Рейтинг
Порталус

ПРИГОВОРНЫЕ ЗАПИСИ XVII ВЕКА

Дата публикации: 11 февраля 2016
Автор(ы): Е. В. ЧИСТЯКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1956, C. 136-137
Номер публикации: №1455161514


Е. В. ЧИСТЯКОВА, (c)

Сообщение А. А. Введенского "Классовая борьба и "одиначество" в Поморье в XVI-XVII веках" раскрывает важный вид частноправовых актов. Одиначные записи, отражавшие классовую антифеодальную борьбу, имели большое распространение в XVII в. не только в Поморье, но и на юге Русского государства и даже в Сибири. Столбцы Разрядного приказа (Центральный государственный архив древних актов, ф. 210) содержат разнородные материалы о городских движениях середины XVII в. на юге России. Большой интерес представляют следственные дела по городам-крепостям Белгородской черты. Среди этих дел наше внимание привлекли документы под названием "приговорная" (излюбленная) запись. Приговорные записи сходны с одиначными записями поморских крестьян1 . Таковы, например, приговорные записи, составленные в Ельце (1648 г.) и Гремячем (1651 г.).

 

В августе 1648 г. в Ельце была получена царская грамота о выборах двух человек от "всяких чинов людей" (служилых) и одного человека - от посада "для земских дел к кн. Н. И. Одоевскому", то есть на Земский собор 1648 - 1649 годов2 .

 

Воевода Ельца А. Хрущов, стрелецкий голова И. Буженинов и подьячий съезжей избы И. Мартынов выдвинули для участия в Соборе от служилых людей своих "ушников" - Д. Снетина и В. Козлова, на злоупотребления и кляузы которых ельчане жаловались в Разряд еще в 1647 году. Когда дети боярские и казаки отказались утвердить такой выбор, воевода назвал это "недобрым заводом", приказал избить ослопьями М. Андреева и В. Насонова и "вметал" их в тюрьму. Выбраны были другие люди, а в сентябре М. Андреев и В. Насонов были отпущены из тюрьмы "на поруки". Уехав в Оскол, они составили "приговорную излюбленную запись", которую воевода А. Хрущов назвал "заводной челобитной"3 .

 

Приговорная запись подписана 403 детьми боярскими и поместными казаками от "всево города и всево елецково уезду". Вместо обычных голов и старост они избрали правление из двадцати семи детей боярских ("С. В. Родионова с товарищи"), чтобы на

 

 

1 См. А. А. Введенский. Классовая борьба и "одиначество" в Поморье в XVI-XVII веках. "Вопросы истории". 1955, N 5.

 

2 Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), Белгородский стол, стб. N 275, л. 136.

 

3 Там же, лл. 167 - 178.

 
стр. 136

 

Ельце "всяким государевым и нашим городовым делом промышлять и челобитчиков ото всех и о всех наших нужах посылать".

 

Приговор ельчан содержит сходную с одиночными записями формулу о том, чтобы "тех выборных" "во всем нам их слушать и ни в чем не подавать", "во всем их не выдать и подмогу им ко всякому делу нам давать", а нарушителей сговора, отказывающихся подчиняться выборным властям, подвергать штрафу в 100 рублей. "А будет кто станет из нашей братьи на тех выборных детей боярских или на свою братью воеводам станет сорничать и всяким начальным людям, и нам тово сыскать промеж себя. За тою их вину тем выборным детям боярским взять на том виноватом по сей нашей приговорной излюбленной записи с человека... 100 рублев денег"4 .

 

В иных условиях возникла приговорная запись в городе Гремячем в 1650 - 1651 голах. Сдужилые люди этой крепости выступили против злоупотреблений и произвола воевод, приказных людей, голов и сотников стрелецких. Всем городом они подали челобитную на воеводу Д. Раевского. Во время сыска по этому делу у горожан была обнаружена приговорная запись5 . По этой записи служилые люди Гремячего - стрельцы, беломестные и новоприборные казаки, пушкари, затинщики - обязались выступить заодно против Д. Раевского и бить челом "и на иных воевод, и на голов, и на сотников, которые у нас будут по государеву указу на Гремячем". Если кто-нибудь пострадает от произвола - "налоги" и "теснения", будет "не за вину" избит или брошен в тюрьму, то "ево не подать, стать нам за нево всем, бити нам челом государю всем городом". Тех участников сговора, которые, "стакався заодно" с воеводами, головами и сотниками, начнут "нас напрасно не по вине упрадовать или какими наносными словами напрасно облыгать или не учнут с нами в мирское челобитье писатца", приговор называет "изменниками"6 . Последний пункт записи направлен против тех, которые царю "крестное целование учнут преступать и станут воровать или какое-нибудь дурна чинить". С укрывателей таких "воров" постановлено брать пеню, "что государь укажет". Приговорная запись подписана гремяченскими начальными людьми - десятниками и пятидесятниками - 4 мая 1651 года.

 

В связи с этим приговором в Разряде решили: воеводу Д. Раевского наказать батогами, гремяченцам вернуть ворованное имущество, а лучших людей, составивших "воровством меж себя поручную запись - бить кнутом нещадно"7 .

 

Приведенные примеры позволяют высказать некоторые соображения по поводу сообщения А. А. Введенского. Из всех видов одиначества следует выделить записи, характеризующие выступления против феодального гнета черносошного крестьянства Севера и сходных с ним по положению категорий мелких служилых людей в городах-крепостях Юга. Не случайно приговорные записи, близкие по содержанию к одиначным, возникли в среде служилых людей южных городов "по черте". А. А. Новосельский привел веские доказательства того, что землевладение приборных служилых людей следует рассматривать как "своеобразный вариант крестьянского землевладения"8 .

 

Приговорные записи составлялись в середине XVII в. и в других городах Юга. Так, в Волхове посадские люди в 1648 г. составили "воровскую запись, что им меж себя во всяких делах и в заводах друг друга не подать"9 . Как видно из елецкого приговора, в составлении таких записей иногда участвовали сотни людей. Правительство квалифицировало подобные записи как "воровские", "заводные" и сурово преследовало их составителей. Дальнейшие архивные изыскания помогут выяснить степень распространения и характер коллективных "приговоров" XVII века.

 

 

4 Там же, лл. 177 - 178.

 

5 Там же, стб. N 338/III, лл. 570 - 571.

 

6 Там же, л. 570.

 

7 Там же, лл. 589 - 590.

 

8 А. А. Новосельский. Распространение крепостнического землевладения в южных уездах Московского государства в XVII в. "Исторические записки". Т. 4, стр. 22.

 

9 ЦГАДА, Белгородский стол, стб. N 270, л. 629.

Опубликовано на Порталусе 11 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама