Рейтинг
Порталус

Взятки в России дают даже борзыми щенками... (мнение)

Дата публикации: 19 декабря 2015
Автор(ы): Елена МАЦИОНГ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Уральский рабочий, № 185, 06 октября 2012
Номер публикации: №1450546599


Елена МАЦИОНГ, (c)


Генпрокуратура намеревается расширить понятие "взятка"

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин из бессмертного произведения Гоголя, как известно, открыто признавал, что берет взятки. Вот только чем? "Борзыми щенками. А это совсем иное дело", — восклицал Аммос Федорович. Полагая, что это и не взятка вовсе, а так, баловство.

Сложно сказать, что сподвигло сотрудников Генеральной прокуратуры на очередную инициативу: то ли они дружно перечитали "Ревизора", то ли в принципе проявляют антикоррупционную активность, чтобы быть в тренде решений власти, но на днях первый замглавы ведомства Александра Буксман заявила о необходимости существенного расширения понятия "взятка". Что под этим имеется в виду? Практически любые нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить, например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе, предоставление дополнительных возможностей по работе, выдача дипломов, и даже оказание сексуальных услуг. Словом, все, кроме денег и конкретного имущества, чем можно сделать "весьма приятно" должностному лицу.

Надо сказать, уже начата подготовка проекта по внесению изменений в Уголовный кодекс. Конечно, абсолютно неясно, как, к примеру, можно будет квалифицировать секс в качестве взятки (а может, все было по любви) или положительные отклики в прессе, а также другие с трудом поддающиеся учету нематериальные преимущества, но в Генпрокуратуре полны решимости довести дело до конца. При этом, как водится, ссылаются на мировой опыт те страны, где действует строгое антикоррупционное законодательство. А также на рекомендации ГРЕКа (это Группа государств против коррупции), которые выступают единым фронтом против мздоимства.

Спору нет, инициатива поражает своей несокрушимой решимостью побороть взяточничество в стране раз и навсегда. К тому же, как известно, взятка в России давно уже приобрела в высшей степени завуалированный характер. Представить картину, чтобы кому-то из чиновников принесли и выложили на стол чемодан с деньгами, практически невозможно. Сегодня все больше дают "борзыми щенками", помогают "чисто по-дружески" или "по-родственному". И, похоже, мало что изменилось со времен Гоголя...

Поможет ли принятие нового закона о взяточничестве искоренить проблему, или это очередная декларация о намерениях, инициатива ради самой инициативы? Что думают по этому поводу эксперты? Об этом — в сегодняшнем выпуске "Дайте сказать".

Получил выгоду — получи срок

Николай АГАПОВ, кандидат юридических наук:

— Я не понимаю, почему, как только у нас появляется какая-то значимая инициатива, ее тут же, абсолютно не разобравшись, начинают воспринимать в штыки. Причем в данном случае инициатива, идущая даже не столько о лица нашей Генпрокуратуры, сколько от лица организации, объединяющей страны, выступающие против коррупции.

Дело в том, что в свое время мы подписали Конвенцию, в которой значится, что Россия берется бороться и с так называемой нематериальной выгодой, которую человек может получать, пользуясь занимаемым положением. Сегодня мы почему-то это взяткой не называем, скажем, разные виды так называемой "дружеской помощи". Когда кого-нибудь "чисто по дружбе" отправили, например, отдыхать. Или предоставили ему мощную информационную поддержку в СМИ, исходя из тех задач, которые он на тот момент выполнял. Или мы не знаем о том, что и девочек у нас часто поставляют "по дружбе", а на самом деле за какие-то конкретные преференции. То есть все делается за какую-то, как правило, заранее оговоренную услугу. Значит, это должно строго пресекаться и наказываться. А иначе сохраняется широкое поле для дачи взяток. Потому что, в принципе, коррупция что такое? Это получение выгоды в материальной либо нематериальной форме для себя либо для третьих лиц с использованием своего положения. То есть использование положения в пользу детей, в пользу своих близких.

И не нужно говорить о том, что юридически с этим сложно разобраться, что доказать сложно. Существует же на этот счет законодательство в западных странах — на практике доказано, что при желании злой умысел выявить вполне возможно. Более того, могу сказать, что такое законодательство давно нужно было принять, поскольку мы знаем, с каким "искусством" сегодня даются взятки, как завуалированно можно подойти к этому делу. В законе, на мой взгляд, не нужно давать перечень, за что необходимо наказывать конкретно, за какие нематериальные преференции. Нужно четко сформулировать само понятие, что значит выгода, которую получило должностное лицо от заинтересованной стороны. В свою очередь, абсолютно ведь ясно, что "заинтересованная сторона" решила благодаря этому свои проблемы. А это и есть коррупция. Так что если примут такой закон — я только двумя руками "за".

ИЗ БЕССМЕРТНОГО ГОГОЛЯ

Разговор судьи и городничего

"Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим — все взятки.

Аммос Федорович. Ну, нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...

Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы, если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются".

Ловкость рук и хитрость ума

Олег МАЛКИН, юрист:

— Что сегодня по закону понимается под "взяткой"? Согласно статье 290 Уголовного кодекса РФ, это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Известны такие случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между дающим и берущим взятку, например, под видом договора подряда или договора займа. Однако услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды — например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу, продвижение по службе — не являются фактом получения взятки. При определенных условиях такие действия подпадают под признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ). Расширение понятия "взятка" таким образом, когда под взяткой будет пониматься и получение нематериальных преимуществ, позволит ликвидировать пробел в законодательстве и лишить взяткодателей и взяткополучателей существенной лазейки.

КСТАТИ

Согласно обнародованному Генпрокурором России Юрием Чайкой докладу, в 2011 г. правоохранительные органы рассмотрели почти 12 тыс. уголовных дел коррупционной направленности, до суда дошло 11,5 тыс. дел. Общее число подобных преступлений снизилось в прошлом году на 7%, однако это было связано не с уменьшением числа взяток, а с "недостаточно результативной работой правоохранительных органов", считают в прокуратуре. Кроме того, произошло снижение количества оправдательных приговоров, вынесенных судами по коррупционным делам (с 236 в 2010 г. до 201 в 2011 году). Отметим, за получение взятки российское законодательство предусматривает наказание от штрафа до 15 лет лишения свободы.

"Хоть кто-нибудь дайте взятку!"

Игорь СТАРЦЕВ, кандидат социологических наук, преподаватель УрФЮИ:

— "Я знаю, как бороться с коррупцией, но никому не скажу — мне еще ипотеку платить", — говорит в рекламной заставке на ТНТ врач — герой одного известного сериала.

Или вот еще один ролик. "Мы взяток не берем, — гордо заявляет один полицейский. — Да, — робко вторит ему другой. — Если бы нам их давали, ...мы бы все равно не взяли".

Все это анекдоты, подтверждающие житейские правила. Взятки в нашей стране берут практически все, кому их дают. При этом действует еще одно безотказное правило: чем больше о коррупции в нашей стране говорят, тем больше сумма взятки. Кому интересно, посмотрите статистику: каждый год Россия только поднимается в рейтинге государств с самым высоким уровнем коррупции. Ибо коррупция в нашей стране давно превратилась в мощный механизм, целую громоздкую машину, которая едет по своим правилам, и во многом благодаря которой функционирует и выезжает сегодня все государство. Оно выстроено на системе откатов, взяток. На этом "топливе" работают госструктуры, различные ведомства, а генерировать его вынуждено бизнес-сообщество, все мы, простые люди. Это отнюдь не разовое, единичное явление, когда взятки берет какой-нибудь отдельно взятый Иван Иваныч из полиции или Марья Ивановна из пожарной инспекции. Отдельных голубчиков прищучили бы в два счета. У нас же берут все. А разоблачают, особенно берущих по-крупному, как правило, в тех случаях, когда место кому-то понадобилось и надо его расчистить под себя. Тогда на любого можно достать досье и засадить всерьез и надолго. А так, поговорите со своими знакомыми, родственниками в формате "не для печати", они вам в ярких красках расскажут и о собственном опыте дачи взяток, и о том, что в принципе мало кто откажется, если его за что-нибудь "отблагодарят".

В этой связи инициатива Генпрокуратуры кажется мне просто каким-то издевательством — ни больше, ни меньше. Ибо как у нас будут учитывать нематериальные преимущества, когда и с материальными-то разобраться не могут. "Секс в качестве взятки" — только не смешите меня. Кто это сможет доказать? А может, это любовь. Может, они жить друг без друга не могут? Впрочем, если будет заказ, то конечно — докажут что угодно. Как это произошло в свое время со Скуратовым.

Еще смешнее положительные отклики в СМИ — как тут доказать злой умысел? Получается, что под статью можно будет подвести любого из журналистов, который хвалит чиновника. В самом деле, а вдруг они договорились. Один пишет хвалебные очерки, а другой ему чем-нибудь помогает. Например, справки какие-нибудь без очереди выписывает. Нет, исключить, безусловно, ничего нельзя. Только как все это доказать? Кто будет этим заниматься? Я понимаю, на Западе, где отлажены механизмы правового воздействия, любые проявления мздоимства — и материальные, и нематериальные уже давно научились выявлять и наказывают за малейшие проявления оных. У нас без разрушения глобальных основ системы взяточничества все эти правовые изыски пока будут выглядеть вишенкой на изрядно помятом картонном, бутафорском торте.

Мы все пытаемся прикрыть фиговым листком глобальную проблему, только чтобы не начинать ее решать по-настоящему. Уже не раз говорилось, что для того чтобы коррупцию победить не в отчетах правоохранителей, а в жизни, нужно сделать всего-то ничего — чтобы в стране были свободные СМИ, суды и выборы. А так — разговоры о борьбе с коррупцией будут все больше походить на анекдот.

Кому "откат"?

От взятки отказываться грех — так считает почти половина опрошенных.

Служба исследований екатеринбургского отделения компании НН выяснила, что каждый третий работник сферы "Продажи" готов взять откат, если такое предложение поступит! Интерес к подобной форме финансовых махинаций также проявили юристы (26%), работники автомобильного бизнеса (25%) и административный персонал (25%). Желающие получить данную разновидность взятки отмечают, что от таких предложений отказываться просто глупо (51%), к тому же, по их словам, при текущем доходе это даже грех (49%). Каждый третий утверждает, что имеет острую необходимость в деньгах, а 13% указали, что все берут, поэтому и им можно.

По результатам опроса больше всего участников противозаконных сделок работаете сфере "Закупки" (26%), а вот работники сферы "Управление персоналом" сталкивались с подобным реже всего (3% были участниками, 34% — свидетелями). Интересно, что в группах с более высоким уровнем дохода замешанные в откатах работники встречаются чаще, чем в остальных. Кроме того, более подвержены этим аферам оказались мужчины (5%), нежели женщины (12%).

В среднем 232 000 рублей удалось выручить сотрудникам компаний в ходе финансовых махинаций. По результатам опроса, максимальная сумма отката, полученная сотрудниками, составила 78 млн рублей! Большинство респондентов указали, что добытые деньги разошлись у них на все понемногу, и, тем не менее, 15% успели приобрести автомобиль, 10% отправились в путешествие, 9% положили деньги в банк, 6% приобрели недвижимость, а еще столько же вложились в собственный бизнес и развлечения. 75% таких людей признались, что они не были уличены в содеянном, и угрызения совести их не мучают (73%).

Опрос проводился в период с 18 по 25 сентября этого года среди 1906 представителей компаний.

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама