Рейтинг
Порталус

Фельетон. БЕЗОПАСНЫЙ ЖАЛОБЩИК

Дата публикации: 31 мая 2015
Автор(ы): Эльрад ПАРХОМОВСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Известия, 10-02-1982
Номер публикации: №1433069448


Эльрад ПАРХОМОВСКИЙ, (c)

На фото: Фельетон. БЕЗОПАСНЫЙ ЖАЛОБЩИК, автор: admin

В жизни С. Кургузовой возник жилищный вопрос. Возник, можно сказать, неожиданно, так как Кургузова в жилье не нуждалась. Она занимала отдельную однокомнатную квартиру. Правда, в старом доме. Но со всеми удобствами. И об улучшении жилищных условий не помышляла.

Вопрос возник в связи с тем, что на месте дома, где благополучно жила Кургузова, решили построить новый, значительно больший. И Воркутинский горисполком вынес решение о сносе. А обязанность обеспечить Кургузову жильем возложил на Воркутинскую нефтегазоразведочную экспедицию, заинтересованную в предстоящем строительстве. Хотя по закону должен был обеспечить ее сам.

Как возникают подобные ситуации, объяснить нетрудно. Вопросы, связанные с предоставлением жилья, пока что простыми не назовешь. Но если горисполком не может упростить сам вопрос, он старается упростить, по крайней мере для себя, его решение. И потому, когда нефтегазоразведочная экспедиция вместо отдельной квартиры предоставила Кургузовой комнату в коммунальной, исполком городского Совета следом за исполкомом Горняцкого районного Совета признал этот вариант вполне достойным. Хотя по закону ухудшать жилищные условия Кургузовой права не имел.

Впрочем, нельзя сказать, что исполком горсовета в принципе не учел законных интересов Кургузовой и не пошел им навстречу. Об этом убедительно свидетельствует заботливый совет, содержащийся в письме председателя горисполкома Н. Морозова на имя С. Кургузовой. Вернее, это был даже не совет, а была настойчивая рекомендация занять предоставленную ей комнату, а затем обратиться в исполком Горняцкого райсовета с... заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий на общих основаниях.

- Помилуйте! - воскликнула Кургузова, вникнув в смысл этой душераздирающей заботы. - Да зачем мне ваши улучшения? Мне бы без ухудшений - и ладно.

Этот мотив она изложила в повторной жалобе, на которую тов. Морозов, не нарушая установленных сроков, коротенько ответил, что прошлый его ответ был "исчерпывающим".

Есть люди, привыкшие давать только исчерпывающие ответы.

Но вообразите, что тот же Н. Морозов сочинил следующее письмо: "Уважаемая Светлана Николаевна! Вы абсолютно правы, закон целиком на Вашей стороне. И потому мы решили Ваш вопрос положительно. Просим считать этот ответ исчерпывающим". Не правда ли, смешно? А вот, нарушая закон, отвечая отказом, Морозов заранее предупреждает Кургузову, что вопрос исчерпан. Дескать, можете жаловаться, ничто вам не поможет.

А знаете, почему этот товарищ так уверен в исчерпывающем характере своего беззакония?

Конечно, знаете. Это действительно потому, что он не боится Кургузовой. Да, не боится! А что она ему сделает? Местному прокурору пожалуется? Так ока уже жаловалась. А прокурор, вместо того чтобы строго указать Морозову на нарушение жилищных прав граждан, просто переслал ему жалобу с просьбой ответить заявителю. И Морозов, как видите, ответил. Исчерпывающе.

Ах, если бы он знал, что Кургузова не поверит в окончательный характер несправедливости горисполкома, не припишет ее в досаде всей Советской власти, а соберет свой скромный чемоданчик и направится за справедливостью в Москву. Если бы Морозов вовремя догадался, что она посетит прокуратуру республики, что там ее внимательно выслушают и согласятся, что закон грубо нарушен. Если бы мог он предвидеть, что после этого в дело вметается Совет Министров Коми и Воркутинскому горисполкому придется принять решение, прямо противоположное прежнему, и выделить Кургузовой отдельную однокомнатную квартиру... Представляете, как бы он испугался?

Но одновременно представьте, сколько людей берется за перо, чтобы обратиться в республиканские или союзные организации, и сколько народу лично отправляется в далекие и дорогостоящие поездки только потому, что некоторые товарищи дают людям свои "исчерпывающие" ответы.

Ну, что ж, порадуемся, что в данном случае справедливость восторжествовала, и подумаем, как было бы хорошо, если бы наиболее опытные в житейском отношении бюрократы обменивались со своими коллегами отрицательным опытом. Знаете, как опытные нарушители правил дорожного движения миганием фар предупреждают встречных водителей о "волке за горой". Или, говоря иными словами, об ожидающем их за крутым поворотом строгом автоинспекторе.

Но нет, солидарность бюрократа до этого не доходит. Да и к чему зря мигать фарами, если даже в случае с Кургузовой, при грубом нарушении ее жилищных прав, нарушитель, как говорят, отделывается легким испугом. Тут впору делиться опытом положительным. Тем более что заинтересованных в нем немало. И далеко не последний среди них - заместитель председателя исполкома Казанского городского Совета народных депутатов Р. Насыров. Ведь он попал в ситуацию, сходную с воркутинской, как единоутробные сестры. Правда, стадия, на которой Насыров в данный момент пребывает, еще далека от финала. Он пока не боится. Жалобщик, а вернее, жалобщица Н. Плащева кажется ему пока что вполне безопасной...

Для того чтобы читателю PORTALUS.RU все было понятно, сообщим, что семья жительницы Казани Н. Плащевой вместе с другими семьями была переселена пять лет тому назад в "маневренный фонд" по причине предстоящего капитального ремонта их дома. Начало ремонта все откладывалось, пока три года спустя горисполком не решил наконец, что ему делать с этим домом. И назначил его под снос. После чего расселением шести повисших в воздухе семей занялся сам, а судьбу седьмой поручил заботам завода электронных вычислительных машин. Дескать, это предприятие солидное, пусть и побеспокоится о своем инженере-конструкторе Плащевой. А у нас и без нее с квартирами сложности. Плащевой сразу же понадобилась грамотная консультация юриста по жилищным вопросам, она даже съездила в Москву, чтобы встретиться с лучшими юристами в этом узком жидищном вопросе.

А что государственные органы? Итак, не видя возможности упростить сам вопрос, исполком постарался упростить, по крайней мере для себя, его решение. (Похоже на воркутинский вариант, не правда ли?). Но на заводе ЭВМ были свои сложности. И хоть от включения Плащевой в очередь там не отказались, она с сыном уже шестой год живет без всяких удобств в маневренном фонде.

И, естественно, добивается своих прав.

А заместитель председателя исполкома горсовета Насыров отвечает, что обеспечение Плащевой жильем возложено на завод... А Плащева продолжает отстаивать свои законные интересы. А зампредгорисполкома дает ей исчерпывающий ответ. В том смысле, что ничего добавить к предыдущему ответу не может.

Плащева не сдается и обращается в прокуратуру города. Оттуда ее выбывают строгой повесткой с предупреждением о возможных последствиях неявки. И в результате и. о. прокурора города В. Красов сообщает ей, что решение ее жилищного вопроса возложено на завод, который от своих обещаний не отказывается.

Но Плащева знает, что такие обещания, при всей своей искренности, далеко не безусловны. Когда дело доходит до распределения, оказывается, что среди претендентов столько первоочередников и внеочередников, что до семьи, подброшенной из горисполкомовского гнезда в заводское, очередь не доходит.

Впрочем, и завод в этом случае легко понять. Мало ему, что ли, своих обязательств перед людьми? А тут еще Плащева, которая вообще-то никакая не очередница. Ведь у нее в паспорте даже сохранилась прописка по прежнему адресу. Ее же просто лишили жилья, а теперь предлагают заводу выходить из чужого бюрократического пике.

Не дожидаясь дальнейшего развития событий и желая освободить Плащеву от визита в Прокуратуру , мы обратились туда сами и встретились с начальником управления общего надзора старшим советником юстиции С. Ходыревским. От него мы узнали, что казанский прокурор так же глубоко не прав, как и воркутинский. По мнению тов. Ходыревского, он проявил недопустимую беспринципность, фактически благословив грубое нарушение жилищных прав Плащевой со стороны исполкома горсовета. Ну что ж, надо полагать, финал казанской истории будет не менее благополучным, чем воркутинской. Ведь Плащева из безопасного жалобщика буквально на глазах превратилась в опасного...

Но сколько их еще мается, безопасных?

Несмотря на неуклонный рост обеспеченности жильем, количество жалоб граждан по жилищным делам тоже растет. Только в органах Прокуратуры Российской Федерации это составляет 8 - 9 процентов в год.

Оптимисты считают это результатом неуклонно растущих правовых знаний населения. Дескать, самих-то нарушений жилищных прав меньше, но знатоков, способных их распознать, больше. Вот и получается мнимый рост.

Но реалисты не считают этот рост мнимым. Они приветствуют внедрение в широкие массы правовых знаний и говорят, что чем больше знатоков своих прав, тем меньше жалоб, если они не обоснованны. А если число жалоб растет - это сигнал при всех обстоятельствах тревожный. Он означает, что рост обеспеченности жильем, к сожалению, не исключает роста бюрократизма. И стоит ли этому удивляться, если одна лишь Плащева была вынуждена обращаться со своим делом в добрый десяток адресов?

А все почему? А все потому, что одни довольно спокойно нарушают закон, а другие довольно спокойно на это смотрят. Притерпелись, что ли? Вот о чем речь. И эту речь, мы уверены, при случае произнесут и воркутинские прокуроры, и казанские.

А я бы повару иному, заметил в свое время баснописец, велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.

Хороший совет. Действительно, исчерпывающий! Любого безопасного жалобщика он мигом превращает в опасного.

Опубликовано на Порталусе 31 мая 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама