Рейтинг
Порталус

Книжники-разбойники

Дата публикации: 06 февраля 2015
Автор(ы): Юрий БУЙДА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1423224307


Юрий БУЙДА, (c)


(Окончание. Начало на 1-й стр.) Еще несколько лет назад судьи терялись, подчас не зная, как подступиться к делу. Ведь раньше все было ясно: был ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам), была железная система Госкомиздата, согласованные издательские планы, цензура и т.п. Ну, кто-то вспоминал, как Маяковский через суд заставил издателей считать каждую ступеньку его знаменитой поэтической "лесенки" за отдельную строчку и соответственно оплачивать.

Что еще? Владимир Богомолов через суд же заставил Витаутаса Жалакявичуса прекратить съемки фильма по "Моменту истины".

А теперь - тысячи действующих лиц на судебном поле.

Поэтесса Наталья Шемятенкова подала в Савеловский суд Москвы иск по поводу нарушения ее авторских прав фирмой "Классик компани", выпустившей без договора с автором ее книгу. Госпожа Самофалова требует привлечь к ответственности господина Лонго, который, по ее мнению, опубликовал в своей книге огромные куски из сочинений по белой магии, принадлежащих перу госпожи Самофаловой. Наследники Александра Вертинского судятся в Ростове-на-Дону с издательством "Феникс", в Санкт-Петербурге - с издательством "Акация".

Сегодня в российских судах находится около четырех тысяч дел, так или иначе связанных с нарушениями закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Накапливается судебная практика.

Хотя, по мнению экспертов, именно суды "топят" реализацию закона: рассмотрение дел о нарушениях авторского права зачастую занимает два - два с половиной года, и бывает, что к моменту вынесения судебного решения пираты просто исчезают, а истерзанные ожиданием авторы, махнув рукой, опускают руки. Иные же, заранее предвидя всю эту тягомотину, машут рукой заблаговременно: здоровье дороже. И это осложняет ситуацию, ибо закон об авторском праве действует по системе частного права. То есть если пострадавший не напишет заявления в милицию или в суд, дело не возникнет, поскольку перевод его в публично-правовую сферу был бы нарушением Конституции.

Впрочем, у автора могут быть помощники и без погон. Литературное агентство "ФТМ" привлекло к суду за пиратство книжный магазин "Лавка журналиста" и в конечном итоге выиграло дело вчистую.

Магазин торговал книгой, в которую включены три произведения Дейла Карнеги. Книга в позапрошлом году выпущена белорусским издательством "СЛК", указан и автор переводов - некто Д.Лободенко.

На самом же деле авторами переводов являлись Ю.Семенов и З.Вольский.

Агентство "ФТМ" предупредило магазин, что книга выпущена без договоров с правообладателями и распространение ее нарушает исключительные права истцов. "Лавка журналиста" на какое-то время приостановила продажу книги. Дальше - микродетектив.

Волк из "ФТМ" является в магазин в овечьей шкуре и спокойно приобретает компромат, то есть книгу Карнеги, после чего агентство и наносит магазину последний удар. Мещанский районный народный суд Москвы вынес решение о взыскании с "Лавки журналиста" в пользу истцов денежной компенсации.

По мнению начальника управления издательств и книжной торговли Госкомпечати Бориса Кузнецова и его коллег, необходимо предоставить комитету право проверки всех полиграфических предприятий независимо от формы собственности. Ведь специалисты комитета с первого взгляда отличат законный тираж от контрафактного (пиратского).

Следующий шаг - предоставление Госкомпечати права лишать пиратов лицензии.

Чтобы работа эта была не только эффектной, но и эффективной, позарез нужен реестр - база данных, которая содержала бы сведения об авторах, издателях и пиратах. Никто не отменял связанных с Законом об авторском праве и смежных правах Закона об обязательном экземпляре документов, ГОСТа 7.4-95 "Издания. Выходные сведения" и временного положения "Об издательской деятельности в РСФСР".

В соответствии с этими законами и нормативными актами каждый издатель предоставляет в Госкомпечати и Российскую книжную палату бесплатный контрольный экземпляр. Эксперты считают, что в Книжную палату издательства недосылают примерно 15-20 процентов выпускаемых книг. Директор палаты Борис Ленский утверждает, что за последние два года поступление обязательных экземпляров заметно улучшилось. Вот основа для создания реестра, о необходимости которого говорят, говорят, говорят...

Александр Куликов, сотрудник издательства "Дрофа" (контролирующего более трети рынка учебного книгоиздания), считает, что издателям школьных учебников, более других страдающим от происков пиратов, необходимо объединиться в ассоциацию, которая, к примеру, могла бы организовать эффективный бойкот типографий-пиратов.

И обеспечить цивилизованную передачу авторских прав от издателя к издателю. Проблема актуальная, о чем свидетельствует "случай Светланы Исмаиловой", так взбудораживший издательское сообщество.

Госпожа Исмаилова сотрудничала с издательством "Аванта+", работая над крупным проектом - созданием серии детских энциклопедий.

На каком-то этапе она учредила свой издательский дом "Русская энциклопедия", где выпустила в свет "Энциклопедию для детей и юношества" ("История искусства", часть 1). "Аванта+" обвинило ее в нарушении авторского и смежных прав и незаконном использовании чужого товарного знака. В дело вмешались правоохранительные органы, средства массовой информации, некоторые издатели.

Одни встали на сторону издательства "Аванта+", затратившего на проект огромные деньги, другие утверждали, что Светлана Исмаилова имеет право на интеллектуальную собственность, на которую покушается "материнское" издательство. Дело юристов решать, кто прав, кто виноват, - важен сигнал: проблема цивилизованной передачи авторских прав существует. А если учесть, что госпоже Исмаиловой по этому поводу пришлось несколько месяцев провести в следственном изоляторе, то ясно: проблема не просто существует, но еще и больно бьет по людям.

Единственный специалист в ГУВД Москвы, занимающийся книжным бизнесом, Денис Козлов полагает, что издатели должны получать разрешение на выпуск каждой книги, и кто этим будет заниматься, - Госкомпечати, Книжная палата или некая лицензионная палата, - все равно. Только в этом случае можно было бы избежать многих недоразумений. Вроде того, в котором увязли "Дрофа" и "Просвещение".

Последнее выпустило учебник физики для седьмого класса, принадлежащий двум авторам - Перышкину и Родиной. Права Перышкина у "Дрофы", права Родиной - у "Просвещения". Наследник Перышкина, разумеется, не получил ни копейки и обратился за помощью на Петровку, 38. Если бы "просвещенцы", прежде чем издавать спорную книгу, обратились в гипотетическую лицензионную палату, проблема была бы снята на предварительном этапе.

Еще в марте 1995 года правительство приняло постановление N 288 о создании Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. К компетенции МВК были отнесены: координация действий государственных органов по реализации государственной политики и обеспечению соблюдения законодательства в области охраны объектов интеллектуальной собственности, обязательств, вытекающих из международных договоров России, предотвращению недобросовестной конкуренции и созданию цивилизованного рынка этих объектов. Вскоре, однако, комиссия "угасла", и ее функции были возложены на Министерство юстиции.

На том все и кончилось.

В прошлом году Госкомпечати пригласил к разговору об охране авторского права издателей и книготорговцев, таможню и милиционеров, медиков и прокуроров. Согласились: тема архиважная. Обсудили.

Решили создать межведомственную рабочую группу. И разошлись - не сойдутся до сих пор. Так что ни о какой единой государственной политике в этой сфере пока и речи не может быть. Пираты у руля. Плывем...

Опубликовано на Порталусе 06 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама