от позиции "над схваткой": "Вот ты не хочешь быть членом какой-то партии, но мы тебя заставим заявить, что ты наш, с этой стороны баррикад". Или просто сделать его заложником той стратегии, которую они сейчас проводят. А ведь Россия стояла на пороге ситуации массового прихода иностранного инвестора на наш рынок...

Сейчас все может быть повернуто назад и отброшено, возможно, необратимо, потому что эксперименты со страной можно было проводить в 1917 году, в 1991 году, но есть даже для такой богатой страны, как Россия,

стр. 18


некоторые пределы. Поэтому то, что происходит, чрезвычайно опасно. Вот почему трудно отделаться от ощущения, что все происходящее выглядит как заговор против президента. Но понимают ли это организаторы акции? Во всяком случае, это заговор против интересов России, потому что те, кто это затеял, думали о чем угодно, только не об интересах страны.

Действия Генеральной прокуратуры я совершенно не считаю самостоятельными. Вообще, во всем этом просматривается некоторый сценарный замысел и исполнители достаточно несамостоятельные. И в этот сценарный замысел, на мой взгляд, вписывается все - и появившийся недавно доклад о том, что олигархи хотят взять власть, и дело с "милиционерами-оборотнями", и призыв Грызлова, в общем-то, разумный и находящий отклик у масс, бороться с коррупцией.

Бороться с коррупцией - это дело хорошее. Нас призывают снимать на видеокамеры "гаишников", берущих взятки. А почему бы не снять на камеру дома, которые по роскоши очень далеко превосходят дома арестованных генералов, таких домов можно найти очень много, достаточно выехать в Подмосковье. На мой взгляд, в идущей кампании есть и сценарий, и вполне серьезная скоординированность действий. Трудно поверить, что это санкционировалось президентом, потому что президент этим полностью разрушает политический базис, на котором он сегодня стоит.

Кто что может

Силовые структуры должны заниматься исполнением закона, должны охранять нашу безопасность. Силовые структуры могут сделать так, чтобы взрывов было поменьше - и в Чечне, и в Москве. Силовые структуры могут сделать так, чтобы преступления, которые не расследуются десятилетиями, были раскрыты, преступления, связанные с убийством людей, а не с тем, на основании какого закона кто и когда в каких-то "Апатитах" долю акций захватил.

Может быть, там было какое-то нарушение, я не знаю. Но обратите внимание: стоило премьер-министру обронить фразу, что совсем не обязательно было Лебедева арестовывать, что он не представлял угрозы для окружающих, как уже идут слухи, что Лебедева не сегодня-завтра выпустят. И Комитет федерального имущества делает заявление, что у него никаких претензий к Лебедеву нет по "Апатитам". То есть эта машина реагирует - это система знаковых символов, которые посылаются в массы: первое - всем молчать, второе - всем бояться и не высовываться. И у рядового гражданина не может не возникнуть вопрос - насколько в этих условиях гарантированы его права собственности.

В этих условиях рассчитывать на построение демократического процветающего государства президенту надо забыть. Об удвоении ВВП надо забыть, хотя это совсем не такая уж амбициозная цель - России нужно не удвоение, а значительно более серьезный рывок. Президенту надо забыть о решении и жилищно-коммунальных вопросов, потому что есть одна очень простая истина: кто бы ни были эти затейники, которые все это дело организовали, по характеру их деятельности можно со стопроцентной вероятностью сказать: они умеют запрещать, они умеют отбирать, они умеют распределять, они умеют сажать и совершенно не умеют созидать. А России сейчас нужны созидатели.

И вопросы американского посла к российским властям по поводу судьбы Лебедева естественны, потому что американское правительство, как и правительство любой демократической страны, среди своих первейших задач записывает продвижение интересов национального бизнеса на международной арене. Не случайно американское, как и британское, другие европейские правительства заявляют, что с такой-то страной бизнес вести нельзя, рискованно, они заботятся о своем бизнесе, они считают это своей национальной задачей, национальным приоритетом. И американской администрации надо просто разобраться, что сказать своим бизнесменам. И они, естественно, просят разъяснений, потому что когда своим-то не все ясно, то для "постороннего" человека многое вообще выглядит запредельно.

ЮКОС стал первой российской компанией, которая по показателям эффективности приблизилась к лучшим международным стандартам, по уровню капитализации вышла на одну линию с крупнейшими корпорациями мира и приняла международную систему аудита, международную систему менеджмента и международную систему бухгалтерского учета - это первая прозрачная компания России. А стало быть, она как бы выскальзывает из-под контроля коррумпированной бюрократии, к ним уже нельзя прийти и сказать: надо 200 млн. наличными, потому что надо. А если еще к тому же процентов 20 их акций будут ходить как ценные бумаги на Нью-Йоркской и других международных биржах, то проводить против них полицейские акции, в результате которых акции компании за неделю теряют 10% стоимости, уже будет невозможно. Судебные иски подадут владельцы акций по всему миру.

ЮКОС становится транснациональной компанией, она выходит из традиционной российской системы отношений власти и бизнеса, когда власть позволяла бизнесу работать "вчерную" и незаконно, а бизнес позволял власти быть некомпетентной и коррумпированной.

(См. также "Операция "ЮКОС" стр. 42 и "Олигархический переполох" стр. 60).

Опубликовано на Порталусе 13 сентября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама