Рейтинг
Порталус

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Дата публикации: 23 февраля 2017
Автор(ы): Стрельников Владилен Владимирович
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 8, Октябрь 2013, C. 16-20
Номер публикации: №1487859941


Стрельников Владилен Владимирович, (c)

Взаимодействие системы образования и прокуратуры остается достаточно непростым вопросом. Прокуроры, результативность которых оценивается по количеству выявленных ими нарушений, успешно эти нарушения выявляют. Как выстроить работу с этими органами школам и органам управления образованием? Статья - в рубрике на эту тему.

 

Стрельников Владилен Владимирович, кандидат юридических наук, практикующий юрист

 

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних является для, - прокуроров приоритетной задачей. (См., напр.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи".)

 

Масштабы и острота проблем в области охраны детства требуют от прокуроров своевременного и адекватного реагирования на факты нарушений прав и законных интересов детей.

 

В 2012 году прокуратурой было выявлено более 743 тысяч нарушений в сфере соблюдения прав и интересов детей.

 

Прокуратурой было привлечено к ответственности свыше 158 тыс. виновных лиц, возбуждено 7 тыс. уголовных дел. За четыре месяца 2013 года, выявлено уже около 262 тыс. нарушений, в целях устранения которых внесено более 38 тыс. представлений, опротестовано 21 тыс. незаконных правовых актов, в интересах детей в суды направлено свыше 40 тыс. исков и заявлений.

 

Изложенное выше дает веские основания полагать, что деятельность прокурорских работников по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних в образовательных организациях - это постоянные и комплексные мероприятия, целью которых является обеспечение надлежащих условий пребывания и обучения детей и недопущение нарушения их законных прав и интересов.

 

Рассматривая особенности организации этого вида надзора, отметим, что, несмотря на незакрепление в Законе о прокуратуре конкретного времени посещения прокурорскими работниками школ и детских садов, надзорные мероприятия, как правило, проводятся в рабочее время (с 8 до 18 часов). Исключением из этого правила могут стать несчастные случаи, требующие безотлагательного вмешательства.

 

Ввиду плановости надзорной деятельности

 
стр. 16

 

контролирующих органов в области образования многие руководители образовательных учреждений уже привыкли к их посещению и в некоторых случаях ожидают этих должностных лиц в течение определенного времени.

 

При этом в случае приезда представителей прокуратуры с целью проверок тех же материалов (фактов, событий), которыми незадолго до их визита занимались, скажем, инспектора Роспотребнадзора, у руководства возникает закономерный вопрос: почему прокуратура повторно их проверяет?

 

Отвечая на него, укажем, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. (Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".)

 

Из этого законодательного положения следует, что:

 

- действия прокуратуры не связаны с какими-либо выводами и проводимыми мероприятиями иных государственных или муниципальных органов. Прокуроры имеют право проверять поднадзорные объекты в требуемом объеме, устанавливать все необходимые обстоятельства и принимать решения в соответствии с действующими нормативными актами;

 

- все свои функции каждый прокурорский работник должен осуществлять только на основе закона и своего внутреннего убеждения и не обязан давать каких-либо объяснений по существу проводимых проверочных мероприятий и находящихся в его производстве дел, материалов. В случае если повод проверки полностью совпадает с поводом посещения иной контролирующей структуры, работник прокуратуры задает те же вопросы и просит предоставить те же документы, целесообразно ознакомить проверяющего с материалами, составленными по результатам предыдущей проверки.

 

Кроме этого у руководителей образовательных учреждений иногда возникают вопросы, связанные с юридическим обоснованием и оформлением правомерности приезда к ним прокуратуры.

 

Они, как правило, связываются с требованиями, в соответствии с которыми ((Требования установлены ч. 3 и 4 ст. 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".) контролирующие органы имеют право проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля (надзора)... (при внеплановой проверке требуется копия документа о согласовании ее проведения).

 

Однако требования Федерального закона N 294-ФЗ не применяются к органам прокуратуры (п. 3 ч. 3 ст. 1 данного Закона).

 

Единственное, что можно потребовать у прокурорского работника с целью подтверждения его полномочий, - это служебное удостоверение.

 

Здесь отметим, что в соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" работники прокуратуры при осуществлении возложенных на них функций вправе по предъявлении служебного удостоверения:

 

- беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов;

 

- иметь доступ к их документам и материалам;

 

- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

 

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения

 
стр. 17

 

специалистов для выяснения возникших вопросов;

 

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

 

Обратим внимание на то, что истребуемая документация предоставляется органам прокуратуры безвозмездно, при этом должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

 

Основания проверки прокуратурой образовательных организаций

 

Поводов для проверки образовательной организации может быть несколько. К ним относятся следующие:

 

1. Задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору района (города) или специализированному прокурору (природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную проверку исполнения законодательства о несовершеннолетних на определенной территории или же в конкретных образовательных учреждениях (объектах).

 

2. Плановая проверка, которая осуществляется согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

 

3. Указание межгоррайпрокурора о проведении выборочной проверки исполнения этого законодательства в определенной школе, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка).

 

4. Материалы средств массовой информации (публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналам телерадиовещания, материалы интернет-сайтов) также являются основанием для проведения внеплановых проверок, но в данном случае их инициировать помимо руководителя прокуратуры имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора.

 

5. Обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере.

 

При этом ст. 10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" обязывает прокуратуру рассматривать не только заявления самих учащихся, их родителей или законных представителей, а также работников образовательных учреждений, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по правам человека, депутатов представительных органов, партий, иных общественных организаций, выступающих в защиту их интересов.

 

Отдельным поводом проверки образовательного учреждения являются инциденты, нарушающие права и свободы учащихся. В связи с тем, что они, как правило, имеют большой общественный резонанс и интересуют все без исключения органы власти, средства массовой информации, а также широкие слои населения, считаем необходимым остановиться на них более подробно.

 

Зачастую в социальных сетях появляются снятые на мобильный телефон видеоролики, в которых запечатлены кадры избиения и унижения одних несовершеннолетних другими, употребления школьниками алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ и иные факты противоправного поведения.

 

С юридической точки зрения несовершеннолетний, осуществляющий видеозапись недостойного поведения своих сверстников, фактически является свидетелем (а иногда и соучастником) преступления или административного правонарушения.

 

Размещенный в сети "Интернет" видеоролик подобного содержания является первичным доказательством противоправного деяния, на основании которого проводятся последующие проверочные мероприятия.

 

Важно отметить, что сам факт появления в сети "Интернет" видеозаписи, в которой фигурируют несовершенноление учащиеся определенного образовательного учреждения, занимающиеся противоправными вещами, является поводом к привлечению директора школы и педагогов, которые отвечают за воспитание этих подростков, к дисциплинарной и иной ответственности вплоть до увольнения. В этом аспекте хотелось бы рекомендовать ру-

 
стр. 18

 

ководству общеобразовательных учреждений быть максимально просвещенными в юридических вопросах, связанных:

 

- с причинением несовершеннолетними телесных повреждений;

 

- с совершением ими хищений чужого имущества;

 

- с насильственными действиями, в том числе сексуального характера;

 

- с употреблением подростками алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

 

Это первичный круг вопросов, владение которыми позволит директорам и их заместителям объективно оценить обстановку. Подобные знания необходимы для решения первоочередных задач.

 

Как известно, руководитель образовательного учреждения во всех без исключения случаях несет ответственность за деятельность учащихся во время их пребывания в школе. Если же на ее территории совершено деяние, которое имеет все признаки преступления, руководитель безотлагательно должен сообщить об этом в правоохранительные органы.

 

В противном случае директор может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ (халатность), либо по ст. 316 УК РФ (укрывательство преступлений), либо по иным статьям Уголовного кодекса в зависимости от обстоятельств происшествия.

 

Хотелось бы предостеречь руководство школ от самостоятельного вмешательства и проведения так называемых внутренних расследований, поскольку подобные действия входят в компетенцию исключительно правоохранительных органов.

 

Вместе с этим образовательные учреждения и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, обязаны осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. (Пункт 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".)

 

Из этого законодательного требования напрямую вытекает обязанность школ осуществлять профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения подростками противоправных деяний. На основании внутренних документов, в которых обозначено содержание подобных мероприятий и отмечены конкретные должностные лица, ответственные за их проведение, директор вправе провести служебную проверку в случае, если несовершеннолетние совершили какие-либо противоправные действия.

 

Органы прокуратуры в данной ситуации будут интересовать все задокументированные действия должностных лиц школы, направленные на недопущение подобных инцидентов.

 

Воспитательный процесс в образовательном учреждении, как известно, весьма сложен, его результат может не соответствовать затраченным усилиям, и даже если все мероприятия в соответствии с указанным выше нормативным актом будут проведены надлежащим образом, всегда существует риск, что кто-нибудь из учащихся совершит наказуемый законом проступок.

 

Прокуратуру в подобном случае будет интересовать причинно-следственная связь между таким проступком и работой администрации школы, направленной на его недопущение.

 

Но, как правило, прокурорские работники здесь не будут анализировать глубину и качество педагогической профилактической работы, этих должностных лиц будет интересовать только одно: если в школе имело место совершение преступления или административного правонарушения, то ответственные за это педагоги и руководство должны быть наказаны в установленном законом порядке.

 

Как показывает практика, существует три сценария развития данной ситуации:

 

1. Директор школы своим приказом налагает дисциплинарное взыскание на классного руководителя, который допустил совершение его учениками противоправного деяния с формулировкой "ввиду недостаточной профилактической работы".

 
стр. 19

 

2. Директор школы пассивно ждет, когда из прокуратуры поступит представление об устранении нарушений законности, выразившихся в недостаточности контроля за несовершеннолетними, в котором будет стоять вопрос о наказании в дисциплинарном порядке виновных лиц.

 

3. Прокуратура в случае выявления систематических нарушений в этой сфере, а также в ситуации, когда инцидент получил широкий общественный резонанс, может подготовить и направить представление о наказании директора школы на имя соответствующего органа управления образованием.

 

Последствия подобного акта прокурорского реагирования трудно заранее предугадать - они могут быть как минимальными (приглашение руководителя на заседание органа управления образованием с целью предоставления соответствующего отчета, устные замечания и т. д.), так и максимально негативными (освобождение от занимаемой должности по нереабилитирующим основаниям вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей).

 

Дать какие-либо рекомендации в данном случае весьма сложно, но нужно действовать по принципу "из двух зол всегда выбирают меньшее". В такой ситуации директор школы должен быть максимально готов к прокурорской проверке.

 

Если имел место какой-либо инцидент в образовательном учреждении, связанный с поведением учащихся, необходимо во всех случаях незамедлительно принимать меры к усилению профилактических мероприятий и обязательно фиксировать их документально.

 

Важно, чтобы на момент приезда работников прокуратуры эти меры либо были уже реализованы и виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности приказом директора школы, либо находились в завершающей стадии. Руководитель образовательного учреждения сможет избежать значительного количества претензий в свой адрес, если построит общение с проверяющим прокурором в форме диалога, в котором сам первоначально изложит объективную картину происшествия, обозначит факторы, которые ему способствовали и наглядно продемонстрирует проведенную администрацией школы и документально зафиксированную работу, направленную на недопущение противоправного поведения учеников.

 

В ходе надзорной проверки важно убедить проверяющего в том, что руководство школы адекватно воспринимает сложившуюся ситуацию, не скрывает подобные инциденты и стремится решать имеющиеся проблемы не только своими силами, но и с привлечением заинтересованных ведомств (например, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

 

Подобное отношение директора школы к вопросам законопослушного поведения учащихся, как правило, создает у прокурорского работника мнение, что он сделал все возможное для того, чтобы ситуацию исправить и недопустить подобное в дальнейшем.

 

Отметим, что приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 июня 2008 г. N 112 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета "О работе прокурора" по форме П и Инструкции по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П" предусматривает заполнение графы о количестве привлеченных к дисциплинарной ответственности лиц по представлениям прокурора.

 

Эти цифры влияют на результативность работы той или иной прокуратуры. Подобное говорит о том, что прокурор может настойчиво требовать от директора школы привлечения к дисциплинарной ответственности педагогов, которые виновны в проведении профилактической работы ненадлежащего качества.

Опубликовано на Порталусе 23 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама