Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПРАВО РОССИИ есть новые публикации за сегодня \\ 19.08.17

РСФСР И СТРОИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ (1917 - 1922 гг.)

Дата публикации: 16 января 2017
Автор: О. И. ЧИСТЯКОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Номер публикации: №1484603153 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


О. И. ЧИСТЯКОВ, (c)

найти другие работы автора

К 50 -летию образования СССР

Российская Советская Республика явилась исторически первым социалистическим государством. Вслед за РСФСР возникают другие советские республики - независимые и автономные. Они выделяются из состава Советской России. При этом РСФСР помогает им оформиться и укрепиться, щедро делится своим опытом.

Литература по истории национально-государственного строительства в нашей стране весьма обширна. За последние годы созданы крупные обобщающие труды, в том числе двухтомная "История национально-государственного строительства в СССР" (М. 1968, 1970). Много внимания уделено проблеме национально-государственного строительства в двух вышедших томах "Истории Советского государства и права" (М. 1968). Следует отметить также коллективный труд "Национальная государственность союзных республик" (М. 1968). Большое количество работ создано за последние 10 - 15 лет по истории национальной государственности союзных республик1 . Серьезное внимание было уделено проблеме взаимоотношений советских республик в первые годы Советской власти2 . Продолжается исследование истории автономных республик3 . Вопросы национально-государственного строи-


1 "История Советского государства и права Узбекистана". Тт. I-III. Ташкент. 1960 - 1968; А. Агзамходжаев и Ш. З. Уразаев. Развитие советской государственности в Узбекистане. М. 1960; Н. Д, Дегтяренко. Развитие советской государственности в Таджикистане. М. 1960; С. А. Раджабов. В. И. Ленин и советская национальная государственность. Душанбе. 1970; С. З. Зиманов. В. И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата. 1970; "История государства и права Советского Казахстана". Тт. I-II. Алма-Ата. 1961 - 1963; Д. С. Киселев. Развитие советской государственности в Туркменистане. Ашхабад. 1963; В. О. Миллер. Создание советской государственности в Латвии. Рига. 1967; "Очерки истории государства и права БССР". Вып. второй. Минск. 1969; Ш. Н. Петросян. История конституционного развития советской государственности в Армении. Ереван. 1968, и др.

2 Д. Л. Златопольский. Образование и развитие СССР как союзного государства. М. 1954; С. С. Кравчук, О характере отношений между советскими республиками до образования СССР. "Вестник" Московского университета. Серия X. Право. 1963, N 3; М. И. Куличенко. Борьба Коммунистической партии за решение национального вопроса в 1918 - 1920 годах. Харьков. 1963; В. М. Курицын. Государственное сотрудничество между Украинской ССР и РСФСР в 1917 - 1922 гг. М. 1957; С. Л. Ронин. К истории Конституции СССР 1924 года. М. -Л., 1949; С. И. Якубовская. Объединительное движение за образование СССР. М. 1947, и др.

3 Х. М. Бербеков. Советская автономия Кабарды и Балкарии. Нальчик. 1961; М. А. Казанбиев. Создание и укрепление национальной государственности наро-

стр. 3


тельства затрагиваются, в частности, в "Очерках истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма" (М. 1970). Следует отметить выход в свет и ряда других работ по этой проблематике4 . Все перечисленные и многие другие исследования касаются разных сторон истории советского национально- государственного строительства. Затрагивают они в той или иной мере и вопрос о значении Российской Федерации в этом процессе. Однако специально эта проблема, как правило, авторами не ставится. Единственным, кажется, исследованием по ней является книга Ш. З. Уразаева5 . Однако автор исследует влияние России лишь на создание узбекской государственности. К тому же работа посвящена роли не только РСФСР, но и Советского Союза в целом, в силу чего Российской Федерации уделяется все же ограниченное внимание.

Конечно, в пределах статьи невозможно в полной мере охватить весь объем такой большой темы, как роль РСФСР в национально-государственном строительстве в нашей стране. Поэтому автор ставит перед собою более ограниченную задачу, наметить хотя бы основные вехи этого процесса в 1917 - 1922 годах.

Исторические судьбы нашей страны сложились так, что Россия стала центром притяжения многочисленных нерусских народов. Объединение вокруг России позволяло им более успешно обороняться от внешних врагов, налаживать на основе разделения труда экономические связи, развивать культурный обмен. Объединение в составе единого государства создавало условия для сплочения трудящихся классов разных народов в их борьбе, с эксплуататорами. "Народы нашей страны веками совместно боролись против царизма, социального и национального угнетения", - подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС о подготовке к 50-летию образования СССР6 . Нельзя, конечно, забывать, что указанная прогрессивная тенденция сталкивалась при этом с прямо противоположной - со стремлением царизма к угнетению народов, подавлению их национальной государственности, культуры.

Конец всем видам угнетения трудящихся - и социальному и национальному - положила Великая Октябрьская социалистическая революция. В 1917 г. бывшая Российская империя, буржуазно-помещичья Россия стала Российской Советской Республикой. Она первоначально охватывала всю территорию страны в тех ее границах, которые существовали на 25 октября 1917 года. Октябрьское вооруженное восстание, свершившееся в Петрограде и свергнувшее буржуазное Временное правительство, имело значение для всей страны. Такую же роль сыграл и II Всероссийский съезд Советов, провозгласивший создание Советского государства. Съезд выразил волю трудящихся всей страны, в том числе и ее национальных районов. Таким образом, понятия "Российская Советская Республика" и "Советское государство" первоначально совпадали. Однако это положение сохранялось недолго.


дов Дагестана. Махачкала. 1970; его же. Национально-государственное строительство в Дагестанской АССР (1920 - 1940 гг.). Махачкала. 1960; его же. Очерки истории советского строительства в Дагестанской АССР (1921 - 1937 гг.). Махачкала. 1965; Р. С. Мулукаев. Развитие советской государственности в Северной Осетии. Орджоникидзе. 1958, и др.

4 К. Н. Нурбеков. Возникновение Киргизской советской национальной государственности. Фрунзе. 1964; его же. История государства и права Киргизской ССР (1918 - 1936). Фрунзе. 1960; М. К. Мухарямов. Октябрьская революция и национально-государственное строительство в Татарии (октябрь 1917 - 1920 гг.). М.. 1964; Б. Е. Сагария. Национально-государственное строительство в Абхазии (1921 - 1931 гг.). Сухуми. 1970; Ш. З. Уразаев. В. И. Ленин и строительство советской государственности в Туркестане. Ташкент. 1967; М. Хакимов, Я. Серый. Борьба большевиков за создание национальной советской государственности в Туркестане. Ташкент. 1964; Ш. Хафизов. Образование Татарской АССР. Казань. 1960.

5 Ш. З. Уразаев. Роль РСФСР и СССР в создании советской государственности в Узбекистане. Ташкент. 1965.

6 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик". Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 года. М. 1972, стр. 5.

стр. 4


Национальная политика Коммунистической партии, Советского государства, направленная на раскрепощение народов, провозглашенное Советской Россией право наций на самоопределение создали возможность для возникновения других советских республик. Уже в декабре 1917 г. образовалась Украинская ССР. В конце 1918 - начале 1919 г. сложилась целая семья советских республик на западных окраинах, освобождаемых от германской оккупации и власти местных националистов. Это были Латвийская, Эстонская, Литовская, Белорусская ССР; две последние объединились вскоре в единую Литовско- Белорусскую республику. В ходе освобождения Кавказа от интервентов и националистов здесь в 1920 - 1921 гг. образовались Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР, объединившиеся затем в Закавказскую Федерацию. Все названные республики возникли путем выделения из состава Советской России. И последняя не только не препятствовала этому процессу, но всесторонне помогала новым республикам оформиться и укрепиться.

Не ограничиваясь провозглашением общего принципа о предоставлении всем народам права на самоопределение, Совнарком РСФСР 4 декабря 1917 г. опубликовал специальный манифест к украинскому народу, в котором подчеркнул право Украины "совершенно отделиться от России" или установить с нею любые государственно-правовые отношения7 . При подготовке создания прибалтийских советских республик осенью 1918 г. местные большевики первоначально предполагали ограничиться автономией своих национальных районов. Но ЦК РКП (б) посоветовал создать именно суверенные советские республики народов Прибалтики и Белоруссии8 . Все они сразу же были признаны Советской Россией. Откликаясь на первый запрос эстляндского советского правительства, Совнарком РСФСР 7 декабря 1918 г. издал декрет, которым безоговорочно признавал независимость Эстляндской Советской Республики9 . Аналогичные акты были приняты 22 декабря в отношении Латвии и Литвы.

Независимые советские республики возникали в борьбе с интервентами и белогвардейцами, с местной националистической буржуазией. Поэтому их существование в большой мере зависело от помощи Советской России. Летом 1918 г. РСФСР, связанная условиями Брестского мира и не имевшая еще достаточной армии, не могла оказать прямой военной поддержки народам Украины, Белоруссии и Прибалтики, боровшимся против германских оккупантов и сотрудничавших с ними националистов. Обстоятельства изменились осенью того же года. В связи с революцией в Германии и окончанием первой мировой войны был аннулирован Брестский договор, и Советская Россия, создавшая к этому времени регулярную Красную Армию, смогла помочь своим западным братьям. Эта решительная военная поддержка в значительной степени обусловила освобождение западных окраин нашей страны и создание здесь новых советских республик.

В аналогичных условиях возникали и закавказские советские республики. Пока Закавказье было отрезано от Центральной России белогвардейцами, борьба трудящихся этого края против своих националистических правительств не давала решающих результатов. Но когда Красная Армия, разгромив Деникина и других белых генералов, вышла на подступы к Закавказью, ситуация изменилась. В апреле 1920 г. трудящиеся Азербайджана свергли власть мусаватистов, и ревком только что провозглашенной здесь советской республики обратился к Советской России: "Просим немедленно оказать реальную помощь пу-


7 "Декреты Советской власти". Т. Г. М. 1957, стр. 178.

8 М. И. Куличенко. Указ. соч., стр. 37 - 45.

9 "Документы внешней политики СССР". Т. I. М. 1957, стр. 603.

стр. 5


тем присылки отрядов Красной Армии"10 . Такая помощь была немедленно оказана. Аналогично развивались события и при образовании Армянской и Грузинской советских республик.

Но помощь РСФСР не ограничилась военной поддержкой. Разоренные войной, интервентами и белогвардейцами, новые республики не могли существовать без экономической помощи своей старшей сестры - Советской России. И она, сама испытывая муки голода и холода, тем не менее делилась чем могла с братскими советскими республиками.

Учесть и показать размеры этой помощи в полном объеме невозможно, ибо она осуществлялась в разных формах и по разным каналам, не всегда документировалась и не все документы до нас дошли. Тем не менее даже неполные данные позволяют судить о размахе такой поддержки республик со стороны РСФСР. Только за первые три месяца 1919 г. правительство Украины получило 1675 млн. рублей. Но деньги от РСФСР оно получало и до этого и позднее. Только в декабре 1918 г. правительство Эстонии дважды получало крупные суммы. Дважды получала в это время деньги и Латвия. Неоднократно они выделялись Литве, Белоруссии и Литовско-Белорусской республике11 . Но, кроме таких прямых ассигнований, много средств отпускалось для финансирования отдельных отраслей хозяйства и на определенные, конкретные мероприятия. Вскоре же после образования Армянской ССР, уже в 1921 г., с помощью РСФСР в Армении было реконструировано 18 оросительных каналов, восстановлена Эчмиадзинская оросительная система. Совет Труда и Обороны РСФСР в 1922 г. ассигновал Армении на развитие хлопководства 375 тыс. золотых рублей. Советская Россия помогла Армянской ССР строительными материалами, оборудованием для полиграфической, текстильной промышленности, для строительства электростанций12 . Подобного рода помощь предоставлялась всем советским республикам. Нельзя при этом забывать, что некоторые республики (Украина, Азербайджан), в свою очередь, оказывали посильную помощь РСФСР и другим братским республикам.

Однако значение РСФСР для новых советских республик не ограничивается прямой помощью им - военной, политической, экономической. Весьма важна роль РСФСР как образца для независимых национальных государств. Такая роль вытекала из однотипности советских социалистических республик. Украина, Белоруссия, республики Прибалтики и Закавказья были, как и Россия, государствами диктатуры пролетариата. Они имели в принципе аналогичный общественный строй, ему должен был соответствовать и сходный государственный строй. При этом новым советским республикам не было необходимости заново продумывать конструкцию своего государственного механизма. Они могли видеть ее в готовом виде в РСФСР и учесть ее опыт применительно к местным национальным условиям.

Принципиально общим для всех социалистических республик явилось то, что диктатура пролетариата здесь сложилась, подобно России и по ее примеру, в форме Советов. Общая структура Советов во всех республиках была в принципе аналогична. Несколько выделялась Советская Эстония. Здесь в силу военной обстановки не успели созвать съезд Советов республики, не успели создать и Центральный Исполнительный Комитет. Высшим органом власти и управления республики явился Совет Эстляндской трудовой коммуны. В Украинской ССР правительство первоначально называлось народным секретариатом, а органы отраслевого управления - секретарствами. Но уже в период гражданской войны здесь, как и в России, были созданы Совнарком и


10 "Известия ВЦИК", 29.IV.1920.

11 М. И. Куличенко. Указ. соч., стр. 149 - 150.

12 "История Советского государства и права". В трех кн. Кн. вторая. М. 1968, стр. 66 - 67.

стр. 6


наркоматы. Некоторые особенности имела структура высших органов власти и управления в Латвии и Белоруссии13 . Для республик Закавказья характерно довольно длительное существование ревкомов как высших органов. То же следует сказать и о системе судебных органов, вооруженных силах, органах государственной безопасности и охраны общественного порядка.

Однотипности государственного механизма соответствовала и однотипность правовых систем советских республик, допускавшая возможность использования законодательного опыта и нормативного материала РСФСР. И действительно, все советские республики прямо вводили на своей территории правовую систему РСФСР или рецепировали ее законодательные акты, то есть создавали свои законы на этой основе. В манифесте Советского правительства Латвии 17 декабря 1918 г. провозглашалось, что в республике "в силу вступают все декреты Российской Социалистической Федеративной Советской Республики об обеспечении рабочего класса"14 . Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, изданный 29 ноября 1918 г., вводил нормы, уже осуществленные в РСФСР: о национализации промышленности, банков, транспорта, земли, о повышении заработной платы "до норм, установленных Советской властью в России"15 .

Особое значение имел опыт России для конституционного строительства советских республик. Все они в 1919 - 1922 гг. приняли свои Основные законы. И фундамент для каждого из них составляла Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция. Вместе с тем Основные законы республик учитывали и изменения, произведенные в конституционном законодательстве РСФСР после 1918 года.

Не менее важно историческое значение Советской России и в деле установления и развития тесных межреспубликанских отношений, федеративных связей между ними. Уже в декабре 1917 г. РСФСР выдвинула идею федерации как возможной формы связи между советскими республиками. В составленном по проекту В. И. Ленина и утвержденном Совнаркомом РСФСР манифесте к украинскому народу среди возможных вариантов такой связи назывались и федеративные отношения. В этом документе примечательны два аспекта. Во-первых, он предлагал принципиально новую форму отношений между народами нашей страны - советскую федерацию; а во-вторых, Советская Россия именно предлагала, а не навязывала федеративные отношения. В. И. Ленин, создавая манифест, исходил из того, что идеи федерации в 1917 г., уже после Февральской революции, стали весьма популярными в национальных районах, и не только на Украине. Подобно К. Марксу и Ф. Энгельсу, он исторически конкретно подходил к вопросу о приемлемости федерализма. До Февральской революции, исходя из тогдашней исторической обстановки, В. И. Ленин считал лучшей формой государственного единства унитарное государство, допуская федерацию "лишь в отдельных, исключительных случаях"16 . После февраля 1917 г., анализируя новую ситуацию, он пришел к мысли о допустимости федерации для России17 . В ходе Октябрьской революции В. И. Ленин и партия делают вывод о необходимости федеративного устройства Советской страны. Этот вывод вытекал также из конкретных условий периода18 .


13 Подробней см. В. О. Миллер. Указ. соч.

14 "Документы внешней политики СССР". Т. I, стр. 618.

15 "История Советской Конституции (в документах) 1917 - 1956". М. 1957, стр. 168.

16 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 233.

17 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 32, стр. 41, 286.

18 Вопрос о развитии взглядов В. И. Ленина на федерацию имеет обширную литературу. Новейшей работой на эту тему является статья И. И. Минца "Развитие

стр. 7


В 1917 г. идеи федерации порой выдвигались самими трудящимися массами. Съезд безземельных Латвии в апреле 1917 г. в своей резолюции записал: "Мы боремся за введение демократически-федеративной республики". Крестьянский съезд Тираспольского уезда в июне 1917 г. отметил: "Общие исторические судьбы народов, населяющих Россию, и сознание важности государственного единения настоятельно указывают на необходимость федеративной спайки"19 . Воины-литовцы Западного фронта в резолюции своего съезда 11 декабря 1917 г. записали: "Наилучшей формой правления свободной Литвы съезд признает демократическую республику на основе федерации"20 . Съезд крестьянских депутатов Чебоксарского уезда обязал своих делегатов на I Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов "стоять за свободную демократическую, федеративную республику"21 . Федералистские тенденции имели распространение и на Украине. Коммунистическая партия, В. И. Ленин, неразрывно связанные с массами, чутко воспринимали чаяния народов.

Идея федерации, выдвинутая в Манифесте к украинскому народу, а позднее - в ленинской "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", была воспринята другими советскими республиками. Все они сразу же по образовании заявляли о своем желании установить тесную федеративную связь с РСФСР. I Всеукраинский съезд Советов в резолюции о самоопределении Украины объявил ее "федеративной частью Российской республики"22 . I Белорусский съезд Советов 3 февраля 1919 г. принял декларацию об установлении тесной федеративной связи между Советской Белоруссией и РСФСР. Съезд, приняв решение начать переговоры с РСФСР об установлении федеративных отношений, обратился вместе с тем ко всем советским республикам с предложением последовать примеру Белоруссии и приступить к' аналогичным переговорам с Советской Россией23 . Таким образом, создание новых советских республик не означало их полного отрыва от России. Наоборот, оно имело следствием единение белорусского, латвийского, азербайджанского и других народов с русским и всеми народами Российской Федерации, но на новом, более высоком уровне. Отношения РСФСР с Белорусской, Литовской (с февраля 1919 до 1920 г. Белорусско-Литовской), Латвийской, Эстонской, Азербайджанской, Армянской, Грузинской ССР строились с момента возникновения этих республик как федеративные.

С первых дней существования советские республики сотрудничали, и в первую очередь по линии военной. Литовско-белорусская Красная Армия, армия Советской Латвии, эстляндская Красная Армия, украинские советские войска выросли из местных повстанческих отрядов и национальных частей, входивших в состав Красной Армии РСФСР. В ходе совместных боевых действий на фронтах гражданской войны произошло объединение этих армий. Советские республики подчинили свои вооруженные силы общему командованию, единому военно-стратегическому плану, единому управлению. Функции общего командования и управления войсками всех советских республик осуществлялись военными органами РСФСР; в мае - июне 1919 г. республиканские армии были окончательно слиты в единую армию Советского государства. Главным образом с военной необходимостью связано и возникновение


взглядов В. И. Ленина на создание многонационального государства нового типа" ("Коммунист", 1972, N 10).

19 "Установление Советской власти на местах в 1917 - 1918 годах". Вып. 2. М. 1959, стр. 541 - 542, 680 - 681.

20 "Триумфальное шествие Советской власти". Ч. II. М. 1963, стр. 51.

21 Партархив Чувашского обкома КПСС, ф. 10, оп. 1, д. 1, л. 1.

22 "История Советской Конституции (в документах) 1917 - 1956", стр. 87.

23 Там же, стр. 186.

стр. 8


единства гражданства советских республик. Граждане РСФСР нередко жили на территории Украины, украинцы - в Белоруссии, в Латвии и т. д. Это усложняло призыв в армию граждан одной республики, проживающих на территории другой. Во избежание такого рода затруднений советскими республиками были приняты соответствующие акты, которыми устанавливалось, что в Красную Армию могут призываться граждане всех советских республик, живущие на территории любой из них. А Совнарком Украины установил в феврале 1919 г., что граждане всех советских республик приравниваются к украинским гражданам во всех правах и обязанностях.

С первых дней существования советских республик происходило и объединение их хозяйства. Будучи не в силах самостоятельно справиться с разрухой, они передавали в непосредственное управление соответствующих органов РСФСР отдельные предприятия и целые отрасли промышленности, в первую очередь тяжелую и оборонную индустрию. Государственная промышленность всех советских республик финансировалась ВСНХ РСФСР. Проводились мероприятия и по объединению финансовых систем, транспорта, снабжения. Так, совместное постановление ВСНХ РСФСР и Совнархоза Украины "О проведении единой экономической политики", опубликованное 12 апреля 1919 г., устанавливало общий для обеих республик производственный план, вырабатываемый ВСНХ; в соответствии с ним объединялись товарные фонды и определялись единые предельные цены на сырье. Аналогично строились отношения РСФСР и с другими советскими республиками.

Летом 1919 г. был сделан новый шаг к оформлению федеративных отношений между советскими республиками. В соответствии с их пожеланиями 1 июня 1919 г. ВЦИК издал декрет об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Своеобразие декрета выражалось в том, что, будучи по форме актом высшего органа государственной власти РСФСР, он по существу представлял собой договор между республиками. На сессии ВЦИК присутствовали председатель Совнаркома Украины, представитель правительства Литовско-Белорусской республики, представитель Советской Латвии. В декрете указывалось на необходимость объединения военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов и комиссариатов труда советских республик. После принятия декрета ВЦИК избрал Комиссию для разработки конкретной формы объединения. Однако реализовать этот декрет в полном объеме помешало дальнейшее развитие военных событий, приведшее к падению Советской власти в Прибалтике.

В ходе освобождения Закавказья устанавливаются отношения между возникшими там советскими республиками и РСФСР, аналогичные тем, которые существовали у России с западными советскими республиками в 1919 году. Вместе с тем межреспубликанские связи расширились и углубились. Так, если прежде делались лишь первые шаги по объединению дипломатических усилий советских республик, то теперь совместные выступления на внешнеполитическом фронте становятся более частыми, предпринимаются совместные действия и по налаживанию внешней торговли. В 1920 - 1921 гг. Российская Федерация заключила союзные договоры и соглашения со всеми советскими республиками: Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией. Эти договоры закрепляли и оформляли связи, сложившиеся в период гражданской войны. Вместе с тем они знаменовали переход к новому этапу в развитии федеративных отношений, когда на первое место выступают уже не оборонные, а хозяйственные задачи.

При переходе к мирному строительству с новой силой встали задачи дальнейшего укрепления федеративных отношений между совет-

стр. 9


скими республиками. X съезд РКП (б) в марте 1921 г. в резолюции "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" подчеркнул, что государственный союз советских республик - "единственный путь спасения от империалистической кабалы и национального гнета"24 . Поскольку военное единство советских республик было уже достигнуто, то в послевоенные годы развитие федеративных отношений идет за счет дальнейшего укрепления их дипломатического и хозяйственного единения. В 1921 г. РСФСР, Украина и Белоруссия заключили мирный договор с Польшей. При этом РСФСР и УССР выступали в переговорах самостоятельно, Белоруссия же доверила защиту своих интересов делегации Советской России. Вместе с дипломатическим сотрудничеством советских республик шло объединение их усилий в организации внешней торговли, приобретавшей в восстановительный период большое значение. В целях достижения согласованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов внешней торговли этих республик. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1922 г. вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов. Одновременно было установлено, что между самими советскими республиками не может быть никаких таможенных границ. Наиболее важным событием в области объединения внешнеполитических и внешнеэкономических усилий советских республик было их сплочение в связи с подготовкой Генуэзской конференции 1922 года. Углубление экономического единства советских республик в послевоенные годы выразилось в установлении единого хозяйственного плана, в дальнейшем объединении органов хозяйственного управления и т. п.

Характерной особенностью федеративного объединения советских республик, существовавшего в 1917 - 1922 гг., предшествовавшего образованию СССР и подготовившего его, было своеобразное положение РСФСР в этом объединении. Такое положение вытекало главным образом из того, что она была самым крупным и наиболее развитым социалистическим государством, с наиболее передовым и революционным рабочим классом. Определенное значение имело и срединное положение РСФСР, делавшее ее естественным центром, к которому тянулись другие советские республики. Своеобразная роль РСФСР проявилась прежде всего в положении ее высших органов власти и управления. Они в это время выступали, с одной стороны, как органы РСФСР и вместе с тем как органы всего объединения советских республик. При этом союзные с РСФСР советские республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов, имели своих представителей во ВЦИК РСФСР. В силу такого положения республики считали для себя обязательными и акты этих органов. Те же функции в отношении союзных республик выполняли СНК РСФСР и многие ее наркоматы.

Таким образом, РСФСР много сделала для создания, укрепления и развития республик, для объединения их в одну семью. Не меньшее значение имеет деятельность центральных органов РСФСР для строительства национальной государственности внутри самой РСФСР. Уже в момент рождения Российской Советской Республики была создана основа не только для возникновения других советских республик, но появилась и тенденция к изменению формы государственного единства самой Советской России в направлении ее усложнения. Политической и юридической основой этих процессов являлось провозглашенное Коммунистической партией и Советским государством право народов


24 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 2, стр. 250.

стр. 10


на самоопределение. Значительные изменения формы государственного единства Российской Советской Республики произошли уже в первые месяцы ее существования. Она родилась как унитарное государство. Однако очень скоро ее социалистический унитаризм сменился социалистическим же федерализмом.

"Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г., провозгласила Российскую Советскую Республику "Федерацией советских национальных республик". Декларация не определяла конкретную форму федерации, ограничиваясь лишь установлением коренных ее начал. "Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России", Декларация предоставляла "рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных учреждениях"25 . Практически строительство Российской Федерации пошло по линии создания автономных образований26 . Оно началось уже в первой половине 1918 г. и завершилось в основном в 1922 году. Высшим партийным и советским органам РСФСР принадлежит заслуга в создании автономии всех нерусских народов, в нее входящих. Первая Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, включившая в себя целиком "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", статьей 11 закрепила, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику"27 . Таким образом, Конституция уже вполне четко определила форму федерации - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных статьей 11. Вопросы федерации нашли свое отражение и в статье 49 Конституции 1918 г., определявшей компетенцию высших органов власти РСФСР. Здесь, в частности, затрагиваются и взаимоотношения центральной власти с автономными областными союзами.

Строительство автономии в Российской Федерации в первой половине 1918 г. отличалось определенными характерными особенностями. Прежде всего формирование автономных советских республик в 1918 г. проходило снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными партийными организациями и органами Советской власти. Эта особенность определяется в основном двумя причинами. С одной стороны, такое положение соответствовало решениям III Всероссийского съезда Советов, призвавшего трудящихся национальных районов решать свою судьбу на основе максимально свободного волеизъявления; с другой - оно было обусловлено практической затруднительностью в данный момент конкретного руководства строительством каждой конкретной автономии из центра.

В первой половине 1918 г. не было еще специальных органов и кадров для проведения этой работы. Наркомнац, созданный II съездом Советов, тогда лишь развертывал свою деятельность. Поэтому он ограничился преимущественно общими принципиальными указаниями по национально-государственному строительству. Большую роль, в частности, сыграло обращение Наркомнаца "Советам Казани, Уфы, Оренбур-


25 "Декреты Советской власти". Т. I, стр. 341.

26 Подробнее об этом см. О. И. Чистяков. Формирование РСФСР как федеративного государства (1917 - 1922 гг.). "Вопросы истории", 1968 N 8.

27 СУ РСФСР, 1918, N 51, ст. 582.

стр. 11


га, Екатеринбурга, Совнаркому Туркестанского края и другим"28 , указавшее партийным и советским работникам национальных районов путь к советской автономии. Сами работники Наркомнаца первоначально не считали руководство национально-государственным строительством главной задачей своего наркомата. 7 марта 1919 г., сообщая в справочный отдел Наркомпочтеля данные о себе, Наркомнац определял основные задачи своей деятельности следующим образом: "Проведение в жизнь начал Советской власти в среде различных наций, населяющих РСФСР, на их родном языке. Принятие всех мер к поднятию культурного уровня и классового самосознания среди трудящихся масс этих наций. Борьба с контрреволюцией в ее национальных проявлениях"29 . Материалы отдельных национальных комиссариатов и отделов Наркомнаца также не содержат данных за 1918 г. о какой-либо работе по национально-государственному строительству. Ничего не говорится по этому вопросу в отчете о работе Мусульманского комиссариата за 1918 год30 . В документах отдела горцев Кавказа, начавшего свою работу 1 июля 1918 г., также нет материалов, говорящих об его практическом участии в национально-государственном строительстве в 1918 и даже 1919 году31 . Не принял участия в национально-государственном строительстве и отдел по национальному вопросу, созданный в составе ВЦИК 6 ноября 1917 года32 . Этот отдел, кажется, вообще себя никак не проявил. Во всяком случае, в огромном архивном фонде ВЦИК о нем почти нет материалов. Во ВЦИК IV созыва Национальный отдел уже вообще не создавался33 . Затрудняли конкретное руководство национально-государственным строительством из центра и обстоятельства технического порядка. Разруха, охватившая транспорт и связь, многочисленные фронты, то и дело отрезавшие национальные окраины, не позволяли центральным органам достаточно оперативно вмешиваться в дела этих окраин. Даже информация оттуда поступала в Москву с большими трудностями.

Не следует, однако, думать, что высшие партийные и государственные органы РСФСР вообще устранились от руководства строительством автономных республик. Их руководящая роль выражалась тогда преимущественно в даче принципиальных указаний. Провозглашение Туркестанской республики было санкционировано В. И. Лениным в приветственной телеграмме V съезду Советов Туркестана. С В. И. Лениным было согласовано и образование Таврической республики34 . Он приветствовал I съезд Советов Донской республики35 . Важной формой руководства местами была посылка на окраины чрезвычайных комиссаров. Они (П. А. Кобозев в Туркестане, Г. К. Орджоникидзе на Северном Кавказе и Дону) сыграли существенную роль в создании соответствующих автономных республик.


28 "История Советской Конституции (в документах) 1917 - 1956", стр. 120.

29 ЦГАОР СССР, ф. 1318, оп. 1, д. 39, л. 5.

30 Там же, д. 50, лл. 137 - 139. Д. И. Нафигов, исследовавший деятельность этого нацкома, показывает, что он занимался в 1918 г. преимущественно культурно-просветительной и отчасти военной работой и почти совершенно не затрагивал национально-государственного строительства (Д. И. Нафигов. Деятельность Центрального мусульманского комиссариата при Наркомнаце в 1918 г. "Советское востоковедение", 1958, N5).

31 ЦГАОР СССР, ф. 1318, оп. 1, д. 42. Правда, среди задач отдела значилась "выработка на началах Советской конституции оснований и положений административно-территориальной и национальной автономии на Северном Кавказе и в Дагестане" ("Жизнь национальностей", N 3, 24.XI.1918).

32 ЦГАОР СССР, ф. 1235. оп. 17, д. 6, л. 1.

33 Там же, оп. 19, д. 1. л. 3.

34 И. Чирва. Крым революционный (историко-партийный очерк). Киев. 1963, стр. 35.

35 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 36: стр. 223.

стр. 12


Руководство строительством автономии со стороны центральных органов партии и Российской Советской Республики существенно усиливается во время гражданской войны. Это было следствием укрепления Советского государства и роли РКП (б) как правящей партии36 . Необходимость в усилении руководства определялась размахом строительства автономии, особенно в первые послевоенные годы.

Одной из форм конкретного руководства национально-государственным строительством являлась посылка Центральным Комитетом РКП (б) своих представителей на места для организационной и контрольной работы. ЦК посылал в автономные республики свои кадры и на постоянную работу, помогая формированию национальных обкомов, повсеместно испытывавших нехватку людей. На местах также создавались иногда специальные национальные партийные органы. Так, при губкоме многонациональной Казанской губернии работали Мусульманская, Чувашская и Марийская секции37 . В Туркестане до 1920 г. существовала самостоятельная парторганизация для коренного населения.

Усиливается руководство строительством автономии и со стороны государственных центральных органов. Почти все образовавшиеся автономии были провозглашены соответствующими актами ВЦИК, Совнаркома или их обоих. Акты центральной власти определяли форму той или иной автономии, ее территорию, структуру органов власти и управления, основы правового статуса. И после образования автономных единиц издаются отдельные акты ВЦИК и СНК по конкретным вопросам их строительства, преимущественно об уточнении границ их территорий, конструкции государственного механизма, взаимоотношений с центром.

Руководство национально-государственным строительством отнюдь не означало ограничения воли самих народов. Наоборот, деятельность ВЦИК и Совнаркома РСФСР опиралась на волю трудящихся масс народов России, отражала стремление нерусских национальностей к созданию своей государственности. Ее источником являлось развитие национального движения в том или ином районе. Органы власти РСФСР, по существу, лишь формулировали те идеи, которые исходили от самих народов. Инициатива в создании автономий в большинстве случаев проявлялась снизу. А провозглашение их встречало одобрение трудящихся. Это одобрение часто подчеркивается специальной юридической процедурой. Так, съезды Советов Казахстана, опираясь на акты центральной власти о провозглашении автономии, сами дополнительно объявляли о новом устройстве своей жизни.

В 1920 г., когда большая часть народов России была освобождена от белогвардейцев или была близка к освобождению, ВЦИК решил придать национально-государственному строительству более организованный и планомерный характер, для чего создал специальный орган. 15 февраля 1920 г. было опубликовано постановление ВЦИК "Об образовании Комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР". Комиссия создавалась при Президиуме ВЦИК, на нее возлагалась задача определения объема прав отдельных частей федерации, отношений между центральными и местными органами, строения федеральных органов и т. п. Конкретное руководство строительством автономных образований осуществлялось ВЦИК и СНК РСФСР и путем создания специальных органов, являвшихся их представителями на местах. Именно таким органом была Турккомиссия. В 1919 г. была создана комиссия по оказанию помощи башкирам, пострадавшим от белых, во главе с Артемом (Ф. А. Сергеевым). На комиссию, кроме того, была возложена задача укрепления Советской власти в республике, в частности путем ра-


36 Подробнее об этом см. О. И. Чистяков. Указ. соч., стр. 9 - 10.

37 Партархив Татарского обкома КПСС, ф. 868, оп. 1, д. 4, л. 33, и др.; д. 115, лл. 1, 12, 20.

стр. 13


зоблачения притаившихся белогвардейских элементов. Соглашением о советской автономии Башкирии предусматривалось включение в Башкирский ревком (а затем в состав ЦИК Башкирии) двух представителей ВЦИК.

В свою очередь, автономные образования имели представителей в Москве. Осенью 1918 г. в Москве было образовано Полномочное представительство Туркестанской АССР. Это представительство проделало большую работу, являясь связующим звеном между высшими органами РСФСР и Туркестана. Оно взяло на себя заботу ходатайствовать перед центральной властью о различных нуждах Туркестана, информировало органы о событиях в центре и Москву - о делах Туркестана, доводило до сведения ЦИК и СНК Туркестанской АССР решения центральных органов в отношении Туркестана и нормативные акты РСФСР, передавало запросы общероссийских органов о различных сторонах жизни Туркестана. Представительство передавало в Ташкент и партийные директивы, поддерживало связь не только по государственной, но и по партийной линии. Большое место в деятельности представительства занимали вопросы снабжения Туркестана товарами, производимыми в центре, деньгами. Занималось оно и вопросами культуры, в частности способствовало созданию Ташкентского университета. Следовательно, полномочное представительство Туркестанской АССР делало определенную полезную работу. В то же время очевидно и то, что оно в большей мере стало передаточным пунктом, посредником между центром и Туркестаном. Поэтому в условиях строжайшей экономии, сокращения государственного аппарата, которыми характеризуется тяжелый для Советской России 1919 год, Президиум ВЦИК счел возможным 16 апреля ликвидировать этот орган. Однако особое географическое, хозяйственное и политическое положение Туркестана заставило вновь вернуться к этому вопросу. Уже в октябре 1919 г. появляется Московское бюро Комиссии ВЦИК по делам Туркестана. Оно занималось теми же делами, что и прежнее представительство, только с меньшим размахом. Получился круг: Турккомиссия представляла Москву в Туркестане, а ее Московское бюро - Туркестан в Москве.

В 1919 г. существовало также представительство Башкирской автономной республики в Москве. Декретом СНК РСФСР 10 июля 1919 г. было учреждено представительство Киргизского края при ВЦИК.

Другой формой связи автономных республик и областей с центральными органами РСФСР являлось включение их представителей во ВЦИК. Во ВЦИК были включены в 1919 г. представители Туркестана. На основании соглашения с Башкирией она также послала двух своих представителей во ВЦИК. В 1920 г. все имевшиеся специальные представительства автономных республик и других национальных объединений при ВЦИК были переданы Наркомнацу. ВЦИК и Совнарком РСФСР в постановлении, опубликованном 17 ноября 1920 г., мотивировали это необходимостью ликвидации параллелизма в работе государственных органов, соображениями экономии и целесообразности использования трудовых сил.

Во время гражданской войны возрастает также роль центральных органов отраслевого управления в национально-государственном строительстве, прежде всего наркоматов по делам национальностей и внутренних дел. В 1919 г. несколько расширяется деятельность Наркомнаца и его органов в области национально-государственного строительства. Он продолжал работу по подготовке киргизской автономии, участвовал в создании Башкирской республики, подготавливал автономию калмыков. Начиная с 1920 г. Наркомнац развертывает уже широкую работу по руководству строительством автономии. 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло подготовленное В. И. Лениным постановление, в котором предусматривалась необходимость усилить работу Наркомнаца и

стр. 14


предоставить автономию народам, которые еще ее не имеют38 . Строительство автономных республик, областей и трудовых коммун, развернувшееся с особой силой в конце гражданской войны, теперь, в послевоенный период, ведется в еще более благоприятных условиях. Освобождение всей территории РСФСР от врага создает возможность национально-государственного строительства во всех районах, исторически подготовленных к этому. В основном оно идет на юге и в Сибири, позже, чем другие районы страны, освобожденные от интервентов и белогвардейцев. В результате реализации постановления Политбюро в первые послевоенные годы в составе РСФСР возник большой отряд новых автономных образований.

К 1923 г. автономию получили, по существу, все достаточно крупные народы России. Лишь у одного из них - мордовского - национальная государственность возникла несколько позже, хотя вопрос о ней был поставлен в 1921 году. Позже была создана также автономия малых народов Севера, входящих ныне в национальные округа. Таким образом, в эти годы круг автономных образований в составе РСФСР в принципе определился. Это не означало, однако, окончания процесса развития автономии внутри Советской России, процесса национально- государственного строительства вообще. В последующие годы многие народы изменят формы своей автономии, некоторые от автономии перейдут к образованию союзных республик, произойдет внутреннее развитие автономных частей РСФСР.

Строительство автономии включало в себя по крайней мере три важнейших аспекта: установление территории автономных единиц, создание их государственного механизма, определение надлежащего правового статуса автономных республик, областей и трудовых коммун. Все эти процессы были весьма сложны, и их осуществление было немыслимо без решающего участия высших органов РСФСР. Автономные республики, образовавшиеся в первой половине 1918 г., провозглашались в рамках прежних административных единиц - Таврической губернии, Терской области, Туркестанского края и т. п. Поскольку административно-территориальное деление, унаследованное от дореволюционной России, не соответствовало расселению народов, то и границы упомянутых республик не вполне соответствовали национально- территориальному принципу, лежащему в основе строительства Советского многонационального государства39 . В годы гражданской войны в результате усиления руководства со стороны высших органов РСФСР этот принцип начинает проводиться более строго. Все автономии, созданные тогда актами центральной власти, формировались за счет выделения территории, компактно заселенной тем или иным народом. Особенно большая работа по установлению границ территории автономных единиц развернулась в послевоенные годы. Создание новых АССР и АО в это время требует определения их территории. Вместе с тем многие автономные образования, учрежденные во время гражданской войны, не успели еще закрепить свою территорию. Границы некоторых автономных республик, областей и трудовых коммун, проведенные условно или неправильно, требовали пересмотра. Наконец, общероссийская работа по совершенствованию административно- территориального устройства в известной мере налагала свой отпечаток на судьбы автономных единиц. Все эти обстоятельства обусловливают ведущуюся в послевоенные годы большую работу по определению и совершенствованию границ автономных частей РСФСР. Осуществление национально- территориального принципа предполагает учет не только национального состава, но и экономических связей, географического по-


38 "Вопросы истории КПСС", 1958, N 2, стр. 16 - 17.

39 Подробней об этом см. О. И. Чистяков. Образование Российской Федерации (1917 - 1918 гг.). "Советское государство и право", 1957, N 10.

стр. 15


ложения, желаний населения. Данный период характеризуется как раз стремлением наиболее полно учесть все эти факторы, сочетать их. Практически эта работа была сложной и кропотливой, занимавшей многие органы, специальные и неспециальные, многих людей, вызывавшей подчас споры и трения.

В послевоенные годы проводились троякого рода мероприятия по установлению размеров территории автономных единиц: первоначальное определение границ, так сказать, "вчерне", их уточнение, дальнейшее их совершенствование. Первоначальное определение территории обычно проводилось в ходе подготовки к провозглашению той или иной автономии. В этой работе участвовали центральные органы40 ,в первую очередь Наркомнац, НКВД и Административная комиссия ВЦИК, созывались межведомственные совещания. Центральные органы работали в контакте с местными. Главное же, в разработке вопроса участвовали представители соответствующего народа. Так, границы Якутской АССР подготавливались комиссией, образованной из представителей Наркомзема, Наркомнаца, Сибирского ревкома и самих якутов41 . Разработка границ Ойротской АО началась вообще на месте. 11 декабря 1921 г. Президиум Алтайского губкома РКП (б) создал специальную комиссию по ойротской автономии, которая подготовила и вопрос о ее территории42 . Возглавлял комиссию представитель коренного населения. Границы Бурятской автономной области также определялись с участием Сибирского ревкома и представителей бурят43 .

Результаты этой работы закреплялись в постановлениях о провозглашении каждой автономии. Форма первоначального определения территории была, однако, различной. Иногда территориальный состав той или иной автономной единицы исчерпывающе перечислялся в этом акте44 ; в других случаях закон предполагал дальнейшее уточнение отдельных участков границы45 , в третьих - ВЦИК поручал своей Административной комиссии определить "точные границы" новой автономной единицы46 , устанавливая их лишь в принципе. На базе этих принципиальных установок начиналась практическая работа по формированию территории провозглашенной автономии. Акты о провозглашении автономии обычно определяли лишь бесспорную территорию АССР или АО. Но в большинстве случаев оставались районы, принадлежность которых к той или иной автономии следовало еще установить. В этих случаях начинался второй этап работы - уточнение границ автономных республик, областей и трудовых коммун. Наряду с этим после гражданской войны возникает и новый процесс - совершенствование границ АССР, АО и трудовых коммун. Необходимость этого мероприятия вытекала из специфических задач восстановительного периода и была связана с развитием народного хозяйства47 .

Другой проблемой было создание государственного механизма автономных единиц. Как и союзные советские республики, автономные


40 Проект постановления об образовании Якутской АССР был разослан во все наркоматы. Административная комиссия просила при этом дать заключение как о конструкции органов ЯАССР, так и о границах проектируемой республики (ЦГАОР СССР, ф. 5677, оп. 3, д. 372, л. 3).

41 Там же, л. 20.

42 Там же, оп. 2, д. 253, л. 1.

43 Там же, д. 4, л. 86.

44 Постановление Президиума ВЦИК "Об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области" (СУ РСФСР, 1922, N 47, ст. 596).

45 Декреты ВЦИК: "Об образовании Объединенной Карачаево- Черкесской автономной области" (СУ РСФСР, 1922, N 6, ст. 63); "Об образовании Объединенной Кабардино-Балкарской автономной области" (СУ РСФСР, 1922, N 11, ст. 109).

46 Постановление Президиума ВЦИК "Об образовании автономной области Чечни" (СУ РСФСР, 1922, N 80, ст. 1009).

47 Подробней об этом см. О. И. Чистяков. Установление территории автономных образований (1920 - 1922). "Вестник" МГУ. Серия 10. Право. 1963, N 4.

стр. 16


республики копировали структуру высших органов власти и управления РСФСР. Местные органы строились обычно по общероссийской схеме с некоторыми особенностями, вытекающими из структуры административно- территориального деления автономий. Так, в Башкирии (одно время и в Татарии) существовали кантонные органы, в Горской республике - окружные и т. д.

Первое время в РСФСР единственной формой автономии была автономная республика. Данное обстоятельство вытекало из "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Указанные нормы были закреплены и в Основном законе РСФСР. Конституция 1918 г. ввела новое понятие автономного областного союза, тождественное в данный момент понятию республики. Однако это тождество было временным. Конституция, очевидно, потому и вводила новое понятие, что предвиделась возможность возникновения иных, новых форм национально-государственных объединений. Термин "автономный областной союз" мыслился, очевидно, как единое понятие для всех видов существующих и могущих возникнуть впоследствии национально- государственных образований. И действительно, уже скоро, в период гражданской войны и интервенции, возникают эти новые виды, новые формы.

Важной и сложной проблемой было определение правового статуса автономных единиц. Правовое положение автономных республик 1918 г. характеризовалось весьма слабой юридической регламентацией, недостаточной унификацией, большой широтой прав как юридически закрепленных за республиками, так и в особенности фактически осуществляемых ими. Первые автономные республики образовались в ответ на призыв "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". На предложение Декларации самостоятельно решить вопрос о вхождении в состав РСФСР трудящиеся национальных окраин совершенно определенно ответили провозглашением единства с РСФСР. Этого волеизъявления с точки зрения юридической было вполне достаточно для установления государственно-правовых отношений национальных районов с Российской Федерацией. Никакого особого признания автономных республик со стороны РСФСР до принятия Конституции не требовалось.

Образовавшиеся республики решили в принципе вопрос о форме государственно-правовой связи с РСФСР, высказавшись за существование в составе Российской Федерации, то есть за автономию. Однако в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики" требовалось установить конкретное содержание этой автономии. Такая работа в 1918 г. в силу исторической обстановки проведена не была. Но уже во время гражданской войны и в последующие годы высшие органы РСФСР обращают на это серьезное внимание. В результате правовое положение автономных единиц достаточно полно регламентируется, унифицируется статус определенных групп автономий - республик, областей, трудовых коммун; права автономных республик, оставаясь достаточно широкими, вводятся в рамки, свойственные автономии.

Таким образом, заслуга РСФСР перед нерусскими народами, ее населяющими, состоит прежде всего в том, что она уже в первые годы своего существования создала государственность этих народов в форме автономии. Если для других советских республик РСФСР была помощником, опорой и образцом, то для автономий, возникавших внутри федерации, - созидающей и руководящей силой. Как та, так и другая деятельность органов РСФСР в большой мере подготовила сплочение советских народов в могучий Союз Советских Социалистических Республик, своего рода прообразом которого и явилась Российская Федерация48 .


48 См. "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик". Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 года, стр. 8.

Опубликовано 16 января 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?